Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (470) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№5 (470) / 1 февраля ‘08

Архипастырь

 – Владыка, приближается февраль и так называемый «день всех влюбленных». А 8 июля церковь чтит память Петра и Февронии.

Этот праздник пока мало отмечается, хотя для нашего Отечества, по крайней мере, мог бы иметь огромное значение. Что это были за святые? И чему нас может научить пример жизни Петра и Февронии?
 – Княжеская семья Петра и Февронии – особая. Очень интересные жития у них. Петр был из княжеского рода и заболел проказой, самой тяжелой болезнью, неизлечимой. В сонном видении ему было сказано, что только Феврония, дочь пчеловода, может его исцелить. Он нашел эту девочку, привел ее к себе. И она своей молитвой и верой исцелила его от болезни. Она была очень красивая, красивая душой и внешне, хранила благочестие и проявляла глубокую веру. Поэтому Петр пожелал жениться на ней. Но родители не особенно хотели, потому что она была не из княжеского рода, не богатых родителей дочь, а из простой семьи. Их даже изгнали из дома, но они претерпели такое поношение от родителей, от близких, от родных. И вместе переносили многие трудности жизни. После их изгнания случилась беда в Муроме; их пригласили вновь. И тогда уже они стали жить вместе и показывать пример крепкой семьи.
 У нас в России Петр и Феврония – очень почитаемые святые. Они помогают в семейных делах, в укреплении семьи. И во многих регионах этот праздник торжественно отмечается как праздник крепкой православной семьи, христианской семьи. И этот праздник нужно возрождать. К сожалению, мы этого не делаем, а нам привносят иностранные праздники, которые отличаются по духу от русских традиций и противоречат духу христианства.
 – «День всех влюбленных»…
 – Да, день влюбленных – непонятно во что. А здесь такая благочестивая традиционная христианская жизнь в святости брака, в деторождении, в воспитании детей. Вот такой пример особый. Поэтому, конечно, надо возродить этот праздник, чтобы он стал всероссийским, почитаемым как день крепкой православной семьи. Надо молиться угодникам Божиим, чтобы Господь помог укрепить институт семьи, который очень слаб сейчас. Тем укрепилось бы и государство. Потому что крепкая семья – это крепкое государство. Если в семье будут хорошие традиции, благочестивые, и будут правильно воспитывать детей, то наше общество преобразится, изменится, совсем все по-другому будет… Это очень важный церковный праздник, нужно, чтобы он возродился в нашем Отечестве.
 – Владыка, Владислав из Екатеринбурга задает вопрос об активности мирян. С таким предложением обращается: можно ли расширить сеть традиционной русской кухни на рынках, в торговых центрах как альтернативу пунктам питания западной и восточной кухни? Можно ли отдельно взятым храмам организовать свои пункты питания с традиционной русской кухней, чтобы направлять выручку на нужды храма и на благотворительные цели?
 – Я думаю, со временем так и будет; нужно возвратиться к нашим культуре, традициям, когда с особой любовью относились к русской национальной кухне. Это и для здоровья полезно, потому что там заложены вековые традиции, которые питают наши корни, традиции наших предков. Было бы хорошо, чтобы таких кухонь было как можно больше, чтобы этим оздоравливались и душа, и тело. Потому что принятие хорошей пищи – православной, русской, пронизанной духом Православия – питает и тело, и душу, дает полноценное здоровье. Конечно, это хорошо, потому что многие из православных предпринимателей к этому подойдут, и будут целые сети пунктов питания, где предложат именно русскую православную кухню.
 – Опять же надо в этом больше активности проявлять мирянам…
 – Конечно.
 – «Почему православной женщине не нужно пользоваться косметикой? Разве это против Бога – хорошо выглядеть, иметь ухоженную кожу, волосы? В чем проблема? Ведь Бог видит нашу душу и знает, что внешнее – для мирской жизни. Знаю, что Вы скажете: «Нет, это не так». Тогда приведу аргумент: супруга Николая II, причисленная к лику святых, очень хорошо выглядела, как и другие православные жители Царской России».
 – Я бы сказал, что это не правда: она не пользовалась никакой косметикой – у нее была естественная красота, которую ей Господь дал за чистоту ее жизни. И никакую косметику не надо трогать, потому что ее не было. Посмотрите хорошо на детей Царской Семьи, как они красивы, там никакой косметики я не видел. Не знаю, может, я слепой, но я не видел…
 – Это на фотографиях?
 – Да, посмотрите на фотографию Царицы – нет никаких теней, которые вот сейчас бывают просто страшными, из человека красивого делают уродливого, но почему-то считают, что это красиво. Это просто издевательство над естественной красотой, которую дал Господь. А мы хотим стать красивее, чем нас сотворил Бог. Господь делает нас красивыми, а мы так изуродуем нашу красоту, что сделаем из себя не знаю кого. Это просто обман и непонимание красоты. Просто мода такая стала. Посмотрите на девочек 8–9 лет. Зачем их красить, когда они и так красивы, как ангелы! А мы портим людей косметикой. Господь дал нам все самое лучшее и красивое. Настоящая красота идет из души, преображает тело, и оно становится светоносным, духовным. Это и есть красота, к ней стремились святые, в том числе и Царская Семья. Посмотрите на них, они светятся все необычным светом! Смотришь на них и не насмотришься – такое духовно-радостное, духовно-тонкое ликование души чувствуется от того, что лицезреешь Царственных Мучеников.
 – И что интересно, это не только на иконах или портретах рисованных, а именно на фотографиях…
 – Поэтому нужно стремиться к красоте духовной, и через эту красоту духовную получить от Бога красоту телесную. Это труд.
 Но для того, чтобы краситься и пользоваться косметикой, тоже трудятся. Бедные женщины долго сидят и красятся.
 – И дорого, и долго…
 – И так мажутся, и красятся со всех сторон, чтобы выглядеть, по их мнению, красиво, а на самом деле это не лучше, чем естественная красота. А если бы эти часы отдать молитве и покаянию, – тогда будет красота настоящая. Все будет сиять!
 – Лик бы просиял…
 – Да. А какое у нас духовное настроение внутри от молитвы, от того, что совершил утреннее правило! Помолился хорошо, попил святой воды крещенской, вкусил антидор или просфорочку.
 – Такая «духовная косметика» получается…
 – Да, вот косметика настоящая. А что в современной цивилизации так пошло и укоренилось, что людей красят, – это безумие.
 – С ног на голову все…
 – Да, все перевернулось.
 – Оксана из Екатеринбург спрашивает: «Меня давно мучает вопрос: я была замужем и развелась, а после этого встретила молодого человека, мы полюбили друг друга, но он собирается поступать в духовную семинарию, планирует стать священником. Имею ли я право быть с ним? Или это помешает осуществлению его мечты стать священником? Потому что в Евангелии сказано, что жениться на разведенной нельзя».
 – Жениться на разведенной – это прелюбодеяние. Да, действительно: это будет препятствием рукоположению во священство, поэтому, возможно, он пройдет весь курс семинарской программы, но священником не станет.
 – Звонок из Ревды. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – У меня муж Александр в реанимации. Случилось это несчастье примерно неделю назад. И незадолго до того, как это случилось, он снял крестик. Может ли быть это связано? И как мне за него молиться?
 – Конечно, то, что снял крест – это плохо. Но все равно нужно молиться. Молиться так же, как за всех людей, он же крещеный. Он особенно нуждается в Божией помощи, находясь в таком тяжком состоянии, в реанимации. Ему особо нужна молитва – и в Церкви, и дома. И просить помощи у святых угодников Божиих, так как они действительно имеют дерзновение пред Богом о даровании нам помощи и исцеления. Поэтому не нужно смущаться, что снят был крестик – надо молиться. Обязательно.
 – Владыка, благословите раба Божия болящего Александра, чтобы поправился.
 – Бог благословит.
 – «Владыка, смотрела передачу «Воля Божия и воля человека» и хочу узнать, может ли Господь попустить человеку грех, чтобы у него в будущем потом произошли какие-то изменения? Как это, например, показано в фильме «Остров»…
 Я разошлась с любимым человеком: можно ли это расценить как волю Божию или нет?»

 – Нет; мы сами впадаем в грех по нашей немощи. Но в фильме «Остров» человек впал в грех и пришел в осознание его, как блудный сын. Не Господь его ввел в грех – он сам избрал этот путь; как блудный сын: «я хочу уйти из отцовского дома и жить самостоятельно», и ушел, а потом впал во многие грехи – но не потому, что Господь ввел его в грех, а потому что он сам пошел по этому пути. А когда пришел в себя, раскаялся – возвратился к Отцу Небесному. Так и мы: падаем по своей воле, по своим похотям, по своим слабостям, немощам. Господь пытается нас всячески удержать от греха, но когда мы противимся воле Божией и не слушаемся Бога, а делаем по-своему, то, конечно, Бог в этом не виноват. Господь ждет нашего покаяния, обращения, Он готов принять нас в свои объятия – всех грешников, которые раскаиваются.
 – Владыка, звонок из Пензы.
 – Я поссорилась со своим старшим приемным сыном. Мне показалось, что он очень мало интересовался моим здоровьем, когда я болела… Но к материальной помощи он очень хорошо относится, когда я ему помогаю! В результате таких взаимных претензий мы поссорились, и он ушел. Прошло несколько дней: ни он мне не звонит, ни я ему не звоню. У меня тяжелым грузом лежит на сердце эта ссора. Я считаю, что я не могу даже причащаться, не примирившись с близким мне человеком. Хочу добавить, что всего год как я уверовала. Мой старший сын приемный – неверующий. Подскажите, пожалуйста, Владыка, как мне поступить?

 – Мы знаем такие слова Священного Писания: «Да не зайдет солнце во гневе вашем…» То есть Господь повелевает, чтобы вы как можно быстрее примирились с ближним своим. Поэтому нужно найти способ примириться с вашим приемным сыном. И второе: нужно, конечно, молиться за него, чтобы Господь смягчил его сердце и дал ему чувство покаяния, чувство осознания своих ошибок. Тут взаимные были ошибки: с вашей и с его стороны. Вы как духовная мать должны, понимая его неправильное и греховное состояние (он, к сожалению, еще и неверующий), помолиться за него усердно Богу, чтобы Господь его обратил к вере, к покаянию, чтобы его сердце дрогнуло и он понимал, что к вам нужно относиться с уважением, что вы старше и много помогаете ему в становлении. Поскольку он еще в состоянии безверия и многого не понимает, можно ему позвонить, побеседовать и объяснить ему, чтобы он понял свою ошибку. Вы со своей стороны готовы просить прощения, сознавая свою ошибку, и тем самым примириться. Я думаю, это будет полезнее и лучше, чем ждать, пока он придет. Он придет, конечно, со временем, осознав, что неправильно поступил, он вернется, поскольку душа жива. Может быть, совесть очень загружена грехами, но она все равно пробьется в его сердце, и он осознает все. Может, и сейчас осознал, но нет у него силы первому позвонить и попросить прощения, примириться. Поэтому мы как православные христиане должны показать пример добросердечия. Смирение, казалось бы, ему нужно первому, но раз он этого не делает, то потом поймет, что так нужно делать. Покажите пример! И, я думаю, ваш пример, доброе слово, дело и ваша молитва к Богу о его вразумлении дадут добрый плод.
 – Владыка, у нас телефонный звонок. Здравствуйте, мы вас слушаем!
 – Здравствуйте, Владыка, благословите Ирину. У меня такой вопрос: «Моя мама родилась 7 января и умерла 7 января. Как мне ее поминать в этот светлый праздник?»

 – Так и поминайте, как у нас принято. Можно поминать за богослужением, попросить батюшку. Еще мы записываем о поминовении и на сорокоуст, и на год, чтобы каждый раз ее поминали. Самое главное поминовение – за Литургией. Конечно, в этот день мы не совершаем панихиды, но это можно сделать или накануне, или после праздника Рождества Христова. В этот день можно совершить поминальный стол, пригласить близких и родных, может, пригласить просто бедных людей и накормить их в память о ее душе – совершить милосердие людям неимущим. Так что есть очень много возможностей помянуть мать и в этот день.
 – «Не слишком ли много церковных праздников? Что же, все отдыхать и отдыхать? Когда же работать?»
 – Праздник церковный – это труд, это не безделье. В церковные праздничные дни нужно ходить в Церковь, молиться, отдать честь, славу и почтение святым. Чтобы их молитвами Господь помиловал нас, услышал их молитву о нашем здравии и благополучии, исцелении и так далее – что мы хотим в своей жизни. В жизни у нас очень много трудностей, неприятностей, скорбей и болезней. И в таких трудностях мы взываем к Господу и к святым угодникам Божиим, чтобы они о нас ходатайствовали. И когда мы их почитаем, то они больше нас слышат, больше нам помогают. Особенно в дни их торжеств, когда Небесная Церковь торжествует и празднует, ликует и вспоминает их мученические труды, подвиги, страдания. В эти дни особая благодать изливается на нас, живущих здесь, в нашей Церкви земной. И мы, совершая празднование в их честь, воспоминание о них, объединяем празднование земной Церкви об этих святых угодниках Божиих с Небесной Церковью. Тем мы получаем особую благодать, радость. Поэтому мы идем в Церковь получить от праздника особую силу Божию в пополнение наших немощей. И чтобы Господь по молитвам святых угодников нам даровал помощь, защиту, укрепление, просветление и так далее. Когда мы почитаем святых, молимся им, они нам просветляют ум, помогают глубже понимать слова, которые они написали для руководства в нашей жизни, в помощь в наших нуждах, печалях, скорбях и так далее. И в то же время после службы мы тоже не должны бездельничать, а должны потрудиться над своей душой, чтобы ее напитать духовно, укрепить, получить большее знание о Боге, о воле Божией, читая духовную литературу святых отцов о нашей Церкви, святое Евангелие, толкования на Евангелия. Должны помогать ближним, совершать дела милосердия в эти праздничные дни. Этот день – для того, чтобы возделывать нашу душу, чтобы трудиться для души. И поэтому это труд, подвиг, и не надо думать, что праздник – значит, ничего не надо делать. Эти праздники даются Церковью как возможность обратить внимание на нашу душу: как тело нуждается в питании и отдыхе, так и душа нуждается в питании и подкреплении.
 – Молодой человек спрашивает: кому молиться, чтобы Бог послал хорошую жену? Какую молитву читать?
 – Мы сейчас говорили о Петре и Февронии – они помогают в созидании крепкой и хорошей православной семьи.
 – Может ли коммунист и член коммунистической партии быть верующим?
 – Каждый человек может быть верующим, несмотря на свои партийные особенности, приверженность к какой-то партии. Но если его партия противоречит церковным канонам или вере нашей, то, конечно, тогда нужно подумать, что выбрать: или партию, или веру.
 – Владыка, в русском Синодальном переводе Библии нет некоторых книг. Почему?
 – Неканонических книг?
  Да, неканонических. «Почему они не публикуются издательствами Русской Православной Церкви? – спрашивает Иван Корзинников. – Ведь без знания их не все понятно в Новом Завете, может быть…»
 – Есть канонические книги – святые отцы создали канон Священных книг. И они посчитали, что эти книги являются богодухновенными; они полезны для человека, спасительны, дают все, что необходимо человеку для знания.
 – В частности, про книгу Еноха спрашивают…
 – Эти книги – не канонические, они несколько противоречат основным каноническим книгам. И могут человека неискушенного, незнающего даже соблазнить, внести недопонимание.
 – То есть принести не пользу, а вред…
 – Да.
 – Можно ли водителю подарить дорожную икону, если он крещеный, а в церковь не ходит?
 – Можно, с надеждой, что он начнет ходить в храм; надо молиться за него, чтобы уверовал.
 – Существуют ли порча и сглаз вообще? И как с ними бороться?
 – Да, есть люди, которые занимаются этим грязным делом – насылают порчу на окружающих. И люди потом страдают. Но надо четко знать и понимать: насылается порча только на человека, который слаб верой, имеет какие-то грехи, потому что грех является проводником порчи. Почему мы говорим и советуем: ходите в церковь? Потому что человек, который ходит в церковь, ограждается от всех порч и сглазов.
 – Не страшна никакая порча…
 – Да, потому что в церковной молитве он приобретает благодать Божию, которая его окружает и отражает все наветы вражии, дьявольские. А дьявол есть, и он через своих слуг приносит человеку страдания, мучения. А если мы воины Христовы, то можем обороняться, сопротивляться, имеем мощное оружие, данное нам Богом. И мы пользуемся этим оружием: это молитва, пост, воздержание, покаяние и очищение своей души.
 – И Причастие…
 – Да, и таинства церковные. Это все нас ограждает от порчи, от сглаза, от всего. И что еще очень важно – мы не знаем сейчас, что потеряли, что святая Церковь печется о своих чадах с самого дня рождения человека на земле. И есть молитва, где мы молимся о том, чтобы Господь оградил от сглаза, от порчи ребенка и родительницу, потому что они в это время в расслаблении, в болезни, и младенец еще не окреп духовно, еще слаб. В это время дьявол больше всего действует. Поэтому и нужно прийти в Церковь – сразу, как только родился ребенок, попросить у батюшки, чтобы почитали молитву родительнице. А потом все молитвы, которые идут дальше после рождения, это все тоже ограждает человека от порчи. Потом еще заклинательная молитва в таинстве Крещения. Когда оглашение проходим, тоже читается молитва, которая изгоняет дьявола из души человека, который крестится. И когда это все проходит церковно, и с самого раннего младенчества ребенка ограждают благодатью Христовой, то ему не страшны никакие порчи, на него не действует ничего. А когда мы такие разоруженные, нет никакого оружия духовного, то с нами что хочешь будет, тем более если не живем церковно, не имеем никакой благодати Божией. Конечно, на нас ветер дует со всех сторон…
 – Это как отсутствие иммунитета: все болезни сразу же…
 – Да, духовного иммунитета нет, и все. Молитва – как прививка, чтобы иммунитет получить.
 – Владыка, можно ли покупать лотерейные билеты и участвовать в различных лотереях, или мы берем грех на душу, принимая в них участие?
 – Нужно приобретать средства для существования своим трудом, а не легким путем: где-то кого-то обмануть или надеяться: «А вдруг повезет!». Потому что эта приманка приводит к таким страстям, как современная игромания. Человек попадает под влияние, в своеобразный капкан, и потом не может из него выбраться. Лучше жить по своим возможностям, и Господь не оставит человека.
 – Грех ли пить противозачаточные таблетки?
 – Да, это грех. Противозачаточные средства – или таблетки, или другие какие-то способы не благословляются Церковью – это тоже детоубийство.
 – При Крещении было очень шумно, плакали дети и я ничего не слышала, ничего не поняла. Действительно ли такое Крещение?
 – Конечно, действительно, потому что священнослужитель совершает таинство по чину, по всем правилам.
 – Допустимо ли в пост пить кофе?
 – Если пить кофе для наслаждения, то, конечно, нельзя – все, к чему человек пристращен, запрещается в дни поста. Ведь пост – воздержание от того, к чему ты пристрастился, к чему привязался. Это время, когда человек хочет освободиться от своих страстей, привязанностей. Поэтому если он имеет привязанность к кофе, то лучше не пить.
 – А есть люди с пониженным давлением…
 – Тогда пить умеренно.
 – Где можно приобрести частичку мощей?
 – Я к этому отношусь с осторожностью. Святые мощи – это величайшая святыня, и просто так взять их и иметь дома – это неправильно: мы теряем благоговение к святыне.
 – Святыня – она «попаляющая»…
 – Это может принести нам не пользу, а вред. Если у нас есть святыня, мы должны относиться к ней с особым трепетом, благоговением, а у нас зачастую нет такого.
 – Дом должен стать Церковью…
 – Да; а у нас бывают и ссоры, и натянутые отношения, и неподобающее поведение, и одежда домашняя… Раньше в такой одежде дома ходили, а сейчас и на улице в ней ходят; это просто бесстыдство и безобразие. Если в доме частица мощей, надо постоянно ходить в серьезной одежде, понимая, что рядом – величайшая святыня, чтобы не опалила тебя.
 – К мощам все-таки лучше в храм приходить…
 – Да.
 – Дорогие братья и сестры, наша передача завершена. Владыка, благословите, пожалуйста, наших телезрителей, радиослушателей.
 – Всем вам, дорогие братья и сестры, желаю, проводить свою жизнь достойно звания православного христианина, чтобы очистить свою душу и многих людей своим примером привести ко Христу и порадоваться вместе со всеми святыми, что мы тоже в какой-то степени подражали им в их проповеднической и миссионерской деятельности.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий поздравил ректора МГУ В.А. Садовничего с днем учреждения университета

 «Знаменательно, что 253-я годовщина основания университета совпадает с днем памяти святой мученицы Татианы, – говорится в поздравлении. – Поистине это праздник для всех студентов, аспирантов, профессоров, сотрудников и многих тысяч выпускников, работающих во всех регионах России и за ее пределами».

 
Духовные поучения

Сретение Господне

 Этот праздник – не только воспоминание о том дивном событии, о котором я вам сейчас весьма кратко напомнил. Это еще и напоминание нам о том, что каждый из нас, каждый без исключения, точно так же однажды в своей жизни был приведен или самостоятельно пришел в храм Божий для того, чтобы здесь над ним было совершено таинство святого Крещения.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс