Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (506) → «За нами – наши дети. И мы не должны отступать»

«За нами – наши дети. И мы не должны отступать»

№41 (506) / 1 ноября ‘08

Духовное чтение

  В беседе с кандидатом философских наук, доцентом кафедры психологии и антропологии УГТУ-УПИ Еленой Германовной Поповой мы ведем разговор об актуальных проблемах духовного и нравственного воспитания молодежи. Формат газетной статьи не позволяет сразу полностью осветить заявленную тему – настолько важную и нужную сегодня, что мы еще продолжим разговор.

  Как справедливо замечает Елена Германовна, многие из нас на личном опыте убедились, что наших детей сегодня бросили на произвол судьбы. Взрослые дяди и тети, педагоги, психологи, родители рассуждают примерно так: «что хорошо, что плохо, что добро, а что зло – пускай дети разбираются сами».
  – Вот и получается, что дети предоставлены сами себе в самое ответственное время, когда у них еще нет четких нравственных ориентиров. Самое любимое слово у многих – «толерантность». А между тем это самое большое зло, которое разрушило наше сознание. Потому что толерантность – это, как говорят наши студенты, «мне все равно, что делается вокруг, я не касаюсь ничего этого, главное, чтобы меня это не тронуло». В христианстве есть другое слово – «терпимость». Смысл его совсем другой: «Я понимаю, что я грешен и несовершенен, поэтому я не осуждаю тебя. Но я отсекаю от себя и хочу помочь тебе отсечь и твой, и мой грех – мою зависимость, которая у меня есть. И поэтому я готов приложить все силы, чтобы помочь тебе избавиться от этой страсти, от этого греха».
  – Страсть и страдание – однокоренные слова, но слово «грех» имеет свое значение, отличное от вышеназванного…
  – По сути дела, «страсть» и «грех», возникающие через информационную войну, которую ведут против наших детей, это и есть страдания. И чревоугодие, и обжорство, и гурманство, и гордыня, и тщеславие – все это делает наших детей несчастными. Поэтому воспитание и педагогика – ведение детей в нужном направлении.   Когда мы читаем студентам лекции, мы всегда говорим о возрастной психологии людей. Потому что они – будущие родители и должны знать, какие законы лежат в основе воспитания.
  Оказывается, у нас в самой системе воспитания на сегодняшний день сделано все, чтобы лишить наших детей энергии, активности, сопротивляемости. Возьмем, к примеру, систему родовспоможения. Очень часто врачи стимулируют роды молодых матерей, предлагают сделать «кесарево сечение». А после этого предлагают стерилизацию – «есть у тебя один ребенок, и хорошо, зачем тебе еще заботы? Мы тебе перевяжем трубы – и все будет нормально». Особенно часто перед таким выбором ставят многодетных матерей. Я говорю об этом не беспочвенно – знаю, что есть такая направленность в Центре планирования семьи.
  Истоки этого – в западной программе, которая называлась «Контроль за народонаселением», по ней учился даже Адольф Гитлер.
  – Елена Германовна, расскажите, пожалуйста, подробнее об этой программе.
  – Она призвана ограничить в некоторых государствах рождаемость народа, который не достоин быть спасенным. Отсюда это направление и эта экспансия в отношении России. Я рекомендую почитать книгу Натальи Мрачницкой «Россия и русские в мировой истории», в которой автор глубоко и убедительно показывает, что с момента образования Российской государственности, утверждения и отстаивания в России истинно Апостольской Церкви, на нас постоянно ведутся информационные атаки. Россия постоянно – как кость в горле для так называемой потребительской европейской цивилизации.
  Идеологом формирования этого направления была Англия – протестанты считают: Господь изначально определил избранные и второстепенные, так сказать, «бракованные» народы. Одни достойны спасения, а другие – нет. Сейчас говорят, что они все больше и больше скатываются не только на ветхозаветную духовность, а больше даже на индийскую. Иудаизм по сути выродился в своеобразную секту, потому что он много общего имеет с ветхозаветной духовностью. Иудеи поклоняются крови своего рода; все нравственные законы, которые сейчас есть в определенных направлениях иудаизма, говорят, что все остальные люди, которые не иудеи – изгои. Они достойны смерти, унижения. И если иудей их обворовал, если поставил неправильный диагноз и способствовал умерщвлению христианина, это – благое дело для иудеев.
  – Можно сделать вывод, что со стороны определенных кругов иудейства всегда велась хорошо спланированная атака на нашу христианскую духовность…
  – Более того. Люди иудейской веры поощрялись, чтобы они могли бесчинствовать, изнутри осквернять нашу веру. Они внедрялись и в священнические семьи, принимали сан, монашество. Мы знаем это со времен самых первых российских святых: и Сергия Радонежского, и Серафима Саровского пытались обесчестить, идеологическая война была направлена и против них.
  Вновь обращусь к литературе. У Олега Платонова есть книга «Григорий Распутин и «дети дьявола» – очень серьезное произведение. Я долгое время не могла прийти к какому-то соглашению в спорах с моими друзьями по поводу этой фигуры в российской истории, а также личности Императора. Мне говорили, что в своих дневниках близкая подруга Государыни Анна Александровна Вырубова пишет о том, что Царь Николай не хранил верность своей супруге. Как же можно тогда говорить о Его святости? Вызывала споры и сама персона Распутина. Прежде мы знали о нем только по роману Валентина Пикуля, который преподнес нам совершенно жуткую фигуру, можно сказать, монстра. В книге Олега Платонова четко и ясно показано, какая атака на нашу российскую духовность велась в то время со стороны иудеев. Распутин был фигурой, на которую была направлена вся атака демонических вражьих сил, которая дискредитировала и самодержавие, и Православие. Автор доказывает существовавший исторический факт, что «распутиных» было немало, то есть было несколько очень похожих друг на друга людей, которые «подменяли» его. Есть воспоминания одного из современников, члена Временного Правительства, который, в принципе, не симпатизировал Царской Семье. Он пишет, что только что видел в царских покоях Распутина, а через несколько минут, зайдя в ресторан, вновь увидел Распутина, который бесчинствует, напивается, спаивает других, снимает портки, производит совершенно жуткие действия. И он понимает, что это – двойник: идет какая-то очень жестокая, хорошо продуманная игра.
  …Я могу утверждать, и сейчас, слава Богу, есть много информации об этом, что против России ведется хорошо спланированная война. И эта война началась не сегодня, не вчера и не в советское время, и не с разработки «Плана Даллеса», который сказал, что прежде всего в русском народе необходимо уничтожить нравственность. В книге Олега Платонова очень четко сказано, что ставка была сделана на разрушение идеалов России, на уничтожение духовных нравственных ценностей. И тогда мы разрушим нашу душу, мы вывернем ее. Потому что разврат – это развращение личности. Получается такая «развороченная личность» – то, что должно быть потаенным, выставляется напоказ и вообще становится добродетелью и считается престижным.
  – А конкретные примеры этому Вы могли бы привести?
  – Я помню, когда у нас при университете еще не было реабилитационного центра, ко мне на консультацию приходил студент, который хотел повеситься, потому что понимал, что он – гомосексуалист. Он также понимал, что для создания «общественного мнения» у него должна быть невеста, и он эту невесту при себе держал, но жил уже три года с мужчиной. Но душевные муки его терзали неимоверно. Таково в то время было отношение студенчества к данному пороку. А сейчас? Сейчас такие отношения называются «пикантными». Многие студенты открыто говорят: «гомосексуализм – это плохо, а вот лесбиянство – это так возвышенно и красиво». Прошло всего лет пять-семь, а насколько изменилось отношение к этому пороку, какая огромная трансформация произошла в умах наших людей!
  Недавно мы проводили лекцию «Любовь или секс». Так вот, студенты говорят, что зарабатывать можно по-разному. И если даже ты обнажаешь свое тело и продаешь себя, то к этому надо относиться толерантно. Мы-то – не такие, но другие просто вынуждены это делать и их за это не надо осуждать. Вот так незаметно и очень стремительно идет разрушение нашей духовности, нашего сознания.
  – Здесь, наверное, нужно более четко сформулировать: что же все-таки есть духовность как таковая…
  – Существует представление, что есть духовные и бездуховные чувства. Исходя из православной антропологии, можно нарисовать структуру личности следующим образом. Человеку дана свободная воля. Воля – это, по сути дела, человеческая энергия. Она не плоха, не хороша – она сама по себе. Кстати, хочу сказать, что, исходя из возрастной психологии, сейчас много говорится о том, что в основе формирования воли, энергии человека лежит его активный труд. Причем не труд по способностям, чем занимаются сейчас школьники, которым говорят, что учеба – их основная работа. Она не формирует развитие активности и воли человека.
  Прежде всего в основе деятельной активности ребенка лежит труд. Не случайно сегодня нередко говорят о том, что счастливы те дети, и те семьи, где дети испытывали нужду. Если ребенок не испытывает никакой нужды и ему все подается «на блюдечке с голубой каемочкой», у него не существует условий для мотивации к собственной деятельности. Вспомните, взрослые люди, папы и мамы: если у нас появилась какая-то потребность, но возникает препятствие к ее удовлетворению, мы начинаем развивать свою активность. А если у нас все есть и нам больше ничего не надо, то не появляется ни дополнительной энергии, ни активности: наша душа, наша физиология, наше тело становятся инертными.
  Повторюсь, сама воля – не хороша, не плоха. Но существуют два вектора развития этой воли – влечение и совесть. Западная психология и психология потребительства говорит о том, что «эго» – самое основное в человеке, что он должен давать «себе, любимому», все, что только можно. Христианская традиция говорит, что самое главное – совесть. Это нравственный закон, который вложил в тебя Господь: совесть говорит, что всегда в твоем сердце есть Господь.
  Рассмотрим эту дилемму на другом уровне. У нас есть тело, есть душа и есть дух. В принципе психологии и антропологии существует триединство. Тело дает нам возможность жить на земле, хотя оно действительно повреждено в силу грехопадения. Это ведет к тому, что человек нарушает объективно действующие законы, и это приводит к болезни. В основе нашего здоровья лежат духовные начала.

Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Василий Львов «Православие.ру»: Об унынии

(Окончание. Начало в № 40)Из чего произрастают уныние и его порождения  Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.   Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Они не возникают сами собой, из ниоткуда.

 
Духовное чтение

«Храм и икона – неразрывны…»

  В преддверии 200-летнего юбилея со дня закладки первого в старинном Екатеринбурге храма в честь Преображения Господня, что на Уктусе, который отмечается 4 ноября текущего года, мы поговорим о православных святынях, об иконах, находящихся в храме, ибо храм и икона – неразрывны. О помощи и исцелениях, получаемых прихожанами от Господа через эти святыни, многочисленные свидетельства о которых собрали приходские летописцы Ольга Пономарева и Владимир Николаевич Морозов.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс