Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (472) → Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук: «Чудо чудное, диво дивное»

Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук: «Чудо чудное, диво дивное»

№7 (472) / 15 февраля ‘08

Духовные поучения

Вера наша есть осуществление ожидаемого
и уверенность в невидимом.

Святой апостол Павел (Евр. 11, 1)

  «Чудо – явление, которое не только необъяснимо в настоящее время, но и вообще никогда не может быть объяснено только с научной точки зрения». Такое определение чуда дают философы.
  В детстве нам всем хотелось чего-нибудь необыкновенного, хотелось чуда. Поэтому дети так любят сказки о колобке, Емеле и щуке, коте в сапогах, Золушке, летучем корабле, коньке-горбунке, Руслане и Людмиле. Можно перечислять до бесконечности! И мы искренне верили этим сказкам, потому что для ребенка чудо – это то, что безусловно существует в реальном мире. На этих сказках мы вырастали, продолжая верить в чудо. Но как только мы становились сознательнее, нам уже не родители, а вполне взрослые и серьезные дяди и тёти начинали внушать, что окружающая нас жизнь – это лишь прелюдия к великому чуду всеобщего благоденствия и равенства, и ни во что другое верить было нельзя, потому что никаких других чудес на свете нет и быть не может, на то мы и материалисты. Не нужна и религия, потому что она учит человека верить в своё человеческое предназначение по воле Божией, а не в «святую» обязанность быть «винтиком или гаечкой» в огромном государственном паровозе, летящем в светлое будущее. Человек всю свою жизнь жил в ожидании этого единственно возможного чуда, а кто не хотел в него верить, работал в местах, отдаленных от общества, чтобы не мешал другим безропотно ожидать прихода всеобщего благоденствия. Несколько поколений советских людей своим трудом, а то и жизнью своей приближали это нечто, которое в один момент лопнуло, как мыльный пузырь. И сейчас создается впечатление, что покореженная государственная машина куда-то уехала, не сообщив, кстати, куда, а мы остались в «неведении счастливом» у разбитого корыта, как в известной сказке о золотой рыбке.
  Но нашлись другие «вожди». Мы так привыкли верить в рукотворное чудо, что остановиться теперь уже не можем: кто-то упорно продолжает верить в сказку о коммунизме, а кто-то «чудесным образом» наловил в мутной воде золотых рыбок и перебрался на ту сторону моря, кто-то ни во что не верит и с тоски пьянствует и буйствует… Но хуже всех молодым людям. Им в детстве всё ещё читают сказки о победе добра над злом, былины об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о храбром воине Руслане, они всё ещё сочувствуют Робинзону Крузе и детям капитана Гранта. Но, чуть повзрослев, они убеждаются в обратном – не надо быть сильным, добрым и справедливым, наоборот – надо быть хитрым и изворотливым. Не нужно делать добро – это трудное и неблагодарное занятие, а проще всего делать зло или соблазняться на злые и дурные поступки, поскольку в этом мире легче и быстрее делаются именно они.
  Если мы строим своё общество «а-ля Запад», тогда всё правильно. Только нам нужно выбросить свои старые и добрые сказки и читать детям ужастики, чтобы они, столкнувшись с реальностью, подумали, что всё ещё не так страшно на самом деле. Или лучше начинать с диснеевских мультиков и комиксов, чтобы повзрослевшие детишки не воспринимали всерьез происходящее вокруг. Чтобы твердо вбить им в голову, что чудеса бывают только в ужастиках, комиксах и мультиках, а в реальной жизни всё просто и ясно, не надо напрягать голову для поиска объяснений, а напрягать ее нужно только затем, чтобы заработать денег, а за деньги купить все чудеса света. Вот и вся философия современного чуда. Только вот что-то от такой прозы молодежь скучает, а от скуки то покурит, то попьет, то поколется, а то и вообще себя жизни лишит.   Действительно, всё чудесное уже сделано, а если не сделано, то не сегодня – завтра непременно будет сделано. Можно долго работать и, наконец, заработать на машину. Но ведь можно в одну минуту выиграть её в казино. Это ли не чудо? Можно стараться сделать свою жизнь лучше, облагородить и устроить её. А можно создать для себя виртуальный мир в компьютере и жить в нем, забыв обо всём на свете. Это ведь тоже чудо! Можно долгие годы воспитывать своих детей, чтобы из них получились люди достойные. А можно в одно мгновение избавиться от всех хлопот о детях, сходив на «миниаборт». Можно остаться не очень красивой внешне, но украшать свою душу добродетелями. А можно лечь под нож «хирурга» и стать, «как Памела». Медицина тоже творит «чудеса»! Сколько чудесных возможностей открывается перед современным человеком! Только ленивый с человеческой помощью не сотворит над собой какое-нибудь из перечисленных чудес. Сделать семидесятилетнюю старушку семнадцатилетней девушкой? Нет проблем. Сделать из мужчины женщину или наоборот? Сколько угодно. Не стоит уже и говорить о чуде появления младенчика в бесплодной семье, нанявшей за большие деньги маму-инкубатор. Не сегодня – завтра начнем клонировать Шварцнеггеров или Клодов Ван-Даммов. Опять чудо! А экономические чудеса, когда большая часть народа еле сводит концы с концами, а наши миллиардеры входят в десятку богатейших людей на Земле!? Чудо, да и только. Заболел? Беги срочно к экстрасенсу, колдуну или бабке – они точно совершат над тобой чудо, и уйдешь здоровеньким, чтобы успеть приобщиться к другим чудесам. Не признаки ли это того страшного времени, когда «восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24). Не мир ли завершается таким чудесным образом? В общем, куда ни посмотри, одни чудеса. Зачем нам вера, когда всё так просто и ясно: все чудеса, которые нам нужны, делают люди, и делают за деньги.
  Вот если бы от этих чудес мы становились хоть чуть-чуть счастливее! Получается, что чудес всё больше, а жизнь всё хуже. И не в смысле денег, а в смысле её качества, её приятности. Ну будет ещё на десяток чудес больше – что это даст нам с вами, что это даст человечеству? Почему эти чудеса не греют душу? Только потому, что это – ложные чудеса. Чудеса техники, искусство «врачей» от косметологии, фокусы крупье в казино, лотерейный обман, лживость карточных шулеров, экстрасенсов, колдунов, магов и ясновидцев мы принимаем за настоящее чудо, хотя к чуду они не имеют никакого отношения. Сначала я хотел назвать всю эту лживую братию шарлатанами, но потом подумал, что шарлатаны… это мы с вами – те, кто даёт себя беззастенчиво обманывать и готов обманываться. Мы и есть шарлатаны: по нашей необразованности, а подчас просто глупости. А они только ловко наживаются на нашей глупой наивности. Это про нас с вами сказано в Евангелии: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет…» (Мф. 16, 4).
  Почему так произошло? Почему мы не отличаем истинные чудеса от ложных, а ищем только последние? Нам закрыли духовные очи лживыми обещаниями всеобщего счастья, выжгли их оголтелым атеизмом и преследованием всего духовного, подменой Божиих законов законами человеческими. Мы забыли, что «светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф. 6, 22). Слепые вели слепых и, что самое страшное, слепые не оставили попыток вести слепых. Нам говорят: «Откройте духовные очи, теперь можно, и расскажите нам о Божиих чудесах. Но только не детишкам, которые могут вам чего доброго и поверить. Нельзя им в школе слушать Закон Божий, да и о культуре российской православной им тоже ни к чему знать». А так, без всех этих чудес, к пятому-шестому классу уже полшколы курит, попивает пиво, а постарше – уже и «любовью», не стесняясь, занимаются. Вот пройдут эту «школу», тогда, видимо, и наступит пора их учить добру и отеческой вере. Сами-то министерские и прочие руководящие «учителя» понимают, что творят? Молодежи тоже, видимо, ни к чему духовное образование. Есть при вузах десяток храмов, и то – лишку, пора кое-какие закрывать. Для молодежи выстроим другие заведения – от пивных до игорных, пусть радуются жизни и ни о чём не думают. Образованных что-то много стало, особенно в малых городах, где ещё не совсем забыли дорогу в храм…
  Круг чудес или сужается, или расширяется не только в зависимости от нравственного состояния человека, но от его образованности, умственного склада, знаний. Как ни странно покажется некоторым, но чем образованнее человек, тем больше его чувствительность к истинным чудесам. Где-то в подсознании у человека образованного находится память о том, что Бог «для того и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его» (Сир. 38, 2, 6). Поэтому вполне логично желание чиновников от образования и прочих «власти предержащих» поубавить образованных, прижать образование на местах, а вот развлекательных учреждений побольше там настроить.   Пусть пьют, курят, сходятся, расходятся, а чтобы о последствиях не думали, аборты за счёт государства, что называется, «от нашего стола – вашему столу». А если сопротивляется аборту, то такое мамочке УЗИ покажем, что сама на стол кинется. Так и властям спокойнее, и проблем меньше, да и экономия «материнского капитала» имеет место.
  Вот так и заботимся о наших людях, чтобы всякие глупости о совести, о вере, о чуде не лезли им в головы. Вот заболеют от такой чудной жизни – тогда пожалуйста, иди куда хочешь. Вот где, оказывается, начинаются полная свобода и «забота» о ближних. Мы его довели до жизни такой, соблазнили на все мыслимые грехи, а вы его утешайте, рассказывайте о чудесах, о том, за что ему Божие испытание. Он нам теперь совершенно неинтересен. Но всё же денежку с больничного храма в наш карман, пожалуйста, положите – и за аренду, и за коммуналку. Глядишь, и с больных ещё немного поимеем деньжат на строительство чего-нибудь чудесного и увеселительного. С магов, колдунов и экстрасенсов много не возьмешь, они известные конспираторы, да и порчу, чего доброго, напустят на ответственных работников. А храм беззащитен – обирай через него больных в своё удовольствие. Ну и что, что в других городах и областях России денег с больничных храмов не берут, нам это – не указ: у нас свои взгляды на духовные «услуги». А если и случится чудесное исцеление, то это уже наша заслуга или, в крайнем случае, ошибка диагностики, и вера здесь ни при чём.
  От такого отношения к чуду порой просто руки опускаются. А ведь так хотелось рассказать и маленьким, и большим о чудесах веры, о чуде сотворения мира и природы, о чуде Воскресения Христова, о чуде жизни, о чуде человеческого тела и человеческого сознания, о чуде Любви, о чуде служения Господу, о чуде Божией Благодати. Что удерживает нас от понимания этих чудес? Слепота духовная. Но не безнадежно наше состояние. В душе каждого найдется огонёк веры; может быть, именно это позволит нам вместе со слепым крикнуть в тоске и надежде: «Иисус, Сын Давидов! помилуй мя!»… И услышим от Него в ответ: «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 35–43).

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Вавилонское пленение: Русская Православная Церковь в XX веке

(Продолжение. Начало в № 5)ИСПЫТАНИЕ ВОЙНОЙ  Начало Великой Отечественной войны показало, что духовные силы общества не удалось сломить окончательно. За жизнь в коммунистическом аду народ воевать отказывался, «голосовал ногами», – армия за несколько месяцев отступила до Москвы.

 
Церковь и общество

«Молитва, воплощенная в металле» — выставка русского медного художественного литья XII – XX веков, которая открыта в Храме-на-Крови

  Так можно назвать выставку русского медного художественного литья XII – XX веков, которая открыта в Храме-на-Крови.  По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, она посвящается 90-летию мученической кончины Святых Царственных Страстотерпцев.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс