Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (474) → О посте и покаянии

О посте и покаянии

№9 (474) / 1 марта ‘08

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Канон Андрея Критского
Духовные поучения
Золотые слова

 Из проповеди архимандрита Кирилла (Павлова).

  Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения.

(2 Кор. 6, 2)

  Вступаяв подвиг Святой Четыредесятницы, мы должны от всей души благодарить Господаза то, что Он, милосердный, желающий всем спасения, сподобил нас и в этом годудожить до святых дней Великого поста, и здесь, под сводами этого древнего храма,молиться и назидаться умилительными великопостными песнопениями, и, испытываясамих себя, приносить Богу покаяние в своих грехах. Святая Церковь облекласьсейчас в траурное одеяние и медленным, протяжным колокольным звоном, трогательнымипостовыми песнопениями и молитвами зовет нас к покаянию, стараясь пробудитьнашу спящую совесть и возбудить в нас ревность ко исправлению. Подобно тому,как весною все естество животных, птиц и деревьев снимает с себя старый покрови облекается в новое прекрасное одеяние, так и мы должны в эти святые дни очиститьсебя, совлечься грязного рубища греха – постом, молитвою и покаянием – и облечьсвои души в чистые одежды, благоприятные Господу.
  «Душе моя,душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися. Воспряниубо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй…» Так обращается к душе своей преподобный Андрей Критский в умилительном своем каноне, которыймы слышали за вечерним богослужением. С этими же словами обратимся и мы, дорогие,к своей спящей душе и постараемся разбудить ее от тяжкого, греховного сна.
  К покаяниюмы должны располагаться не слепым подражанием примеру других, не безотчетнымпоследованием издавна заведенному обычаю, а сознанием своей греховности и отвращениемко греху. Кто обращается к покаянию, следуя давно заведенному обычаю, подражаяпримеру других, того покаяние всегда оказывается бесплодным, такой человек каждыйраз кается, но в жизни своей нимало не исправляется: едва только выйдет он из сей купели, как опять погружается в греховную тину и принимается за свои беззаконныедела.
  Прибегающий же к покаянию от сознания гибельности своего греховного состояния и отвращенияко греху сгорает от желания развязаться с грехом, оставить путь порока и встатьна путь добродетели.
  Сознавсвои грехи, осуждая в них самих только себя и плача о них, мы должны свой плач,соединенный с верою в Искупителя мира, исповедать пред священником, которыйполучил от Бога власть быть посредником между Ним и людьми и вязать и разрешатьгрехи. Чрез Исповедь пред священником мы как бы извергаем из себя яд греховный,которым нас ужалил змей. Напротив, нераскаянный грех остается неразрешенными гнездится в душе нашей к большему ее растлению. Как рак разъедает все члены,если опухоль в самом начале не удалить, так разъедает душу и грех нераскаянный.Стыдиться исповедовать свои грехи пред священником не надо, потому что и священникнемощный человек и также имеет слабости. Притом исповедуемый ему грех священникникому не должен открывать. По правилам это остается тайною для всех.
  Исповедавсвои грехи пред священником и получив чрез него прощение их Богом, мы должныпостараться уже не повторять их больше, иначе наше покаяние будет не более как лицемерие и лукавство пред Господом.
  БлаженныйАвгустин пишет: «Благо исповедывание грехов, когда следует затем исправление.Но что пользы открывать врачу язвы и не употреблять целительных средств?» В таком случае Господь поступит с нами так же, как поступил в Евангелии царь с немилосердным должником (см.: Мф. 18, 23–34), и лишит нас дарованного нам прощения,и мы останемся неоплатными должниками пред Ним.
  Когда жемы после исповедания чувствуем такое отвращение ко греху и омерзение, что согласнылучше умереть, нежели снова произвольно согрешить пред Господом, тогда можемверить, что грехи нам действительно прощены, учит святитель Василий Великий.
  Чтобы намвернее сохранить себя после Исповеди от повторения грехов, потщимся, особеннона первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом:удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению. ПреподобнаяМария Египетская после исповедания своих грехов в Иерусалиме не воротилась обратнов Египет, а пошла и поселилась в пустыне заиорданской, боясь, чтобы не пастьопять в те же грехи. Так надо поступать и всякому. Но если по немощи нашей и придется нам опять пасть в те же грехи, в которых милосердие Божие простилонас, то мы не должны отчаиваться. Ибо если и тысячу раз согрешим, но потом опятьприбегнем к покаянию, то снова очистимся от скверн и от соделанных нами беззаконий.Господь заповедал апостолу Петру прощать брату своему семьдесят крат седмерицею(см.: Мф. 18, 22), тем более Он Сам так поступит.
  Некий братоднажды спросил авву Сисоя: «Авва, что мне делать, я пал?» Старец отвечал: «Встань».Брат сказал: «Я встал и опять пал». «И опять встань», – снова отвечал старец.Брат спросил: «Доколе же это будет?». «Пока не будешь взят от жизни сей добрымили порочным, – сказал старец, – ибо кто каким тогда окажется, тот таким и пойдет».

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Канон Андрея Критского

 В 2008 году будет читаться вечером 10, 11, 12 и 13 марта.   На Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицыВеликого поста поется и читается по частям, а на утрене четверга пятой седмицытого же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют,умилительный канон.

 
Духовные поучения

«Гибель империи. Византийский урок»

 Дикторский текст литературного сценария фильма.  В 1453году рухнула Византийская империя.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс