Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (497) → Архиепископ Костромской и Галичский Александр: «Я категорически против расхожих выражений: „потерянная“ молодежь, „потерянное“ поколение»

Архиепископ Костромской и Галичский Александр: «Я категорически против расхожих выражений: „потерянная“ молодежь, „потерянное“ поколение»

№32 (497) / 22 августа ‘08

Интервью

Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз»

  – Здравствуйте, дорогие друзья, в эфире программа «Духовное возрождение России». Сегодня у нас в студии высокий гость – архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви.

Здравствуйте, Владыка!
  – Приветствую сердечно и жителей Екатеринбурга и тех, кто трудится в этом замечательном духовном комплексе, который о Христе, о Церкви, о добрых делах на всю страну нашу благовествует.
  – Спасибо, Владыка! В начале разговора, наверное, есть смысл познакомиться с Вашей епархией – пусть посредством телевизионного эфира. Конечно, лучше это сделать лично, у кого есть такая возможность…
 Вашей епархии уже 263 года, в ней почти 150 приходов, множество монастырей, святынь. Очень важно, что монастырей много. Многие из монастырей, я так понимаю, возрождались уже в 1990-х годах. Епархия – это, наверное, в первую очередь не только и не столько храмы и монастыри; это люди, прихожане. Что за люди живут сегодня в центре России, в Вашей епархии, как меняется их отношение к Православной вере?

  – Я думаю, будет справедливо сказать несколько слов о древней богохранимой костромской земле и о нашей Костромской епархии. Вы правы, указом императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году была выделена из Московской епархии самостоятельная Костромская епархия. И на 1917 год ее границы совпадали с границами Костромской губернии. Это 81 тысяча квадратных верст, то есть 90 000 квадратных километров. Историк Ключевский и другие всегда говорят: «царственная Кострома, колыбель Дома Романовых». После революции область была ликвидирована как самостоятельная, и стала Кострома всего лишь районным центром большой Ивановской промышленной зоны. В 1944 году самостоятельная Костромская область была возрождена, но в несколько других границах. Она стала площадью 60, 1 тыс. квадратных километров. То есть треть когда-то существовавшей губернии была отнята, и многие традиционно исторически значимые города, такие, как прилегающие к Ярославской губернии Малые и Большие Соли, связанные с именем великого русского писателя Некрасова, отошли к Ярославской области. Кинешма, Плес отошли к вновь образованной Ивановской области, часть – в Вятку, часть – в Вологодскую область. Поэтому осталась такая – в 60, 1 тысячу квадратных километров – Костромская область и Костромская епархия.
  До революции в Костромской епархии было 2300 действующих православных храмов и 1300 часовен. Совершали служение Богу, Церкви, России более 3000 священников. После страшных испытаний, которые пришли с революцией, когда традиционные многовековые обычаи, традиции были утрачены, все изменилось, и епархия потеряла очень многое. К 1988 году (это время начала изменений новых государственно-церковных отношений, когда вся Россия отмечала 1000-летие Крещения Руси) осталось только 62 действующих прихода. Сегодня в Костромской епархии 211 действующих приходов, возрождены из небытия 11 монастырей: 3 мужских, 8 женских. У нас уже более 15 лет действует Костромская Духовная семинария, в которой обучается 120 студентов очно и около 200 заочно. Есть маленькая телестудия; не сравнишь с вашей. Я радуюсь, что сегодня увидел: своя газета, радиопередачи, социальное, благотворительное, молодежное служение, забота о заключенных. Как и в каждой епархии, разветвленный, работающий, приносящий духовную пользу Духовный центр создан у нас.
  – Скажите о святынях, которое все-таки сохранилось в Костромской и Галичской епархии. Сейчас это огромное благо для всех людей: паломники могут приехать к вам и приложиться к этим святыням…
  – Вы знаете, Господь особым образом благословил Костромскую землю. В ней действительно большое количество древних, намоленных святынь, перед которыми веками благоговейно склонялся русский человек. Упомяну хотя бы об одной – это Феодоровская чудотворная икона Пресвятой Богородицы, не копия, не список, а подлинная икона, молебный образ благоверного и великого князя Александра Невского. Его родитель, великий князь Ярослав, благословляя на Венчание своего сына, подарил ему, как залог духовного благословения, эту великую святыню, из Византии полученную. А князь, который венчался с полоцкой княжной, в Крещении принявшей имя Параскевы, благословил, чтобы изографы его времени на тыльной стороне этой великой святыни Феодоровской иконы (которая так получила свое название в будущем, а была молебным образом князя) изобразили небесную покровительницу супруги князя – великомученицу Параскеву Пятницу. И вот эта святыня всегда была с князем Александром: и когда он путешествовал в Орду, отстаивая интересы Отечества Российского, когда ходил в воинские походы, чтобы защитить родную веру, свою землю от иноплеменников. Этот святой образ всегда сопутствовал князю. Он очень любил свою родовую, венчальную святыню. И возвращаясь в последний раз из Орды, когда он занемог, заболел в Городце Нижегородской губернии, именно перед своей любимой иконой князь принял монашеский постриг. И вот, после разорения Городца татарами, через 7 лет, эта святыня обретается на богохранимой костромской земле, в славном городе Костроме, расположенном на великой русской реке Волге. Ее обрел, как летописи говорят, «мизинный» брат князя Александра, прозванный князь Василий Квашня, то есть младший брат благоверного и великого князя Александра Невского, который княжил в Костроме, будучи великим князем Владимирским, то есть фактическим правителем России. И вот с тех пор почти 8 веков Феодоровская икона Божией Матери является главной святыней нашего богохранимого Костромского края. И одновременно величайшей святыней России. Поскольку в 1613 году юный Михаил Федорович Романов, первый из династии Романовых, в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре принял избрание Земского собора. После 6 часов уговоров, только тогда, когда костромичи в Троицкий собор внесли, при посольстве Земского собора, который возглавлял епископ Феодорит из Рязани, свою главную святыню. Родительница Михаила Федоровича Романова великая инокиня Марфа благословила Феодоровской иконой Божией Матери своего сына. И он перед ней, пред этой намоленной веками русскими людьми иконой принес обеты верности служения российскому Отечеству, родной православной вере и людям, которые живут на Русской земле.
  Но не только Феодоровская икона украшает духовно древнюю богохранимую костромскую землю. У нас есть мощи великих святых подвижников: игумена земли Русской преподобного Сергия, Авраамия Чухомского Городецкого – его монастырь возрожден как мужской. Преподобный Пахомий Нерехтинский – тоже один из сонма святых, которые были сердцем и душой рядом с аввой Сергием, и эта святыня возрождена, и мощи его почивают там. Преподобный Никита – летопись его именует не только учеником, а сродником великого игумена земли Русской. Это основатель древнего Богоявленско-Настасьиного монастыря, который сегодня является и обителью, и главным храмом Костромской епархии, кафедральным собором нашего древнего Костромского края, где хранится Феодоровская икона. А в городе Солигаличе совершал свое служение великий святитель земли Русской – святитель Иона – первый митрополит самостоятельной независимой Русской Православной Церкви. В городе Макарьеве, где хранятся мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского, когда-то обитель, которую он основал, была названа именитой лаврой, Макариевской Лаврой. Там в свое время проходил подвиг служения Отечеству великий святитель Русской земли Митрофан Воронежский. И многие другие святыни.
  – Такие места Вы называете, которые святы для сердца каждого человека…
  – Да, для русского, православного человека, живущего на Русской земле. «Полонская» икона, икона «Ипатьевская», которая в Ипатьевской обители (в 1619 году в благодарность за избрание государем Российским первый из этой династии Михаил Федорович вместе с инокиней Марфой принес ее из Благовещенского собора, одного из главных соборов России, в Кострому). У нас есть икона «Нерехтская», прославленная многими чудесами, фреска чудотворная, редкостная икона, Смоленская «Костромская» в диптихе Всероссийских почитаемых святынь – икона Божией Матери, она находится в Смоленской Церкви при Богоявленско-Настасьином монастыре. И вот сегодня многие и многие люди приезжают в Кострому помолиться, духовно утешиться, склониться перед этими почитаемыми всей Россией великими святынями.
  – Слава Богу, эти святыни дошли до нас; преемственность и ортодоксальность Православной Церкви сохраняется. Но если поговорить о дне сегодняшнем, Вы с 2000 года являетесь председателем Синодального отдела по делам молодежи. И с 1994 года входите в Совет по делам молодежи при Президенте России. Тем не менее, Вам наверняка не раз приходилось слышать мнение, что Церкви работать с молодежью сегодня не нужно. Что удел Церкви – это хосписы, больницы, дома престарелых, а люди молодые вырастут и сами определятся, что им в жизни надо, и выберут или не выберут путь к Богу. Каково Ваше отношение к этой позиции? И что сегодня можно ответить ее сторонникам?
  – Вы знаете, тема молодежи – это тема очень значимая, очень глубокая и очень большая не только для Церкви. Это огромнейшая проблема, которая волнует и российское общество, наше Отечество, всю Россию. Было время более 10 лет назад, даже 15 лет, когда действительно звучали в Церкви голоса: а зачем работать с молодежью? Люди сами придут в Церковь, повзрослеют, достигнут уровня восприятия разумного отношения к жизни, и перед ними откроются двери храма. Я глубоко убежден, что это весьма ошибочная, неверная позиция. И вот здесь, к великой чести нашего предстоятеля Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, в беседах, во встречах, которые были у меня как руководителя молодежного направления Русской Церкви, Святейший всегда говорил о необходимости создания именно Отдела по делам молодежи. То есть такого структурного подразделения Русской Церкви, которое бы отвечало в масштабах всей Церкви за общение, за развитие диалога со светской молодежью, с теми, кто учится в вузах, с молодежью церковной, воцерковленной. И все мы должны сегодня четко понимать: людям, которые будут жить в XXI веке, кто перешагнул рубеж нового тысячелетия, должна быть открыта во всей полноте красота и величие святого Православия, нашей родной веры, веры наших предков, веры наших отцов, веры, которая прошла невиданные испытания. И очень важно, чтобы молодой человек в Церкви чувствовал себя уютно, комфортно, чтобы он пришел в родную стихию, чтобы его ждали, чтобы у него нашлось дело, которое бы вдохновило его, было бы ему интересным. Чтобы он не только поалтарничал и ушел из Церкви, а чтобы он навсегда с семьей, с ближними был бы членом своей общины. Вы знаете, очень много примеров, которые говорят об этом, хотя вопрос молодежный очень сложный. Нужна сильная, настоящая государственная политика, которая бы формировала мировоззрение молодого человека как патриота, как человека любящего землю, страну, в которой он растет, и как человека с глубоким религиозным осознанием того, что вокруг него.
  – То есть тут важно, чтобы государственная политика тоже основывалась на наших духовно-нравственных православных корнях?
  – Безусловно. И знаете, я бы хотел отметить сегодня один из сильных моментов: государство наконец-то, после долгих и серьезных размышлений быть или не быть Государственному комитету по молодежной политике все-таки приняло решение. Президент сделал нормальный, очень здоровый, важный и нужный шаг. Образован Государственный комитет по делам молодежи, то есть появился государственный орган, который будет формировать весь спектр молодежной политики в России. А вот Церковь еще до решения государства приняла решение об образовании Отдела по делам молодежи. И Вы знаете, мне приходится очень часто слышать в среде самых разных людей такое расхожее выражение: «потерянная» молодежь. Категорически против этого! Действительно, в годы лихолетий, годы безвременья, годы, когда все брошены, действительно придавали значение социальному служению Церкви, катехизации, миссионерству – это важно, нужно, необходимо, безусловно, является одним из приоритетнейших направлений служения Церкви. Но забывали о молодежи. Вот Церковь создала Отдел по делам молодежи, и она сказала: не «потерянное», а обретенное поколение. Нашему Предстоятелю Церкви, Святейшему Патриарху Алексию принадлежит удивительная идея. Он сказал, общаясь со мной: «Владыка, Церковь должна сказать об обретенном церковном поколении, Церковь должна заявить, что молодой человек, который обретает Христа, обретает веру, становится другим». Наркомания, пьянство, безнравственность сплошь и рядом. Вроде бы безотрадная ситуация, а Церковь говорит: нет, есть мощь и сила, духовный знак, который помогает человеку к обновлению, преобразованию, духовному преображению. И специально была введена премия Русской Православной Церкви Отдела по делам молодежи, которая так и называется «Обретенное поколение». Она вручается подвижникам, людям духовным и светским, за их подвиги на поприще служения и просвещения молодежи – чтобы свет Христов озарял сердце человека, чтобы действительно люди смогли понять и обрести то, чему служит Церковь Христова, как богат Господь Светом и теплом, которые находятся внутри ее. Много проблем, не хочу быть радужным. Огромное количество проблем сегодня, связанных с молодежью. Но если человек просвещается Светом Христовым, он обретает другой путь, подлинный и настоящий, и земную радость бытия, и вечную непреходящую радость быть с Господом. Сегодня Отдел по делам молодежи работает, чтобы был хороший интернет-проект: молодежь очень увлечена интернетом.
  – Действительно, нужно говорить на языке молодежи…
  – Вы знаете, последний Архиерейский Собор в своих решениях записал удивительную фразу, она очень многого стоит: «Находить новые методы работы с молодежью и не бояться новых, ранее не употребляемых в Церкви для диалога с молодым поколением методов работы в молодежной среде». Я немножко перефразировал, но суть остается – Церковь сегодня, подвижники молодежного служения, могут общаться, вступать в диалог, находить контакт, приходить к разным категориям людей, которые внутренне, может быть, неосознанно, но все-таки ищут и пытаются быть с Богом, обрести подлинные, а не мнимые ценности бытия жизни. И это, конечно, великая заслуга нашего Предстоятеля Церкви. И во многих епархиях мы видим, что эта динамика набирает силу – появляются не только отделы по делам молодежи, а появляются молодежные братства, молодежные центры.
  Бог судил мне 18 лет возглавлять древнюю Костромскую епархию; у нас есть молодежный центр, который называется «Ковчег». Там 300 ребятишек, а с родителями это под тысячу человек. Храм, совместная деятельность, походы, свадьбы, крестины, венчания, игры, изучение Катехизиса, совместная жизнь во Христе… И многие через этот центр пришли к Богу, к Церкви, и нашли свое место в духовном мире. Ведь это очень важно. Вот сегодня с Владыкой Архиепископом Викентием мы посетили молодежный центр в одном из крупных районов Екатеринбурга, это Уралмашевский район, в храме в честь Рождества Христова. Владыка освятил храм во имя Благоверного Великого Равноапостольного Князя Владимира, крестителя Руси, и этот молодежный центр. И я видел, с каким интересом руководители этого центра показывали: здесь секция плетения лозы, здесь шашки, здесь теннис, здесь рисунок и так дальше.
  Я уверен, что люди, которые придут в этот храм, в этот центр, уже не пойдут на улицу. Очень мало вероятности, что кто-то из них станет наркоманом или будет вести безнравственный образ жизни. Я уверен, что они обретут стержень, который поможет им твердо, сознательно и благородно идти по жизни. И это не только в Екатеринбурге – есть Тверь, Нижний Новгород, Ярославль, Вологодчина, Вятская земля. Я видел и с радостью могу свидетельствовать по совести, что есть подвижники веры, подвижники молодежного служения, кому не безразлично, кто вдохновлен этим и кто отдает талант, и силы, и способности для блага и пользы, чтобы молодежь пришла в храм, обрела себя, нашла себя – и стала жить этой благодатной жизнью. Хотя это островки сегодня. Мы не будем обольщаться: их не так много. К сожалению, проблемы, о которых мы говорим: наркомания, пьянство, безысходность, пустота души – этого очень много еще. Но все-таки островки, которые уже появились, вдохновляют, дают надежду, а надежда – это великое дело.
  – То есть сегодня у Церкви есть много методов, форм, возможностей работать с современной молодежью? Другое дело, что, наверное, «жатвы много, а делателей мало». И не может ли такого быть – я вспоминаю слова русского миссионера архимандрита Макария Глухарева, он говорил, что миссионер никогда не должен быть с печальным лицом.
  – Золотые слова!
  – А если к молодежи приходит священник и начинает пугать их Страшным Судом? Ведь молодые люди к этому не подготовлены, наверное, очень многие из-за этого из Церкви уйдут. Как найти этот подход к молодому человеку?
  – Вы знаете, работать с людьми – это подвиг. Общаться с молодежью и уметь говорить с ней языком, который она принимает, который близок ее душе и сердцу – это двойной подвиг. Вы привели замечательнейшие слова, которые я всегда говорю. Архимандрит Макарий Глухарев был ректором Костромской Духовной семинарии, и до своего ухода на пустынножительство, в заштат, он очень много трудился именно с молодыми людьми. И у него есть прекрасные духовные высказывания, одно из которых Вы употребили: «Миссионер никогда не должен быть с печальным лицом». Вообще, благая весть – это радость, а мы часто забываем об этом. Если человек придет с постным видом и будет говорить скучные вещи… а вот найти живые, доходящие до сердца, трогающие душу слова, и особенно в адрес молодежи – конечно, это большой дар. И мы должны молить Того, Кто может дать свыше и силы, и крепость, и мудрость, и служение, чтобы как можно больше людей было в нашей среде, кто может и способен говорить этим языком – языком любви, языком снисхождения, языком надежды и веры с молодым поколением, которому действительно принадлежит будущее. Это не праздные и не расхожие слова. Ведь недаром когда-то сказано, что молодежь – это будущее. Молодежь – действительно будущее России, Церкви, нашей великой веры и «обретенное поколение».
  – Спасибо большое, Владыка. К сожалению, наше время в эфире уже подходит к концу. Очень важно, что сегодня в воскресных школах мы действительно видим много детишек – они приходят с родителями или одни. Очень важно, чтобы эти дети, когда им исполнится 14–15 лет, были верующими.
  – И когда 18 лет исполнится, чтобы они остались в ограде церковной активными прихожанами и вместе с собой привели детей и своих внуков. Помогай нам Господь в этом!
  Я благодарен, что сегодня увидел труд и деятельность Владыки архиепископа Викентия. Очень много делается ко благу, к пользе и ко славе церковной, и особенно в молодежной среде. И мы сегодня с Владыкой говорили об одном интересном моменте. Кострома и Екатеринбург – начало династии и последние дни Царственных Страстотерпцев. Мы договорились, что в следующем году Феодоровская икона, по благословению Святейшего, побывает и благословит Царские дни. Мы надеемся, что делегация Екатеринбургской епархии побывает в богохранимой Костроме и утешит нас своим визитом.
  – И приложится ко всем тем многочисленным святыням, которые в Вашей богохранимой епархии, слава Богу, находятся. Спасибо Вам, Владыка. И благословите всех зрителей телеканала «Союз».
  – Екатеринбургская епархия совершает великое всероссийское служение, миссионерский подвиг. Телеканал «Союз» доступен сегодня во многих епархиях. Спасибо всем, кто стоит у истоков этого дела, кто благословил это святое делание. Божия милость да пребывает со всеми нами!

Беседовала
Полина МИТРОФАНОВА
Расшифровка аудиозаписи –
Александр ВИЛКОВ

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковь и общество

Храм во имя новомученика будет построен на месте его подвига

  На территории архитектурного комплекса Центра народных ремесел в селе Выльгорт республики Коми будет возведена церковь во имя Новомученика Евфимия Выльгортского (Кочева), который в 1937 году был расстрелян за попытку помешать уничтожению Сретенской церкви в селе Выльгорт. Ныне он прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских, память святого празднуется 5 сентября.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс