Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (468) → Борис Корчевников: «Детство, которое заканчивается

Борис Корчевников: «Детство, которое заканчивается

№3 (468) / 15 января ‘08

Интервью

 Сериал – это кинонаркотик. Он убивает время и никак не напитывает.

Просто несет мимо жизни. Но иногда – и это большое достижение – в химический состав этого наркотика удается влить что-то, что может как-то перестроить человека.

 Справка: Борис Корчевников родился в Москве 20 июля 1982 года. С 1990 года принимал участие в спектаклях МХАТ им. А.П. Чехова и Театра-студии под руководством О.П. Табакова. С 1993 года – на телевидении. Был ведущим и репортером в программе для детей «Там-там новости» телеканала РТР. С 1998 года – ведущий и репортер в программе для молодежи «Башня» (РТР). В 1998 году поступил на факультет журналистики МГУ и на актерский факультет Школы-студии МХАТ, но выбрал все-таки журналистику. С 2001 года работает внештатным, а с 2002 – штатным корреспондентом службы информации телеканала НТВ. За годы работы готовил репортажи для программ «Сегодня», «Намедни», «Личный вклад», «Страна и мир», «Профессия – репортер» и др. В 2003 году закончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. В 2003 – 2005 годах в Германии и Америке сдал экзамены на знание немецкого и английского языков. В 2004 году стал лауреатом премии Союза журналистов «Новое имя в журналистике». С 2006 – актер сериала «Кадетство» на СТС.

 – Как, с Вашей точки зрения, относиться к жанру сериалов в принципе?
 – Сериал – это кинонаркотик. Он убивает время и никак не напитывает. Просто несет мимо жизни. Но иногда – и это большое достижение – в химический состав этого наркотика удается влить что-то, что может как-то перестроить человека.
 – А «Кадетству» это удалось?
 – Кажется, да.
 – Получается, Вы производили «полезный наркотик»? Так разве бывает?
 – В одном из последних номеров «Фомы» интервью режиссера Павла Лунгина заканчивалось словами о том, что в сегодняшние сердца все труднее прорваться… Может, сериал и нужен, чтобы стать более легким путем в сердца? В «Кадетстве» наркотик удалось… обхитрить. Под его видом вливалось что-то очень полезное.
 – И какие конкретно идеи «Кадетства» Вы считаете правильными, живыми?
 – Да хотя бы мой герой – Илья Синицын. В его жизни есть одна девушка, и он уже очень твердо решил, что другой не будет. И эта его верность выражается совсем не менторски. «Кадетство» – это вообще не нравоучение. Есть общее место, от которого никуда не деться: телевидение рисует стереотип поведения. Сложно воспитывать, когда надо еще и понравиться зрителю. Есть путь, которым хочет понравиться вечерний эфир канала ТНТ. А есть – путь сериала «Кадетство» на СТС. Мне отчего-то кажется, что в последнем случае путь чуть сложнее.
 – То, что в «Кадетстве» много правильных идей, – это, как сейчас принято говорить, продуманный режиссерский «месседж», или так просто сюжет сложился?
 – Здесь есть принципиальный момент: никто никого не хотел учить. И никакого намерения донести до зрителя что-то высокое не было. Была задача просто показать среду, где мальчики растут, становятся мужчинами и как это происходит. Выразить момент детства, которое заканчивается.
 – Получается, чтобы говорить о нравственности, достаточно показать среду? А если эта среда современных девятиклассников из спального района Москвы? Помню себя в девятом классе – это далеко не нравственные поступки и мысли… Так каким же образом из попытки показать среду родились образцы нравственного поведения?
 – Думаю, как и с любой средой, здесь вопрос не ее вида, а взгляда на нее. Просто Суворовское училище и без труда сценаристов очень ясно проявляет, что хорошо, а что плохо. Конкретность – свойство любой военной среды. Я часто слышу, что, мол, «загустили», «так в жизни не бывает». Просто в жизни нам свойственно усложнять. А тут, в СВУ, становишься проще: либо скажешь правду, либо соврешь, либо выручишь, либо – крыса.
 Этот недостаток простоты в обычной жизни – может, главное чувство, которое я вынес из полутора лет съемок сериала.
 – А зачем человеку простота?
 – Это вид открытости. Вид антиэгоизма. Ведь что такое наша «сложность»? Эта такая углубленная мысль о себе. Мне это один священник сказал, и я навсегда это запомнил. Когда говорил ему что-то типа «У меня то-то и то-то не получается, я, дескать, недостоин», он мне ответил: «Да Вы попроще к себе относитесь, попроще…» Когда в Суворовском училище, где проживаешь три года на глазах друг у друга – навсегда отучишься быть эгоистом. Оттого и кажется, что там больше белого, чем черного, – потому что думают друг о друге больше, чем о себе и своем.
 – А была ли реальная отдача от сериала? Есть ли уже результаты того, что в вечернем эфире СТС появились примеры хорошего и плохого?
 – Из очевидного: вал желающих поступить в Суворовские училище по всей стране. А еще – письма, множество писем. Те, что я прочитывал, кажется, заполнены светом. По сути – это одно большое послание. И когда читаю, понимаю, что в центре такого послания – не просто очарованность каким-либо героем, а все-таки сообщение о появлении нового идеала. Дети в школах дают друг другу клички Печка, Сухой, Трофим и играют во дворе в кадетов. И я не могу себе представить, чтобы в такой игре вдруг появился пистолет и один мальчик понарошку застрелил другого. Может, кого-то сериал вообще не тронул. Но хуже вряд ли кто-то стал.
 – То есть Вы согласны с той точкой зрения, что ответственность художника в искусстве выражается не в том, чтобы человек, прочитав стихотворение, стал лучше, а в том, чтобы он не стал хуже?
 – Я для себя однажды сформулировал, чем отличается искусство от неискусства. Неискусство может поражать, удивлять, развлекать, но оно никогда не сможет объяснить чего-то про жизнь. Это может сделать только искусство. И такое объяснение никогда не сможет сделать хуже. Я не очень понимаю, что такое ответственность художника. Он выразил то, что у него внутри. Большего он сделать не может. У него одна ответственность – перед Богом, как мне кажется. Художник просто может сказать, обращаясь к Нему: «Ты дал мне что-то почувствовать, что-то вдохнул в меня, и все что я могу сделать, это вернуть этот дар в виде своего творения».
 – Вы верующий человек, ходите в церковь. Было у Вас так, чтобы Вы подходили к работе в «Кадетстве» как христианин?
 – Помню наш разговор с исполнительницей роли моей девушки Олей Лукьяненко о том, что Церковь не разрешает прерывание беременности. Мы долго это обсуждали.
 И, играя сцены с ее абортом, меня кошмар схватывал от мысли о его греховности, о том, что это убийство, что за это – потеря Бога, несчастье, развал всего в жизни. Так и происходит – у Синицына все рушится, даже училище он бросает. Я думал, снимаясь: такой финал закономерен для отношений, в которых с самого начала было нарушено правило – они встречались, были в близости, не будучи женатыми…
 Но откуда Синицыну было это правило знать?! Кто ему о нем сказал? Он только неосознанно его ощущал, как часто мы неосознанно ощущаем какую-то неправильность, в которой живем, и смиряемся с ней. Так и он: спешил помолвиться, твердо знал, что женится, уродства того, что называют «гражданским браком» – это когда люди вроде вместе, а никакой ответственности друг за дружку не несут и всегда могут разбежаться, – не принимал…
 Беременность Ксении – для него взрыв, но приближение, осознание Закона. Он не говорит ни слова о Боге или грехе, но ясно поступает по закону Бога. Мы скажем это по-христиански, а для него – по-человечески. Это на самом деле одно и то же!
 – До сих пор есть стереотип, что Церковь – для зашоренных и непрогрессивных. А как себя чувствует современный успешный молодой человек в Церкви? Никогда не было ощущения, что находитесь среди чужих?
 – Иногда мыслилось такое. Но когда честно себя спросил: «А кто свои?» – ответ указывал, скорее, на «зашоренных» и «неперспективных» – на тех, с кем ты настоящий. В Церкви мы какие угодно, но точно, настоящие. Потому что тут все говорит о смерти на земле и этот разговор все с тебя снимает – не важно, веришь ты или нет. Этой настоящестью я очень дорожу. Потому так колко внутри, когда в Церкви узнают – механизм «закрывания» здесь не хочется включать.
 – А Вы не боитесь открыто говорить о своей вере? Среди друзей, коллег по сериалу, коллег по телевидению?
 – Не боюсь. Только понимаю, что еще очень плохо умею это делать – выражать то, что на самом деле ощущаю. Совсем недавно я понял, что лучший способ говорить о своей вере – это… жить. Жить так, как положено этой верой – настолько, насколько хватает сил.
 – Как произошло, что Вы пришли в храм?
 – Первое важное событие на пути к вере произошло четыре года назад. Мне предложили съездить в Покровский монастырь к мощам святой Матроны Московской.
Мне тогда показалось, что это могло бы стать занятным опытом. Рано утром мы туда приехали. Была огромная очередь, мы встали в хвост. Я не знал и даже не думал, зачем я там. Просто стоял, как все. То, что произошло со мной в этой очереди, можно, кажется, назвать первым опытом встречи с Богом. Для этого трудно подобрать слова. Как будто мощный луч прожектора вдруг высветил все-все, что во мне есть. И тогда я просто заплакал. Я не понимал, что происходит. Вряд ли это было всего лишь умилением средой и молитвенными старушками. Я как будто был подброшен на большую высоту, с которой увидел всю свою жизнь. Эта картина взорвала меня.
 – Неужели просто так, стоя в очереди, можно сформулировать для себя цель своей жизни?
 – Мне просто стал очевиден тот «раздрай», в котором я находился. Поэтому цель жизни тоже оформилась тогда сама собой: все время чувствовать то, что я почувствовал, стоя в очереди. Заполнять себя этим светом. Это переживание взрыхлило все, что во мне было. Я долго думал об опыте, пережитом в монастыре, пытался его с чем-то сравнивать, но не мог. Просто не было слов в лексиконе, чтобы сформулировать этот опыт. Но было ощущение… нет, не света, а освещенности во мне всего того, что раньше было в темноте.
 Тот опыт все же забылся. Взрыхленная почва так и осталась лежать, и никаких семян в ближайшее время в ней не появилось. Переживание в очереди у мощей святой Матроны стало частью моего прошлого, а в настоящем – прежняя жизнь. Я тогда не умел и не знал, как ее менять.
 – Как пришло осознание, что что-то менять все-таки нужно?
 – Я познакомился с Владимиром Александровичем Березиным, телеведущим, человеком моей профессии. Мы с ним, кажется, никогда не говорили о Боге или вере, но в нем проступала какая-то невиданная мне прежде доброта – активная, живая. Общаясь с ним, я, наверно, впервые осознанно захотел быть таким же – добрым, очень человечным человеком. И тогда же сформулировал для себя правило, которому надо следовать: так же щедро отдавать себя другим и ничего не просить взамен, как Владимир Александрович. Это убеждение пришло раньше, чем знание о том, что это и есть Евангелие.
 – А в чем проявлялась доброта этого человека?
 – В его поступках по отношению ко мне, к маме, ко всем людям нашего окружения. Он познакомил меня с отцом Кириллом – настоятелем храма Святой Троицы в Листах. То, что он священник, тогда меня никак не трогало. Я увидел перед собой просто очень хорошего человека. Однажды где-то прочитал, почему люди, когда видели первых христиан, сами принимали христианство. Просто христиане в том обществе были лучшими людьми, самыми добрыми, щедрыми. И этой щедростью заражали язычников. На тех христиан очень хотелось быть похожим. Наверное, схожее чувство я ощутил при встрече с отцом Кириллом. Он заразил именно такой «хорошестью». Конечно, ни о какой вере тогда речи еще не шло. И мне просто очень захотелось с ним говорить. В тех разговорах и вообще в свете этого человека я только-только утверждался в мысли, что быть хорошим – по крайней мере лучше, чем быть плохим.
 Что-то резко щелкнуло во мне, когда отец Кирилл во время Крестного хода предложил мне нести фонарь. Я снова легко принял это как еще один занятный опыт. Но когда шел в стихаре впереди процессии, я подумал: нельзя нести фонарь на пасхальный крестный ход и жить так, как живу я. Нельзя одновременно делать настолько полярные вещи. Да, именно так – полярность. Полярная разность крестного хода, смысл которого я тогда, конечно же, не понимал и остальной жизни.
 Подумалось: вот я несу фонарь, а потом возьму и в какой-нибудь ситуации выругаюсь матом. И я вдруг понял: либо одно, либо другое. Либо мат, либо крестный ход. И ясно было, что выбирать надо последнее. Потому что тупик и безжизненность первого пути как-то очень ясно выступили.
 – Эта мысль о выборе нашла подтверждение в реальной жизни?
 – Постепенно. В разговорах с отцом Кириллом слышалось слово «причастие». Я не знал, что это, но попросился пройти Таинство, посчитав его занятным делом. Мы это совершили с ним. Может, я так и думал бы, что вкусил всего лишь хлеб с вином, если бы скоро после того не произошла одна история. Я оказался… перед искушением – обычным для меня тогда в том смысле, что прежде я это искушением бы не назвал, а убедительно бы оправдался инстинктами… И я остановился.Это было не просто ощущение, что я этого сейчас не буду делать или что не буду этого делать с этим человеком, или что настроение какое-то не то. Нет… Было ощущение, что я этого не имею права делать, что сделав это, я что-то (на самом деле – Кого-то) предам. Этот выбор тогда – был входом в какое-то новое состояние.
 – И как дальше пошла жизнь?
 – Через несколько дней после этого, мне позвонили и предложили попробоваться на роль в сериал «Кадетство». Съездил на пробы, а вечером просто шел мимо храма и решил зайти к отцу Кириллу. Выстоял всю службу – это была вторая в моей жизни служба после причастия. Я, разумеется, тогда совершенно не умел молиться, но как мог просил Бога… о том, чтобы меня утвердили на роль. Мне действительно очень этого хотелось! Стоял и шептал про себя, что если мне это будет полезно, то пускай меня утвердят. Словом, была у меня такая просьба – совсем материальная, но искренняя. И когда мы с отцом Кириллом вышли из храма, зазвонил телефон, и мне сказали, что меня утвердили. Я взвизгнул от радости. В тот момент казалось абсолютно очевидным, что это Бог услышал мои молитвы. Но еще я понял другое: если уж для меня Бог столько всего сделал, я тем более обязан Его отблагодарить. А как я могу отблагодарить Бога? Только перестать жить так, как я раньше жил.
 И работа в «Кадетстве» этому помогла: она поменяла внешний строй жизни – я выскочил из суетливого ритма репортерской работы и мог теперь внимательно идти – уже понятно, что новым путем.
 – Борис, и все-таки: неужели для Вас не существует проблемы «звездной болезни»?
 – Чем дольше продолжается история с сериалом «Кадетство», тем меньше у меня веры в то, что популярность, да и просто узнаваемость, как в нашем случае, могут пройти по поверхности, не тронув ничего внутри. Чем дольше я в этом нахожусь, тем мне сложнее понять свое к этому отношение. С одной стороны, профессия актера – это профессия антиэгоизма: надо забыть себя, раствориться в персонаже и в партнере. А с другой – это профессия, которая сильнее прочих умеет напитать самолюбие и тщеславие. Получается, что быть актером – значит преодолевать эгоизм. Но результат работы предполагает обратное. Какой здесь выход? Не знаю. Заставить себя не замечать результата? Это и невозможно, и тоже будет формой эгоизма. Словом, я только чувствую, что это внимание меня меняет. И не в лучшую сторону.
 – А что же плохого в популярности?
 – Может, главная задача христианина – стать хорошим человеком. А стать им можно только открывшись другому, то есть искренне им заинтересовавшись. Так, забывшись в другом, перестаешь себя контролировать, это и есть, наверно, предел свободы – свободы от себя самого. Венец счастья! Что же делает популярность: огромное количество людей, которых ты не звал и не ждал, в тебя «залетают», а тебе, как христианину, надо быть открытым. Но не хватит сил искренне всеми интересоваться. Поэтому закрываешься – от фальши, неискренности, от страха: ведь тебя держат не за того, кто ты есть… Вот и получается возвращение к эгоизму. Шлагбаум на дорожке к Богу опускается. Эту «закрытость» и полагают за «звездную болезнь». Но она – как раз борьба с тщеславием, с потерей себя. Правда, все равно почти бесплодная. Потому что шлагбаум закрыт.
 – Иногда на материалы в «Фоме» бывает реакция, что, дескать, человек «крестик нацепил», вы обрадовались и побежали брать у него интервью. А он как жил своей обыкновенной жизнью, так и продолжает ею жить. Не боитесь такой реакции на нашу с Вами беседу?
 – Знаете, ощущения человека, который только «крестик нацепил», часто точнее и горячее, чем у того, кто уже давно в Церкви и привык… к Богу. Вот этой привычки я очень боюсь.

Константин Мацан

(Публикуется со значительными сокращениями.
Полная версия интервью – в январском номере журнала «Фома»)

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковь и общество

Впервые в Юго-Западной Африке была совершена Литургия на славянском языке

 9 января 2008 года в столице Намибии городе Виндхук прошла первая в истории этого региона Божественная литургия на славянском языке. По приглашению Посольства Российской Федерации в Намибию прибыл настоятель русского православного храма Преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге (ЮАР) священник Иоанн Лапидус.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс