Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (487) → Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте

Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте

№22 (487) / 8 июня ‘08

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Этот город был основан Адамом и Евой…
Духовные поучения
Как готовиться к причащению?

Больши сея любве никтоже имать,
да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13)

  Сознание прояснилось; бой, страшный бой всплыл в его памяти, он как будто снова ощутил удар, разорвавший грудь, увидел как Челубей рухнул на землю, пронзенный тяжелым копьём (рис. 1). Александр открыл глаза, конь принёс его к своим. Уже подхватил отпущенные поводья Андрей Ослябя, князь Димитрий развернул к нему своего коня, крики приветствия огласили поле. Но перед глазами вдруг всплыло недавнее: Сергий, игумен Радонежский, благословляющий схимников-витязей Александра и Андрея… потом он будто наяву увидел коленопреклоненного святого старца перед иконой Божией Матери – за сотни верст отсюда – называвшего поименно убитых в только что начавшемся сражении на поле Куликовском. Он услышал, как великий игумен земли Русской произнёс: «Воин-схимник Александр Пересвет». Вздох удивления и облегчения последний раз слетел с его губ, сонм святых и бесплотных сил заблистал перед его взором, склонив голову на тяжёлую от крови рясу, он медленно опустился на руки своих товарищей…

  Сколько их, известных и безвестных монахов и священников, отдавших свою жизнь на ратном поле за веру Православную, за своё Отечество? Бог весть. Мы только знаем, что все они сочтены Господом и у Престола Божия молят за нас и за всю Россию. Как сочетается воинский подвиг и мирное служение Господу? Или служение – это тоже битва за людские души, за доброе начало на земле, за спасение людей в этом и следующем веке? А разве 70-летний священник, во время недавних событий в Таджикистане ставший в дверях храма на пути разъяренной толпы, не воин Христов? Вспомним, как обратился князь Димитрий к Сергию Радонежскому, получив от него благословение на битву: «Дай мне от войска твоего!». От «войска своего» дал преподобный Сергий князю двух богатырей иноков, посвятив их в великую схиму.
 Православная Церковь и армия. На Руси они были нераздельны с первого часа и до наших дней. Вслед за князем Владимиром Крещение приняла его дружина, и с первых дней священники окормляли русских воинов, на долю которых выпали неслыханные испытания, великие победы и горькие поражения. Но с Господом это всегда было воинство победителей. Да и как могло быть иначе, если с Куликовской битвы армия сражалась под образом Спасителя, изображенном на знаменах и хоругвях? Есть сведения, что первые ряды русского войска составляли воины-аскеты из монахов, одетые в чёрные рясы с изображением крестов и «адамовых голов». Они шли в бой без доспехов, бесстрашно принимая на себя первый удар, показывали остальным русичам, что сила веры и воля к победе сильнее мечей и копий.
  Можно приобрести воинское искусство в учениях и сражениях, но выиграть битву может только тот, кто имеет веру, беззаветную преданность и нерушимую стойкость. Прежде всего нужна вера. Святая жертвенность «за други своя» воспитывается не уставами и инструкциями, а Православной Церковью, впитывается с молоком матери, которая знает, что сын – это будущий защитник Родины и без ропота, с великой надеждой обращается к Господу с молитвой о защите будущего воина. Сколько такие молитвы спасли жизней на полях сражений! Сколько воинов вернулось домой по молитвам их матерей!
  Но есть воины особые, они не носят ратных доспехов, их оружие – крест и благодать Божия. Это военные православные священники, уже более тысячи лет сопровождающие действующую армию во всех её походах. Именно они поддерживают дух армии, волю к победе, бесстрашие и упование на волю Божию. Это они готовят воинов к битве через Исповедь и Причастие, они принимают последний вздох и последние слова умирающих, они благословляют раненых на выздоровление, а новобранцев – на подвиг. Русская Православная Церковь, понимая, что исход любого сражения зависит не только от военного искусства, но и от воли Божией, вменяет военным священникам в обязанность непрестанную молитву о даровании победы русскому оружию. В старые годы в бою место полкового священника должно было быть на передовом перевязочном пункте, где скапливались раненые, нуждавшиеся в духовной поддержке и медицинской помощи. Поэтому от священника нередко требовалось умение перевязать рану, остановить кровотечение. Помимо этого в их обязанности входило обязательное захоронение всех погибших. Влияние военных священников на солдат и офицеров было велико. Они приучали свою паству к порядку, опрятности, послушанию, правдивости, честности. Объясняли, что такое подвиг во славу русского оружия и Отчизны. Они учили свою паству христианской жизни в армейских условиях, являя личные примеры трудолюбия и преодоления любых трудностей. Стараниями священников в полку, на судне создавались приходы-общины, клиросные хоры.
  Эти правила православной армейской жизни во многом складывались стихийно: в России до определенного времени не было особого института военного духовенства, хотя священнослужители всегда сопровождали войска в походах. Лишь при Петре I впервые были назначены для каждой части войск особые полковые священники и флотские иеромонахи. Военный устав 1716 г. и Устав морской службы 1720 г. уже описывают обязанности духовенства в случае военных действий. Но можно ли прописать точные рекомендации на ратное дело, когда жизнь и смерть идут рука об руку, когда решают секунды, исход боя зависит от последнего усилия воли и подвига во славу Божию. Чудо-богатыри Александра Васильевича Суворова не раз удивляли мир своими победами. Сам А.В. Суворов в своем рапорте о взятии Измаила упоминает о мужестве священника Полоцкого полка Трофима Куцинского, который ободрял солдат в сражении, находясь в первых рядах штурмующих. Один из батальонов Полоцкого полка, двинувшись в штыки на турок, потерял своего командира, солдаты заколебались, пришли в замешательство. И вдруг вперед выходит священник, высоко поднимает крест с изображением Искупителя и, призвав милость Божию, бросается на сабли турок (рис. 2). Солдаты, пораженные таким мужеством, бросаются за ним и штыками добывают победу. На другой день был отслужен торжественный молебен, который служил герой-священник Трофим Куцинский. Салютом из взятых орудий и благодарными речами А.В. Суворова к своим чудо-богатырям закончилось это торжество. Современники вспоминают, что Суворов «каждую победу, каждую удачу приписывал Подателю всех благ и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел с певчими и читал Апостол». В 1790 г. особым указом Императора специально для награждения военных священников за боевые подвиги был учрежден золотой наперсный крест на Георгиевской ленте.
  Указом императора Павла I от 4 апреля 1800 года в войсках была окончательно утверждена должность обер-полевого (в последующие годы – главного) священника и ему было поручено «главное начальство» над полковыми священниками. В 1801 году при императоре Александре I была создана особая войсковая семинария, которая готовила военных священников.
  Хроника войн и подвигов военных священников никого не может оставить равнодушным. Отечественная война 1812 года запечатлела в народной памяти и в исторических документах не только имена выдающихся полководцев, но и имена героев-священников. Первым почетную боевую награду в 1812 году получил священник 19-го Егерского пехотного полка Василий Васильковский. Вместе с егерями отец Василий отличился во многих боях. На начальном этапе войны полк выдержал тяжелый бой под Витебском. Командир дивизии, в которую входил егерский полк, генерал Петр Лихачев после этого боя отмечал, что отец Василий по искреннему усердию постоянно находился в «жарком огне, поощряя и воодушевляя сражающихся». В бою он был ранен, а от верной смерти духовного пастыря спас наперсный крест, принявший на себя удар вражеской пули. Затем было Бородино и кровопролитное сражение под Малоярославцем, который несколько раз переходил из рук в руки. О действиях отца Василия в этом сражении командующий корпусом генерал Дмитрий Дохтуров доносил Кутузову, что священник 19-го Егерского полка «все время находился с крестом в руках впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову» (рис. 3). Заслуги духовного пастыря по праву были отмечены орденом Святого Георгия 4-й степени. В этом же бою принял смерть как воин полковой священник 6-го Егерского полка Иванов. На теле героя было 19 штыковых ран, от которых он скончался.
  Развертывалась партизанская война в тылу французов. В то время как неприятель всё ближе подходил к Москве, в храмах звучали проповеди, призывающие народ к партизанскому сопротивлению. При этом священники не только призывали, но и организовывали отпор захватчикам в тылу наполеоновских войск. Так, 5 сентября 1812 года небольшой отряд французских кирасир был отбит от села Любень Мосольского уезда дворовыми людьми под началом протоиерея Якова Чистякова. Священник отец Григорий Лелюхин увидел, «…что пятьдесят человек мародеров разбивают двери его церкви и грабят ее. Он бросился по своим деревням и лесам, собрал крестьян и убедил тотчас же устроить погоню. Вооружившись топорами, вилами, копьями, крестьяне во главе с отцом Григорием настигли французов на опушке леса, перебили их, а награбленное не только в их церкви, а и во многих других отобрали». В Отечественной войне 1812 года боевыми наградами были отмечены 244 священника. В этой войне погибло, умерло от ран и болезней около 50 военных священников.
  Наиболее многочисленный отряд военного духовенства представляли полковые священники, которые приравнивались к офицерам в звании капитана. Солдаты обязаны были отдавать им честь и называть их «Ваше благородие». Главной задачей священника в военное время, кроме совершения богослужений и треб, было влияние на свою паству личным примером, твердостью духа в сложнейших ситуациях, стойкостью в исполнении воинского долга. «Полковой священник принимает на себя особенную чрезвычайную миссию во время сражения русского воинства с неприятелем. Священник должен запастись самоотвержением, чтобы, стоя в пылу битвы, быть способным поддерживать в армии надежду на помощь Божию и свои собственные силы, вдохнуть в нее патриотический героизм к Царю и Отечеству», – писал историк Николай Невзоров.
  Кавалером военного ордена святого Георгия стал священник Тобольского пехотного полка Иов Каминский. Во время русско-турецкой войны 1828–29 гг. полк участвовал во многих боях. В мае 1829 года одному из батальонов полка была поставлена задача форсировать Дунай и уничтожить неприятельские батареи, чтобы обеспечить штурм города Рахова. Отец Иов благословил воинов на берегу реки и вместе с ними под огнем противника переправился на лодке через Дунай. Форсирование прошло успешно, и солдаты, воодушевляемые священнослужителем, бросились на штурм вражеской батареи. После ожесточенного боя турецкая батарея была захвачена, но отец Иов, находившийся в первой шеренге атакующих, был тяжело ранен пулей в голову. За этот подвиг отец Иов стал кавалером ордена святого Георгия.
  Крымская война была разминкой перед первой мировой войной. Россия эту войну проиграла. Однако именно в те тяжелейшие не только для русских войск в Крыму, но и для всего населения Российской империи годы появилось движение сестер милосердия, сотни полковых священников являли миру образцы любви к ближним и тысячи простых солдат и матросов умирали за веру, Царя и Отечество. Самой тяжелой была оборона Севастополя, во время которой погибли 129153 человека.
  Предлагаем вниманию наших читателей краткое описание духовных подвигов священников в годы Крымской войны.
  В 1853 году обер-священник Кавказского корпуса протоиерей Михайловский доносил обер-священнику армии и флотов, что «по взятии турками укрепления святителя Николая гарнизон начальника Черноморской береговой линии адмирала Серебрякова, исключая 30 человек, весь уничтожен. В числе убитых находится мученически умерший иеромонах Серафим Гуглинский, ему отрубили голову и, вонзив ее на копье, показывали турецкому полчищу».
  Во время Крымской войны 1853–1856 гг. при обстреле Новороссийска неприятельскими судами с 28 февраля по 4 марта 1855 г. иеромонах Парфений перед лицом смертельной опасности неотлучно исповедовал и причащал раненых воинов, отпевал погибших. За личное мужество иеромонах Парфений был награжден 20 марта 1857 г. наперсным крестом от Св. Синода, а 7 апреля возведен в сан игумена. Игумен Парфений имел также бронзовый крест в память о Крымской войне, медаль и крест, учрежденный для служивших в Кавказской армии.
  Протоиерей Дамиан Бариз, священник 45-го Азовского пехотного полка, во время 11-месячной кровопролитной осады Севастополя неотлучно находился в рядах защитников города. По рассказам участников обороны, отец Дамиан, невзирая на смертельную опасность, вел себя в сражении с удивительным хладнокровием. То в качестве утешителя, то как брат милосердия, то как духовный отец он напутствовал умирающих, оказывал первую помощь раненым, выносил из-под огня. Бывало, когда заканчивались бинты, он разрезал на себе рясу, подрясник, рубашку, чтобы раненый воин не истек кровью. По ходатайству командования, за добросовестную службу и подвиги отец Дамиан был награжден двумя золотыми наперсными крестами, один из них – на Георгиевской ленте.
  Иеромонах Иоанникий (Добротворский) в ночь со 2-го на 3-е марта 1855 года в составе одного из батальонов Камчатского полка участвовал в бою, ободряя своим словом и примером солдат, тут же напутствовал умирающих, утешал и перевязал раненых. Среди трупов вражеских солдат пастырь усмотрел офицера, притворившегося мертвым, которого пленил и сдал военному начальству. За отличие и мужество иеромонах был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.
  В ночь с 10 на 11 марта 1855 г. иеромонах Иоанникий (Савинов), узнав об очередной вылазке англичан, пошел за войсками, за своей паствой, чтобы быть рядом при умирающих и напутствовать их в жизнь вечную, утешать в страданиях раненых, ободрять упавших духом от изнеможения воинов. Был смертельно ранен и посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени – наградой, редчайшей для священнослужителя.
  Священник Брянского полка отец Василий Виноградов за неустрашимость при штурме Силистрии, когда он под сильным огнем неприятеля живым примером и красноречивым словом возвышал дух христианского мужества в солдатах, а также за мужество во время осады Севастополя пожалован орденом Святой Анны III степени с мечами.
  Немало военных пастырей сложили свои головы при обороне Севастополя – напутствуя умирающих, погребая убитых, при совершении богослужений на бастионах и в лазаретах, при оказании помощи раненым и больным. Их имена были сохранены в летописи архивов Духовного правления и церквей Севастополя. Священник Минского пехотного полка Иоанн Еланский скончался от раны, полученной в момент напутствия умирающих на перевязочном пункте. Священник того же полка Василий Дубневич погиб при исполнении своих священнических обязанностей на передовой линии. Его судьбу разделили священники Московского пехотного полка отец Виктор Грачев, Низовского пехотного полка отец Михаил Розанов, Углицкого егерского полка отец Афанасий Никольский, Белостокского пехотного полка отец Григорий Судковский, Смоленского пехотного полка отец Илия Терлицкий и многие другие.
  Из двухсот военных священников – участников Крымской войны двое были награждены офицерским орденом святого великомученика Георгия Победоносца IV степени, 58 – золотым крестом на Георгиевской ленте, 5 – золотым наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества, 29 – золотым наперсным крестом от Святейшего Синода, столько же – орденами Святого Владимира III и IV степеней.
  26 ноября 1869 года в России торжественно отмечали 100-летие ордена святого Великомученика и Победоносца Георгия. На праздничной церемонии в Зимнем дворце внимание собравшихся невольно привлекал военный священник. Его скромная ряса, украшенная двумя георгиевскими наградами – орденом святого Георгия IV степени и наперсным крестом на Георгиевской ленте, контрастно выделялась на фоне шитых золотом военных и придворных мундиров. А после того, как отца Иоанна удостоил беседой император Александр II и присутствующим показали покореженный пулей наперсный крест и разорванную шрапнелью епитрахиль военного священника, интерес к нему стал всеобщим.
  Иоанн Пятибоков начал службу в 1848 году младшим священником Костромского егерского полка. Полковой батюшка быстро завоевал любовь и уважение однополчан. Особенно импонировало солдатам то, что отец Иоанн не робеет в бою и никогда не кланяется вражеским пулям. Когда священника упрекали в «излишней» храбрости, он неизменно заявлял, что не может кланяться басурманским пулям, так как привык это делать только перед святыми иконами. Когда в марте 1854 года при форсировании Дунай под огнем турецкой артиллерии солдаты дрогнули и смешались, перед полком с крестом в руке появился отец Иоанн и с призывом: «С нами Бог! Родимые, не посрамим себя! Сослужим службу во славу святой Церкви, в честь государя и на утешение нашей матушки России!» пошел на врагов. Солдаты устремились за полковым батюшкой. Турецкие укрепления были взяты, и одним из первых на них взошел отец Иоанн, получивший в ходе боя две контузии. Крест с отбитой пулей правой стороной и пробитую шрапнелью епитрахиль, бывшие на Пятибокове в этом бою, и показывал император собравшимся в Зимнем дворце. За этот подвиг отец Иоанн стал третьим среди священнослужителей кавалером ордена Святого Георгия IV степени.
  Началось покорение Заилинского края Семиречья в Средней Азии (1839–1877 гг.). В 1864 году в ночь с 14 на 15 июля была предпринята атака на крепость Ташкент. Русские воины были остановлены сильным огнём противника. Тогда военный священник протоиерей Андрей Малов высоко поднял крест и с криком: «Братцы, за мной!» выбежал вперед. За ним последовали солдаты, которые сломили сопротивление противника. Ташкент был взят. При покорении Бухарского ханства в 1865 году 18 мая генерал Романовский начал штурм крепости Ходжент, – и снова, как и при штурме Ташкента, впереди штурмовой колонны с крестом в руках был протоиерей Андрей Евграфович Малов.
  Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов отличился священник 160-го пехотного Абхазского полка 40-й пехотной дивизии Феодор Матвеевич Михайлов. Во всех сражениях, в которых принимал участие полк, отец Феодор находился в передовых цепях. Своей необычайной храбростью священник Феодор Михайлов был известен всему отряду, действовавшему на кавказско-турецкой границе. После каждого сражения между солдатами полков отряда велись разговоры об этом удивительно бесстрашном старичке. За отличие в боях с турками при блокаде города Эрзерума он был произведен в сан протоиерея, кроме того, был награжден орденами Святой Анны II степени с мечами, святого Владимира IV степени с мечами и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Различных медалей и крестов отец Феодор имел так много, что по своей скромности стеснялся ходить по городу в полной форме.
  Мужество при выполнении пастырского долга в ходе русско-турецкой войны проявил также протоиерей Доримедонт Петрович Поповицкий, священник 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка (старейшего в Русской армии), который был ранен в грудь в момент напутствия умирающего воина на поле брани.
  В Ахалтекинской экспедиции 1881–1882 годов «за мужественное поведение в боях по ходатайству генерал-адъютанта М.Д. Скобелева золотым крестом на Георгиевской ленте были награждены священники Михаил Жигунов и Димитрий Гачечиладзе».
  В 1891 году в ведомстве протопресвитера армии и флота (главного военного священника) находилось 407 церквей, и при них: протоиереев – 106, священников – 337, протодиаконов – 2, диаконов – 55, псаломщиков – 68, всего – 569 человек, из которых 29 было с академическим образованием, 438 с семинарским и 102 с училищным и домашним.
  К концу XIX века в русской армии и на флоте насчитывалось около 5 тысяч лиц из числа военного духовенства. Департаменту военных священников были подчинены 24 военных собора, сотни церквей (437 полковых, 13 крепостных, 32 госпитальные, 17 тюремных, 33 судебные и так далее), а также целый ряд лечебных, учебных и прочих богоугодных заведений.
  Войны начала ХХ века – Русско-японская и первая мировая – дали еще множество примеров героизма военных пастырей. Священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Стефан Щербаковский в бою под Тюренченом, благословив стрелков, с пением «Христос воскресе» пошел в атаку во главе знаменной роты, был ранен. Стал пятым георгиевским кавалером среди священнослужителей. Священник крейсера «Варяг» Михаил Руднев во время боя бестрепетно ходил по залитой кровью палубе, напутствуя умирающих, оказывая помощь раненым и воодушевляя сражавшихся. Взяв образ в руки, отец Михаил стал на видном для всех месте, чтобы каждый из членов экипажа, взглянув на образ, мог вспомнить о том, что в тяжелую минуту жизни он становится под защиту Божию. Награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.

(Окончание в следующем номере)

Протоиерей Сергий
Вогулкин, профессор,
доктор медицинских наук

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Святитель Николай Сербский: мысли о добре и зле

Безбожник сам себе палач  Когда человек поворачивается лицом к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели.

 
Духовные поучения

Этот город был основан Адамом и Евой…

Близится пора отпусков. Нашим читателям, которые решат связать свой отдых с Сирией, пожалуй, не придется покупать путеводитель.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс