Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Заявление представителей РАН в связи с «письмом десяти»
В связи с письмомс жесткой идеологической критикой Русской Православной Церкви, направленнымПрезиденту России десятью академиками Российской академии наук – Е.Александровым, Ж.
Алферовым, Г. Абелевым, Л.Барковым, А.Воробьевым, В.Гинзбургом, С.Инге-Вечтомовым,Э.Кругляковым, М.Cадовс-ким и А.Черепащуком, – считаем необходимым заявить,что названное письмо не выражает мнения всех членов Российской академии наук.
Предмет письмане имеет отношения к профессиональной специализации его авторов, как и к темобластям научного знания, где они являются признанными авторитетами.
Вопросы, поднятыев «письме десяти», требуют серьезного, вдумчивого обсуждения. На многие из такихвопросов ответы уже были найдены ранее. Нет оснований пересматривать принятыерешения и сложившуюся практику, обусловленные необходимостью преодоления духовно-нравственногокризиса подрастающего поколения и российского общества в целом и имеющимся социальнымобразовательным запросом. В современном школьном образовании отсутствует этическаясоставляющая, которая практически не покрывается и средствами массовой информации.
Недовольство по поводу «активного проникновения» Русской Православной Церкви во «все сферы общественнойжизни» выглядит малообоснованным, учитывая обусловленность такой возможностисвободой вероисповедания, гарантированной Конституцией Российской Федерации.Изучение религиозной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательныхучреждениях, при обеспечении добровольности выбора такого учебного курса, не нарушает принципа светскости государства и светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не влечет нарушениязаконодательства Российской Федерации, прав и законных интересов участниковобразовательного процесса. Светский учебный курс, направленный на ознакомлениеобучающихся с религиозной культурой, может быть реализован в виде предмета по выбору в рамках регионального или школьного компонента государственного стандартаобщего образования либо в виде факультативного курса.
В России уже длительноевремя учащиеся многих школ имеют возможность изучать на основе добровольностирелигиозную культуру как Православия, так и других религий, например, иудаизмаили ислама.
Право учащихсяна ознакомление с религиозной культурой своего народа неоспоримо и гарантированообщепризнанными принципами и нормами международного права, международными актамио правах человека. Такая сложившаяся практика корреспондирует требованиям рядамеждународных документов, участником которых является Российская Федерация (часть4 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.; часть 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурныхправах от 16.12.1966; статья 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в областиобразования от 14.12.1960 г.; статья 2 Протокола 1 к Конвенции о защите правчеловека и основных свобод от 20.03.1952; пункты 16.6 и 16.7 Итогового документаВенской встречи государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничествув Европе от 15.01.1989).
В государственныхи муниципальных общеобразовательных школах многих западноевропейских стран преподаютсяпредметы религиозного образования. В некоторых странах (например, в Германии)в государственных школах преподается обязательный учебный курс «Закон Божий».Обучающимся предоставляется возможность выбрать между таким курсом определеннойконфессии либо альтернативным курсом нерелигиозной этики. Никаких отдельныхучебных религиоведческих курсов «религий мира» в большинстве европейских странв школах не преподается.
Целый ряд гуманитарныхнаук отнюдь не оперирует одними лишь фактами и доказательствами. Культурология,философия и религиоведение в этом смысле находятся в таком же положении, как теология. Сведение познания мира только к естественнонаучным дисциплинам являетсяего сужением и упрощением. При таком подходе за пределами науки остаются знанияо человеке и обществе. Предложение теологам защищать диссертации в диссертационныхсоветах, например, по философии не имеют убедительных доводов.
Внесение специальности«Теология» в качестве отдельной отрасли науки в номенклатуру специальностейнаучных работников и разрешение Высшей аттестационной комиссией Министерстваобразования и науки Российской Федерации создания в установленном законом порядкедиссертационных советов по специальности «Теология» (для защиты диссертацийи присуждения ученых степеней кандидата и доктора теологии), согласно имеющимсязаключениям специалистов, нисколько не противоречит российскому законодательству,в том числе и Конституции Российской Федерации, обусловлено взятыми РоссийскойФедерацией на себя обязательствами по международным соглашениям в рамках Болонскогопроцесса.
Квалификация специалистоввысшего уровня требует их оценки признанными в данной области экспертами, осуществляемойна имеющих на то право диссертационных советах. Такая процедура позволяет исключитьвлияние непрофессионалов. В настоящее время в России юридически закреплена и стандартизирована система высшего профессионального теологического образования,отсутствует лишь последний ее элемент – возможность защиты диссертаций по теологии,что обусловлено отсутствием в государственной системе аттестации научных работниковученой степени доктора наук по отрасли науки (теологии) и ученой степени кандидатанаук по отрасли науки (теологии) согласно номенклатуре специальностей научныхработников. Такая ситуация юридически и фактически не обоснованна.
В установленномпорядке было принято значительное количество правовых документов, в том числегосударственных образовательных стандартов, юридически и организационно встраивающихтеологическое образование в образовательную систему Российской Федерации. Этистандарты поддержаны крупнейшими религиозными организациями исторически представленныхв России религий. Утверждения о том, что теология – это не наука, а догматика,как и о том, что положительное решение ВАК указанного вопроса антиконституционно,не являются бесспорными.
Присуждение теологамученых степеней государственными университетами (с выдачей диплома государственногообразца) или равноценное признание государством таких ученых степеней – обычнаяпрактика почти всех европейских и других стран мира (Германия, Франция, Швейцария,Испания и др.). В некоторых странах это прямо закреплено законами (Федеральныйзакон Австрии об организации университетов и обучении в университетах от 01.10.2002,Закон Федеральной земли Бавария о высшем образовании Баварии в редакции от 01.12.1993и др.).
Необходимость введенияученых степеней по теологии в государственной системе аттестации научных работниковобусловлена обязательствами Российской Федерации в рамках целого ряда международныхсоглашений (Европейская культурная конвенция (Париж, 19.12.1954), Лиссабонскаяконвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейскомрегионе, от 11.04.1997 (подписана Российской Федерацией 07.05.1999, ратифицирована25.05.2000, вступила в силу 01.07.2000), Руководство по признанию в РоссийскойФедерации документов об образовании, полученных в других европейских странах,признанию российских документов об образовании в других европейских странах(Хельсинки, 11.06.1997)). Указанные документы закрепляют признание РоссийскойФедерацией дипломов докторов теологии, выданных теологическими факультетамигосударственных университетов европейских стран. То есть признавая зарубежныедипломы докторов теологии, Российская Федерация отказывается признавать в качествеученых российских теологов.
Столь же сомнительныпретензии по поводу священнослужителей в Вооруженных Силах. Институт военныхкапелланов имеется в вооруженных силах большинства стран мира, никакой «клерикализации»или антиконституционности в этом нет. Мы выражаем сожаление, что Российскуюакадемию наук начинают втягивать в антирелигиозные баталии и использовать ееавторитет для достижения каких-то частных идеологических целей.
Член-корреспондент Российской академии наук, заведующий кафедройгосударственного строительства и права Российской академии государственной службыпри Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Г. В.Мальцев
Член-корреспондент Российской академии наук, доктор филологических наук, профессорФ.Ф. Кузнецов
Академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук Т.М. Энеев
Академик Российской академии наук, доктор биологических наук Г. А. Заварзин
Академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук Г. С. Голицын
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Мученик Акепсимепископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон, память коих совершается ныне, пострадалив IV веке в персидском царстве. Когда царь Сапор воздвиг гонение на христиан,то языческие жрецы прежде всего разыскивали епископов и пресвитеров.
29 октября состояласьвстреча председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленскогои Калининградского Кирилла с президентом Государства Израиль Шимоном Пересом. В ходе беседы ВладыкаКирилл рассказал о религиозной ситуации в России, отметив, в частности, что созданный несколько лет назад Межрелигиозный совет является действенным инструментомдиалога между традиционными религиями страны.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.