Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На минувшей неделе пензенские затворники начали покидать подземную пещеру – грунтовые воды обрушили ее своды. А их духовный учитель Петр Кузнецов попытался свести счеты с жизнью.
История бегства от жизни (по представлениям сектантов – от неизбежной катастрофы) и безумного лжемессии вызвала бурные дискуссии и пять месяцев держала всех в напряжении
Владимир Вигилянский, руководитель Пресс-службы Московской Патриархии, — в 90-е годы один из ведущих сотрудников «Огонька», известный журналист и литератор, – комментирует по нашей просьбе ситуацию вокруг пензенских затворников и феномен пристального общественного внимания к ней.
– Вам не кажется, что пензенские затворники – следствие второй волны религиозного бума конца 80-х? Тогда к религии обратилось множество людей непросвещенных, темных, поверхностных и просто психически больных, из них получились «учителя народной веры», и теперь мы сталкиваемся уже с теми, кого они воспитали…
– Такие лидеры появлялись всегда, в том числе и во времена партийных гонений на Церковь, и причина их появления, а главное – популярности, в отсутствии харизматических лидеров среди местного священства. Если в храме, Церкви нет настоящего учительства, нет яркого проповедничества – люди обращаются к религиозной самодеятельности, к «народным учителям веры», которые проповедуют вещи абсурдные и прямо противоречащие Писанию.
В Пензе действовала классическая эсхатологическая секта, вдохновляемая учением о конце света, как и, допустим, Белое братство. Сама идея готовиться к концу света под землей была бы смешна, если бы не привела к таким серьезным последствиям: уж если будет конец света – он как-нибудь не обойдет и тех, кто сидит в подземной пещере, прятаться от него бессмысленно. А подготовиться к нему отличным образом можно и в городской квартире – не очевидно ли это?
Тут смешаны две традиции: апокалиптическая – ожидание второго пришествия, и отшельническая – традиция аскетического самоограничения, хорошо памятная по первым векам христианства. Тогда уходили в пещеры, на необитаемые острова, жили даже в дуплах деревьев, отсюда же столпничество – многодневные стояния на скалах…
Но, во-первых, такие вещи делались в одиночку: монах-отшельник сознательно отсекает себя от мира – ради Христа, ради молитвы и покаяния. А во-вторых, брать с собой в пещеру малых детей – это уже прямое насилие над свободой воли. Это свидетельствует о недоброкачественности харизматического лидера, который, замечу, каким-то таинственным образом оказался вне пещеры, не пошел ждать конца света с теми, кого сам запугал. Пастырь, бросивший паству, – это уж вовсе не христианское явление.
Любой человек, знакомый с христианской традицией, распознал бы эту недоброкачественность сразу. А потому главная вина за такие инциденты лежит – и будет лежать, ибо они могут повториться, – на противниках преподавания в школах предмета, посвященного истории христианства и истокам нашей национальной культуры. Вся беда – в темноте, невежестве, суеверии, которое не зря называется «пещерным», то есть древним и темным.
– Но русская народная вера всегда была сектантской, нигде в мире больше не было такого расцвета народных сект! Отчасти, я думаю, это был протест против государства, с которым Церковь недвусмысленно срасталась…
– Я бы не придавал такого значения сектантству в России. Это вовсе не исключительный признак русской культуры. Просто сектантство всегда очень яркое, ярче и эффектней Церкви, на этом и основана его притягательность для неразвитой души. А вовсе не на протесте против государства – возьмите любую секту: она по природе своей гораздо тоталитарнее государства, ни о какой свободе там говорить не приходится…
Среди раскольников популярна версия о том, что официальная церковь служит государству – демократическому, секулярному, безбожному, а значит, надо быть против. Но ясно ведь, что Церковь поддерживает государство не потому, что оно демократично или секулярно. А потому, что традиция эта идет от апостолов. В посланиях святого апостола Павла упомянута удерживающая функция власти: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 7–8).
Кстати, говорится это как раз о лжепророках, предрекающих конец света и выдающих себя за Христа: «Молим вас, братия, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как будто нами посланного, будто уже наступает день Христов».
Государство – именно «удерживающий». От хаоса и крайних форм беззакония. И потому Церковь поддерживала государство не только в демократические, а и в самые грозные времена, в эпохи гонений, поддерживала даже Нерона, до которого демократам далеко по части тиранства…
– Чем Вы объясняете такой общественный резонанс пензенского отшельничества, всероссийское внимание к нему? Только спекуляциями прессы?
– Нет, конечно. Резонанс обусловлен тем, что люди сегодня крайне редко встречаются с поступками, мотивированными верой. Преобладает другой мотив – корыстный, пиаровский, лично-тщеславный… Кроме того, способ аскетического самоограничения выбран уж очень экстравагантный. Все-таки под землю давно не уходили. Тем более с детьми.
– Вам не кажется, что потенциальные жертвы сект – прежде всего люди социально невостребованные, полунищие? Ведь там преобладают беженцы из Украины и Белоруссии…
– Это вывод напрашивающийся и, как все напрашивающиеся, неверный. Дело не в социальной невостребованности: посмотрите на секту бывшего милиционера Виссариона, где множество востребованных, успешных и даже богатых. Люди рвут социальные связи и уходят в секту не потому, что ими никто не занимается или у них денег нет: как раз чаще вожди сект охотятся на тех, кому есть что отдать. Темнота и суеверие равно распространены среди бедных и богатых, а в наших условиях религиозной безграмотности – даже среди интеллектуалов, не знающих церковной традиции. В секту уходит не тот, кто беден, а тот, кто утратил смысл и не знает, где искать его.
– Как, по-Вашему, все это кончится? Выйдут ли они все?
– Надеюсь, что выйдут. Рискну признаться – я вообще считал оптимальным решением насильственный вывод всех затворников в самом начале. Если уходят взрослые – это их свободная воля, пусть делают что хотят. Иногда у нас на глазах люди готовятся к самоубийству, мы сознаем это, но у нас нет ни сил, ни возможностей это предотвратить.
В случае с пензенскими затворниками я считал приемлемым насильственно отобрать детей. Их там было с самого начала семеро. Пещерные условия им отнюдь не на пользу. К счастью, в Пензе была применена разумная политика, ситуацию оценили, вовремя откачали воду в начале таяния, сумели вывести часть женщин с детьми… В общем, думаю, все разрешится благополучно.
– Как, по-Вашему, если бы сектанты вызвали к себе не Патриарха, но хотя бы крупного иерарха: стоило бы ехать? Или – «никаких переговоров»? Ведь уход под землю – не самый радикальный вариант, мы не застрахованы и от угроз коллективного самоубийства…
– Ехать по такому вызову безусловно стоило бы. Пусть не Патриарху, но Правящему Архиерею Пензы архиепископу Филарету. Жизнь и душа каждого человека – великая ценность. «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» – сказано в Евангелии от Матфея (18, 12).
Пастырь всегда идет за заблудшей душой. И Патриарх с самого начала был в курсе ситуации и подробно высказался о ней на епархиальном собрании, прошедшем в декабре прошлого года. Ему и принадлежит мысль о том, что произошедшее в Пензе – признак нашей темноты, неправильного и необразованного отношения к апокалиптике.
Беседовал Дмитрий Быков, «Огонек»
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
(Продолжение. Начало в № 15) Богатейший по иконостасу храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» работал ещё сравнительно недавно. Умер последний настоятель храма, и в 1948 году перестали звонить колокола, созывающие сельчан на богослужение.
16 апреля в Московской городской Думе открылась выставка «Мерная икона: история и современность». В соответствии со старой русской традицией мерная икона заказывается при рождении ребенка его крестными родителями и изображает святого – небесного покровителя младенца.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.