Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (476) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№11 (476) / 15 марта ‘08

Архипастырь

 – Владыка, у нас звонок в прямом эфире из города Мичуринска Тамбовской епархии. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Здравствуйте! Благословите, Владыка.

У меня два вопроса. Почему у нас развенчивают? Ведь это грех – развенчивать! И второй: почему без регистрации брака нельзя венчаться?
 – Вы затронули очень животрепещущий вопрос. Действительно, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Это было и в Ветхом Завете, и в Новозаветной Церкви Христос говорит, что по жестокосердию вашему Господь дает право развестись, но так не должно быть. Господь твердо говорит: тот, кто «оставляет свою жену или своего мужа, – прелюбодействует, и тот, кто женится на разведенной, – прелюбодействует». Это слова Священного Писания, слова Божии, которых мы должны придерживаться. К сожалению, мы эту Заповедь нарушаем. Сейчас разводов очень много: человек потерял понятие об ответственности пред таинством Венчания. Он венчался, жил некоторое время, потом развелся, женился, будучи еще венчанным первым браком, живет в новом браке еще несколько лет. Проходит некоторое время, снова развелись, опять повенчались – целая каша. У человека нет никакого страха перед таинством Божиим, а это очень серьезно и важно. Конечно, когда человек совершает такой грех – венчаным живет уже со второй женой или со вторым мужем, или с третьим даже – то тут хочешь не хочешь, а нужно что-то упорядочивать в жизни человека. Нас заставляют уже по факту.
 – Чтобы был меньший грех…
 – Да, чтобы был меньший грех, – снять первый брак и дать благословение жить законно во втором браке. У нас можно венчаться вторым браком, а третье венчание – только по благословению. Вот такая в наше время очень сложная ситуация, которую мы должны исправить, чтобы не было разводов и семейных катастроф. Мы должны все же воспитывать своих детей и себя самих, чтоб у нас был один-единственный брак, один и навсегда. Мы должны воспитывать себя – не допускать добрачных и внебрачных союзов, тогда брак будет крепким и сильным. Сейчас уже стало традицией, правилом жизни, что сначала живут вместе (и родители на это благословляют, даже покупают квартиру или дом – пускай живут как муж и жена), не будучи ни венчаными, ни расписанными. Живут так, чтобы попробовать, посмотреть. А что смотреть? На грех? К сожалению, в таких случаях бывает: рождается ребенок, а потом «гражданские» супруги разочаровываются в совместной жизни, и начинаются раздоры. Одна сторона требует ребенка себе, а другая – себе, и ребенок воспитывается в озлобленности, недовольстве на своих родителей, ведь они его мучают: один тянет к себе, другой – к себе. И суд разбирается, у кого должен жить ребенок: у матери или у отца.
 Вот такая беда получается от «гражданских» браков. Поскольку у нас это становится традицией, то понятие о браке, о Венчании – слабенькое. Хотя люди и венчаются, но не живут жизнью, которой требует венчаный брак. И даже венчаный брак распадается, и приходится развенчивать, как было уже сказано, и как-то упорядочивать ситуацию.
 Ситуация очень тяжелая, катастрофичная. Нам нужно всем вместе этот вопрос решить, упорядочить. Очень многое зависит от родителей: если родители будут правильно воспитывать детей, чтобы они сохраняли девственную чистоту до брака, не допускали блуд и разврат, а в целомудрии вступали в брак, – тогда брак будет честным, благодатным и благословенным. И Господь поможет, чтобы брак был неразрушим никогда. А если он еще и скреплен благодатью Божией в таинстве Венчания, то будет сильным и крепким, и дети будут рождаться здоровыми и крепкими. Но вот такое безобразие – с раннего возраста человек живет греховной половой жизнью – ни к чему хорошему не приводит, а приводит к страшным явлениям современной жизни: брошеные и нездоровые дети, разводы, испорченные семьи и так далее. Вот корень этой проблемы – грех блуда. Нужно вернуться к тому, как было в нашей стране – не допускать добрачных и внебрачных союзов, сохранять целомудрие. Я думаю, тогда мы это дело исправим. Это в наших силах, поэтому нужно всем жителям нашего Отечества, чадам нашей Церкви жить по христианским принципам. Помнить: кто разводится с женой своей или с мужем своим, – тот прелюбодействует, как написано в Священном Писании. И «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Господь запрещает разводы, но жестокосердие людей заставляет Церковь еще и еще раз напоминать, что нужно жить по-другому.
 – А почему нельзя венчаться без регистрации?
 – Бывают случаи, что люди венчаются и без регистрации. К сожалению, когда они разводятся, у них нет никаких юридических прав, и они не знают, как решить свою дальнейшую судьбу, в том числе и по отношению к детям.
 Тогда придет человек в церковь и будет жаловаться: «Вы нас повенчали, у нас не получилось, беда, – и что делать? Как быть? Он ушел, забрал моих детей, мучает и терроризирует их, и я не знаю, как быть…». Никакой управы нет на таких людей. К сожалению, порой люди обманывают Церковь, священников. Сначала просят, как ягнята: «Обвенчайте, мы никогда не расстанемся, все будет хорошо». А проходит время – и получается беда, и все эти скорби и неприятности – на Церковь.
 – Город Новотроицк нам звонит. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Это раба Божия Лариса. Нижайший поклон всем создателям этого чудо-канала! Всего вам – терпения и здоровья. У меня чувство, что я жила в дремучей пещере без воды и хлеба. Слава Богу, Его премудрости! Какая радость, какое утешение людям, которые ничего не знали, а теперь имеют возможность узнавать! Владыка, у меня есть такой вопрос. Простите меня за него, пожалуйста. Я была на Исповеди. Но есть тяжелые грехи юности. Я не могу никак исповедаться: стыд сжигает меня; мучают меня эти грехи, очень мучают. И я хочу спросить, могу ли я один раз исповедаться в другом храме? Приход маленький, мне стыдно, Владыка. Это один вопрос.
 А второй такой: с 15-ти лет что бы я ни сказала, что бы ни подумала, сбывается все в точности. Я не знаю, откуда это, почему… Я боюсь даже иногда этого. Что скажу людям, что подумаю – все сбывается. Я могу предсказать смерть, радость, могу сказать о замужестве. Сложные вещи, мне трудно объяснить, я немножко волнуюсь…
 И еще, Владыка, простите; конечно, это нескромно. Хотела именно Вашей молитвенной помощи попросить. Я готовлюсь к серьезной операции, у меня рак кожи лица. По делам своим приемлю, я знаю. Не могу даже передать, как мне страшно. Я прошу у Господа помощи, но мне тяжело. Если это возможно, помолитесь за меня. Спаси Господи Вас, Владыка.

 – Помоги вам Господь, чтобы операция, которая вам предстоит, была удачной – милостью Божией, по молитвам Божией Матери, святых угодников Божиих. Сейчас праздник святых новомучеников и исповедников Российских – чтобы и их молитвами Господь помог вам, чтобы удачной была операция и Господь миловал вас.
 Что касается Исповеди – хорошо, что вы сознаете, видите грехи своей юности, и эти грехи вас мучают и не дают покоя. Нужно обязательно их исповедовать, особенно сейчас, перед операцией, которая вам предстоит. Нужно прийти с очищенной душой, чтобы Господь видел ваше покаянное состояние и мог дать вам милость, покрыть Своей любовью вас, вашу жизнь – прошлую и настоящую. И это обязательно нужно сделать! Вы не можете в церкви, где вас давно знают, но желательно преодолеть стыд – это очень важно. Потому что если вы это сделаете пред священником, который вас знает, будет очень большая радость после Исповеди. Если бы вы смогли преодолеть, победить себя! Но если это пока невозможно, обязательно идите к любому другому священнику, которому вы больше доверяете, к которому душа лежит; но обязательно нужно эти грехи исповедовать. Хорошо исповедаться, причаститься и потом идти на такую сложную и ответственную операцию, чтобы она была удачной.
 Что касается вашего якобы «дара предвидения», то нужно быть осторожнее и не давать этим мыслям ходу: не принимать мысли, что это дар Божий, какое-то особое дарование Божие и вы по каким-то своим достоинствам имеете этот дар. Надо с этим бороться, потому что это может привести вас к заблуждениям, гордости, самолюбию, высокоумию… Это приведет к погибели, к страшной болезни духовной – к прелести, которая очень тяжело излечима. Поэтому надо с этим бороться и быть внимательной к себе. И если вы говорите что-то, то не говорите то, что может причинить человеку зло, если у вас есть такие данные, что вы можете и порадовать, и ранить человека своим словом или какими-то действиями. Ваш подвиг – быть внимательной к себе, потому что это очень опасно для вашей духовной жизни. Вот и то, что вы видите свои грехи, показатель – это не совсем дар Божий, который дается по особым трудам, подвигам. Вы знаете, что Господь даровал подвижникам благочестия – за подвиги, труды, высокое совершенство в смирении – дары прозорливости, видения мысли, чувств, видения наперед чего-то. Но они просили у Бога, чтоб Он отнял у них этот дар. Они не хотели его иметь, потому что боялись потерять спасение – это главное. Главное – получить не какие-то дарования в своей жизни, но спасение, чтобы не потерять благодать Божию, которая стяжается подвигом и смирением. А эти дарования способствуют гордости и потере смирения, благодати. Это очень важно: можно даже молиться, чтоб Господь отнял у вас эти, казалось бы, дарования – они могут принести вам большую скорбь, неприятность и потерю Царства Христова.
 – То есть должна быть не только гигиена тела, но прежде всего гигиена мысли…
 – Да.
 – Владыка, благословите рабу Божию Ларису, чтобы у нее удачно прошла операция.
 – Бог благословит вас, Лариса. Дай Бог, чтобы милостью Божией, молитвами Божией Матери и святых угодников Божиих была удачная операция, чтобы вы еще много-много потрудились во славу Божию и во спасение своей души.
 – Владыка, есть несколько вопросов, на которые можно кратко ответить. От Ольги Воробщук, многодетной мамы из города Новокузнецка. Она спрашивает, во-первых, нужно ли брать благословение у священника на келейное чтение молитв святым, имеющим благодать помощи в скорбях, нуждах, и на чтение Псалтири?
 – Советоваться, конечно, нужно со священником, сколько читать акафистов или если есть какие-то пожелания о Псалтири. Нужно, конечно, придерживаться среднего правила, чтобы не было слишком много: бывают сложности потом – сначала вроде бы человек с большим желанием это делает, а потом возникают трудности. Чтобы можно было молиться постоянно, не прерывая это правило, надо взять по силам. Поэтому лучше посоветоваться и взять на это благословение у священнослужителя.
 – Правда ли, что если молиться Архангелу Михаилу в ночь на 21 ноября, в Михайлов день, то он поможет страждущим в аду?
 – Святой Архистратиг Божий Михаил со всеми небесными силами всегда является нашим молитвенником, в любое время дня и ночи мы можем к нему обратиться, и он помогает по нашим молитвам. Но есть такое народное поверье, с той целью, я думаю, чтобы люди больше почитали святого именно в день празднования его памяти. К сожалению, мы как-то теряем этот праздник, и на день Архангела Михаила мало народу ходит в церковь. А он имеет очень большую силу пред Богом – он победитель, воин, который отражает все козни вражьи, он может очень сильно нам помочь. И в праздник Архистратига Михаила, с 20 на 21 ноября, мы должны прийти в храм. Оставить все свои попечения и прийти помолиться, прославить святого, который невидимо для нас в течение всего года является нашим покровителем и молитвенником, потому что он начальник всего ангельского чина. А мы имеем ангелов-хранителей, и он посылает ангелов-хранителей, по повелению Божию, к нам и охраняет нашу жизнь, дела, поступки. И мы должны благодарить его и в этот день приходить в храм тем более, что в этот день мы отмечаем праздник всех ангельских чинов. Этот день – и день нашего ангела. Нужно прийти и отдать ему почтение, уважение, благодарение, попросить дальнейшего заступления и помощи. Вот это, я думаю, нужно иметь в виду. Но то, что в эту ночь он избавляет человека от ада… Он может всегда избавлять, когда мы помолимся: если усердно, со слезами – он услышит и может помочь, умолить Бога, чтоб Господь простил грехи наших знакомых усопших и вывел их из адских мучений.
 – Правда ли, что если человек в течение года по слабости и нерадению нарушал утреннее и вечернее правило, то он не имеет право за кого-либо молиться, так как сам сильно грешен?
 – Молитва приближает человека к Богу. Молитва – беседа человека с Богом. И когда мы беседуем с Богом постоянно, Господь нам дает благодать, силу. И сила благодати Божией помогает нам в нашей жизни, помогает ближнему, когда мы обращаемся к Богу за помощью. А когда мы сами не молимся, мы не имеем дерзновения пред Богом. Как мы можем молиться за другого, когда мы сами молимся очень редко, эпизодически, иногда? Конечно, когда у нас есть постоянство в молитве, мы можем дерзнуть пред Богом и помолиться за нашего ближнего, чтоб Господь его помиловал, помогал ему. Очень важно, чтобы мы не оставляли утренние и вечерние молитвы, это должно быть для нас правилом жизни – это залог успеха в нашей христианской жизни, возможность помочь и ближнему. Задача христианина не только самому спастись, но и помочь спастись ближнему своему. Знания о Боге, какие мы имеем, мы не должны закрывать в себе, только себя поучать и направлять на путь добра и истины, но нужно и другим помочь, дать эти знания – вот наша задача. А если мы слабо верим, слабо молимся, мало знаем, что мы можем дать ближнему своему?
 – Если к годовщине смерти я не успела прочитать дома заупокойную Псалтирь, то можно ли читать ее после годовщины смерти?
 – Можно, конечно.
 – Антонина из Пензы спрашивает: «В молодости я убила младенца во чреве. Вы, уважаемый Владыка, говорили, что в таком случае нужно взять на воспитание чужого ребенка. Но я сейчас этого сделать не могу, так как мне 66 лет. Можно ли взамен этого оказывать материальную помощь своим малолетним родственникам? Или чтобы искупить этот грех нужно помогать обязательно чужим детям?»
 – Можно и своим родственникам, детям. Очень важно в таком возрасте говорить, беседовать с молодыми девочками, которые собираются выйти замуж. И дать им такое наставление на своем горьком опыте – как нужно строить жизнь, чтобы не попадать под тяжкие грехи, блуд, преждевременные роды, аборты, которые совершаются по молодости из-за блуда. Нужно отвращать людей от греха, помочь им осознать, потому что они еще молоды, не имеют поддержки от взрослых, опытных людей. И я думаю, доброе слово, сказанное молодым, удержит, остановит многих от неразумных дел и спасет людей от страшного, тяжелого греха. Это принесет пользу, и Господь простит вас за содеянные грехи.
 – Ольга из Челябинска: «В 2008 году будет 90 лет со дня гибели Царской Семьи. Благословит ли Владыка в 2008 году чин покаяния в Среднеуральском женском монастыре? Мы бы очень хотели приехать на этот чин».
 – Вы знаете благословение нашего Святейшего Патриарха по поводу этих покаянных чинов – он призывает нас каяться не в чужих грехах, а в своих. Каяться в том, что мы сейчас совершаем: грехи, которые мы совершаем, приносят нашему обществу горе и неприятности. Важность покаяния не просто в том, чтобы мы говорили, что грешны в том или в том, а чтобы мы исправили свою жизнь. Когда каждый на своем месте постарается жить и каяться не словом, но делом, когда мы будем исправлять свою жизнь и влиять на общественную жизнь, на наше общество нравственно и духовно, церковно, православно, – увидим, что люди исправляются и живут благочестивой жизнью, и в нашем обществе процветает не дух безнравственности, а дух православный, нравственный. Это и есть настоящее покаяние, движение, чтобы изменить жизнь нашу из греховной в добродетельную. К этому нас и призывает наш Святейший Патриарх – к нашему исправлению, а не просто словесному называнию тех или иных грехов, которые совершали наши предки, уничтожая церкви, храмы.
 Мы тоже сейчас уничтожаем храмы – когда не ходим в церковь. Ведь причину уничтожения большого количества храмов нужно искать в нашей церковной жизни: храмов было много, а люди мало ходили в церковь. Есть историческое свидетельство: в Великий четверг, когда принято у христиан всем причащаться, храмы были все битком забиты. А перед революцией были храмы, которые пустовали: никого не было. Господь все это видел и гневался на людей. Огромное количество святынь было, и Господь отнял, потому что люди не ходили к этим святыням. Он оказал нам такую милость, что сейчас полностью все возвратил, чудесным образом сохранил все даже в неприглядных условиях. Сохранил святыни и отдал нам для поклонения. Но мы сейчас тоже «пресыщаемся» этими святынями: не ходим к ним, не прикладываемся. Как-то мы привыкаем к святыням – это тоже наш грех, и в этом надо каяться. Надо каяться, чтобы не совершать и не повторять грехи наших отцов, приведшие к такой катастрофе. Необходимо еще больше исправиться, показать: мы действительно осознали грехи наших предков, осознали свои грехи и желаем, чтобы никогда не повторилась катастрофа, которая была с нами в течение 70 лет. Вот истинное покаяние, к которому нас призывает Церковь и наш Святейший Патриарх. А когда мы собираемся, чтобы называть те или иные грехи, а не исправляемся от них, – это самообман.
 Поэтому приходите на наше торжество – на праздники Царских дней, на Крестный ход, который мы совершим в ночь с 16 на 17 июля. Совершим богослужение ночное в Храме-на-Крови, а потом Крестный ход по пути, которым везли останки Царской Семьи. Это и есть показатель, что мы каемся в своих грехах и боимся, чтобы Господь не прогневался на нас, видя нашу леность к церковной жизни, к жизни по заповедям Христовым, по воле Божией. Вот это нам нужно иметь в душе, такой страх Божий – не согрешать пред Богом, ибо Господь видит нашу нераскаянность, что мы не вразумились наказанием, которое было дано нам столько лет, – чтобы опять не получить то же наказание, а может и большее… То, что мы имеем сейчас, мы должны хранить, ценить; а ценить надо добрым поведением, добрым отношением к Церкви, к церковной жизни: ходить в церковь, молиться, призывать людей к Церкви, жить церковной жизнью, влиять на общество нравственно, духовно, чтобы оно не разлагалось греховно, не умерщвлялось безобразиями и греховными пороками. Вот наша задача, цель большая. Это надо стремиться делать, и тогда многих бед и скорбей, которые сейчас испытываем, мы лишимся благодатью Божией. Господь, видя наше устремление к добру, к исправлению, воздаст большими благами.
 – Мария из Екатеринбурга: «Когда будет произведена оплата за учебу на теологическом факультете РГППУ? Новый набор первокурсников учится бесплатно, а когда продолжат учебу те, кто поступил раньше?»
 – Теологи должны быть теологами, чтобы они оправдали доверие Церкви, которая им оплачивала учебу до недавнего времени. Но многие из них стали сами по себе: непонятно, где и чем занимаются – конечно, это проблема. И поэтому им нужно устроиться при храмах или даже от лица Церкви при каких-то учреждениях, чтобы нести пользу обществу в духовно-нравственном воспитании. Это главная задача, которая ставится пред ними: чтобы они как молодые люди нравственно влияли на общество и работали в этом направлении. Но, к сожалению, получая бесплатное образование, средства для учебы, они почему-то забыли об этом своем предназначении.
 – То есть оно стало у них теологическим, но теоретическим…
 – Да.
 – А надо, чтоб было практическим…
 Жители района Краснолесье, Екатеринбург: «У нас на улице Краснолесья строится здание, очень похожее на православный храм. Действительно ли это храм?»

 – Да, это новый микрорайон. Уже заканчивается строительство храма, скоро будем освящать; там будет новый приход. И будем рады, чтоб люди ходили в этот храм. Хорошо, что люди интересуются: значит, там будут прихожане.
 – В этом году будет освящение?
 – Да.
 – Людмила из Каменска-Уральского: «Почему никто – ни городская власть, ни церковная – не занимаются возведением или восстановлением часовен на кладбищах Каменска-Уральского?»
 – Да, это проблема, и не только в Каменске-Уральском – и в Екатеринбурге, и в других местах. Конечно, нужно и необходимо восстановить традицию, чтобы при кладбищах всегда был храм, а не только часовня, и люди могли прийти и помолиться о своих усопших, участвовать в богослужении поминальной субботы. И в Каменске-Уральском уже ведется работа, чтобы при кладбищах (там 4 кладбища) началось строительство, будем строить.
 – Раба Божия Вера из Смоленска: «Благословите, Владыка! У меня такой вопрос. Вот вечером по вашему каналу идет вечернее правило; нужно ли читать это правило самой или можно слушать священника, который читает? Я просто беру свой молитвослов и читаю в унисон со священником. Или мне нужно просто самой это все делать?»
 – Можно и так, и так. Можно стоять перед святыми образами, перед иконами и слушать священника, как он читает утренние и вечерние молитвы. Если вам удобней следить за каждым словом молитвы, чтобы больше сконцентрироваться, внимательнее быть к словам молитвы, то можно взять молитвослов и читать вместе со священником, чтобы не рассеиваться умом.
 – То есть люди все разные, и кому как молиться лучше, тому так и надо молиться: или с молитвенником в руках, или просто стоять перед иконами. Главное, чтобы молитва шла…
 – Да.
 – Маргарита из Полевского спрашивает, можно ли к отцу Сергию из монастыря в честь Иконы Богородицы «Спорительница хлебов» ходить на службы, исповеди и причастия?
 – Интересно, почему такой вопрос? Конечно, можно, он же не запрещенный священник; службы там совершаются постоянно. Конечно, можно ходить на службы, молиться, исповедоваться, причащаться.
 – Хотя в Полевском есть свой храм, если что-то смущает у отца Сергия…
 – Да, там даже два храма.
 – И в Северском, и в Полевском. И не будет тогда никаких вопросов, если что-то смущает…
 Дмитрий из Екатеринбурга: «В Крестовоздвиженском монастыре после чтения Евангелия на церковно-славянском языке сразу же читают его на русском, и становится все понятно. Почему в других храмах так не делают?».

 Он предлагает, чтобы во всех храмах сразу после чтения Евангелия на церковно-славянском его либо прочитывали на русском языке, либо объясняли.
 – У нас есть такое правило – после Евангелия произносится проповедь на евангельскую тему. Обычно священники сначала пересказывают на русском языке текст Священного Писания, который был прочитан, а потом дают ему разъяснение или одновременно с разъяснением говорят о евангельском повествовании. Я думаю, что лучше пусть остается та практика, которая есть по всей нашей Русской Православной Церкви, чем новшества, которые потом могут привести к разделению нашего общества. Поэтому советую отцу Флавиану не смущать людей.
 – Больше проповедовать…
 – Да, лучше проповедовать.
 – Лидия из Подмосковья: «Мои дети живут в США в штате Вирджиния, ближайший храм от них в часе езды. Смущает, что он относится к Карпато-Русской Православной Церкви под подчинением Константинопольского Патриархата. Дочь пишет, что Рождество они празднуют 25 декабря, в самом храме много скамеечек. Можно ли посещать этот храм, если другой православный храм очень далеко?»
 – Да, конечно. С Константинопольской Церковью мы находимся в каноническом, евхаристическом общении, поэтому если нет другого православного храма – нашего, русского – можно ходить в эту церковь.
 – Нина из Башкирии просит Вашего благословения и спрашивает, где сейчас служит Владыка Никон, при котором она долгое время жила на Урале и воцерковлялась?
 – Владыка Никон сейчас находится в Москве, он служит в одном из храмов Москвы и там совершает свое архипастырское служение, богослужения, участвует в других мероприятиях, которые ему поручает Святейший Патриарх.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковный календарь

10 марта – 26 апреля. Идет Великий пост

  Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. «Расторгнем всякий союз неправды», – призывают нас в эти дни церковные песнопения.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий: «Мы должны стяжать в себе духовные добродетели, чтобы изменить и преобразить окружающий нас греховный мир»

  На встрече с воспитанниками Екатеринбургской духовной семинарии Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии обратился к ним с напутственным словом. По большому счету, каждый верующий человек, каждый прихожанин храмов епархии является для Архиерея духовным чадом – поэтому слова Владыки в равной мере относятся и ко всем нам… – Дорогие братья и сестры! Накануне Великого поста мы должны в первую очередь освоить научения, которые преподает нам Святая Церковь в подготовительные недели к Великому посту.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс