Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (486) → Этот город был основан Адамом и Евой…

Этот город был основан Адамом и Евой…

№21 (486) / 1 июня ‘08

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Святитель Николай Сербский: мысли о добре и зле
Духовные поучения
Об искушениях

Близится пора отпусков. Нашим читателям, которые решат связать свой отдых с Сирией, пожалуй, не придется покупать путеводитель.

Достаточно будет взять с собой номер «Православной газеты» с увлекательным рассказом игумена Димитрия (Байбакова) об этой ближневосточной стране, ее святынях и достопримечательностях.

…По преданию, этот город был основан Адамом и Евой после изгнания их из рая. Стена его считается первой стеной, построенной после великого потопа. На горе Касьюн, у основания которой возведен этот город, Каин убил Авеля. А еще говорят, что когда основатель ислама пророк Мухаммед со своим войском был у его стен, то, посмотрев на город, он отказался от намерения штурмовать, сказав, что дважды в рай войти нельзя.

Вот такой он, Дамаск, столица Сирии – этой удивительной, почти сказочной ближневосточной страны. У приезжающих туда нередко создается впечатление, что вот сейчас откуда-то появится старик Хоттабыч или Аладдин со своей волшебной лампой. И если в том, что город был основан Адамом и Евой, можно сомневаться и относиться к этому скептически, то возраст города (не менее пяти тысяч лет) и то, что это самая древняя из действующих столиц мира, является неоспоримым фактом, который подтверждают и ученые. Места очень красивые, почти райские – вполне можно понять Мухаммеда, который сказал, что дважды в рай не входят.

Я всегда немного сдержанно относился к паломничеству. Мне казалось, что ничего особо душеполезного паломничество дать не может, что просто дальняя звезда ярче светит, а на самом деле свой родной храм не менее благодатен, не менее душеспасителен, чем какие-то далекие святыни… Но это можно так теоретизировать. А когда ты сталкиваешься с реальностью – причем как духовной, так и исторической, реальностью совершенно материальной – взгляды, конечно, несколько меняются.

Так вот, Дамаск. Господь сподобил меня посетить его совсем недавно. И, наверное, мы с вами начнем путешествие в этот город не с международного аэропорта, а войдем в него путем апостола Павла. К югу от Дамаска есть небольшое селение, совсем небольшое. Оно называется Каукаб. Но это совершенно удивительное, чудесное и в то же время историческое место. Именно там Господь остановил иудея Савла, идущего из Иерусалима в Дамаск уничтожать христиан; мы все прекрасно помним из новозаветной истории, что Савл пылал ненавистью к христианству – он, взяв разрешение властей, шел в Дамаск, чтобы искоренять эту, как он считал, ересь.

И вот в местечке Каукаб Савлу явился Спаситель, сказав ему всем известные слова: «Что ты гонишь Меня?» Савл ослеп, и Голос приказал ему идти в Дамаск на улицу, которая называется Прямой. На месте явления Господа Савлу построен монастырь Апостольского Видения. Такое, может быть, непривычное для нашего слуха название он носит в честь исторического и в то же время совершенно мистического события, о котором мы только что вспомнили. Причем построена обитель при поддержке Русской Православной Церкви. Сам храм был возведен по благословению и при финансовой помощи Святейшего Патриарха Алексия I еще в 60-е годы XX века, а звонница, колокольня этого храма была построена уже при Святейшем Патриархе Алексием II, при участии одного из благотворительных российских фондов. Храмовые иконы написаны русскими иконописцами.

Но вернемся к Савлу. Он, как и повелел Господь, нашел в Дамаске улицу Прямую и поселился там в одном из домов. Об этом узнал апостол Анания – первый епископ Дамаска, дом которого также стоял на этой улице. Находится он там и сейчас, но это уже не дом, стоящий на земле, а помещение, расположенное под землей, поскольку за две тысячи лет культурный слой очень вырос. И тем не менее дом, в котором апостол Анания исцелил Савла, а Савл стал апостолом Павлом, сохранился до наших дней. Здесь расположена часовня, и здесь же есть небольшой музей, который рассказывает о земной жизни апостола Павла. Это почти центр Дамаска, старый город с его узкими, извилистыми улочками и восточным духом. И хотя сама Прямая улица, по которой шел будущий апостол, сейчас находится в состоянии полного ремонта и реставрации – кругом строительная техника, меняют покрытие дороги, реконструируют дома – тем не менее там сердце преисполняется каким-то совершенно невероятным чувством. Ты осознаешь, что идешь по той улице, по которой шел когда-то ослепленный Савл.

Следующее место, связанное с земной жизнью апостола Павла – башня Баб Кисан в воротах старого города. Через эти ворота христиане Дамаска, подкупив стражника, ночью спустили в корзине за городскую стену апостола Павла, которого за проповедь христианства иудеи хотели уничтожить. Подобие этой корзины находится в музее, устроенном в этих воротах. Конечно, это не та самая корзина. Но опять же реальное историческое представление о том, как это было, вполне можно составить. К музею сделан небольшой пристрой, где размещена часовня Апостола Павла. Иконы, изображающие его житие, написаны русскими иконописцами.

Монастырь Святой Первомученицы Равноапостольной Феклы в Маалюле также связан с апостольской деятельностью Павла. Маалюля – это селение примерно в сорока километрах на север от Дамаска. Селение удивительное. Это единственное место на земле, где говорят на языке Христа – на арамейском языке. Язык этот на сегодняшний день мертв – ни в письменной, ни в устной речи он не используется нигде, кроме этого селения. Места там очень красивые, необычные для взгляда русского человека, больше привычного к равнинам и лесам. Маалюля находится в гористой местности, и домики жителей – а их около 20 тысяч – буквально гнездятся друг на друге. В этом небольшом городке около 20 храмов – больших, маленьких, посвященных тем или иным святым. Потому что, кроме того что это единственный город в мире, где до сих пор говорят на языке Христа, это еще и единственное селение на Ближнем Востоке, жители которого не приняли ислам. То есть полторы тысячи лет они, несмотря на все сложности своего бытия в таком окружении, хранят верность Христу. И, наверное, не случайно. Потому что проповедницей христианства в этих местах была святая равноапостольная Фекла, мученица Христова. Из ее жития мы знаем, что она ревностно проповедовала Христа и вызвала своей проповедью настолько жгучую ненависть со стороны иудеев, что даже ее родной отец послал стражников убить дочь. Фекла бежала от вознамерившихся ее убить, остановилась перед горой, преградившей ей путь, и взмолилась о помощи. И скала расступилась. До сих пор существует эта расщелина в скале от ее основания до самого верха, очень путаная, в виде лабиринта протяженностью около километра – по этому проходу бежала от преследователей святая Фекла. На этой горе устроен монастырь Равноапостольной Феклы, там пребывают ее святые мощи. Монастырь старинный, очень почитаемый – туда едет множество паломников. Места очень благодатные, очень красивые. Там соприкасаешься с большой духовностью, потому что это места, намоленные на протяжении тысячелетий, места, где вера Христова сохранилась несмотря ни на какие преследования. И в то же время это места исторические – то, о чем ты читал в Евангелии и в житиях святых, здесь видишь воочию.

Кроме того, в Маалюле есть монастырь Святых Мучеников, Воинов Сергия и Вакха. Он расположен выше монастыря св. Феклы, это старинный монастырь IV века.

Еще одно очень интересное селение, связанное с христианской историей – Саедная, примерно в 20 км от Дамаска. Там расположен монастырь Саеднайской Иконы Божией Матери. По преданию, этот образ написал евангелист Лука. И еще при императоре Юстиниане был образован этот монастырь, куда и доставили икону Божией Матери. Икона небольшая. Она находится в нише под стеклом, в полутемной часовенке. Но, что интересно – все пространство стены под этой нишей увешано выполненными из золота и серебра изображениями человеческих органов – ручек, ножек, печени, почек, сердец и так далее. Это знаки благодарности исцеленных прихожан. Люди притекают к Божией Матери с просьбами об исцелении, получают просимое и изготавливают такие медальончики. Причем они висят просто сплошной кольчугой – так их много. А в притворе храма, перед часовней Саеднайской Иконы Божией Матери, стоят костыли исцеленных людей – тех, что пришли сюда на костылях, а ушли своими ногами. Конечно, в наших храмах тоже происходят чудесные исцеления, но такая наглядность, как здесь, просто потрясает: я впервые видел такое. И опять же наглядно убеждаешься в реальности духовного мира, который видишь уже не духовным зрением, а просто воочию: вот оно, исцеление, вот помощь Божия, вот свидетельства об этом.

В Саеднае есть еще один совершенно удивительный монастырь – монастырь Херувимов. Для нашего слуха это тоже, может быть, несколько непривычное название, но, наверное, иное название этому монастырю дать было сложно. Он находится не просто в горах – он расположен на высоте около 2 000 метров на самой вершине горы Каламун. Страху я натерпелся, туда поднимаясь, очень серьезно! Потому что серпантин дороги, ведущей к обители, расположен буквально под прямым углом, и возникает ощущение, что ты едешь по стене, и непонятно, как машина не скатывается вниз. Я сидел и держался обеими руками за сидение, потому что впервые испытывал такие, мягко говоря, острые ощущения от поездки. Сирийский «джигит», который вел машину, будучи по темпераменту человеком восточным, по этой вертикальной дороге вел машину со скоростью 60 км в час, отчего «экстрим» был двойным. Но третий «экстрим» меня поджидал в самом монастыре. Обитель стоит прямо на верхушке, на маковке горы. А ветер там такой силы, какого я никогда в жизни не испытывал, и я просто думал, что меня оттуда сдует! И даже в храме слышен шум ветра, который с совершенно неописуемым звуком бьется о стены – и это не свист, не шум, это какой-то звук, название которому мне сложно подобрать.

В этом монастыре – одном из первых в Сирии – находится храм IV века, времени возникновения монашества. Посреди монастыря возвышается крест. Монастырь строится – возводятся новые постройки, гостиница для паломников, корпуса для братии, игуменский корпус. В обители живет несколько монахов. Сильнейший ветер, скалы – условия их жизни достаточно суровые. Кроме того, зимой там выпадает до двух метров снега. А летом – палящее солнце. Словом, возможности для аскезы у братии очень серьезные. Монастырь действительно производит очень сильное впечатление и своим местоположением, и своей древностью. Все это умиротворяет, наполняет душу чем-то небесным, потому что выше этого монастыря уже только небо и херувимы. А со смотровой площадки открывается очень красивый вид на окрестности, почти до горизонта видны сирийские просторы.

Но вернемся в Дамаск. Старый город. Его стена, которая сейчас внешне выглядит очень непрезентабельно, очень скромно, кажется совсем невысокой, метра три всего лишь – опять же по той причине, что половина стены с течением веков оказалась под землей. В старом городе много храмов Антиохийского патриархата, основной сирийской церкви. В городе также много греческих, греко-католических, католических и протестантских храмов. Но мы с вами сейчас отправимся в мечеть Омейядов. Мечеть очень древняя, одна из самых крупных на Ближнем Востоке. Кого-то, может быть, испугает: не является ли это каноническим нарушением и не пора ли отца Димитрия наказать за то, что он посещает храмы иных религий?! Но не торопитесь с выводами. Это удивительное место, место, на котором молитвы возносятся уже несколько тысяч лет (правильно или неправильно – это уже другой вопрос). Когда-то здесь был храм арамейского божества Бела, затем – римский храм Юпитера, после, на протяжении пяти веков – храм Иоанна Предтечи. А теперь это мечеть Омейядов. Но нас, конечно же, интересует тот период, когда это был храм Иоанна Предтечи.

Собственно говоря, центральная часть комплекса – это сохранившийся храм. Но самое главное: внутри мечети находится часовня, в которой хранится глава Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Дело в том, что мусульмане почитают Иоанна Крестителя как одного из пророков, правда, называют его на свой манер – «пророк Яхья». И паломники, как христианские, так и мусульманские, собираются там со всего мира. Мечеть удивительна какой-то своей теплотой. Пускают туда совершенно свободно всех, единственное условие – снять обувь. Это традиция, присущая как мусульманам, так и коптам. Я приходил туда несколько раз за неделю поездки, потому что туда просто тянуло. Там всегда были люди: взрослые, дети, старики. Мечеть очень красива. Наличие такой великой святыни и молитва преображают земную красоту красотой духовной.

Но что еще интересно… Вы знаете, что обычно у мечети есть минарет – высокая острая башенка. Так вот, один из трех минаретов мечети Омейядов посвящен пророку Исе – так мусульмане называют Господа нашего Иисуса Христа. Мы почитаем Его как Сына Божьего, а они – как пророка. Так вот, по мусульманскому преданию, второе пришествие пророка Исы совершится именно на этом минарете. Причем эта теория имеет практическое продолжение: местный мулла в ожидании второго пришествия пророка Исы ежедневно меняет коврик на минарете. По мусульманскому преданию, пророк Иса придет судить грехи мира; «он будет среднего роста, белолицый, в белых одеждах, волосы у Него будут черные и как бы мокрые, но вода их не касалась», – вот так мусульмане описывают Господа Иисуса Христа во время Его второго пришествия.

Это просто поразительно, и, вы знаете, чем больше я соприкасаюсь с исламом, тем больше убеждаюсь в исторической достоверности христианства. Ведь мусульмане почитают и святителя Николая, и великомученицу Екатерину, и Георгия Победоносца, не говоря уже про пророков Авраама, Исаака, Моисея и других ветхозаветных пророков. И это ожидание пришествия Христова очень удивительно, очень интересно. Они не просто говорят о том, что будет второе пришествие – они коврик меняют. И неразрывность жизни, веры, культуры, национальности, быта – эта неразрывность совершенно поразительна. Нет разницы между верой и культурой, между верой и жизнью. Этому бы нам, конечно, у них поучиться! Безусловно, храня чистоту своей христианской веры и ни на йоту не отступая от христианского учения, нам есть чему поучиться у мусульман. Я уже не говорю про то, как они работают или исполняют завет Божий «плодитесь и размножайтесь»…

Еще одно очень интересное место в Сирии расположено далеко от Дамаска – город Хомс. Там есть совершенно непримечательный внешне храм – невысокий, скромный. Но в этом храме пребывает совершенно потрясающая святыня – частица Пояса Божией Матери. Когда я туда ехал, то не знал, хранится ли эта святыня в алтаре, в закрытой часовне или непосредственно в храме, и думал, как же я к ней попаду. Меня встретили удивительно тепло, хотя я был в мирской одежде и, поскольку не владею иностранными языками, то не мог и представиться. По моему виду нельзя было определить, паломник я или просто случайный «захожанин». И вот, только я зашел в храм и осенил себя крестным знамением, как подошедший служитель повел меня по каким-то закоулочкам, при этом объясняя что-то на арабском языке, видимо, в надежде, что я его знаю, в часовенку, где пребывает Пояс Божией Матери. Помещен он на подставке, в окружении золотых солнечных лучей. И вот, опять же – мы из реальности духовной соприкасаемся с реальностью материальной, исторической.

Следующим святым местом Сирии, которое мне удалось посетить, стал монастырь Святого Георгия Победоносца. Это недалеко от города Хомс, примерно в 60-ти км. Правда, там все посещают замок крестоносцев, Крак-де-Шевалье. Если говорить с точки зрения светской экскурсии, место очень интересное. Я не был в европейских странах и не видел рыцарских замков, которых в Европе немало. Побывать в этих готических стенах, в огромных залах, где кажется, что вот зажги факелы, поставь столы – и можно снимать какой-то исторический фильм – это, конечно, интересно. Замок расположен на горе, за его стеной находится ров с водой, а за ним – вторая стена. Замок неприступный, никто и никогда взять его не смог. Крестоносцы покинули его сами, заключив с арабами соглашение, что они добровольно сдадут замок в обмен на беспрепятственный выход к морю и отбытие на кораблях с Ближнего Востока. В Крак-де-Шевалье туристов возят почти в обязательном порядке. Но совсем недалеко от замка, у подножия горы, в зелени аллей, находится монастырь Святого Георгия. В обители есть старинная церковь, почти уже подземная, с каменными сводами и более новый храм с удивительными иконами Георгия Победоносца и других святых, с очень красивым резным иконостасом. Каких-то особых святынь в этом монастыре нет, но его древность делает это место достойным для посещения. Местность, где расположен монастырь, географически уже ближе к Средиземноморью, поэтому там есть вода, и, соответственно, много зелени; это уже совершенно другие пейзажи, нежели в Дамаске, Маалюле, Саеднае, где местность гористая и почти без растительности. Здесь же, напротив, все в зелени, все в цветах.

(Окончание в следующем номере)

Беседовала Светлана Ладина

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Святитель Николай Сербский: мысли о добре и зле

Природа и нравственность   Природа слабо чувствительна к нашим умственным качествам, но зато весьма чувствительна к нашим нравственным качествам.   Вся природа безразлична к нашей материальной культуре, но она не безразлична к сочувствию, доброте, невинности, равно как и к похотливости, злобе и страстям.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс