Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (463) → 19 декабря — память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

19 декабря — память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

№46 (463) / 8 декабря ‘07

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти Святых
Церковный календарь
21 декабря — память преподобного Патапия

 В день святителя и чудотворца Николая, свято проводившего воскресные и праздничныедни и творившего во время их сугубые дела христианского милосердия и усердныемолитвы, будет благовременно побеседовать с вами, возлюбленные братия, о необходимостипраздновать воскресные и праздничные дни, что, к сожалению, в наш век неудержимойжажды наживы очень часто, к великой скорби всех истинных христиан, забывается.
  Слово Божиев четвертой Заповеди и уставы Церкви обязательно требуют от нас праздноватьпо-христиански воскресенье и другие праздники.

С свидетельством слова Божия и Церкви соединим доводы нашего собственного опыта.Он нам покажет, братия, что Бог, даруя нам воскресный день, знал, как мы будемнуждаться в нем.
  Что плотьчеловеческая ежечасно нуждается в отдыхе, это знает каждый. Но физический покойне есть единственное чествование воскресного дня. Кроме физической природы у нас есть еще духовная, которую нужно развивать и усовершать, если мы не хотимжить только одними дикими и низшими инстинктами и не хотим видеть их в основеобщества. Итак, мы не колеблясь скажем теперь, что это развитие невозможно без воскресного дня. Есть факты, отрицать которых нельзя; таков, например, труд,становящийся, по требованиям новейшего общества, все более поглощающим. Обществоделается похожим на огромный механизм, захватывающий в свои колеса отдельныечеловеческие личности и лишающий их последней свободы. На каждом поприще приходитсязавоевывать себе положение силою, не теряя ни мгновения, и горе тем, кто опоздал!Подумайте только, что так проходит их жизнь каждый день, каждый час, и представьтесебе, что сталось бы с их душами, если бы этот труд не прерывался никогда! Теслучайные, неправильные часы досуга, которые являются следствием усталости,не приносят с собою никакого отдыха, никакого благотворного успокоения! Но пустьпридет воскресный день! Пусть водворится тишина и молчание, и придушенные людивздохнут свободно и придут в себя. Они вспомнят, что они не автоматы, не машины,не мертвые орудия, а люди. В продолжение воскресного дня они вспомнят, что имеютдушу с ее духовными потребностями. Вы нам, может быть, скажете, что они осквернятэтот отдых. Это случится, без сомнения, в силу той же свободы, могущей употребитьво зло даже и этот драгоценный день Божий, и однако мы продолжаем утверждать,что полная свобода воскресного дня будет для них наилучшей охраной против грубыхувлечений. Только те воскресные дни, значительная часть которых отдается наживе,оканчиваются чаще всего мотовством и распутством. Но если бы с утра работникмог мирно находиться в кругу своей семьи, если бы он мог свободно отдавать первыечасы этого дня тем, кого он любит и о которых призван заботиться, вы думаете,он не почерпнул бы в этом очищающем впечатлении наибольшую силу против грубыхсоблазнов? Вы думаете, что мать и дети не почувствовали бы тогда тесной нравственнойсвязи с ним, сближающей их еще более, и что благородная жизнь сердца и законныхпривязанностей снова не заняла бы своего места, которое она теперь – увы! –все более и более теряет? Уничтожьте воскресный день – и вы ослабите семейнуюжизнь и поколеблете краеугольный камень всего общества!
  Но есливоскресенье – день семьи, то оно, по той же причине, – день лишенных семьи:бедняков, больных, неимущих. Мы не говорим пока о том, что вся семья Божия собираетсяв этот день на лоно Церкви, где ни один из верующих не может считать себя совершенноодиноким. Теперь же мы скажем, что в этот день сердце наше, освобожденное от гнетущего труда и деловых стремлений, может лучше вспомнить о тех, кто страдает.Хотите вы примера? Ступайте в больницы и посмотрите, с каким горячим нетерпениембольные ждут воскресного дня; они знают, что в этот день найдется время для свидания с ними, что они почувствуют благотворное влияние симпатии, что к их страданиям не присоединится горькое сознание одиночества. Представьте же себе,что такое утешение происходит в этот день повсюду, где есть человеческое страданиеи скорбь. Да, если суббота создана для человека, то она в особенности созданадля больного и бедного человека, и хотя бы только за это одно нужно благословлятьТого, Кто нам ее даровал!
  Вы – христиане.Это значит, что вы желаете служить Богу, искупившему вас, возвещать о Нем на земле, обращать к Нему души братьев ваших и тем приготовлять Его Царство. Но можно ли это сделать без воскресного дня, без распространения поучений, без искреннего исповедания Евангелия, вне общения с Церковью? Ослабляя уважениек воскресному дню, вы наносите вред всему этому. «Как веровать в того, – говоритапостол, – кого не слыхали? Как слышать без проповедующаго?» (Рим. 10, 14).Как поверят они во все это, если они не имеют времени, чтобы слышать провозглашениеистины? Итак, вот что происходит ныне! Мы нередко бывали свидетелями того, как,при первой возможности к христианской беседе, рабочие классы постепенно проявлялик евангельскому учению сочувственный интерес. Наши малейшие усилия на этом обширномпоприще приносили плоды. Казалось, что Сам Бог призывал нас к этому делу, и оно обещало обильную жатву. Но между этими душами и нами стала, как стена, воскреснаяработа, это рабство для бедняка, от которого он сам по себе не в силах освободиться.
  Итак, для жизни внутренней и духовной также требуется особый день, без этого благочестиеидет по ложной дороге. Нам необходим такой день отдыха, в который земная суетадолжна смолкнуть, предоставивши доступ голосу Божию.
  Что мы сказалио каждой отдельной душе, то не применяется ли еще с большей силой к жизни Церкви,к религии вообще? Почему к нашим церковным богослужениям нередко замечаетсятак мало усердия и сердечного влечения? Что означают эти опаздывания к началуслужбы, как не равнодушие к духовным интересам? Почему это рассеянное внимание,когда дело идет о молитве и чтении слова Божия? Все это происходит оттого, что наше благочестие без наставления и правил оскудевает, что низменными влечениямии интересами дня наше нравственное чувство подрывается, что, постоянно возвращаяськ занимающему нас интересу, мы смотрим на воскресенье как на день обыкновенный,будучи увлекаемы к своим кумирам привычными мыслями и излюбленными мечтами,вследствие чего и возносим к Богу сердце и ум, уже отданные и подчиненные безвозвратномиру.
  Итак, братия,мы проследили за свидетельствами опыта; они как нельзя более подтверждают словаХриста: суббота для человека. Православные христиане! Будем же отныне строгои неуклонно праздновать день воскресный и все прочие праздничные дни, установленныесвятой Церковью к нашему земному счастью и вечному спасению.

 

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Церковный календарь

20 декабря — память святителя Амвросия, епископа Медиоланского

 Ныне ублажаемый святитель Амвросий Медиоланский был сыном правителя Галлиии Испании. Получивши отличное воспитание, Амвросий был назначен правителем г.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс