Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (460) → Святейший Патриарх Алексий II: «То, что для многих людей церковная жизнь остается лишь частью уважаемого прошлого, а не настоящего и будущего, является серьезным вызовом для христианства»

Святейший Патриарх Алексий II: «То, что для многих людей церковная жизнь остается лишь частью уважаемого прошлого, а не настоящего и будущего, является серьезным вызовом для христианства»

№43 (460) / 15 ноября ‘07

Первосвятитель

Слово на открытии конференции «Церковная жизнь»

Преосвященные Владыки! Всечестные отцы! Возлюбленные братьяи сестры!

  Мыс вами собрались здесь, чтобы обсудить актуальные вопросы церковной жизни. Сегодняшнеемероприятие, проходящее в рамках выставки «Русь Православная», приурочено к дням празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской ПравославнойЦеркви.

И это не случайно, так как Патриаршее и вообще иерархическое служениеявляется неотъемлемым элементом церковной жизни.
  Невозможнодать правильную оценку современному состоянию церковной жизни без осмысленияее места в обществе. С одной стороны – значительное большинство людей имеетуважение и доверие к Церкви. Такая ситуация наблюдается во всех странах присутствияМосковского Патриархата. Этот факт фиксируют многочисленные социологическиеисследования. Однако в то же самое время церковная жизнь нередко воспринимаетсятеми же самыми людьми только как добрая национальная традиция, которая не имеетотношения к их повседневной деятельности. В результате, соблюдая многие церковныетрадиции, люди продолжают жить совершенно по другим законам и правилам, далекимот христианства.
  То, что для многих людей церковная жизнь остается лишь частью уважаемого прошлого, а не настоящего и будущего, является серьезным вызовом для христианства. Особенноэтот вызов усиливается, когда Церковь намеренно не допускается в гущу современнойжизни. Для меня совершенно очевидно, что в таких случаях речь идет о проявленииновой версии старого атеистического взгляда на религию как ложное сознание и вредное явление. Между прочим, именно такие определения нет-нет да и появляютсяв средствах массовой информации и даже в учебной литературе. Однако мы не должнызабывать, что этот подход был в недалеком прошлом частью государственной идеологии.И мы прекрасно знаем, к каким трагическим последствиям он привел.
  Опыт нашихнародов показал, что враждебный подход к религии не выдержал испытание временем,а церковная жизнь пережила его. Несмотря на упорные усилия безбожной власти,Церковь выжила и обрела новые силы для возрождения. Это значит, что ее жизньимеет правильные принципы устроения и способна воспроизводиться в каждом последующемпоколении. На протяжении истории кому-то не раз казалось, что Церковь вот-вотисчезнет, и народу покажут ее последнего служителя. Но каждый раз она воскресала,а ее враги уходили в историческое небытие.
  Все этоозначает, что мы должны очень бережно относиться ко всем элементам церковнойжизни, которые мы наследуем от предыдущих поколений христиан, начиная со святыхапостолов. В этом году мы отмечаем 90-летие восстановления Патриаршества в РусскойЦеркви. В связи с этим есть прямая необходимость сказать более подробное словоо значении иерархического служения в церковной жизни. Это важно еще и потому,что нередко именно иерархический принцип Церкви рассматривают как проявлениеее косности и несовременности. Нам говорят, что это наследие прошлого, котороенадо реформировать, сделав Церковь более демократичной. Якобы только тогда Церковьсможет завоевать больший авторитет среди людей и станет современной.
  Однако мыуже знаем из собственной истории, чем заканчивались такие устремления. Почтитриста лет назад за Церковь решили, что Патриаршество – это анахронизм, мешающийполноценной церковной жизни и проявлению соборного начала в ней. В результатеболее двухсот лет Русская Церковь жила без Патриаршего служения, а иерархиябыла включена в государственный аппарат. Если бы Патриаршество действительноявлялось анахронизмом и препятствием для нормальной церковной жизни, то двастолетия могли бы вполне изгладить саму мысль о нем. Но этого не произошло.Наоборот, без Патриаршества в церковной жизни появились опасные искажения. Подчиненнаясветской власти, Церковь не могла в полной мере иметь самостоятельный голосв обществе, а соответственно и авторитет независимого арбитра и посредника между государством и народом. Тем самым Церковь отдалилась от народа и стала постепеннотерять живую связь с ним. Так исчезла и соборность, необходимостью которой пыталисьоправдать реформу. В связи с этим вполне характерно, что за все время синодальногопериода ни разу не собирались церковные соборы.
  Хорошо знаяпоследствия умаления иерархического принципа в Церкви, мы имеем что ответитьвсем тем, кто призывает сегодня к революционному пересмотру традиций церковногоустроения. А подобные призывы идут как изнутри Церкви, так и извне ее. Естьнебольшие, но громкие церковные группы, которые желают пересмотра полномочийиерархии в деле созидания Церкви – Тела Христова. Они признают особую роль в хранении чистоты веры за мирянам, а епископов считают отступившими от Православия.Появляются требования немедленного созыва Поместного Собора для решения проблемцерковной жизни, появившихся якобы по вине иерархии. Однако эти люди движимыне духом подлинной соборности, а скорее желанием подчинить себе церковную иерархию,лишить ее законных прав, скомпрометировать ее учительный авторитет. Они забываютслова святого апостола Павла, написанные в послании к Коринфянам о священнослужителях:«Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих»(1 Кор. 4, 1).
  Иерархическийстрой Церкви также становится предметом критики внешних оппонентов. Такие людинедовольны тем, что иерархи представляют Церковь, говорят от ее имени, встречаютсяс политическими и общественными деятелями, участвуют в общественных и государственныхмероприятиях. Чтобы дискредитировать эту роль церковной иерархии, ей приписываютжелание навязать обществу свою точку зрения, поставить под свой контроль общественныеи государственные институты. Таким образом, из священнослужителей пытаются создатьобраз неполноценных граждан, которые не имеют права публично высказываться на разные актуальные темы и встречаться с влиятельными людьми государства и общества.
  Не смотряна то, что представители этих двух сил выдвигают различные аргументы в пользусвоей позиции, тем не менее за их действиями просматривается одна цель. Ониодинаково стремятся к ослаблению иерархического начала в Церкви. Если бы всепроизошло по их воле, то Церковь потеряла бы свое влияние и авторитет в общественнойжизни. Ее можно было бы не замечать и не считаться с ней. Внутри же Церкви,как показывает история, ослабление иерархического начала сопровождается нарушениемканонической дисциплины и возникновением нестроений.
  В противоположностьупомянутым силам мы держимся единственно возможной правды о Церкви. ЦерковьХристова состоит из иерархии и мирян. Как иерархия не может существовать без мирян, так и миряне не могут составлять Церковь без иерархии. Различные дарыСвятого Духа создают естественное разнообразие в Церкви, о чем пишет святойапостол Павел: «По данной нам благодати, имеем различные дарования» (Рим. 12,6). Однако для обеспечения общения между различными дарами необходимо видимоеобъединяющее начало. По учению Церкви им является иерархическое служение. Тот же святой апостол Павел объясняет ефесянам и нам, что Господь «поставил однихапостолами, других – пророками, иных – евангелистами, иных – пастырями и учителями,к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе всепридем в единство веры и познание Сына Божия» (Еф. 4, 11–12).
  Эти словасвятого апостола Павла и должны полагаться в основание церковного строительства.Желаю всем участникам настоящей конференции успеха и плодотворной работы. Да пребудет в этот день и во все дни вашей жизни Божие благословение со всеми вами.

Патриархия. Ру

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 
Первосвятитель

Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с реформой школьного образования в России

  В настоящее время в России ведется законодательная работа по реформированию системыобразования. Православные верующие, как и люди других вер и убеждений, не могутоставаться безучастными к происходящим изменениям, поскольку они напрямую касаютсянаших детей.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс