Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (474) → Канон Андрея Критского

Канон Андрея Критского

№9 (474) / 1 марта ‘08

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Золотые слова
Духовные поучения
Зарисовки перед масленицей и Великим постом

 В 2008 году будет читаться вечером 10, 11, 12 и 13 марта.

  На Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицыВеликого поста поется и читается по частям, а на утрене четверга пятой седмицытого же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют,умилительный канон.

Он читается за великопостным богослужением в храмах вотуже почти 1200 лет и воспринимается верующими так же, как и тогда, когда былнаписан преподобным песнотворцем. «Мистагог покаяния», т. е. тот, кто заботливоучит, открывает тайны покаяния, – так называет святого Андрея, составившегосей канон, Православная Церковь.
  Великийканон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большомучислу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения.В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета,в духовном свете. В тропарях канона персонажи священной истории то представляютнам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждаютнас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокиедуховные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царейи пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения,то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.
  Нельзянаучить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубоко и искренне.Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешилбольше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосердко мне, ибо Ты Благоутробен». «Благоутробен» – значит милостив и милосерд так,как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит своигрехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.
  Весь ВетхийЗавет предстает перед нами в тропарях канона как школа покаяния. Показывая добродетелии подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая насподражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примерыиз Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом,и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.
  ПочемуСвятая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения?Потому, что пост – это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андреявесь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления,раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию,самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.
  Творецэтого столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей,архиепископ Критский, родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивыххристиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно,что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и онстал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигатьпремудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни святой Андрей былприведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства ГробаГосподня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т.е. секретарем, Иерусалимской патриархии как человек весьма разумный. Он проводилдобродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в Константинополепроисходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявшийтогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императорудокументы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты ИерусалимскойПравославной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.
  После окончанияСобора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшисьизвестным своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви императоруи святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище «Иерусалимита»,т. е. «Иерусалимлянина».
  В столицеИмперии он получил послушание возглавить Дом для сирот при великой церкви СвятойСофии с зачислением в клир главного храма Византии.
  20 летслужил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливостьи попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения,которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.
  После двадцатилетнегодиаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначенна самую далекую кафедру империи – остров Крит, где за свои усердные труды былудостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим ХристовуЦерковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критскийстроил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствыон был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающимвсе напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой.Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.
  Несколькораз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархоми императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святыхикон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы,святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своимидрузьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановитьсяна острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.
  СвятительАндрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежатканоны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы,т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение,кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца.В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы,включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святогоАндрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны святой КосмаМаюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальныхмелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосыи напевы святителя Андрея Критского.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Золотые слова

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себямрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

 
Духовные поучения

О посте и покаянии

 Из проповеди архимандрита Кирилла (Павлова).  Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс