Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (498) → Объективные оценки царствования Николая Александровича Романова – вопрос национальной чести и достоинства

Объективные оценки царствования Николая Александровича Романова – вопрос национальной чести и достоинства

№33 (498) / 1 сентября ‘08

Духовные поучения

  Академик Российской академии наук, директор института истории и археологии УрО РАН Вениамин Васильевич Алексеев принимал участие в конференции «Император Николай II и его время», которая проходила в Екатеринбурге в мае текущего года.
  – Мне думается, заявленная тема очень важна и актуальна сегодня, поскольку сейчас активно дискутируется вопрос противостояния Церкви и народа по отношению к личности Императора Николая II.

Физики и математики имеют свою точку зрения на этот вопрос… Мне представляется, что у гуманитариев она должна быть иной.
 Конечно, существуют определенные законы природы, которые сами за себя говорят. Но в современной России, когда такой разброд во мнениях, такое падение нравственности, с моей точки зрения, гуманитарная наука и Церковь должны идти рука об руку, чтобы значительно уменьшить, а со временем и полностью исключить негативные явления, которые происходят в современной России.
  В этой связи конференция, посвященная царствованию Николая Александровича Романова, представляет большой интерес. В свое время на этом поприще неоднократно скрещивались копья сторонников и противников Императора. Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии Владыка Викентий говорил, что это началось еще при его жизни и продолжалось долго – по существу, до настоящего времени.
  Мне представляется, что нужно решить ряд вопросов, связанных с последним царствованием в России. От этого во многом зависят объективное толкование российской истории и взгляд на сегодняшний и будущий день России. Очевидно: это поворотная точка в истории России, и поэтому здесь должны быть сосредоточены усилия ученых.
  Тут, конечно, очень много проблем, но я бы выделил особо крупно три. Первая – это объективная оценка царствования Николая Александровича. Мне хотелось бы подчеркнуть, что внутренние проблемы развития Российского государства в той или иной мере освещены с разных позиций, и в общем-то вырисовываются определенные точки зрения. Но не думаю, что на последнее царствование государства Российского серьезное воздействие оказали внешние силы. И эта позиция пока еще недостаточно изучена. И если мы поймем, как и что делалось не лично против главы государства, Императора Николая Романова, а против России, то, видимо, нам легче будет понять и источники тех потоков лжи, которые на него вылились. Это очень непростая проблема.
  Вторая проблема – как-то соотнести Романовскую и советскую Россию, как бы резко это ни звучало. Между ними пытались и пытаются устроить брешь, пропасть. А ведь это, извините, наше Отечество, которое было и в эпоху Романовых, и в ХХ веке. Поэтому использовать последнее царствование для исторического разлома нашего Отечества, я думаю, абсолютно неправильно. Более того, многие элементы русской жизни, которые были заложены при Романовых, существовали и в советское время, хотя они всячески попирались. Вопрос заключается в том, чтобы выявить эти элементы и проследить связь времен в истории России. Вот тогда многие наветы на Николая Александровича сами собой отпадут.
  Здесь можно приводить и много примеров самопожертвования православных людей в советской России, и сохранение ими истинных православных традиций, но я бы выделил, пожалуй, один вопрос. В советской историографии много и очень настойчиво писалось о самодержавной России, о Самодержце и так далее. Но ведь руководитель советской России Сталин оказался куда большим самодержцем… И тут возникает вопрос: или это, извините, отрицательные черты товарища Сталина, или это какие-то особенности страны, которая ставит вопрос о сильной власти в России.
  Вот и сейчас, после распада Советского Союза, этот вопрос постоянно поднимается: о властной вертикали, о сильной власти и тому подобное. Надо посмотреть, как эта власть до революции осуществляла руководство страной, и в частности, ее региональными окраинами, Уралом и Сибирью. И здесь конкретный исторический материал наводит на многие размышления – не так уж плохо тогда управлялось, и многие элементы регионального развития не мешало бы из времен Российской империи позаимствовать.
  Много еще и других проблем, которые, мне думается, важны для понимания единства российской истории. А ведь что получается? То разорвали Россию по 1913 году (мол, с 1913 до 1917 года в России все было плохо, а сейчас пишут, что все было вроде бы хорошо), то разорвали Россию на XIX и XX века… Действительно, в ХХ веке Россия достигла потрясающих мировых рекордов. Что говорить об освоении космоса – прежде всего это была победа во Второй мировой войне, которая спасла человечество от фашистского ига. Мы празднуем Победу, но говорим, что в ХХ веке в России ничего хорошего не было. И это снова разрыв времен, и это неправильно и очень опасно еще с той точки зрения, что наше руководство сейчас очень много говорит о тех амбициозных целях, которые ставятся перед будущей Россией. А как осуществить эти цели, если мы затаптываем свое прошлое без конца? Ведь в других странах этого нет. Этого нет в Европе, этого нет на Востоке. На Востоке – особенно.
Я часто бываю за рубежом и могу по личному опыту сказать, как во многих странах мира воспринимали разлом Советского Союза в 90-е годы. Все просто разводили руками: «Как? Были такие достижения, а теперь все они втоптаны в грязь». Втаптывались в грязь не только советские руководители (хотя многие из них этого вполне заслуживают), но ведь саму-то Россию через этих людей нельзя втаптывать в грязь! Ведь ее-то народ вершил чудеса в это время и получил гигантские мировые достижения. Поэтому Запад оценивает наши «шараханья» с точки зрения нравственности и морали очень плохо. И, мне кажется, это важная проблема для истории: пристальнее посмотреть на все эти поднимаемые вопросы.
  Ну, и, наконец, третья проблема, о которой я бы хотел поговорить – это исчезновение Царской Семьи. Мы эту проблему сейчас выясняем, но мне хотелось бы подчеркнуть ее важность. Без решения этой проблемы, без получения истины в этом мы никогда по достоинству не оценим последнего царствования и не поймем, что же произошло с Россией, где перелом в ее истории и как его надо оценивать.
  Существуют три точки зрения. Одна заключается в том, что вся Семья расстреляна, другая – никто не был расстрелян, и в последнее время на Западе стали появляться другие точки зрения. Но ведь их надо подтвердить или опровергнуть научно, а не только генетической экспертизой – нельзя проблему великой исторической важности в России сводить к одному только пробирочному анализу. Я глубоко в этом убежден, и неоднократно, будучи членом правительственной комиссии, выступал против такой аргументации. Эту проблему можно решить единственным путем: путем соединения современных криминалистических технологий, в том числе и генетической, с историческими документами. А из исторических документов вытекают иные выводы, нежели те, что следуют из заключения современной криминалистики.
  Православные люди всего мира вот уже более полутора десятков лет находятся в особом напряжении. Почему я об этом говорю? Да потому что сам неоднократно был свидетелем этого. В 90-х годах, когда я работал в Чикагском университете, Синод Русской Православной Церкви Заграницей пригласил меня выступить в Нью-Йорке с лекцией по проблеме останков. Огромный зал был полон. Я почти пять часов стоял перед этой аудиторией и видел, буквально ощущал душой и телом, как русские православные люди за рубежом хотели знать правду.
  Я могу много рассказывать об этом, но просто приведу еще один пример, как русские православные люди, свободные люди на Западе на это реагируют. Передо мной сидел очень старый мужчина, который в течение всего выступления вытирал слезы. После выступления ко мне подошло много людей, которые задавали частные вопросы, а он стоял в стороне. Тогда я сам подошел к нему, извинился и спросил, нет ли у него каких-нибудь вопросов. Он ответил: «Нет. Я слушал вас и понял, что узнать истину пытаются и в России».
  А затем он подвел меня к иконостасу, перекрестил и сказал: «Я вас благословляю на правду, на получение правды в этом вопросе». Надо было видеть и чувствовать это! На меня это произвело неизгладимое впечатление, под которым я нахожусь до сих пор. И считаю своим долгом внести свою лепту в решение этого вопроса.
  Второй пример говорит о другой стороне этого вопроса: о его неясности, запутанности и до сих пор секретности. Как-то я прилетел на конгресс в Данию, в Копенгаген. В аэропорту стояла женщина, держащая на палочке только-только вышедшую мою первую книгу о гибели Царской Семьи. Я, естественно, подошел к ней, спросил, кто она такая, захотел с ней познакомиться. Она оказалась корреспондентом газеты датской королевской семьи. Мы долго беседовали, я отвечал на ее многочисленные вопросы. А когда она спросила, чем может отблагодарить меня: «Просите что хотите!», я очень растерялся. А потом попросил познакомиться с досье Анны Андерсон, которое хранится в королевском архиве. Насколько я знаю, там находятся ценнейшие документы по расстрелу Царской Семьи.
  Она говорит: «Нет ничего проще: мой однокурсник по университету директор этого архива, и вы завтра же получите все интересующие вас документы». Но на следующий день она виновато понурила голову: «Вы знаете, не получается…» Я спрашиваю: а в чем дело? Оказывается, на этих документах сама королева написала: «Секретно, хранить до 2030 года». Я привожу этот пример не чтобы привлечь внимание к моей книге, а чтобы вы могли понять, что в «Царском деле» до сих пор существует секрет, который охраняется не только в России, но и на Западе.
  И тут возникают два главных вопроса. Во-первых, что же произошло и каково было зарубежное воздействие на Россию в годы последнего царствования, и особенно в 1913–17 годах? Во-вторых, насколько я понимаю, документы, связанные с расстрелом и уничтожением останков Царской Семьи, содержатся в этом досье, но они представляют международный секрет. Потому это представляет большой интерес и все время волнует общество. И пока не будет ясности об уничтожении Царской Семьи, общество и православный мир не успокоятся. А ясность будет, когда это будет доказано всесторонне, а не только генетической экспертизой.
  Первоначально объявили, что последние, недавно найденные останки принадлежат представителям Царской Семьи – Цесаревичу Алексию и Великой княжне Марии. А потом – раз! Говорят, что нет… Да как же так получается? Разве можно в таком напряжении держать наше Отечество и весь мир? Экспертизы делаются в Америке, на информацию о них наложено вето. Америка заявила, что когда все экспертизы соединят, будет сделано официальное заявление на этот счет. Но мне-то думается: а почему Америка держит за собой последнее слово о нашем Царе-батюшке? Это – вопрос национальной чести и достоинства.
  И задача наших российских ученых – внести ясность в этот вопрос. В свое время, работая в правительственной комиссии, я настаивал на проведении специальной исторической экспертизы. Мне было отказано. А теперь, десять лет спустя после решения комиссии, новый председатель следственного комитета Бастрыгин, который в свое время меня поддерживал, заставил делать эту историческую экспертизу. Она сейчас идет, но ведется людьми, которым я не доверяю. И не уверен, что она не будет подогнана под какие-то очередные генетические исследования, и неизвестно, получим мы какую-нибудь ясность или нет.
  Поэтому я высоко чту позицию Русской Православной Церкви, которая воздерживается от каких-то официальных заявлений – как вы знаете, Святейший Патриарх Алексий II не приехал на перезахоронение останков в Санкт-Петербург… Я не знаю, как будут развиваться события дальше, но с точки зрения последнего царствования этот вопрос должен быть решен, в него должна быть внесена ясность. Поэтому я желаю всем своим коллегам по решению этой проблемы существенного продвижения в изучении последнего царствования и роли в великой русской истории последнего Императора Николая Александровича Романова.

Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Архипастырь

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 – Владыка, есть ли какое-то изменение позиции Церкви по первым и вторым останкам, приписываемым Царской Семье и их детям? Насколько вероятно, что они будут признаны мощами? – Сложно об этом говорить, потому что очень много противоречий в мнениях людей науки. Поэтому Церковь очень осторожно относится к этому вопросу – признавать мощами останки, по которым имеется много неразрешенных вопросов, Церковь никогда не станет.

 
Духовные поучения

«…Когда я встала на край жизненного обрыва с намерением прыгнуть в пропасть, на экране вдруг появился зеленый глазок телеканала „Союз“…

  «Глубокоуважаемый отец Димитрий! Я уже полмесяца никак не решалась послать Вам письмо, но теперь не жалею, что долго колебалась, так как имею возможность поздравить Вас с присуждением высокой награды и вручением ордена, пожелать Вам здоровья, неувядаемого интереса и любви к делам, которые волею Господа выпали на Вашу долю, успеха в Вашей многотрудной, благородной деятельности и во всем Божьего благословения!  Пишет Вам очень пожилая женщина. Я приняла Крещение и стала православным человеком только два года тому назад. Моему воцерковлению и теперешней духовной жизни я целиком обязана руководимому Вами телеканалу «Союз», иеромонаху Флавиану и, в конечном итоге, промыслу нашего Бога. Сейчас, если в разговоре мне говорят: «Почему ты уверена, что Бог существует?», я с полной уверенностью отвечаю: «Потому что когда я осознанно встала на край жизненного обрыва с намерением прыгнуть в пропасть, на экране вдруг появился прежде невиданный зеленый глазок телеканала «Союз», а потом на экране я увидела совершенно необыкновенного батюшку, читающего утренние и вечерние молитвы. Почти сразу, пока я отходила от изумления увиденным, как по заказу, в «Беседе с батюшкой» отец Флавиан так убедительно рассказал о том, что волновало меня в это время, что я поняла: принимаю сказанное душой и сердцем. И все, что случилось со мной – это не случайность, а Божественное провидение. Далее, тоже совершенно необычно, Господь сподобил меня познакомиться с отцом Флавианом, и с тех пор я, будучи темным неофитом, часто пользуюсь возможностью побеседовать с ним, получить ответы на многочисленные вопросы разного плана. Должна сказать, дай Бог каждому такого наставника, как отец Флавиан – вдумчивого, серьезного, доброго и веселого батюшку!

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс