Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (476) → Архиепископ Викентий: «Мы должны стяжать в себе духовные добродетели, чтобы изменить и преобразить окружающий нас греховный мир»

Архиепископ Викентий: «Мы должны стяжать в себе духовные добродетели, чтобы изменить и преобразить окружающий нас греховный мир»

№11 (476) / 15 марта ‘08

Архипастырь

  На встрече с воспитанниками Екатеринбургской духовной семинарии Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии обратился к ним с напутственным словом. По большому счету, каждый верующий человек, каждый прихожанин храмов епархии является для Архиерея духовным чадом – поэтому слова Владыки в равной мере относятся и ко всем нам…
 – Дорогие братья и сестры! Накануне Великого поста мы должны в первую очередь освоить научения, которые преподает нам Святая Церковь в подготовительные недели к Великому посту.

Чтобы потом, подготовившись высокими добродетелями, к которым нас призывает Святая Церковь, мы могли легче, спокойнее, благотворнее провести Великий пост, который дан нам Господом, чтобы обратить внимание на нашу душу: возделать ее, изменить, освятить и преобразить, сделать лучше и чище. И встретить великий праздник Воскресения Христова с воскресшей нашей душой в Боге, в добродетельной жизни по заповедям Христовым.
  Прошла уже Неделя о мытаре и фарисее, где мы получили поучение, как нужно молиться, какая должна быть молитва, из чего она должна состоять. Она должна состоять из сокрушения своего сердца о грехах, видения своих грехов и незамечания грехов своих ближних. Вы знаете учение святых отцов, что мы должны быть очень внимательны к себе – видеть себя, видеть свою душу, движение своего сердца, мыслей, чувств, желаний и критически оценивать их: куда они нас тянут, на какие направления – на грех или на добродетель?
  Если на грех – то мы должны вооружаться всеми духовными средствами, отражать все наши поползновения к греху в мыслях, чувствах, даже в желаниях, не дать воли этому греху, чтобы он не развился до проявления наружу. Если мы будем внимательны к себе в течение всей своей земной жизни, особенно сейчас, то увидим все свои слабости, немощи и сможем их отражать – молитвой, постом и сознанием великой Любви Бога-Отца к нам.
  Эту любовь мы видим в притче о блудном сыне. И только когда мы понимаем, как далеко отошли от Бога, нашего Небесного Отца, и знаем, сколько благ имеет наш Небесный Отец и что мы должны оставить все, что тянет нас к миру, наслаждениям и утехам, и идти к своему Небесному Отцу, – мы сможем войти в Его объятья и получить те небесные дары, которые может дать только один Бог, Который нас любит, желает нам спасения и хочет сделать нас Своими сыновьями и дочерями.
Следующее поучение будет о Страшном Суде, о том, как мы будем осуждены на Страшном Суде Господнем. И все это должно воодушевлять вас на одно целое: на подвиг молитвы, поста, воздержания, – чтобы вы могли не только говорить людям: «нужно поститься, молиться, быть смиренными и послушными», но могли бы и сами это сделать. Это было бы самым главным в вашей личной практике. А подготовительные дни Великого поста и есть практика духовной жизни – чтобы вы могли более прочувствованно, более осознанно говорить людям о добродетелях, которые должны быть в нашей христианской жизни.
  Нужно не только знать, хорошо изучить учение святой Церкви и святых отцов, но и пропустить его через свое сердце, сознание, свою жизнь – только тогда возможно правильное приобретение той высокой мудрости, которую необходимо нам получить в годы, когда мы находимся под омофором Матери-Церкви; это очень важно и очень нужно.
  Церковь есть источник благодати Божией, куда мы идем, чтобы напитать свою душу. Мы идем к этому источнику утолить свою духовную жажду, получить от Бога дары Святого Духа, которые услаждают наше сердце. Поэтому в Церковь надо идти по своей воле, по своему желанию, а не «по обязанности».
  Конечно, мне бы хотелось, чтобы в наших храмах было больше порядка, чтобы на богослужение прихожане ровно вставали с правой стороны, а не разбредались по всему молитвенному залу.
  Особенно непозволительно во время молитвы стоять возле самых дверей! Создается впечатление, что человеку хочется уйти из церкви, что он пришел в храм не отстоять всю службу и помолиться, а чтобы только «отметиться». Немножко постоял – и ушел, когда вздумалось. Оправдание себе, конечно, такие люди найдут: то ноги болят, то устали на работе. Эта борьба с самим собою значительно ослабляет, когда во время богослужения человек стоит возле дверей. А когда во время молитвы ты стоишь среди своих собратьев, то как-то даже и неудобно выйти из храма преждевременно, до завершения службы.
  Для каждого верующего человека молитва в храме должна быть святой; она должна быть торжеством всей его жизни. У нас на приходах была добрая практика, когда в воскресный день вечером в храмах проводились торжественные акафисты. Сегодня это почему-то теряется, но мы должны восстановить эту традицию. Мы говорим людям, что воскресный день должно посвятить Богу. Как это сделать? Церковной молитвой.
  У нас же пока зачастую получается так: пришли утром в церковь на Литургию, помолились, пошли домой… А что дома человеку делать? Вот и появляются у него всякие дурные мысли, искушения. Чтобы этого не было, нужно в воскресенье прийти еще и на вечернюю службу и помолиться перед иконой Божией Матери, Пресвятой Богородицы и святого угодника, которого почитают и прославляют в этот день.
  Это надо восстановить. Это было. Я помню, в тяжелые годы богоборческой власти в нашей стране люди всегда со слезами приходили в церковь, и молились, и радовались, что имели возможность прочитать торжественный акафист. В церковь богомольцы приходили как на праздник: в храм вы идете не для того, чтобы просто показаться священнику, – вы идете на встречу с Богом, получить благодать и силу, необходимые вам, чтобы легче освоить богословский материал, который вы изучаете.
И для того чтобы эта премудрость Божия взошла в ваших сердце, уме, душе – нужно очищать свою душу молитвами и покаянием, приходить в церковь просить Господа помочь, вразумить вас, чтобы вы могли понять и усвоить заповеди Божии, а знание о Боге осталось в вашем сердце на всю жизнь и руководило вами на всех путях вашей жизни, и вы смогли бы выйти из всех трудных ситуаций.
  Наша жизнь – всегда борьба. Это борьба со злом. Диавол, как рыкающий лев, ищет нас поглотить – и мы должны знать, как противостоять козням вражиим, как применить свои знания в духовном возрастании. Я приводил пример: некоторые люди в церкви стоят около дверей. Это показатель, что они борются с собой и одолевающим их диаволом. Показатель, что человек идет на поводу своих страстей и пришел в храм не для молитвы, а чтобы «показаться» и сразу же уйти.
  Между тем в церковь надо идти с искренним желанием отречься от всего земного, от грешных мыслей и чувств и стоять и молиться перед лицом Божиим со страхом Божиим и благоговением. Мы должны вырабатывать в себе благоговение, потому что только через благоговение к святыням мы и ощущаем благодать Божию. Если нет такого благоговения – человек ничего не чувствует и не получает.
  Все, что находится в храме, обильно пропитано благодатью Божией. Но один человек, который с благоговением дотронулся до храмовых святынь, может почувствовать Божию благодать, а другой, который формально «маханет рукой» возле иконы и пойдет к выходу, ничего не почувствует.
  Я расскажу историю, которая произошла с иконой Божией Матери «Скоропослушница» на Афоне. Долгое время один монах-трапезник проходил мимо этой иконы, как поняла Сама Божия Матерь, без благоговения, с пренебрежением. И когда он шел с лучиной, он коптил Святой Лик. Один раз он услышал глас Божией Матери: «Сколько же Я буду терпеть тебя? Ты Меня уже всю прокоптил». И в этот момент монах ослеп и стал недвижим. Тогда он понял, что совершил большой грех перед святой Богородицей и стал молиться о прощении и помиловании. Божия Матерь смилостивилась над ним, и монах исцелился от своих недугов. Вот почему и называется икона «Скоропослушница» – потому что Она скоро услышала покаянные вопли этого монаха.
  Это показывает, что мы должны ко всему, что есть в наших храмах, особенно к образам Божиим и святых должны относиться с благоговением. А если мы непочтительно относимся к нашим святыням, это наводит гнев Божий на многих из нас. Рано или поздно Господь все равно нас отметит за то, что мы пренебрежительно относимся к святыням, к нашим обязанностям православного христианина.
  Поэтому я желаю, дорогие братья и сестры, чтобы вы именно с таким настроем приступили к Великому посту, и с таким настроем жили всегда, а не только сейчас – с благоговением, со страхом Божиим и благочестием. Вот это должно отличать нас. Потому что если мы хотим постоянного общения с Богом, мы должны осознавать, что мы делаем. И если вам Господь дал возможность окунуться в бездну милосердия и премудрости Божией, вы должны дать отчет о своей жизни, показать, на что вы способны ради жертвенной любви к Богу и людям.
  Святые старцы не зря говорили, что многознание уму не научает. Кичливость, что ты много знаешь, не идет нам на пользу – это гордыня, которая приносит человеку вред. Такая напыщенность никому не нужна; нам нужны не только знания, но и благоговение, страх Божий, благочестие.
  Хотелось бы видеть у всех прихожан наших храмов настоящее христианское поведение не только в храме Божием, а везде, где бы они ни находились. Чтобы можно было почувствовать, что они – истинные христиане не по имени, не в глубине своего сердца, а всегда, прилюдно, и можно было понять, что это – христианин, христианка, человек с высокими добродетелями, который может нравственно повлиять на окружающий мир, чтобы его преобразить, изменить – но ни в коем случае не подстраиваться под этот мир.
  К сожалению, у нас часто получается наоборот. Мы часто так пристращаемся ко всему земному, что это мир на нас влияет. Мы живем миром, исполняем его волю, греховные страсти, кипения, и не делаем ничего, чтобы его преобразить. Между тем наша духовная задача – изменить этот мир. Христос Спаситель пришел на землю не жить этим миром, идти по его течению, а изменить мир, преобразить его.
  И мы знаем, что первые христиане это и делали. Был языческий мир, а стал христианский; был мир развратный и превратный, а стал нравственным и духовным миром с высокими христианскими добродетелями… Сейчас в нашем обществе наблюдается такая ситуация: люди далеко отошли от Бога, от Церкви, от христианских идеалов. И нам нужно приблизить их к этим нерушимым святыням. Мы должны показать им пример, показать, каким должен быть настоящий христианин.
  Задача это непростая; но мы должны стремиться к ее решению, показывая истинный пример не просто мирской, а именно христианской жизни.
  Я желаю всем вам, дорогие братья и сестры, в дни Великого поста действительно так настроиться и жить высокими духовными идеалами не только до Пасхи, а всю жизнь – с нравственным, духовным, благоговейным настроем, со страхом Божиим и жертвенной любовью и многими другими добродетелями, которые мы должны стяжать в себе. И дай вам Бог помощи в этом!

Материалы подготовила Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Архипастырь

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 – Владыка, у нас звонок в прямом эфире из города Мичуринска Тамбовской епархии. Здравствуйте, говорите, пожалуйста! – Здравствуйте! Благословите, Владыка.

 
Духовные поучения

О многоразличной пользе поста

  Во-первых, польза, происходящая от святого поста, заключается в обуздании плоти и укрощении всякого ее беспорядочного движения. А это весьма благоугодно Богу, чтобы мы распинали плоть свою со страстями и похотями.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс