Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (463) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «СОЮЗ» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «СОЮЗ» и радиостанции «Воскресение»

№46 (463) / 8 декабря ‘07

Архипастырь

Радио «Воскресение» в интернете слушайте по адресу: http://orthodox.etel.ru/radio.htm
Телеканал «Союз» в интернете смотрите по адресу: http://www.tv-soyuz.ru

– Из Челябинской области вопрос: «Имеет ли право священник отказать в Исповеди?Я этого очень боюсь: и пойти, и что священник откажет в Исповеди, потому что у меня есть грехи, и что про меня скажут что-нибудь плохое».
  – Во-первых,не нужно бояться Исповеди. Во-вторых, если человек боится, что про него скажутплохое, – это уже показатель: может быть, человек еще не очень хочет расстатьсясо своими грехами, он неискренне кается? Если человек пришел в состоянии чистосердечногораскаяния, он готов всем рассказать свои грехи, чтобы освободиться от тяжестив душе, которая мучает его, от тяжести греха. И готов принять любые наказания,даже просит о них! Если человек глубоко осознал свою греховность, он проситсвященника наложить епитимию, даже тяжелую, чтобы потрудиться физически и духовно,трудом искупить свой грех. Чтобы Господь, видя раскаяние и желание исправиться,не наказывал Своим Божественным наказанием. Потому что любой труд несравнимс наказанием, которым может Господь наказать за тот или иной грех, вразумляянас, приводя в чувство раскаяния. Но лучше человеку взять на себя этот труд,чем получить какое-то испытание, искушение, которое будет совсем нелегко нести.Человек, который видит свои грехи и тяжесть своего падения, чувствует недостатки,желает быстрее освободиться и принести плоды покаяния, чтобы после покаяниянести какой-то труд, подвиг.
  Когда я был в Сербии, мне показывали скит, который построил один русский человек, приехавшийиз Черногории. Он какой-то тяжкий грех совершил и взял на себя такой подвиг– носить из-под горы снизу камни наверх. Гора довольно высокая, но он решилсделать ступенечки из камня, а на горе построить часовенку. И вот из чувствапокаяния он подвизался и построил часовню. Так поступают многие люди.
  Поэтомуне нужно стыдиться каяться – это ложный стыд, бесовский: враг специально даеттакой стыд, чтобы не допустить к истинному покаянию.
  Важнее –стыдиться грешить. И когда видите, как сложно заставить себя каяться, нужнобыть очень осторожным, чтобы не допустить до себя грех.
  – А батюшкалюбой наоборот – радуется, когда человек приходит с покаянием…
  – Конечно.
  – Владыка, 28июля был праздник равноапостольного князя Владимира. Его крестили в Византии,кстати, 1020 лет назад. Какую роль сыграло имя Владимир в истории Русской Церквии России? У нас было три таких правителя, сейчас четвертый… Какова точка зренияПравославной Церкви?
  – Крещениесвятого равноапостольного князя Владимира имело огромное значение для всей России,потому что с Крещением он полностью изменился – из яростного, безбожного язычника,развратника и ведущего нехристианскую жизнь человека он стал милостивым, добродушным,сочувствующим, глубоко верующим и ревностным к тому, чтобы все люди его царствастали исповедовать Христа, узнали радость общения со Христом Спасителем. Онбыл великим проповедником веры Христовой, по всей земле русской строя храмы,а около храмов – школы, чтобы учить детей грамоте, читать Священное Писание,укрепиться в вере.
  Важно, что русский народ, крещенный в Днепре, получая образование в школе, первой книгойпочитал именно Священное Писание Нового Завета, которое было руководством в духовной жизни. И руководствуясь этой книгой, Священным Писанием, народ достигвысокого совершенства, стал святым народом. Русь стала Святой.
  ПоэтомуКрещение князя Владимира, принятое в Корсуни от православного греческого епископа,имеет большую значимость. По возвращении на русскую землю Владимир стал активнопрививать любовь к церковной, христианской жизни, чтобы люди оставили свое языческоезаблуждение. Есть свидетельство: он назначил дату Крещения, уже подготовив людейк этому великому событию, говоря: «Если вы меня любите и уважаете, то я всехприглашаю на это торжество, чтобы порадоваться, встретиться со Христом и принятьсвет Евангельского учения». Из уважения к князю и из любви ко Христу, о которомони услышали из проповедей Владимира, русские люди крестились. Тогда люди прислушивалиськ своим вождям и говорили: «Если князь так говорит, если князь полюбил Христа,то мы тоже должны полюбить Христа, должны тоже следовать за Христом». Единениевокруг князя тогда было очень крепко, сильно, поэтому его проповедь по всейрусской земле была очень успешной, и в скором времени вся Русь стала глубоковерующей, православной, христианской, жаждущей знания о Боге, о Христе. И упражнялисьвсе в том, чтобы жить по заповедям Христовым. Это было особое время для России,когда люди жили жизнью Христовой, Его благодатью, чтобы достигнуть добродетелейхристианских, возвыситься до высоких идеалов христианской жизни. И это все делалобольшинство народа. Конечно, были искания, стремления, может, даже и падения,но стремление было соприкоснуться с Богом, с Божией благодатью.
  Особая быласитуация, и дай Бог, чтобы она возродилась в настоящее время. Сегодня Россия,можно сказать, как после кораблекрушения лет атеизма, богоборчества, тоже находитсяв искании веры, национальной идеи. Тысячу лет назад князь Владимир искал веру,нравственность, которую можно было положить в основу государства: понимал –без нравственности государство не может существовать. И вот он взял нравственность,которая бы никогда не менялась. Он не основывался на нравственности человеческой,как мы сейчас это делаем – к сожалению, иногда «человеческие ценности» полагаютсяв основу государственного устройства. Владимир понимал: человеческие ценностиизменчивы, сегодня – одна ценность, а завтра – другая. Он понимал, что тольков религии можно найти нравственность, которая никогда не меняется: она вечна.И он нашел, принял эту нравственность именно в христианстве, на основе христианскойнравственности строил свое государство.
  Он как нашпредок дал нам нравственность, веру, дал нам все, можно сказать, и национальнуюидею, чтобы мы придерживались ее до конца дней своих на земле. Владимир и егоприближенные нашли ее для нас, для будущих поколений, и другой, лучшей, не найти– жить в Православии, в нравственности православной, которая никогда не меняется.Хотя были годы богоборчества и атеизма, но Россия не выжила бы без христианскойнравственности: именно христианская нравственность стала несокрушимой, несмотряна все тяжелые годы. Если мы опять возвратимся к христианской жизни, – бурнобудет процветать и наше Отечество.
  – Валентинаиз Приморска спрашивает: «Моего сына крестили, и всю жизнь он был Станиславом.Но когда он умер, его отпевали как Вячеслава, и теперь я его поминаю как Вячеслава.Правильно ли это?»
  – Надо поминатьсына тем именем, каким его нарекли при Крещении.
  – Михаил из Екатеринбурга спрашивает: «Полтора года назад в Турцию была отправлена экспедицияна поиски Ноева ковчега. Американцы объявили, что нашли Ноев ковчег, но по возвращении все материалы были уничтожены. Это по сообщениям газет. Насколькоэто правда и не планирует ли Русская Православная Церковь организовать экспедициюна поиски Ноева ковчега?»
  – Я не знаю,какие у нас есть возможности это сделать. Я знаю человека, который, по благословениюодного старца, посетил это место и посмотрел Ноев ковчег. Конечно, как он рассказывает,экспедиция была очень трудной, но он своими глазами увидел ту часть ковчега,которая доступна – не все мог увидеть, потому что ковчег очень большой.
  Я не могусказать, что это сказка, потому что это человек серьезный и получил благословениеот серьезного старца, человека, который не будет делать так, лишь бы благословить.Свидетельство о том, что действительно есть Ноев ковчег, существует, – это правда.Может быть, со временем будет возможность его исследовать и всем людям узнатьо Ноевом ковчеге. Будем надеяться на будущее.
  – «У меня такойвопрос. У нас достаточно обеспеченная семья и есть возможность чем-то помогатьлюдям. А мой муж не разрешает этого делать по каким-то своим соображениям. Я стараюсь помочь – продуктами, что дома есть, деньгами, и знаю, что он будетругаться. По слову Божию, жена должна быть послушна мужу во всем. Как быть?Я не послушна мужу? Или нужно здесь больше Богу повиноваться, нежели человекам?Спасибо».
  – Конечно,мы призваны к милосердию: делать добрые дела – вера без добрых дел мертва. И вы по порыву сердца стремитесь хотя бы тайком совершать добрые дела для ближних.Милостыня эта, конечно, важна и вашему мужу, и вам самим. Хотя он, к сожалению,не понимает важности добродетели: Господь будет судить по нашему милосердномусердцу – как мы относились к ближнему своему: питали, грели, кормили, поили,посещали в больницах, в тюрьмах. Ведь есть слово Божие, которое читается перед Великим постом, о Страшном Суде Божием – как Господь нас будет судить; в основном,конечно, будет судить по нашим добрым делам, делам милосердия. Важно совершатьих, потому что есть слова Священного Писания: «Суд без милости, не сотворишимилости». Милостыня превозносится над судом. Очень важно понимать глубину этихслов. Когда мы это понимаем и живем, готовясь к Царству Божию, к Страшному Суду,и знаем, что много в жизни согрешаем пред Богом, – мы нуждаемся в милосердииБожием. Чтобы Господь нас миловал, мы милуем ближних своих. Поэтому на Русиэта добродетель была распространена, всегда с большим желанием люди старалисьради милосердия Божия чем-то помочь, что-то сделать хорошее, чтобы Он миловалнас здесь на земле, а особенно на Страшном Суде не вменял нам грехи, которыемы сделали, и милостью нас спас.
  Из житияблаженной Феодоры мы знаем, что такое милостыня; милостыня спасала ее от многихмытарств по пути к Царству Божию. И из житий многих святых мы знаем, что дажемилостыня, совершенная с нерадением, нежеланием, и то приносила человеку пользу,помощь. Поэтому в данном случае нужно, конечно, молиться, чтобы Господь просветилум и сердце мужа, чтобы он понимал: милостыня имеет большое значение. Если Господьдает достаток семье, то только с одной целью: чтобы человек жил в достатке,кормил свою семью и помогал нуждающимся. В таинстве Венчания, когда священникили архиерей читает молитву, он просит Господа дать семье богатство, необходимоедля сохранения этой семьи, чтобы прокормить семью, и чтобы эта семья могла ещеи другим помочь. Вот такая молитва совершается в таинстве Венчания, и Господьдает, по молитвам Церкви, а человек не хочет понять, что Господь дает ему возможностьсовершать милость. Поэтому нужны разъяснение, понимание и молитва, чтобы Господьоткрыл мужу глаза, и он увидел, что это очень важно и нужно.
  – «Здравствуйте!У меня такой вопрос: как относиться к программам, которые показывают на «Союзе»про народные приметы, и как вообще относиться к народным приметам?»
  (ИгуменДимитрий поясняет: «У нас в программах о погоде говорят про приметы, которыесвязаны с церковным календарем. Вот если на Илью Пророка идет дождь, то осеньбудет такая-то. Это не суеверия, а народные приметы о погоде, о природе, об урожае»).
  – Это опытнарода, который передавался из поколения в поколение. Живя церковной жизнью,церковными праздниками, люди знали, какая погода может быть к какому праздникуи как она может влиять на будущий урожай.
  – То есть это,скорее, наблюдения…
  – Да, наблюденияза жизнью природы. Когда человек жил церковной жизнью, отмечал праздники, Господьему показывал, какие могут ожидать события. Но некоторые живут по суевериям,когда «кошка дорогу перейдет», «встал не с той ноги», «родился 13-го числа»или еще что-то – эти суеверия Церковь не приветствует, не принимает. Церковь,уповая на помощь Божию, говорит, что мы находимся непосредственно под оком Божиим,и все, что совершается с нами, совершается по воле Божией. И в Евангелии написано,что даже волос без воли Божией с головы не упадет. Поэтому не надо поддаватьсякаким-то, например, астрологическим прогнозам. Ты такого числа родился, значитты «бык» или другой зверь. К сожалению, люди хвастаются: «я, например, лягушка».Это унижение человеческого достоинства, ведь человек – это образ и подобие Божие,а мы его, венец всего творения, унижаем ниже, чем даже какие-то твари, служителичеловека, данные Богом для помощи, службы человеку. Этим мы унижаем самих себя.
  Все делаетсяпо воле Божией, по Промыслу Божию и еще – зависит от нас самих. Если мы будемвести себя церковно, православно, духовно, нравственно и будем просить у Богапомощи, то в тот момент, когда астрологи говорят, что не будет выгодна экономическита или иная сделка, с Божией помощью можно преодолеть все эти «атмосферные влияния»и «звезды». Они пред Богом ничего не стоят: они тоже творения Божии, тоже созданыпо воле Божией. И Господь всем управляет и может сделать все, как нам полезно,нужно и важно для нашей жизни.
  – Звонок из Москвы: «Правда ли, что большая часть убитых младенцев становится демонами,потому что у них нет возможности повоевать со своими страстями и обрести состояниенепадения, для чего призывает нас Господь. И это для того, чтобы затащить матьв преисподнюю, потому что этот младенец в Царствии Небесном никогда не будет.Он ведь хочет быть с матерью, и одна возможность быть с ней вечно – затащитьее к себе. Вот такая извращенная любовь. Правда это или нет? И почему священникиоб этом не говорят?»
  – Это не правда. Нет такого понятия в нашей Церкви, что души погубленных детей становятсядемонами. Тем более они не влияют негативно на своих матерей, чтобы их ввергатьв пучину адскую. Наоборот, мы знаем, что матери, которые совершили такие тяжкиегрехи, со временем приходят в сознание своего великого греха, мучаются, терзаются,плачут, рыдают, спрашивают и интересуются, что делать, чтобы искупить свой грех.И многие из этих женщин ведут активный образ жизни христианина: чтобы искупитьсвой грех, выполняют все, что говорит священник. Церковь наша советует человекунести особый подвиг молитвы, труда, покаяния. Есть возможность взять брошенныхдетей и воспитывать их, чтобы искупить совершенный грех детоубийства. Обращениематери к Богу, Церкви, церковной добродетельной жизни приносит и самой женщинеблаго, и душе загубленной – утешение и облегчение в ее страдании в потустороннеммире.
  Мы надеемсяна милосердие Божие, что Господь помилует мать и души детей, даст им благо и свет божественный. Нет ничего и никого потерянного в милосердии и в любви Божественной!Мы надеемся на Божию милость, на Его милосердие и любовь к нам. Это проявится,когда мы будем стараться здесь, на земле трудиться и исправляться, жить благочестиво.
  Мужья тожевиноваты в этом грехе, не только жены: часто муж заставляет жену делать аборты,даже матери и родители заставляют, а потому все виновны в этом грехе. Все должныкаяться, исправляться, приносить плоды покаяния, в противоположность грехамделать добрые дела.
  – Нина из Екатеринбургапрочла в книге, что неверующие во время Второго пришествия Христа будут пожженыогнем. Так ли это? Ведь неверующих очень много…
  – Что делать,если есть такой Суд Божий, что человек, который не крестится и не воспринимаетблагодати таинства Крещения, Царства Божия не наследует. И совершающий грехитоже Царства Божия не наследует, хотя он и крещен. Поэтому мало или много людейневерующих или живущих в беззакониях, некрещеных, – это не имеет значения; естьслово Божие, что Господь определяет такое наказание.
  Если глубжепосмотреть, – это не наказание Господа: человек себя наказывает. Господь создалчеловека со свободной волей, и он сам должен выбирать тот или иной путь, бытьверующим, добродетельным христианином, живущим по Заповедям Божиим, или – по своим похотям, грехам, страстям и порокам. Человек сам добровольно избираетпуть – к Царству Божию или к адским мучениям. Сам человек, а не Господь, Которогонекоторые представляют злобным и стремящимся всех затащить в ад. Нет, Он всеххочет спасти, стучится в каждое сердце, и если оно откликается, Господь готовприйти к человеку на помощь, вселиться в его душу и путеводить его на путь спасения,истинного добра.
  Если человекбольше любит страсти, греховные наклонности, пороки, – он сам виноват, потомучто своей свободной волей избирает этот путь.
  – Игорь из Челябинскаинтересуется: «Крещение в церкви проходит иногда без троекратного, полного погружения.Допустимо ли это?»
  – Я не думаю,что в церкви совершалось таинство Крещения без троекратного погружения. Можетбыть, человек не заметил, но сейчас все священнослужители имеют духовное образование.После рукоположения они проходят специальный курс практики в совершении техили иных таинств, треб – и все знают, что совершается троекратное погружениес произношением формулы Крещения, которую должны знать все православные христиане:не только священники, но и миряне – бывает необходимость совершения таинстваКрещения в экстренных ситуациях, когда некрещеный человек, например, находитсяна грани смерти. Ему нужно обязательно совершить Крещение, чтобы он ушел из этого мира крещеным и чтобы Господь принял его в Свое Царство. Поэтому нужнознать эту формулу: «Крещается раб Божий (имя произносится), во имя Отца, аминь,и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». Эту формулу должны знать и выполнятьвсе. Бывет, рождается ребенок тяжелобольной. Мне говорили о таком ребенке, оннаходился в реанимации, его там купали и обливали водой. Если бы произнеслиэту формулу, то младенец был бы крещен. К сожалению, он скончался; был бы крещен– после смерти можно было его поминать на богослужениях, молиться за него, погребатьпо нашим православным христианским учениям и так далее. А люди не знают этого!Была возможность, одна секунда – и человек был бы уже крещен, но этого не сделалии сейчас имеют скорби. Поэтому надо обязательно знать каждому мирянину, православномучеловеку эту формулу и выполнять ее в таких случаях.
  – Звонок из Березовского: «У меня тетя крещеная, у нее в миру имя Инна, а каким именем онакрещена, мы не знаем. Вот она умерла, как ее поминать? Мы ее не отпевали».
  – Называйте еетем именем, которое вы знаете. Если ее звали Инной, значит, она Инной и осталась:это имя православное; нужно и поминать ее этим именем. Даже если она не отпета,можете отпеть заочно, хотя мы всем говорим, что мы должны прекратить практикузаочного отпевания: если скончался человек, мы должны обязательно привезти покойногов церковь и там совершить чинопоследование отпевания – это очень важно. В оченьредких случаях допускается заочное отпевание. Нужно стараться, чтобы было очноеотпевание, – это очень хорошо для усопшего и для тех, кто приходит в церковьи молится за него.
  – Игорь из Кыштымаспрашивает: «Как Церковь относится к кодированию от алкоголизма и курения?»
  – Что значиткодирование? Человеку говорят: «Если ты будешь пить, то умрешь» – вот и всекодирование. Но лучше избавляться от вредных привычек в Церкви, где есть Обществотрезвости и где человек осознанно, трезво приносит пред Богом покаяние в том,что он совершал до сих пор грех винопития. Исповедуется, приступает к таинствуПричастия и дает обещание перед священнослужителем, перед святым Евангелием,что будет стараться с помощью Божией больше не употреблять спиртные напитки– либо никогда, либо в течение года (чтобы посмотреть на свои силы). Вот это– самое ценное, самое важное – есть произволение самого человека и помощь Божия,благодать Божия, которая сопутствует человеку в исполнении его желания большене употреблять спиртные напитки.
  Конечно,человек порой себя испытывает, искушает, думая: «Все у меня уже нормально, и я могу понемножку пить». Это обман. Раз дал обещание, нужно не соблазнятьсямыслями, не принимать их и отгонять от себя. Не употреблять ни в коем случае,потому что враг тогда вдвойне может напасть на человека, человек не будет в состоянии, не будет иметь силу противостоять этому натиску врага и воздержатьсяот винопития. Поэтому даже мысль не нужно допускать об употреблении, хоть в малых количествах; забыть об этом навсегда! И тогда благодатью Божией, усилиемсамого человека все и получится – он перестанет пить или употреблять наркотики,сигареты. Зависимости и болезни человек получает в процессе употребления препаратов,возбуждая в себе страсть. А страсть – как дикий зверь, действующий негативнона душу человека, на жизнь, на его состояние.
  – Звонок из Подмосковья: «Я сама в Бога верующая, крещеная, православная, но вот беда у меня: пять лет назад у меня дочка попала в секту, и муж ее там же. Сейчас родиласьвнучка. Душа болит, что они ее не крестят – нельзя им, вера не та… А мне сказали,что она некрещеная. Я обращалась к нашим батюшкам, мне отказывают. Я вся в горе,вся в несчастье и хочу у Вас просить совета – могу ли я еще куда-нибудь поехатьи обратиться к кому-нибудь, чтобы втайне от них крестить мою внучку? Ответьте,пожалуйста, душу мою успокойте».
  – У насбыли такие времена в годы советской власти, когда родители-коммунисты или находящиесяна высоких постах не желали крестить своих детей. Поэтому бабушки втайне крестилидетей в других церквах. Если у вас болит душа за вашу внучку, то, конечно, можнобудет это сделать. Но надо молиться и за своих детей, чтобы Господь отвратилих от этой секты, и жили они христианской православной жизнью, как живете вы,как жили наши отцы и предки.
  – «Чем я могупомочь своему ребенку? 27 лет назад дочь покончила с собой. При жизни я ее убереглаот аборта, спасла, когда она тонула, а теперь ее не отпевают; чем ей помочь?»
  – Да, действительно,у нас нет благословения отпевать тех, кто покончил жизнь самоубийством. Но естьнадежда на милосердие Божие, чтобы по молитвам родителей, близких, родных Господьпомиловал. Если самые близкие люди усопшего обратятся к Богу и перестанут житьгреховно и нецерковно, а начнут жить по-христиански, – это обращение к христианскойжизни поможет и в их семье, и, поскольку это совершилось ради умершей женщины,скончавшейся в результате самоубийства, – и ей будет хорошо, Господь помилует.
  – Иринаиз поселка Свободного спрашивает: «Господь дал нам молитву «Отче наш», котораяв церкви звучит более полно, чем пишут в молитвословах и домашних молитвах.Почему?»
  – Как написанов Евангелии, так написано и в молитвословах, ничего не изменялось и не дополнялось.Единственное различие – в конце в Евангелии написано: «Яко Твое есть царство,и сила, и слава вовеки. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Это – возглассвященника. Поэтому в домашней молитве мы эти слова не произносим, а говоримтолько: «Избави нас от лукавого», и на этом кончается молитва «Отче наш». Этоединственное различие между тем, что написано в Евангелии и тем, что написанов молитвословах.
  – Дорогие братьяи сестры, наша программа завершена. Спаси вас Господи за вопросы! Владыка, благословитенаших зрителей.
  – Бог благословит.Помоги вам всем Господь в несении своего христианского долга.

Беседовал игумен Димaитрий (БАЙБАКОВ)
Расшифровка аудиозаписи – Виктория ПАЛКИНА, Анастасия МЕДВЕДЕВА

Программа «Архипастырь» выходит на радиостанции«Воскресение» по вторникам в 14.20 и 20.20 .
На телекомпании «Союз»: понедельник – 10.30, 23.30, среда – 17.30, суббота –16.30, воскресенье – 12.00.
Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив по телефону: на телеканал«Союз» – (343)278–60–11, на радио «Воскресение» – (343)217–93–29.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовные поучения

Христианские притчи для чтения и размышления

* * * Однажды к престольному празднику шли в монастырь на богомолье две деревенскиеженщины. Одна из них в молодости – давно уже – совершила злое дело и с тех порне могла его забыть, постоянно мучилась совестью, каялась на исповеди.

 
Церковь и общество

Так кому принадлежат останки «Царской семьи»?

О так называемой «Записке Юровского». Историческая справка.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс