Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа в прямом эфире телеканала «Союз»
– Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире программа «Духовное возрождение России», в студии ведущая Полина Митрофанова.
Сегодня наш гость – митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви. Здравствуйте, Владыка! Я рада приветствовать Вас на уральской земле.
– Добрый день. Спасибо Вам!
– Мы просим Вашего благословения всей большой аудитории телеканала «Союз».
– Своею милостью Господь да благословит всех Своей благодатию и человеколюбием.
– Спаси Вас Господи, Владыка! Вы начали управлять Кишиневской епархией в 1989 году. До того времени в епархии было 194 прихода и один монастырь. Сейчас это уже больше 1200 приходов и 42 монастыря. С чем связан такой рост интереса к Православной вере и активной Православной веры в людях?
– Верующий православный народ Молдовы всегда с благодарностью и с радостью относился к cвятой Православной Церкви. Эта земля просвещена светом Евангелия еще с первых веков. Об этом говорят история, священные книги, люди. Святой апостол Андрей Первозванный посетил места близ Молдовы еще в I веке, как мы все знаем, и с тех времен семя веры сохранилось в этой земле. И не только сохранилось, но и, конечно, дало плод. Плод – это наша Православная вера. И мы горды тем, что Православная вера на этой земле существует с первых веков. Верующий православный народ Молдовы добродушен, трудолюбив, он обрабатывает виноградники, но никогда не забывает о Боге и никогда не забывает молиться. И в тяжелые времена Османского ига они также сохранили веру Православную. Они молились в маленьких церквах, в пещерах. У нас сохранилось несколько пещерных монастырей. И мне радостно, что с 1989 года я управляю этой епархией. Вначале это была епархия, потом, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, стала митрополией. Мы начали открывать и другие епархии на территории Республики Молдова. Эта территория относилась то к Российской империи, то к Румынскому княжеству. Но постоянно совершались богослужения на этой земле – на церковно-славянском языке, на молдавском, румынском языках. Были времена, когда Молдова по территории была больше, нежели теперь. В 40-х годах северная и южная часть Молдовы отошли к Украине. И до отхода к Украине этих земель на территории Молдовы, то есть Бессарабии, действовало 924 храма и 24 монастыря. И, казалось бы, территория отошла – уже меньше храмов, меньше монастырей, но наш верующий благочестивый народ старается всегда строить, благоустраивать, образовывать монастыри. И после 1988 года, когда Православная Церковь во всем бывшем Советском Союзе получила свободу, в Молдове, как Вы правильно сказали, действовало 194 прихода и женский монастырь. Мой предшественник, Царство ему Небесное, митрополит Серапион за год успел открыть еще 200 приходов и возродить Каприанский монастырь, очень древний, еще времен воеводы Штефана Челмари. Когда стал я управлять епархией, а потом и благодаря помощи Владыки Викентия (он стал викарным епископом Кишиневской епархии в 1990-м году), помощи других епископов до сегодняшнего дня мы успели открыть в Молдове уже 1277 приходов, 42 монастыря, 8 скитов. Кроме этого, успели открыть за это время 8 духовных школ. Это и псаломщические курсы, и регентская школа, и семинарии, лицеи для мальчиков, лицеи для девушек, Духовная академия.
– Владыка, а кто сегодня прихожане Ваших храмов – молдаване или русские? По статистике, которую Вы озвучили на Архиерейском Соборе, 93% населения республики считает себя православными. Есть ли проблема, что люди крещены, но не просвещены? И насколько многочисленны сейчас прихожане в храмах?
– Православная Молдова объединяет молдаван, румын, русских, украинцев. Если надо, мы можем даже сказать в процентном отношении. 67% – молдаване и румыны, 14% – украинцы, 13% – русские, 3% – гагаузы, 2% – болгары и другие национальности, которые населяют Молдову. И все эти люди относят себя к Православной вере. Статистика действительно говорит, что в Молдове относят себя к Православной вере 93% населения. Конечно, я не могу утверждать, что все эти люди регулярно посещают богослужения, но они ходят в церковь, молятся – кто постоянно, кто изредка. Церковные требы, таинства над ними совершаются. Крещение, Венчание – это всегда было, даже в советское время. Тем более сейчас, когда Церковь получила свободу: приходят и млад, и стар. И все действительно искренне молятся, искренне участвуют в богослужении.
– Владыка, я знаю, что в 1999 году Вы были награждены «Орденом Республики», затем орденом «За развитие науки и образования» Международной кадровой академии при ЮНЕСКО. Это светские награды. Как сегодня выстраиваются Ваши взаимоотношения с государственными структурами? С некоторыми из них у Вас заключены соглашения: с министерством культуры, с министерствами внутренних дел и обороны. В полном отрыве Церкви от государства очень сложно решать какие-то вопросы…
– Я повторюсь: Молдова – православная страна. Несмотря на то, кто находится у кормила власти, кто управляет государством, у нас всегда складывались и складываются добрые отношения. Ведь мы не имеем дела с руководителем определенной партии. Мы имеем дело с руководителем государства. И поэтому на протяжении всех этих лет, сколько я управляю Православной Церковью Молдовы, у нас складывались добрые отношения с первым президентом, вторым президентом, вот сейчас с нынешним президентом, Владимиром Николаевичем Ворониным – прекрасное отношение у него к Православной Церкви Молдовы. Кроме того, несмотря на его политическую принадлежность, он очень много помогает в развитии Православия, в ремонте церквей, монастырей. Он очень много не просто как президент, а как человек старается помочь некоторым церквам и монастырям. Также его благочестивая супруга Таисия Михайловна имеет заботу о детях-инвалидах, стариках, которые остались без попечения. И мне радостно, что независимо от партийной принадлежности все вместе стараются помочь Православной Церкви Молдовы. И я думаю так: они ставят в первую очередь Всевышнего, Бога, а потом – все свои земные заботы. Действительно, в 1999 году я был награжден высшей наградой республики Молдова – это «Орден Республики». Ну, конечно, не за свои труды, а за труды всех наших священнослужителей, верующих. Это было приурочено к 25-летию моего служения в священническом сане и 10-летию служения в Архиерейском сане. После также был награжден орденом Международной кадровой академии, с которой у нас складывались добрые отношения, сохранившиеся до сих пор. Наши преподаватели Духовной академии посещают Международную кадровую академию, они посещают нас – связь сохраняется и развивается.
– Владыка, Вы постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, находитесь в курсе всех текущих важных дел и проблем, которыми живет сегодня Православная Церковь. Совсем недавно в Москве прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. И одной из главных, приоритетных тем было единство Церкви. Почему этот вопрос сегодня возник? Какая угроза единству Церкви, на Ваш взгляд, существует?
– Этому Архиерейскому Собору предшествовала многолетняя подготовка. Конечно, в единстве, это уже признано, – сила. Наша сила в молитве, в действиях. И нам радостно было на Архиерейском Соборе видеть наших братьев из Русской Зарубежной Церкви, с которыми мы фактически около 90 лет были разделены. И по неведению, может быть, последнее время они думали, что в России сохранились те отношения государства и Церкви, которые были в советское, коммунистическое время.
Перед Собором работали комиссии, в это дело включились и руководители государства, за что Православная Церковь им благодарна, поскольку в Америке встречался бывший тогда Президентом В.В. Путин с руководством Русской Зарубежной Церкви. Они вели переговоры, были поездки в Америку, в другие страны, их архиереи приезжали в Россию. Кстати, они приезжали даже сюда, в Екатеринбург, чтобы убедиться, что действительно Церковь уже не находится под прессом государства. И когда они убедились, что мы свободны в своем вероисповедании, они приблизились к нам. И это был первый шаг к объединению, единству. И сам Господь Бог говорит: «где двое или трое собираются во имя Мое, и Я среди них». Это говорит, что мы должны объединиться в вере и в своих действиях. И если мы и в действиях будем едины, тогда все почувствуют мощь Православной Церкви. Мы почувствуем свою любовь друг к другу, любовь к ближнему, любовь даже к своим врагам. Ведь всегда на протяжении веков даже священномученики молились за своих врагов. Русской Православной Церкви сейчас легко создать новые приходы, новые епархии, назначать новых архиереев. Потому что народ Божий, получив уже определенную подготовку на протяжении 20 лет после 1000-летия Крещения Руси, – и млад, и стар – не боится исповедовать свою Православную веру, принимать благословение или просить его у священнослужителя. Это говорит о том, что народ в последнее время приближается друг к другу, а вместе с тем к Богу.
– Действительно, слава Богу, мы соединились с зарубежным крылом нашей Русской Православной Церкви, но тем не менее существуют некоторые структуры, которые стремятся к автокефалии. В данном случае я говорю о некоторых тенденциях в Украине, о попытках отделения ее от Русской Православной Церкви. По сути, сегодня наша Церковь – единственная структура, которая сохранила свои канонические границы, которая объединяет все бывшие советские народы… Так в чем же сегодня смысл разделения? Почему некоторым трудно быть вместе? И почему все-таки время от времени возникают в Церкви такие разделительные тенденции?
– Конечно, Церковь – это живой организм, а мы все являемся членами Церкви. И всегда и в Церкви, и в обществе есть разные люди, разные мнения. Это нормально, потому что Господь дал человеку свободу выбора, чтобы потом человек не обвинял Бога по окончании дней своих земных, что его путь был предопределен. Конечно, сейчас возникают такие вопросы, особенно в независимых государствах. И они появляются не от верующих – верующий человек всегда стремится идти в церковь, молиться. Его не интересует, кому, какому Патриархату принадлежит эта церковь: человеку хочется прийти, помолиться, исповедаться, причаститься, получить благословение. Прививают мысль о разделениях священнослужителям, даже архиереям – политические деятели, которые хотят, чтобы в каждом независимом государстве была своя независимая Церковь. И подчас бывает, что некоторые священнослужители и даже архиереи идут на поводу. Я думаю, в таких случаях очень хорошо будет создать комиссию или же поговорить на всех уровнях: что даст отделение этой Церкви, к чему приведет – к хорошему или плохому? И тогда можно определиться. Конечно, Русская Православная Церковь многонациональна, она распространяет свои крылья не только над всеми бывшими советскими республиками, но и далеко за рубежом. И мы видим: будучи за рубежом, в других епархиях, относясь даже к другим конфессиям, многие верующие люди пишут прошения Святейшему Патриарху принять их под омофор Русской Православной Церкви (будучи в Синоде, я вижу это). Потому что Русская Православная Церковь в настоящее время – это мощь, благодать, величие.
– Еще одна из самых обсуждаемых тем сегодня – ситуация вокруг Анадырско-Чукотской епархии. Наверное, не нужно нам сегодня молчать, надо пытаться расставить все точки над i. Ситуация с Владыкой Диомидом… Прокомментируйте, пожалуйста, что происходит в этой епархии и почему столь суровому церковному наказанию подвергся Преосвященный епископ Диомид?
– Я могу сказать и судить только по тем письмам, которые мы получаем в Священном Синоде, или же по информации, которую мы получаем через интернет, прессу, потому что я лично с Владыкой не встречался. Я знаю, что он бывший насельник Троицко-Сергиевой Лавры. Я знаю, что он последнее время поддался провокации со стороны людей, которые, может быть, считаются верующими, – но, мне кажется, далеки от Церкви. И, к сожалению, Владыку Диомида сейчас просто используют. Используют, чтобы спровоцировать раскол Церкви, чтобы отделять людей от Церкви. Я читал его обращение, его мысли, изложенные в письмах, его предложения. Я советовался с теми архиереями, которые хорошо знают Владыку Диомида – это не его мысли, не его слова! Я думаю, на этих письмах стоит только подпись его. Я сожалею, что в последнее время Владыку Диомида используют в каких-то провокационных целях, чтобы оторвать его от Русской Православной Церкви.
На Архиерейском Соборе действительно обсуждался этот вопрос – и в комиссиях, и на пленарном заседании. И я сожалею, что Владыка Диомид не прибыл на Архиерейский Собор. Если бы он был участником этого Собора, конечно, с ним встретились бы и по-братски поговорили бы. Я думаю, он не болел, а его просто не допустили, чтобы он прибыл на Архиерейский Собор. Если бы прибыл, он бы увидел отношение его собратьев, всех архиереев Русской Православной Церкви, объединенной Русской Православной Церкви, и, конечно не стал бы дальше писать такие письма, такие обращения. А в последнее время, насколько мне известно (я был в Троицко-Сергиевой Лавре, служил там), есть уже его новые обращения, в которых он предает анафеме иерархов Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха… Это уже превосходит все полномочия, все пределы…
– Это еще раз подтверждает, что Церковь – живой организм, и какие-то разногласия внутрицерковные, которые возникают, отнюдь не дают повод различным людям говорить, что Церковь находится в кризисе – Церковь живет, Церковь выстраивает линию своего поведения, Церковь развивается. И, несомненно, такое может происходить в любой семье, в том числе и в Русской Православной Церкви…
– Конечно, поэтому и на Архиерейский Собор он был приглашен, чтобы там обсудить вопрос, который возник в Анадырско-Чукотской епархии.
– Владыка, и еще одну тему хотелось бы затронуть – жизнь Императора Николая Второго, его судьба, судьбы Царственных Страстотерпцев. Каково Ваше личное отношение к подвигу Царственных Страстотерпцев? Каково значение их подвига для всех нас?
– Конечно, Царская Семья пострадала «за Веру, за Отечество», – так говорили в царские времена, так оно и случилось. Конечно, Николай II – это Помазанник Божий. На этом священном месте, в Екатеринбурге состоялся человеческий суд над этой Семьей. И это страшная трагедия, 90-летие которой мы отмечаем сейчас. Тяжело, трудно, но Православная Церковь Царскую Семью причислила к лику Святых Страстотерпцев, Православная Церковь молится им, молится за Россию, молится за всех православных верующих. И день их трагической кончины в вашей епархии был отмечен не только на церковном уровне, но и на государственном. Состоялся большой многотысячный Крестный ход от места убиения, и очень много было верующих, которые молились, которые почитают Царственных Мучеников. Но их почитают не только в России, их почитает вся Русская Православная Церковь, в каком бы государстве она ни находилась: в Молдове также почитают Царственных Страстотерпцев. Как раз в ночь на день преподобного Сергия Радонежского, когда они были убиты, в Молдове тоже состоялся крестный ход вокруг Кишинева. Наши верующие православные люди молились и о своих бедах, невзгодах, которые подчас бывают в Молдове, и вместе с тем они отмечали трагическую кончину Царственных Мучеников.
– Владыка, буквально минута до конца эфира… Не могу не спросить про Ваши первые впечатления о Екатеринбургской епархии – буквально несколько часов назад Вы прилетели на уральскую землю, впервые прилетели в нашу епархию, но уже увидели кафедральный Свято-Троицкий собор, Храм-на-Крови. Самые первые Ваши впечатления?
– Я с радостью принял приглашение Владыки Викентия, бывшего моего викарного епископа, моего земляка, прибыть сюда. Конечно, я знаю, какие трудности были в советское время в этой епархии, знаю, как открывалась эта епархия для посетителей… И мне радостно, что Владыка Викентий очень много труда положил, чтобы возродить духовность в епархии. Конечно, он – лаврский монах, воспитанник Троицко-Сергиевой Лавры и старается как можно больше привлечь людей к вере, к Православию. А чтобы привлечь, надо, чтобы был какой-то наглядный пример. Наглядные примеры – это и есть величественные храмы, которые Владыка строит здесь вместе со священнослужителями, спонсорами, простыми верующими людьми. И радостно, что и в кафедральной церкви, и в Храме-на-Крови люди подходят к нам, берут благословение: и маленькие дети, и взрослые. Сегодня я заметил возле Храма-на-Крови очень много молодых супружеских пар, которые тоже берут благословение – на свою будущую семейную жизнь. Значит, Церковь живет здесь, Церковь жива.
– Спаси Вас Господи, Владыка, и благословите всех нас.
– Спаси Господи за возможность выступить перед вами здесь, в телевизионном центре Екатеринбургской епархии. Надеюсь и в будущем с вами встретиться. Да хранит вас Господь!
– Спаси Вас Господи, Владыка, ждем Вас в нашей студии.
Беседовала
Полина МИТРОФАНОВА
расшифровкааудиозаписи –
Александр ВИЛКОВ
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Город Краснодар вскоре может вернуть историческое имя – Екатеринодар, которое утратил в 1920 году, заявил мэр столицы Краснодарского края Владимир Евланов. О необходимости возвращения Краснодару имени Екатеринодар стали говорить в начале 90-х годов.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.