Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Близится пора отпусков. Нашим читателям, которые решат связать свой отдых с Сирией, пожалуй, не придется покупать путеводитель.
Достаточно будет взять с собой номер «Православной газеты» с увлекательным рассказом игумена Димитрия (Байбакова) об этой ближневосточной стране, ее святынях и достопримечательностях.
(Окончание. Начало в № 21)
Конечно, кроме христианских святынь, которые я посетил далеко не все, а лишь часть, в Сирии очень много интересных светских объектов, и в том числе – Пальмира. Мы называем Петербург северной Пальмирой, и, наверное, слабо представляем себе, а что же такое «не северная» Пальмира. Так вот, «не северная» Пальмира – это руины античного города, разрушенного римлянами еще в IV веке. От него остались одни величественные колонны. Посещение таких, казалось бы светских, мест, никак не связанных с христианством, напоминает нам о временности величия каких-то сооружений, каких-то людей. Этот город связан исторически с царицей Зенобией, которая завоевала Египет и хотела идти на Рим, но ее армия была разбита, а сама она в золотых цепях была уведена в плен. И там, в почетном заточении, под домашним арестом на одной из вилл закончила свою жизнь. И теперь эти многовековые колонны напоминают нам, что все на земле временно, что самые великие сооружения и самые великие дела мелки по сравнению с вечностью. Напротив руин Пальмиры, на горе, находится арабская цитадель, с которой открывается очень красивый вид на Пальмиру и ее окрестности.
В городе Хама на реке Оронт есть совершенно удивительные водяные колеса – нории. Их сохранилось несколько десятков. Исторически они служили для подъема воды из реки. Люди, подставляя какие-то емкости, набирали эту воду, но это было несколько веков назад, а сейчас это носит характер аттракциона, исторической достопримечательности. Сюда приходят отдохнуть горожане. Невозможно передать звук, который издает эта деревянная пропитанная дегтем конструкция, весящая 20 тонн, при вращении. Это какой-то почти загробный низкочастотный звук, но зрелище при этом удивительное, а искрящаяся на солнце вода дополняет впечатление.
Несколько слов о местном колорите и обычаях. Я не имел каких-то контактов с семьями, хотя такое направление туризма существует и люди стараются пожить в семье, почувствовать восточную атмосферу и так далее. Я же могу говорить лишь о внешних впечатлениях. Не в традициях этих стран, чтобы женщины работали. И в сфере обслуживания, и в торговле работают мужчины. Женщины занимаются домом, семьей. Семьи, как правило, многодетные – от семи до двадцати детей. Поэтому задача мужа – семью содержать, задача жены – воспитывать детей и хранить домашний очаг, то есть уклад патриархальный. В пятницу мечети полны – и мужчины, и женщины, и дети многочисленными семьями идут в мечеть на намаз. И в будничные дни, когда намаз совершается, в мечетях тоже много людей – и мужчин, и женщин. Наступает вечер, заканчивается рабочий день, и эти мусульманские семьи, мамочки в паранджах и с выводком (извините за такое слово, но это «мал мала меньше» в количестве до десятка детей) выходят на прогулку. Для меня как для монаха, хотя я сам не из малодетной семьи, просто совершенно непонятно, каким образом мама, у которой всего-то две руки, удерживает десять человек детей. Все говорят, что монашество – это подвиг, а я считаю, что семейная жизнь – это подвиг, причем подвиг, может быть, больший. И вот они выходят на набережную, и эти мусульманские мамочки точно так же веселятся, резвятся, бегают друг за дружкой, играют с детьми. То есть они не какие-то забитые, бедные, несчастные, умученные семейной жизнью люди – нет, они живут вполне счастливой, радостной жизнью. И в Египте, и в Сирии женщины в основном ходят в паранджах и для меня было большим открытием, что паранджа – это не просто «черный мешок». Они, оказывается, бывают разных покроев, из разной материи, разных расцветок. То есть на мусульманскую женскую одежду тоже существует определенная «мо-да». Мы воспринимаем все немножко упрощенно и уплощенно, а жизнь гораздо многообразнее. Но при нашей свободе и при их, с нашей точки зрения, несвободе, у них гораздо больше радостных, счастливых лиц.
Когда я поехал в Сирию, очень многие переживали, что регион этот неспокойный, что там практически идет гражданская война и так далее. Я священник, я не политик, поэтому мне сложно оценить политическую ситуацию в этом регионе. Но люди, которые политикой интересуются, знают, что США относят Иран, Ирак и Сирию к странам – пособникам терроризма. В этих странах, теперь уже за исключением Ирака, правят антиамериканские режимы, и Сирия поддерживает движение Хезболла. Я не берусь оценивать все эти вещи, а только могу сказать, что в стране удивительно спокойно – удивительно миролюбивая, дружелюбная атмосфера. Я не почувствовал там никакой угрозы, местные жители живут абсолютно мирной жизнью. Я бы сказал – там спокойней, чем у нас. По крайней мере лица людей умиротворенны и гораздо более жизнерадостны, чем у жителей Москвы, Петербурга или Екатеринбурга. Хотя везде продаются значки, плакаты и прочие атрибуты с портретами лидера Хезболлы, плакаты «Свободу Ираку!».
Не дай Бог, чтобы в Сирии, этой удивительной стране, повторилось то, что сейчас происходит в Ираке! Дай Бог мира, благоденствия, процветания этой земле – и дай Бог вам посетить когда-нибудь эту страну! Паломнические поездки туда организуются, возможны и индивидуальные поездки. Путешествовать в группе или самостоятельно – дело очень личное. Что касается меня – я монах, я как-то склонен больше быть один. В связи с тем, что мне очень много приходится общаться с людьми в повседневной жизни, в этих недельных паломнических поездках я просто отдыхаю от всего и ото всех. Я отдыхаю от разговоров, поскольку практически не знаю языка – не только арабского, но и английского. И, когда, к примеру, таксисты пытаются со мной разговаривать о России или о Сирии, я отвечаю такой заранее выученной фразой: «Май инглиш вери-вери смол. Плиз, ноу спик». Люди понимают, что я хотел сказать, и умолкают – хотя не знаю, поняли ли вы мой английский. И дальше у меня наступает практически обет молчания в течение недели. Молчание на самом деле – потрясающий отдых. Потому что мы, бесконечно говоря, очень много тратим энергии. И избегая общения и разговоров, а также множества повседневных забот, я за неделю прекрасно отдыхаю. Но это не значит, что я призываю всех путешествовать в одиночку, особенно женщин. Потому что, если говорить о странах Ближнего Востока – там это просто не принято, это считается неприличным. Все-таки лучше нашим матушкам и сестрам ездить группами.
В Сирии есть представительство Русской Православной Церкви при Антиохийском Патриархате, храм в честь Святителя Игнатия Богоносца, причем представительству Русской духовной миссии в Сирии этой осенью исполняется 50 лет. Конечно, если брать советскую историю, то многие, наверное, помнят, что у СССР и Сирии были достаточно тесные экономические и политические отношения и было взаимодействие в области промышленного сотрудничества, контакты военных специалистов. Многие сирийцы учились в вузах Советского Союза. Контакты и церквей, и народов были обширны. На Радоницу я молился в храме Святого Игнатия Богоносца. И, конечно, на службе были либо граждане России, которые работают здесь, либо выходцы из России, которые создали семьи с сирийцами и поэтому живут в этой стране.
Отношение к русским людям хорошее. Я не встретил ни разу даже намека на какой-то негативизм. Отношение предельно доброжелательное, искреннее. Когда я что-то спрашивал у прохожего на моем более чем скромном английском языке, человек терпеливо пытался понять, что я хочу спросить, и даже привлекал других людей – из лавочек, из аптек, чтобы помочь ответить на мой вопрос.
Чего бы я людям не советовал – это ехать в Сирию, да и в любое другое паломничество, через светскую турфирму: в этом случае вы будете проводить время в сувенирных, ювелирных, парфюмерных лавках, в уникальных институтах папируса и еще, может быть, у моря позагораете. Но то, что вы попадете к каким-либо святыням, почти исключено. Потому что туризм ориентирован, в первую очередь, на бизнес, на выкачивание из нас финансовых средств. Поэтому светский групповой туризм я абсолютно отвергаю – это и не отдых, и не познание. А что касается паломничества, оно может быть как групповым, так и индивидуальным. Я просто полагаюсь на волю Божию, перед поездкой намечаю, какие святыни хотелось бы посетить, и прошу Господа допустить меня до этих святынь. Как правило, Господь допускает и до большего количества святынь, чем я прошу, и слава Богу!
Что касается финансовой стороны… Сирия – страна очень недорогая, как и большинство стран Ближнего Востока. Самое дорогое – это, конечно, билеты на самолет. Из Екатеринбурга мне пришлось лететь через Москву, потому что прямых рейсов нет. Екатеринбург – Москва, Москва – Дамаск и обратно тем же путем – билеты стоят чуть больше 20 тысяч рублей. «Аэрофлот» регулярно проводит акции со скидками. Тогда можно улететь и значительно дешевле, почти вполовину. Отели там на любой достаток, от одного доллара и до, конечно, больших цифр. Такси очень недорогое, несколько рублей за километр. Питание тоже очень недорогое. Я не ем мясо и не знаю, сколько оно там стоит, но килограмм клубники, к которой я несколько неравнодушен, стоит пятьдесят рублей. Клубника в Сирии – почти как натуральная российская: у нее нормальный клубничный вкус, запах… Книги, открытки, сувениры – все это тоже очень недорогое. То есть поездка вписывается в экономичный режим и доступна, я думаю, многим. Нужна только определенная… смелость в уповании на Господа.
Беседовала Светлана Ладина
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13) Сознание прояснилось; бой, страшный бой всплыл в его памяти, он как будто снова ощутил удар, разорвавший грудь, увидел как Челубей рухнул на землю, пронзенный тяжелым копьём (рис. 1). Александр открыл глаза, конь принёс его к своим. Уже подхватил отпущенные поводья Андрей Ослябя, князь Димитрий развернул к нему своего коня, крики приветствия огласили поле. Но перед глазами вдруг всплыло недавнее: Сергий, игумен Радонежский, благословляющий схимников-витязей Александра и Андрея… потом он будто наяву увидел коленопреклоненного святого старца перед иконой Божией Матери – за сотни верст отсюда – называвшего поименно убитых в только что начавшемся сражении на поле Куликовском. Он услышал, как великий игумен земли Русской произнёс: «Воин-схимник Александр Пересвет». Вздох удивления и облегчения последний раз слетел с его губ, сонм святых и бесплотных сил заблистал перед его взором, склонив голову на тяжёлую от крови рясу, он медленно опустился на руки своих товарищей…
Во вторник 27 мая в Президентском дворце в Ашхабаде состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с президентом Туркмении Г. М.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.