Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (498) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№33 (498) / 1 сентября ‘08

Архипастырь

 – Владыка, есть ли какое-то изменение позиции Церкви по первым и вторым останкам, приписываемым Царской Семье и их детям? Насколько вероятно, что они будут признаны мощами?
 – Сложно об этом говорить, потому что очень много противоречий в мнениях людей науки. Поэтому Церковь очень осторожно относится к этому вопросу – признавать мощами останки, по которым имеется много неразрешенных вопросов, Церковь никогда не станет.

 – Владыка, от телезрителя пришел вопрос: «Зачем Вы разрешаете на православных выставках-ярмарках продавать свечи? Ведь Вы сами говорите, что свеча – это наша жертва Богу, и жертва на определенный храм. Люди на выставке напокупают свечи, а потом в приходах возникают конфликты: священники и сотрудники не разрешают эти свечи ставить. Что теперь с ними делать?»
 – Хороший вопрос, правильный. Действительно, может быть, и не нужно на выставке предоставлять возможность торговать свечами. Свечи в каждом храме в достаточном количестве есть – разной величины, простые и восковые, праздничные, венчальные и другие. Поэтому, я думаю, стоит посоветоваться с организаторами и пересмотреть этот вопрос. Мы решим, как лучше сделать.
 – Владыка, спасибо. У нас телефонный звонок.
 Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Раба Божия Надежда, Екатеринбург. Владыка, меня мучает вопрос из Заповеди Божией. Я утром, вечером молюсь, и когда работаю, и на даче молюсь в воскресенье. В то же время у меня нет покоя в душе, потому что нельзя работать в воскресенье. А церковь далеко, ходить в храм не каждый выходной получается. И все-таки, как правильно быть? Ведь есть пример такой: один пошел в церковь – думал о поле, а другой в поле думал о Боге. Что Вы мне ответите на этот вопрос? Сказано: «Да будет посвящен Господу Богу этот день», но ведь не сказано, что именно в церкви…

 – Если Вас смущает душа, это уже показатель, что вы достигли уровня, когда нужно прислушиваться больше к голосу своей совести – голосу Божиему, который через вашу совесть говорит, что в воскресные, праздничные дни не нужно работать. Если и необходимо работать в огороде, чтобы приобрести нужное питание на следующий год, то это нужно делать не в воскресный, праздничный день: душа рано или поздно будет чувствовать это нарушение Заповеди Божией и требовать посвятить этот день Богу. Первое, что нужно сделать, это прийти в церковь, помолиться, попросить у Бога помощи в жизни, чтобы более успешно совершить дело, даже на своем огороде. Я знаю много примеров из жизни наших верующих людей, которые очень строго относились к праздничным, воскресным дням. Они никогда не работали в своих огородах в эти дни, а в то же время успевали все сделать в огороде, и урожай был даже лучше, чем у тех, кто работал в воскресные и праздничные дни, нарушая Заповедь Божию о воскресных днях.
 Воскресный день Господь нам дал, чтобы мы посвятили его своей душе, Богу, больше думали о своем спасении, чтобы забот о мирском было поменьше, чем в обыденный день. Господь дал нам возможность шесть дней трудится для своего тела, материального благополучия, и только один день полностью отдать служению своему личному спасению, своей душе, Богу и людям. Конечно, и в будние дни мы должны думать о своем спасении, делать что-то доброе, хорошее для своих близких, молясь дома утренними и вечерними молитвами. Но воскресный день – особый: мы должны полностью отдать его Богу и своей душе. А мы не знаем, чем заниматься в воскресный день, куда себя деть. В первую очередь необходимо пойти в церковь: получить от Бога благословение и подкрепление духовное на последующую неделю, чтобы Господь даровал нам силы нести служение в деле нашего спасения. После службы нам нужно совершать дела Божии, то есть сделать какое-то доброе дело ближнему своему, посетить родителей, бабушку, своих близких в больнице, оказать им милость, внимание. Почитать духовную книгу, которая подкрепила бы еще больше нашу душу, укрепила нас в знаниях о Боге, о душе, о помощи Божией. И душа напитается силами Божиими, ум наш напитается знаниями, которые направят нас на путь истины, добра, святости, помогут уклонятся от зла и сотворять благо в течение всей предстоящей седмицы.
 Это плохо, если люди забывают Бога и думают, что только своими силами возможно трудиться для нашего пропитания. Конечно, мы должны молиться всегда, по слову апостола Павла: «Непрестанно молитесь», и в течение всей седмицы мы должны молиться и на работе, и дома, и в пути. Но есть определенный день, данный Богом, который мы непосредственно должны посвятить Господу – прийти в церковь, дом Божий. Человек ослабевает духовно и телесно в течение седмицы, но когда он придет в церковь – подкрепляется духовно, у него прилив сил, радость, стремление с просветленным умом и дальше трудиться во славу Божию и на пользу людям.
 – Владыка, спасибо. Давно дожидается ответа телезрительница из Тульской области. Алло, здравствуйте!
 – Это звонит раба Божия Людмила из Тульской области. Я хотела, чтобы Вы мне объяснили, кто такой духовник и как его выбрать?

 – Духовник – это духовное лицо, которое знает вашу душу, когда вы ее открываете на Исповеди, и может направить вас на путь ко спасению, помогает вам искоренять в своей душе страсти, немощи, недостатки, чтобы вы могли возвышаться и приблизится к Богу, к обителям небесным. Выбрать духовника, то есть человека, облеченного благодатью священства, можете в своем городе. Сейчас, слава Богу, храмов много, можете войти в тот или иной храм, и если ваша душа благоволит тому или иному священнослужителю, и вы сможете открыть ее священнику, то нужно так и сделать, памятуя, что вы исповедуетесь и открываете свою душу не перед человеком, а пред самим Богом, перед Христом Спасителем. И Господь через священнослужителя посылает вам свое благословение, очищение от грехов, в которых вы искренне исповедуетесь и желаете больше их не повторять. И если есть вера, что Господь соделает ваше спасение через священнослужителя, то Исповедь будет успешной и Богоугодной. Главная цель общения с духовником – это, конечно, не какие-то материальные благословения, чего очень часто ждут люди от духовника. Главной целью должна быть духовная жизнь, очищение души, искоренение своих страстей и греховных наклонностей. Этот путь должен быть пройден в союзе с духовником, чтобы совершать дело своего спасения.
 – Владыка, почему все-таки Церковь так активно поддерживает память о Царской Семье? Чем она так важна в нашей современной жизни?
 – Царская Семья для нас очень важна как идеал семейной жизни. Особенно сейчас, когда мы имеем большие проблемы в семье, мы можем найти в Царской Семье пути решения и проблем конкретной российской семьи, и демографических проблем в целом, существующих в нашей стране. Царь Николай так руководил своей страной, Российской империей, что вопрос о демографии не стоял. И нам не надо искать какие-то программы из других стран мира – у нас своя история, свои традиции, народ, который имел успехи и неуспехи, подъемы и падения. У нас были подъемы, когда в России в семье рождалось по 15–18 детей – и не это не было зазорным, только приветствовалось, было нормой жизни! И людям помогали, создавали условия, чтобы содержать большую семью. Царь Николай создал такие условия, а его обвиняли, что он разорил страну и сделал ее нищей. Нет, она не была нищей, она была очень богатой – поэтому люди рожали детей и не боялись какой-то нестабильности, были очень крепкие многодетные семьи.
 Мы можем научиться у Царя Николая и решению проблем винопития, алкоголизма. Страна наша находится в очень тяжелом, можно сказать, катастрофическом положении в этом смысле. Еще в середине XIX века при Царе Николае потребление спритного было на уровне около 1, 5 литра на душу населения в год. Это считалось катастрофой для России, и власти думали, что делать. Взялись очень серьезно, образовали общества трезвости во всех городах, селах, при храмах… Очень сильная проводилась работа по отрезвлению общества. Сейчас официальное потребление – 15 литров на душу населения в год чистого спирта, а неофициально – 25 литров, а может быть, и 30. А мы не очень и озабочены этой катастрофой! По высказыванию Организации Объединенных Наций, даже если по 8 литров пьет население – это ведет к деградации нации. При Царе Николае из бюджета Российской империи были исключены деньги от продажи алкоголя, говорилось: «Нам не нужны пьяные деньги для поддержания нашей страны». Государство обходилось без этого, потому что доходная часть бюджета была очень высокой и не нуждалась в «алкогольных» деньгах. Поэтому продажа алкоголя к 1914–1915 годам свелась на нет – в этом не было необходимости. Можно многое перечислить, что сделали Царь и Царская Семья для блага России и, конечно, взять в пример. Изучая государственную, политическую, экономическую деятельность, сельское хозяйство (а сельское хозяйство России кормило всю Европу, Америку), мы можем многое взять в пример для современной России.
 – У нас звонок из Тюмени. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Владыка, благословите, меня зовут Нина. У меня такой вопрос: сейчас в общественном транспорте внедряются для пенсионеров проездные магнитные карты, на которых закодированы номера. Не грех ли это и вред для души православного человека?

 – Я думаю, нет, потому что это не относится к самому человеку; это просто карточка, которая дает возможность оплатить проезд в транспортном средстве. Сейчас техника очень развита, но не стоит думать, что она имеет влияние на душу человека. На душу человека влияет грех, его мы должны бояться: на душу влияют наши греховные мысли, чувства, желания, нарушение правил христианской жизни. Мы должны заботится, чтобы мы не ушли от духовной, чистой христианской жизни, вся наша забота – ни в коем случае не согрешить. Наши отцы боялись согрешить перед Богом в чем-то, поэтому все свои действия, даже мысли проверяли на основе Священно Писания и приходили к своим духовникам, спрашивая: «Вот я сделал то-то и то-то, это противоречит Евангельскому учению или нет?» Если нет, то хорошо, он продолжал делать так; если где-то, хоть немножко, не совсем идет жизнь по Евангелию, то исправляли со страхом Божиим, чтобы, не дай Бог, не укорениться в этом нарушении. Так же и нам нужно постараться жить в современной жизни, проверяя себя, свою жизнь, на основе Священного Писания, поучений святых отцов.
 – Владыка, у нас вновь звонок. Алло, здравствуйте!
 – Очень рад, Владыка, что дозвонился! Хотелось бы задать два вопроса. Первый вопрос – относительно нашего великого поэта Лермонтова. Известно из его биографии: когда он погиб на дуэли, священник не стал его отпевать. Какие у него были основания? Я напомню вкратце: Лермонтов не хотел этой дуэли, его вызвали на поединок, по жребию он должен был стрелять первым, но он выстрелил в сторону, а потом был убит ответным выстрелом. Какие же были основания у того священника, как Вы может объяснить это?
 И второй вопрос: наша страна – светское государство, то есть фактически отделено от Церкви, но ведь составляющие государства – это весь народ, и бедные, и богатые, и верующие и неверующие. Почему тогда строительство и восстановление храмов ведется на благотворительности – неужели страна обеднела бы, бюджет страны обеднел бы, если бы власти занялись этим? И еще: где выпускники семинарии, не ставшие священниками, смогут найти применение своим знаниям? Спасибо, Владыка за ответ; всего Вам доброго!

 – Что касается семинаристов, которые заканчивают семинарию и не хотят быть священнослужителями… Конечно, это плохо. Церковь наша для того открыла и финансирует семинарии, чтобы готовить будущих пастырей. К сожалению, встречаются люди, слабые, видно, душой и телом – боятся трудностей. Труд священнослужителя, конечно, непрост, тяжел, самоотверженн, много нужно жертвовать собой и думать не о каких-то своих временных благах, а больше о небесном, и помогать людям этих высоких идеалов достичь. Если человек проникся такой любовью к Богу и ближнему, он не смотрит ни на какие трудности, жертвенность служения – идет и совершает свое служение: он делает это ради Бога, ради ближних, ради Царства Божия. Он этим спасается и другим помогает спастись. Поэтому желательно, чтобы выпускники-семинаристы шли на этот подвиг. Но если этого не случается по каким-то причинам, то для них сейчас даже в самой Церкви есть возможность потрудиться: нам нужны и миссионеры, и катехизаторы, преподаватели в церковно-приходских школах, работники для социального служения, где тоже необходимы люди с духовным образованием; действительно, в Церкви не такие большие зарплаты, как в миру. Можно идти на светскую работу и там быть миссионерами, добрыми, хорошими свидетелями веры Христовой. Поэтому, если человек хочет, он может применить себя, быть везде полезным нашему обществу.
 Что касается светской власти и ее помощи в восстановлении храмов, вы не совсем правы. Есть в разных регионах программы по линии министерств культуры – на них выделяются некоторые средства, чтобы восстанавливать памятники архитектуры областного, федерального, местного значения. Выделяется, конечно, не так много, как хотелось бы, и не так быстро получается, как хотелось бы. Надеемся, что этот вопрос решится: я помню слова Владимира Владимировича Путина, когда он был еще президентом, на встрече с архиереями нашей Церкви. Он говорил, что государство наше в долгу перед Церковью за разрушения, которые совершились в свое время, и оно обязано восстановить все храмы и передать их Церкви, чтобы она несла свою миссию для блага нашего Отечества. Я надеюсь, что эти слова Владимира Владимировича Путина исполнятся в ближайшее время, и храмы, которые еще находятся в руинах, будут восстановлены.
 Что касается вопроса о Лермонтове, когда священник не хотел его отпеть: есть подозрение, что это было преднамеренное самоубийство. На войне мы тоже благословляем и отпеваем солдат, которые, бывает, взрывают себя, чтобы не отдать себя врагу или своей смертью спасти множество людей – мы не считаем это самоубийством. Надо знать, с каким намерением это делалось. Конечно, священнику, знавшему больше нас, было виднее, как поступить.
 – Владыка, у нас вновь телефонный звонок. Алло, здравствуйте!
 – Здравствуйте; раба Божия Марина. Мы живем в военном городке, а на Архиерейском Соборе поднимался вопрос насчет полковых священников. Как-то это будет решено или нет?

 – Да, на Архиерейском Соборе говорилось, что есть необходимость как-то этот вопрос решить. Мы размышляли, что необходимо обратиться к нашей власти с предложением восстановить институт полкового священства, чтобы они несли свое служение в качестве священнослужителей, духовно окормляя солдат в той части, где служат. Российская история не раз доказывала: боевой дух армии во многом зависит от присутствия рядом с солдатами и матросами духовного наставника – полковой священник выполняет долг по защите Отечества и несет пастырское служение, духовно помогает солдатам в решении душевных вопросов, которые возникают в их жизни.
 – Владыка, вопрос от Марины Михайловны из города Сысерти: «Моя дочь Алена в 4, 5 года попала в аварию, очень была покалечена. Почему Бог допускает страдания детей, ведь они безгрешные? Где и как искать помощь для лечения дочери?»
 – Конечно, это большая трагедия, когда страдают дети. Если судить с точки зрения временного, – это трагедия, а если судить с точки зрения вечности, то все становится на свои места. Потому что мы призваны для вечности, мы готовимся к вечности, и Господь так судит иной раз, что в очень молодом возрасте забирает человека из этой жизни. Потому что, наверное, считает, что он мог бы, живя на земле, потерять вечность, а своим уходом он ее приобретает, тем более что родители, близкие молятся за этого ребенка, и он приобретает вечную радость в Царстве Божием. Ведь если смотреть глубже: для чего родители рождают детей? Для Вечного Царства, для Небесного Отечества. Вот главный смысл жизни – поэтому родители еще до зачатия должны думать, что они рождают не простого человека, для временной земной жизни, а для вечности. Поэтому и молятся, и соблюдают правила христианской жизни, относятся к деторождению очень серьезно, чтобы ребенок родился здоровым, крепким – и психически, и телесно. А для этого необходимо соблюдать определенные правила нравственной жизни, которые, к сожалению, не соблюдаются: пьянство и разврат, допущение всяких плотских и неестественных вольностей среди родителей стали привычным явлением. Это влияет на будущее потомство. Поэтому люди серьезные, желающие иметь детей здоровых, всесторонне развитых, к этому относятся очень серьезно, с молитвой, с подготовкой духовной, с надеждой, что так они будут иметь меньше проблем при воспитании своего дитя: подготовка к зачатию, само зачатие и вынашивание плода – залог дальнейшего воспитания, или легкого, или очень тяжелого. Потому что уже в зародыше при порочной жизни родителей зарождается непредсказуемый характер: какие-то капризы, отклонения от нравственных норм, которые со временем развиваются, и такого молодого человека очень тяжело бывает вести в рамках. И это – следствие несерьезного отношения к рождению детей. Если правильно относиться к зачатию, тогда легко и воспитывать ребенка: он послушнее, смышленее, разумнее поступает в своей жизни, быстро понимает своих родителей.
 В данном случае, конечно, мы должны покориться воле Божией, не задавать вопроса: почему? Господь хочет, чтобы мы все спаслись и в разум истины пришли. Конечно, это очень больно, тяжело: страдает самое близкое существо. Но если посмотреть с точки зрения вечности, то человек, желая добра своему сыну, дочери, желая вечного блага, не временного – смиряется и покоряется воле Божией.
 К сожалению, очень непростая ситуация, когда ребенку нужно лечиться, а все дорого, и не совсем легко это дается. Но этот крест и ребенка, и матери, тяжелый крест – спасителен для обеих душ. Это ограждает от каких-то греховных дел. К сожалению, человек, когда здоров, не ценит свое здоровье и поддается разным греховным делам, иногда сам не может оградить себя от греховных поступков. А болезнь – ограничение. По учению Оптинских старцев, за все нужно благодарить Господа – и за радость, и за скорбь, потому что мы не всегда понимаем Промысел Божий. Если за все благодарить Господа, Он поможет, и все вопросы, которые кажутся нам неразрешимыми, разрешатся, и очень легко.
 – Владыка, вопрос от Ольги. В Священном Писании сказано, что после сошествия Святого Духа на апостолов они стали разговаривать на иных языках. Совершается ли в Православии Крещение иными языками?
 – Сейчас нет такой необходимости, чтобы люди после Крещения разговаривали на разных языках. Апостолы получили дар разговаривать на разных языках, чтобы идти во весь мир проповедовать веру Христову, проповедовать Иисуса Христа, учение Христово. А сейчас вера Христова проповедуется на разных языках в разных странах мира. Есть литература на разных языках, ее тоже можно читать. В таинстве Крещения мы получаем благодать, которая нам помогает воскресить, восстановить наше падшее естество. И это семя, данное нам, нужно взрастить, дать ему такие условия, чтобы благодать, принятая в таинстве Крещения, приносила свои плоды. Как семени, которое мы сеем в землю, нужен свет и тепло, и влага, так надо дать и нашей душе взрастить благодать, чтобы она проявлялась в различных плодах добродетелей, милосердия, сострадания, любви… Вот наша задача, и задача восприемников – духовных матерей и отцов: дать ребенку или взрослому, который принял Крещение, возможность и условия, чтобы Божия благодать приносила добрые плоды. Что толку, если мы будем говорить после Крещения на разных языках? Что это даст, какая от этого польза – только гордость, кичливость… Потрудись, поучись – и будешь знать один, два, три, много языков. Но это будет плод труда, который дается благодатью Божьей. А главная цель – это спасение, и когда-то давалось знание языков именно для спасения ближнего. А сейчас мы должны говорить своим соотечественникам, которые говорят на том же языке – о Христе, о Царстве Божием, об аде, о спасении…
 – Владыка, спасибо Вам за ответы. Время нашей сегодняшней передачи подошло к концу; благословите наших телезрителей, радиослушателей.
 – Дорогие телезрители и радиослушатели, мы благодарны вам за активное участие в нашей программе, что вы интересуетесь многими вопросами церковной, духовной жизни. Дай Бог, чтобы полученные ответы были во спасение, во благо, чтобы это подвигло всех нас к духовной, церковной жизни по заповедям Божиим.
 – Спаси Господи, Владыка; до свидания.

Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Елена Шонова

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковный календарь

2 сентября — память священномученика Александра Малиновского

(последнее место служения — Введенская церковь села Верх-Суксунского Красноуфимского уезда Пермской губернии) Священномученик Александр Малиновский родился 12 апреля 1892 года в городе Петровске Саратовской губернии в семье священника Иоанна Малиновского. Дед его также был священнослужителем.

 
Духовные поучения

Объективные оценки царствования Николая Александровича Романова – вопрос национальной чести и достоинства

  Академик Российской академии наук, директор института истории и археологии УрО РАН Вениамин Васильевич Алексеев принимал участие в конференции «Император Николай II и его время», которая проходила в Екатеринбурге в мае текущего года.   – Мне думается, заявленная тема очень важна и актуальна сегодня, поскольку сейчас активно дискутируется вопрос противостояния Церкви и народа по отношению к личности Императора Николая II.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс