Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (460) → Епископ Пермский и Соликамский Иринарх: «В храмах должна звучать молитва, музеи должны иметь достойные здания, а власть поставлена, чтобы строить музеи и созидать культуру, а не разрушать»

Епископ Пермский и Соликамский Иринарх: «В храмах должна звучать молитва, музеи должны иметь достойные здания, а власть поставлена, чтобы строить музеи и созидать культуру, а не разрушать»

№43 (460) / 15 ноября ‘07

Интервью

Беседа в эфире православного телеканала «Союз»

 — Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз». Сегодня в нашемэфире вновь выездной выпуск программы «Архипастырь».

Мы находимся в Перми, в Пермской епархии, и сегодня на вопросы ответит Владыка Иринарх, епископ Пермскийи Соликамский.
  Владыка, в РусскойПравославной Церкви есть епархии, возраст которых насчитывает века, много веков.Есть епархии, образованные относительно недавно, даже всего несколько лет назад.Насколько древняя Пермская епархия? И, если можно, вкратце об истории Православияна пермской земле…

  — Мы считаем, что Пермская епархия ведет свое начало от святителя Стефана Великопермского, то есть практически 6 веков — конечно, это не Пермская епархия в ее нынешних границах.Екатеринбургская епархия тоже ведет начало от Стефана Великопермского, но есливзять ее историческое бытие как отдельной епархии, конечно, Екатеринбургскаягораздо моложе. Это была Усть-Выми епархия… И с Вятской епархией мы связаны.Постепенно эти огромные пространства, по мере распространения христианства,разделились на две епархии, потом каждая из них еще делилась. Таким образом,в территориальном измерении, конечно, нынешняя епархия гораздо меньше, чем та,первая, когда она была управляема святителем Стефаном как просветителем Пермскогокрая.
  — Владыка, православныелюди, по крайней мере многие, хорошо знают святого Стефана Великопермского,небесного покровителя Пермской епархии. Расскажите, пожалуйста, о его житиии трудах.
  — Традиционно считается,что святитель Стефан Великопермский — просветитель светом Христовой веры зырян,как именовалось тогда это племя, народ, который на этой территории проживал.Больше святитель трудился на территории Коми (сейчас соседняя с нами епархия).Но его миссионерская деятельность застала и северные части Пермской епархиив Коми-Пермяцком округе. Нелегкий край был для просвещения светом Христовойверы — здесь святитель Стефан очень много претерпел, как и его ученики и преемникипо епископской кафедре. Из святых епископов двое только скончались, завершилиземное бытие своей смертью, другие практически пострадали от окружающих народов.Да и святые епископы (как архиепископ Андроник, послереволюционного времениепископ Феофан) были замучены. Здесь край всегда был нелегкий, сложный край,но поражает великая любовь святителя Стефана Великопермского к народу, избранномуим для проповеди, или, вернее сказать, дарованному ему Богом для просвещениясветом Христовой истины. Он говорил: «Я предпочту лучше умереть от рук этогонарода, но просвещу его светом Христовой истины».
  На такое способентолько человек, который обладает великой любовью, любовью до самопожертвования,до готовности положить душу свою за людей, но трудиться над тем, чтобы исполнитьсвое апостольское призвание. К сожалению, у нас не имеется его святых останков.Он скончался в Москве и был похоронен в Кремле. В последние годы появились данные,что его останки обретены, но в силу того, что они были захоронены вместе с останкамидругих усопших, сейчас требуется экспертиза для того, чтобы определить, что принадлежит останкам святителя Стефана, а что другим. Я надеюсь, что все-такирано или поздно эта работа будет проведена. Она требует больших средств. Думаю,что мы будем иметь его святые мощи для почитания и поклонения — по крайней мере,в епархиях, которые берут начало от той, которую возглавлял святитель СтефанВеликопермский.
  — Владыка, у Пермской епархии есть и другие небесные покровители. В Святогорском монастырена Белой горе есть совершенно удивительная икона с изображением этих святых.Расскажите, пожалуйста, о других небесных заступниках пермской земли и об этойиконе.
  — Икона, котораясейчас находится в соборе, еще не помещена в киот, действительно написана в этом году — заботами теперь уже бывшего члена Совета Федерации России ВиктораИвановича Добросотского. Первоначально мы планировали изобразить шесть пермскихсвятителей, святых: четырех дореволюционных и двух послереволюционных. Но потомкомпозиция потребовала сделать нечетное число. Мы добавили к этим святым преподобномученикаВарлаама Белогорского, поскольку это икона для Белогорского монастыря, потомдобавили преподобномученицу Великую княгиню Елисавету Феодоровну, потому что этот монастырь связан с Царской фамилией, и Великая княгиня его посещала, когдаздесь пребывала с паломнической поездкой. С ней очень многое связано в жизнимонастыря.
  Добавили чтимыхсвятых Симеона Верхотурского и Трифона Вятского, которые тоже связаны с нашейземлей, хотя они чтятся в соседних епархиях. Но Симеон Верхотурский когда-то,до разделения, был в пределах епархии Пермской. И Трифон Вятский начинал своюподвижническую деятельность здесь, на пермской земле, под Пермью, и в Чусовскихгородках, где жители сбросили его со скалы в реку. Потом он ушел в землю вятскуюи стал подвижником земли вятской.
  И, бесспорно, монастырьсвязан с Царем-Мучеником Николаем II, поскольку первоначально царский крестбыл установлен в память спасения наследника престола Николая II, когда на негово время пребывания в Японии напал один из самураев и слегка ранил. В памятьэтого чудесного спасения, избавления от гибели и был поставлен царский крест.Наименование обители «Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь» говорито связи и со святителем Николаем, и с именем Императора Николая II, а посколькуИмператор является страстотерпцем, канонизированным Церковью нашей, то мы сочлинеобходимым его поместить в центре этой иконы. И вокруг святые покровители землипермской, чтимые святые на пермской земле. Эта икона действительно новая, онасуществует пока в единственном экземпляре, и я с глубоким удовлетворением могузасвидетельствовать, что она написана достойными мастерами и в достойном исполнении.
  — Владыка, сегодняво всех епархиях развивается паломничество. И внутри епархии, и между епархиями.Люди ездят в дальние паломничества за рубеж. Какие проложены паломнические маршрутыв пермской земле, и куда бы Вы посоветовали съездить, какие святыни посетитьпаломникам, приезжающим к вам?
  — Во-первых,я должен оговориться, что «каток» безбожной власти, воинствующего безбожия,действительно здесь прокатился во всю силу. Это не только пермская земля. Этососедние Вятская, Екатеринбургская и другие епархии, но, к сожалению, развитиеепархий различается: одни уходят вперед в своем развитии, другие немного отстают(потом это может поменяться местами). У нас сейчас более-менее готов для паломническихпоездок Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь. Благодарязаботам и губернатора Пермского края, и правительства в прошлом году были выделеныдостаточные средства для благоустройства территории монастыря. Дело в том, что монастырь претерпел очень сильные разрушения. Белая гора известна своим суровымклиматом. Современники в дореволюционные годы дали Белогорскому монастырю названиеуральского Афона. Есть греческий Афон, есть на Кавказе Афон, есть северный Афон— это Валаам. Наш монастырь звали уральским Афоном: здесь был афонский устав,здесь была очень строгая жизнь.
  Там суровый климат.Необходимо еще много потрудиться, чтобы создать какие-то минимальные условиядля жизни братии. Корпуса, которые сейчас там существуют, мы реставрируем, приводимв приличный вид. Но для того, чтобы разместить достаточное количество братии,необходимо строить еще здания. Деревянные уже пришли в ветхость, были разобраны.Часть, видимо, погибла в пожарах. Был скит, который сейчас еще в запустении,но, слава Богу, в этом году там поставлена деревянная добротная церковь. Скитнаходится в нескольких километрах от монастыря. Там была особенно строгая, суроваяжизнь.
  Основатель монастыряпреподобномученик архимандрит Варлаам был из старообрядцев, принял Православиеи был борцом за него. В частности, он стремился как можно более старообрядцевпривести в лоно Церкви Христовой — как мы сейчас именуем, Московского Патриархата,тогда Российской Православной Церкви.
  Белогорский монастырь— это на сегодняшний день достойное место для паломнических поездок. Конечно,в епархии много других замечательных мест. Но это больше пока туристическиеместа. Хотя для нас они не могут быть чисто туристическими, потому что для верующегочеловека даже руины храма, которые он посещает, это всегда паломничество.
  Колонизация Пермскогокрая начиналась с севера. Великая Пермь — это как раз чердынская земля. А ещечуть севернее Чердыни есть Ныроб. Там известная Ныробская тюрьма сейчас. Но это место известно не тюрьмой, а тем, что Борис Годунов сослал туда родоначальникадинастии Романовых — боярина Михаила Романова; он повелел отвезти его в самоебезлюдное место, посадить в яму и уморить голодом. Там он был похоронен послекончины; а впоследствии были построены два красивейших храма, которые сейчасеще находятся в запустении. И хотя останки Михаила Романова были перевезеныв Москву, место это оставалось почитаемым.
  Далее Чердынь —целый кремль сохранившихся церквей, храмов. Там находится первый мужской монастырьна Урале — Иоанно-Богословский мужской монастырь. Этот монастырь первоначальнобыл мужским, перед революцией стал женским. В 2004 году он вновь открыт как мужской монастырь, как первый монастырь на Урале. Монашеская жизнь шла черезэтот монастырь и уже далее — на Урал и в Сибирь, строились, созидались другиемонашеские обители.
  Соликамск… Там замечательнейшие храмы, но все их помещения пока занимает музей. Кафедральныйсобор тоже занят музеем. К сожалению, я должен сказать, что нынешние властиСоликамска и не помышляют, что когда-то нужно будет отдавать Церкви храмы, что пора уже закончить это безобразие, когда в храмах и монастырях, как временноприспособленных, размещались больницы, тюрьмы, какие-то другие учреждения, их отдавали арендаторам. Все-таки, я надеюсь, голос разума когда-нибудь достигнетруководителей города Соликамска, и они, может быть, смогут понять, что в храмахдолжна звучать молитва, что музеи должны иметь достойные здания, а власть на то и поставлена, чтобы строить музеи, созидать культуру, чтобы создавать памятникикультуры, архитектуры и другие материальные памятники, а не разрушать. Храняодно, они разрушают церкви, продолжают их доводить до запустения. И, главное,этим разрушается душа народная! Если человек мирится с тем, что храм осквернен,что на месте храма, на святом месте, мерзость запустения, — это безнравственнодля человека. Такое равнодушие к святыням своего народа, к святыням, которымпоклонялись и которые чтили предки, — безнравственно и не послужит развитиюни духовности, ни культуры. Это все равно как если бы человек прошел мимо умирающего,не подал руку помощи нуждающемуся, безразлично смотрел на голодного умирающегочеловека — это так же безнравственно.
  Но как памятникиархитектуры, как музеи — они замечательны. И там пролегают туристические маршруты.Но для нас это тоже паломничество, хотя паломничество по святым местам, находящимсяв мерзости запустения. Здесь, в Перми, имеются храмы, но нет особо старинных.А в замечательном городе Кунгуре был когда-то Иоанно-Предтеченский женский монастырь,построенный по благословению преподобного Серафима Саровского… Там много замечательныххрамов; это один из замечательных старинных православных русских городов, которыйследовало бы посетить с паломническими целями. Есть и другие места.
  Но преимущественносейчас уже начинают создаваться новые храмы, новые святые места. В этом годумы освятили храм в Чайковском, который был построен заново. Город новый, храмновый, но мы надеемся, что эти святые места — новые храмы со временем будутосвящены молитвами священнослужителей, мирян.
  — Совсем недавноу вас прошла выставка «Русь Православная» — она состоялась в Перми уже во второйраз, на нее приезжал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Владыка,я думаю, что зрителям телеканала «Союз» будет интересно из Ваших уст узнатьоб этом форуме, об этой выставке-ярмарке и о визите митрополита Кирилла в Пермскуюепархию.
  — Выставка «ПравославнаяРусь» — уже вторая, первая проходила в прошлом году. Я испытывал многие сомнения,что мы сможем ее провести так оперативно, но она прошла достойно, многие тысячижителей Пермского края посетили выставку. Она показала достижения возрожденияправославной жизни и в Пермском крае, и в других регионах России. Во-первых,мы подвели итоги тому, что мы сделали за эти годы. А во-вторых, мы смогли сравнить,в каком отношении наши дела находятся с другими епархиями, в чем мы отстаеми в чем идем в ногу. Мы отслужили Божественную литургию прямо в зале ярмарки,чтобы присутствующие могли увидеть и поучаствовать в совершении БожественнойЕвхаристии. Мы собрали, насколько это было возможно, духовенство епархии, и отслужили.
  В этом году мытакже провели выставку. В ее работе участвовали более 70 различных предприятий,монастырей, приходов, где происходит возрождение церковного художественноготворчества. Даже были представители Белоруссии и Украины. Мы совершили богослужение,которое возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Владыка осталсядоволен, он высоко оценил работу выставки, совершение богослужения при такомбольшом стечении народа: было более 5 тысяч человек.
  Но это богослужениезаставило и задуматься… Когда смотришь на молящихся, то невольно вспоминаешь,что у нас нет такого храма на сегодняшний день, который мог бы вместить стольколюдей. Как раз эти залы, как площадь, заменяют нам сегодня наш старый кафедральныйСпасо-Преображенский собор. Когда он нам будет возвращен, мы сможем служитьуже в кафедральном соборе и вместить такое многотысячное паломничество молящихсяза Божественной литургией.
  Владыка Кириллтакже посетил Белую гору. Мы смогли показать Владыке Кириллу, что было сделаноза прошедшие годы, и он с теплым чувством отозвался и о монастыре, и о Литургии,которая была там совершена. И в аэропорту он отмечал, что с теплым чувствомпокидает пермскую землю, которая оставила в нем много впечатлений. И мы будемнадеяться, что визит Владыки Кирилла как-то подстегнет еще более активное развитиеправославной жизни в Пермском крае. Потому что он встречался и с руководителямикрая, города,со многими представителями общественности. Он выступал на телевидении,по радио. Он говорил проповеди во время совершения Литургии. И эти слова веры,правды Христовой, которые были произнесены им на пермской земле, я полагаю,глубоко запали в души тех, кто их слушал, и кто их сейчас слушает, когда онивновь звучат с экранов телевидения и по радио.
  — Владыка, можетбыть, еще что-то Вы считаете актуальным для наших зрителей? Еще какую-то темуподнять?
  — Вы знаете, темсовременной епархиальной жизни для каждого Правящего Архиерея — море бездонное.Здесь куда ни посмотришь — везде проблемы. Например, проблемы образования, подготовкикадров. Это все было когда-то парализовано. В Екатеринбургской епархии епархиальноеруководство давно занялось решением образовательных программ — у нас этому только4 года пока.
  Монашеская жизнь— и она возрождается, ведь епархия утратила практически опыт монашеского жития:здесь не было ни одного монастыря, их необходимо было возрождать. Но монастырьоткрыть несложно. Тем более, было время, когда многие спонсоры, а часто и региональнаявласть оказывали материальную помощь в возрождении обители (как сейчас у насвозрождается Белогорская обитель). Если бы региональная власть не оказала поддержки,не выделила средства, мы бы не смогли там создать инфраструктуру. Например,провести отопление, газ на Белую гору хозяйственным способом невозможно. Требуютсяспециальные организации, которые имеют на это право, специалистов. Даже водоснабжение— ничего не возможно сделать хозспособом. Мы можем частично, тем более, что монастырь разрушен был: там нет ни жилья, ничего. Первые богослужения совершалисьигуменом Варлаамом (первым игуменом уже заново открытого монастыря) на морозе.Он простыл, получил ряд болезней: не каждый человек может понести такой подвиг. Это сложный, суровый климат. Люди приходили, хотели бы остаться в монастыре,но, может быть, у них не хватает терпения, мужества, здоровье не позволяет:необходимы условия для жизни. Монастырь только становится на ноги. Нет средствк существованию. Здесь как раз необходимо, чтобы государство в лице местныхвластей помогало.
  Можно отстроитьмонастырь, создать там туристический комплекс. Но он никогда не станет паломническимцентром, центром религиозной жизни, если в нем не будет гореть свеча иночества,иноческих подвигов, желания людей посвятить себя служению Богу и монастырю.
  Посмотрите, скольковеков потребовалось для того, чтобы Оптина пустынь процвела оптинскими старцами?Если не пять веков, то, по крайней мере, четыре века понадобилось, чтобы накопитьдуховный потенциал, духовное богатство. Мы говорим, что государство материальныебогатства накапливает в течение определенного исторического периода, что невозможновдруг стать материально богатым, — но и духовно богатым также невозможно статьвдруг: я захотел — и сегодня буду духовно богатым. Так не бывает. Нужно приложитьусилие, старание, необходим труд нескольких поколений.
  Мы очень легкоразрушили в нашей стране духовность, веру. Этому содействовали государственнаявласть и воинствующее безбожие, которое не считалось ни с произведениями Рублева,ни с замечательными творениями наших русских архитекторов, ни с историческимиценностями, которым практически не было цены. Что такое ободрать икону, забратьдрагоценные камни и переплавить серебро в слитки? Это легко. Но попробуйте из этого серебра сделать какие-то шедевры, которыми сейчас восхищается весь мир.И восхищается тем, что сохранилось. А сколько уничтожено! Так же и духовнаяжизнь — накапливается со временем. И чтобы возродить монашескую жизнь хотя быв том виде, как мы ее имели в дореволюционные годы, — для этого требуются века.Недаром сейчас наши церковные руководители говорят, что сейчас мы должны думатьхотя бы о том, чтобы наладить уставную жизнь монастыря, чтобы устав соблюдался,чтобы монастыри были частью епархиальной жизни, частью полноты русской жизни.Чтобы они служили Церкви, решали общецерковные проблемы, которые накопилисьза советский период безбожия, — вместе с епископатом, духовными учреждениями,духовными академиями и семинариями, с учреждениями социальной благотворительности.
  Монастырь не долженжить какой-то частной жизнью: он должен просвещать народ. Ведь сейчас многосейчас стало верующих, много молодых людей, которые учатся; очень активно развиваетсяобразование. Но если в целом посмотреть, — религиозное невежество остается у большинства. Если бы не было у нас религиозного невежества, у нас не имели быуспеха секты, причем часто тоталитарные, экстремистские, изуверские. Если быу нас не было невежества религиозного, не было бы такого успеха со стороны западных«миссионеров». Нужно обращать народ к вере своих отцов, к Православию. Монастыриобязаны в первую очередь нести слово истины в мир, и они делают это. Но ведьсейчас мы должны признать, что государство нам отдало монастырские постройкив руинах. И часто монахи вынуждены больше с утра до вечера физически трудитьсянад восстановлением этих руин — часто монаху и лоб лишний раз перекрестить некогда.Очень острая необходимость хотя бы наладить жизнь по уставу, чтобы физическаяработа не превращала монаха в рабочего, стоящего у станка, а он оставался быиноком, который молится Богу, созидает в себе духовную жизнь. И одновременноон еще несет этот тяжкий физический труд возрождения руин, возвращения их к тому историческому виду, к тем прекрасным, замечательным архитектурным строениям,в которых мы также привыкли видеть расцвет православной жизни в нашей стране.
  Много и другихпроблем. Сейчас куда ни глянь — одни проблемы.
  — А какие Вамвидятся пути выхода из этих проблем? Как решать те задачи, которые во множествестоят перед Вашей епархией?
  — Я вспоминаю протопресвитераВиталия Борового. Он, читая лекции в аспирантуре, рассказывал нам о том, что если на Западе специалиста готовят в Латинскую Америку, то он поедет работатьтолько в Латинскую Америку, а не в Китай. А если его готовят для Китая, то онпоедет непременно в Китай, и никуда больше. У нас готовят человека для работыв Китае, посылают в Латинскую Америку; готовят для Латинской Америки, а он начинаетработать в Китае. И отец Виталий сказал: слава Богу, у нас замечательные человеческиересурсы, мы еще при наличии всего этого умеем свести концы с концами.
  Я полагаю, что для архипастырской деятельности нашей сейчас самое главное, в этих сложнейшихисторических условиях, часто в условиях непонимания со стороны общественности,а нередко и государства, — нам в первую очередь нужно каким-то образом «свестиконцы с концами», навести хотя бы элементарный порядок. Чтобы потом мы моглидействительно планомерно и с четкими ориентирами двигаться вперед по пути возрожденияПравославия в нашей православной российской державе.
  — Спасибо, Владыка!

Беседовала Ольга БАТАЛОВА
Расшифровка аудиозаписи — Денис Денисов

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковная жизнь

Монастырские будни

Спасо-Преображенский Каменск-Уральский мужскоймонастырь Екатеринбургской епархии При Преображенском мужском монастыре в течение нескольких летработает миссионерский отдел. Особенно активизировалась его работа за последниедва года, что заметно сказалась на повышении духовно-нравственного уровня жителейгорода.

 
Социальное служение

Военные летчики помогают строить самый высокий храм в Амурской области

  В поселке Серышево Амурской области рядом с авиабазой «Украинка» завершается строительствохрама во имя Митрополита Московского Иннокентия, Первосвятителя Амурского, сообщили«Интерфаксу» во вторник в службе информации и общественных связей ВВС России.  Большой вклад в строительство церкви вносит командование авиабазы во главе с генерал-майоромАлексеем Афиногеновым.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс