Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (505) → Если женщина «не хочет рожать» – это уже патология

Если женщина «не хочет рожать» – это уже патология

№40 (505) / 22 октября ‘08

Духовное чтение

  Два года назад между Управлением здравоохранения администрации города Екатеринбурга и Екатеринбургской епархией было подписано соглашение о сотрудничестве с целью объединения усилий по улучшению демографической ситуации в столице Среднего Урала. Сейчас уже стало привычным увидеть на социально-психологическом приеме в женской консультации и в гинекологическом отделении консультантов Центра защиты материнства «Колыбель», который работает при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии.


 Деятельность этого центра приобретает особую актуальность, если учесть, что 2008 год объявлен в России Годом семьи.
 О своей работе в качестве консультанта рассказывает врач, акушер-гинеколог Ираида Вячеславовна Воронова.

  – Начнем с цифр, которые красноречиво говорят о причинах снижения рождаемости. К нам на консультацию приходят даже женщины 15–17 лет, которые, чаще всего, не хотят рожать ребенка. Оказывается, что почти все женщины, идущие на аборт, не состоят в браке, а сожительствуют с отцом будущего ребенка или вообще не имеют даже гражданского мужа. Особенно страшно, что на аборт идут молодые женщины с первой беременностью, которые не задумываются, какие в дальнейшем могут быть последствия от такого оперативного вмешательства в природу женщины.
  Удивляет такой факт: женщины объясняют причину аборта тем, что они «не хотят рожать». Это уже глубокая патология, если женщина не хочет рожать. Значит, не только нам, но и светским медицинским работникам нужно усилить просветительско-воспитательную работу среди молодежи, говорить с девушками о радости материнства, а с юношами – о радости отцовства.
  – Чем же объясняют подобное решение женщины?
  – Причины разные. Кто-то говорит, что просто не хочет ребенка, кто-то – что хочет учиться. Большинство молодых женщин приводят их родственники, которые и настаивают на аборте. Но даже среди женщин, состоящих в браке, немало тех, кто идет на аборт. Одна женщина пошла на это, потому что в ее семье «все решает ее мама», которая сказала, что они не должны пока иметь детей. У другой женщины муж оказался в заключении. Многие оправдывают аборт тем, что будущий ребенок – нежеланный в семье, а некоторые даже не знают, кто отец ребенка. Среди причин и такие: девушку на аборт заставляет идти парень, грозя прервать с ней дальнейшие отношения, или беременность – не от мужа.
  К сожалению, пресловутая эмансипация привела нас к тому, что большинство вопросов в семейной жизни женщина решает самостоятельно. Когда мы спрашиваем женщину, а знает ли ее муж, что она беременна и хочет прервать беременность, многие отвечают: «не знает», «а я и говорить ему не буду»; «а ему все равно». Бывает и другой вариант: муж очень хочет ребенка, настаивает на его рождении, но жена вопреки ему самостоятельно принимает противоположное решение.
  – Выходит, Вы знаете точку зрения мужчин – будущих отцов? А все почему-то думают, что работа консультантов ограничивается только общением с женщинами, идущими на аборт…
  – Да, мы проводим беседы и с мужьями. По собственному опыту знаю: это довольно трудно, поэтому могу дать несколько полезных советов. Вначале нужно поговорить с мужчиной один на один, а когда выяснится причина предполагаемого аборта, пригласить их на беседу вместе с женой. Практика показывает: чаще всего причиной прерывания нежелательной беременности являются незарегистрированные браки при первой беременности молодой женщины.
  А когда пусть и не супруги, но все же близкие люди вместе сидят в кабинете, откровенно говорят о причинах, об аргументах, приведших их к определенному решению, они могут лучше узнать друг друга. Часто на таких беседах молодые люди неуважительно отзываются о своей девушке. Мужчины не хотят брать ответственность за ребенка и его мать, предлагая «откупную» в виде определенной суммы. В зависимости от ситуации, сложившейся при совместной беседе, далее можно провести еще и беседу с девушкой наедине.
  – Мы знаем немало примеров из жизни, когда против рождения ребенка у дочери – независимо, находится она в браке или нет – выступают ее родители.
  – И это самое страшное. Часто мамы, сами-то познавшие всю радость материнства, приводят своих дочерей и настаивают на аборте. В такой ситуации нужно разговаривать один на один с матерью и предупредить, что дочь впоследствии может обвинить ее в потере ребенка и, как следствие, их отношения могут сильно испортиться. Необходимо акцентировать внимание матери на том, что сейчас важно поддержать дочь, помочь ей нормально выносить и родить здорового ребенка. Конечно, такие беседы требуют много времени и сил, но радует, что нередко матери соглашаются с нашими доводами и ситуация в семье решается положительным образом.
  Но все же главная наша работа заключается именно в беседах с самими женщинами. И здесь нужно понять характер каждой женщины, чтобы найти правильный подход, вызвать ее на откровенный разговор. Поэтому мы – не только акушеры-гинекологи, но в своем роде и психоаналитики, и психотерапевты. Когда в процессе беседы с женщиной уже сложился какой-то контакт, мы просим ее одним предложением сформулировать причину, по которой она идет на аборт. Очень часто они не могут сделать этого и начинают оправдываться. Выслушав эти оправдания, необходимо подвести женщину к осознанию причины аборта. В момент таких бесед женщины впервые задумываются об истинных мотивах своих поступков. Именно такую категорию женщин легче всего отговорить от опрометчивого шага.
  Но самая тяжелая для беседы категория – женщины, которые сразу заявляют о том, что не хотят ребенка. Даже участковые врачи, к которым они приходят за направлением на аборт, нередко говорят нам: «А зачем их отправлять на беседу, ведь для них аборт – обычное дело». Был случай, когда женщина, в 40 лет не имеющая детей, шла на третий аборт. А другая женщина, сделавшая много абортов, считала, что можно и в очередной раз идти на аборт, мол, «семь бед – один ответ». Думаю, с этой категорией женщин нужно говорить не о вреде аборта, а о радости материнства. Тут уместно будет сказать о том, что сотрудники центра «Колыбель» помогают оформлять в женских консультациях информационные стенды и выставки, посвященные теме «Радость материнства».
  …Нельзя, видимо, огульно говорить, что все женщины, приходящие на аборт, абсолютно аморальны, что у них нет никаких материнских чувств и желаний. Консультанты центра «Колыбель» и стараются решать такую нелегкую задачу – оградить женщин от рокового шага. Для этого они применяют прежде всего конкретизацию аргументов отказа от будущего ребенка. Многие говорят: «Нам бы одного поднять…» Давайте конкретизировать: а что значит «поднять» и до какого возраста ребенка это делать? А что значит «хорошо жить», какой уровень достаточной обеспеченности задают себе те или иные семьи?
 – «Мы хотим дать ребенку самое лучшее», – говорят многие родители. А что такое «лучшее»? Ну, например, по мнению одной мамочки, детские сандалики за 700 рублей они купят, а за меньшую стоимость – нет: это их унижает в глазах знакомых. Они ищут для малыша костюмчик именно какой-нибудь «раскрученной» фирмы, не обращая внимания, что он в пять-семь раз превышает по стоимости почти такую же одежду менее престижных производителей…
  – По мнению специалистов центра «Колыбель», очень важно наладить на консультации с женщинами их внутренний диалог. Потому что, по сути, они очень часто приходят с нарушенным внутренним диалогом. Поясню. Диалогичность – способ организации нашего внутреннего мира: принимая какое-то решение, человек взвешивает разные аргументы, варианты, то есть сам с собой ведет определенный диалог. Эти размышления, внимание к своему «внутреннему голосу» дают возможность посмотреть на себя со стороны, оценить: а может, я это неправильно делаю? Вот это и есть диалог, это – другая позиция: «Я хочу так» – «Стоп! А это ведь не по совести. А как другие люди поступили бы в моем положении?»
  Вот говорят, человека мучает совесть… По сути это и есть внутренний диалог между «хочу» и «нельзя», между «не хочу» и «надо».
  – Нередко из уст людей, которые оправдывают аборты, мы слышим фразу: «Ребенок должен быть желанным», а если он «нежеланный», то лучше ему и не рождаться…
  – Эта фраза звучит красиво, смысл ее почти очевиден и не вызывает никаких сомнений. Конечно же, ребенок должен быть желанным! Ложь начинается, когда из этой мысли начинают делать совершенно противоположные выводы.
  Нормальным выводом из этой фразы, который и отражает истинный ее смысл, является следующий: по учению Церкви, как только ребенок появляется (а это происходит в момент зачатия), он должен стать желанным. Ребенок не может не быть желанным. Даже если он был нежеланным до зачатия, то становится таковым, когда уже появился на свет. Пусть ему 2–3 дня, неделя или месяц, но для матери это уже ее дитя, ее кровинушка, и не любить его уже нельзя. Это нормальный вывод.
  Но есть еще и абсурдный вывод: «Я его не желала и не хотела его появления, но он появился. Он должен был быть желанным, но я его так и не желаю, поэтому пусть его не будет». Ну не получился ребенок желанным, и значит его надо вычеркнуть из списков живых? Просто надо подождать, пока появится желание иметь ребенка – тогда «буду рожать». А пока желания нет, можно с чистой совестью убивать всех своих зачатых детей – ведь ребенок должен быть желанным!
  Таким образом, фраза «ребенок должен быть желанным» предполагает труд над своей душой. Мать должна преодолеть нежелание иметь ребенка: «Он появился, и я должна заставить себя его полюбить». Конечно, убить легче, когда еще не видишь свою жертву. Стоит ребенку родиться, как убивать его уже жалко.
  И женщина, которая идет на аборт, должна понимать, что она совершает это не потому, что ребенок должен быть желанным, а потому, что она так и не захотела полюбить свою кровинушку, чье сердечко бьется под ее сердцем.
  – Я знаю, что центр «Колыбель» оказывает помощь малоимущим семьям детскими вещами, питанием, может помочь приобрести коляску или кроватку… А вот социальная защищенность женщины входит в вашу компетенцию или нет?
  – Все здесь зависит от того, какого ребенка ждет женщина. Если рождается третий ребенок, семья получает статус многодетной, а это дает уже определенные льготы и гарантии по оплате детского сада, квартплаты, электричества. Дети из многодетных семей имеют право бесплатного проезда на всех видах транспорта, им предоставляется бесплатное питание в школах, они имеют право бесплатно посещать музеи, зоопарк и другие детские досуговые мероприятия.
  Многодетные семьи имеют также право на внеочередное получение места в детских дошкольных учреждениях. Просто многие этого не знают и не пользуются своими льготами. Тут нужно вести определенную просветительскую работу среди женщин и их мужей.
  Определенные подвижки в улучшении демографической обстановки в России уже есть. С 1 января текущего года женщины, рождая второго, третьего и последующего детей, получают материнский капитал, а также ежемесячные пособия до достижения ребенком полутора лет. Поэтому женщины могут в это время не работать, а ухаживать за ребенком, чтобы он рос здоровым, нормально развивался.
  А если посмотреть статистику разводов – их больше в семьях, имеющих одного ребенка; в семьях, имеющих трех и более детей, процент разводов намного ниже, чем в семьях, имеющих одного-двоих детей.
  Врачи-гинекологи могут привести немало случаев из своей практики, когда мужчины стимулируют деторождение. Если законная жена не хочет иметь детей, мужчина нередко уходит к другой, которая родит ему наследников: дети – это продолжение рода, и мужчина хочет продолжать свой род. Чувство отцовства ничуть не меньше чувства материнства – и это не нужно сбрасывать со счетов.

Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Василий Львов «Православие.ру»: Об унынии

  Вот реальная история одного нашего современника. Ему 35.

 
Духовное чтение

Протоиерей Сергий Вогулкин: «Наука и лженаука»

Если раньше о колдунах, бабках-ворожеях и прочей шаманской братии мы узнавали из газетных объявлений, то теперь всё чаще и чаще на экране телевизора в полутьме стали появляться странные люди в перстнях с загадочными лицами и речами. Комментаторы не то в экстазе, не то под гипнозом рассказывают о необыкновенных способностях этих тёмных людей, об их проницательности, ясновидении, предвидениях и предсказаниях.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс