Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мученик Акепсимепископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон, память коих совершается ныне, пострадалив IV веке в персидском царстве. Когда царь Сапор воздвиг гонение на христиан,то языческие жрецы прежде всего разыскивали епископов и пресвитеров.
Когда представленбыл к начальнику Акепсим, 80-летний старец, то он сказал святому: «Ты, я слышал,считаешься мудрейшим между христианами, а между тем нисколько не умнее несмысленныхдетей, потому что не поклоняешься солнцу и огню, которым поклоняется сам царь».«Царь ваш и вы вместе с ним обезумели, почитая тварь вместо Бога», – отвечалсвятой. Начальник приказал бить его железными прутьями. «Где же Бог твой? Что же Он не избавляет тебя от мучений?» – смеялся начальник. «Бог мой везде, –отвечал Акепсим. – Он мог бы избавить меня от твоих рук, но я молю Его о том,чтобы Он дал мне силу перенести мучение и получить награду за это на небесах».Его бросили в темницу. На другой день представлены были к начальнику пресвитерИо-сиф и диакон Аифал. Мучили и их, когда они отказались поклониться солнцуи огню, говоря: «Мы не настолько слепы, чтобы кланяться твари», – и посадилив темницу. Наконец, побили их камнями. Чтобы христиане не погребли тела мучеников,приставлена была стража; но сделалась страшная гроза, и молния поразила стражей.Тела же святых Господь Сам сокрыл.
В день памяти мучениковАкепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона, убитых камнями по повелениюбесчеловечных мучителей, побеседуем, братия, об убийстве человека и разных видахэтого ужасного греха, запрещаемого шестой Заповедью Закона Божия: «Не убий!».
Первоначальнаяцель заповеди – не убий – внушение почтения к человеческой жизни. Человек для человека – священная вещь или, лучше сказать, должен бы быть священной вещью.Но так как наклонности к себялюбию каждого человека делают для себя идолом,то поэтому жизнь человека должна быть священна в глазах другого. Истинные христианевсегда так и рассуждают. В Китае, в Дагомее и во всех нехристианских и развращенныхстранах че-ловеческая жизнь совершенно не ценится. Римляне охотно собиралисьцелыми толпами в амфитеатр, чтобы посмотреть, как сильные юноши разрубали другдруга на куски для их забавы. В христианских же землях она бесконечно дорога.
Шестая Заповедь,наряду с отеческим отношением Бога к людям, устанавливает братство человека.Главным образом она запрещает своевольное отнятие человеческой жизни. ЦарствияБожия не наследует убийца, если не покается истинным христианским покаянием.
Смысл шестой Заповедизапрещает самоубийство – очевидно, и даже лучшие из язычников понимали, что закон вечного Господа был против самоубийства. Но это отчаяние безверия, этоотречение от единственного и священного Божия дара, это дерзновенное вступлениеза рубеж земной жизни есть явление крайне печальное. Вера в Бога – живая и крепкаяи в загробную жизнь – вот средства против самоубийства. Прежде самоубийствобыло явлением крайне редким. В течение четырех тысячелетий истории Ветхого Заветаупоминается лишь о трех самоубийствах.
Ненависть естьодин из весьма распространенных видов убийства. Припомните только слова апостолаИоанна: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15);или вспомните о словах Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай…А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата <напрасно>, подлежит суду»(Мф. 5, 21 и 22).
Самый даже языкявляется веским свидетелем распространенности этого преступления, так как существуетчрезвычайное разнообразие слов, обозначающих дурные страсти, которые являютсязачатками преступления и убийства.
Злость, ярость,гнев, исступление, легкомыслие, месть, ссоры, сварливость, соперничество, упрямство,злорадство, враждебность, злопамятность, ненависть, недоброжелательность, неприязнь,зависть, ревность, крамола, досада, строптивость, нетерпимость, желчность, презрение,отвращение, омерзение, человеконенавистничество – все эти и подобные им обозначения,составляющие прискорбный перечень проявлений ненависти, указывают на то ужа-сноеразнообразие видов, которые принимает на себя это огромное и многоголовое чудовище.Они все – виды раздраженного себялюбия. Как часто наблюдали мы их и как частострадали от них!
К этим недостаткамблизка и дурная страсть зависти. Мелочные люди с легко раздражаемой гордостьюне могут выносить, если кого предпочитают им, или кто-нибудь превосходит их.
Когда человек хотяна миллионную часть вершка возвышается над равными себе, то сколько нападокприходится ему выносить; его стараются принизить, употребить во зло его доверие.И если какой злобный клеветник, чтобы уронить его достоинство, распространитпро него язвительную насмешку, – то его имя начинает чаще упоминаться, и двадцатьуст с ядовитой радостью разносят эту насмешку!
И эта зависть переходитв ненависть, злобу, человеконенавистничество. Но все эти чувства, как сказалИисус Христос, равносильны убийству. Они приводят человека к заслуженному имсамим несчастью как наказанию Бога. Они охватывают и опутывают душу и наполняютее страданием и тоской.
Все Заповеди Богасвязаны одна с другой. Нарушая одну из них, часто нарушают их все. Не один лжец,но и приобретший свое богатство, запятнанное убийством чьего-либо доброго имени,или соблазнитель, вращающийся иногда даже в высших кругах общества, – пред глазамиБога убийца. Воздаяние Господа за убийство не пройдет мимо него.
Всякое себялюбивое,преступное, притесняющее других занятие пред глазами Бога – убийство. Оно можетсделать миллионером или вельможей, но, как истинно то, что Бог все здание общественногостроя основывает на краеугольном камне христианской любви, так истинно и то,что дух Каина пребывает в тех, кто процветает на счет бедствий своих братьевлюдей.
По древним законамлевитов, если вол, известный своею бодливостью, бросался кого забодать, то собственникавола предавали смерти.
Братия христиане!Будем молить Господа, дабы Он, по Своей милости, послал нам в наши сердца духхристианской любви, чтобы при свете его мы проверили всю нашу жизнь и при этомярком свете могли бы судить самих себя для того, чтобы нам не пришлось испытатьслишком поздно страшное изречение: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца;а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1 Ин. 3, 15).
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Святые угодникиБожии, жившие в пустынях, как упоминается иногда в их жизнеописаниях, любилипо временам услаждаться священными песнопениями; и в сказаниях о святых мученикахнередко говорится, что они, особенно в трудные минуты своей жизни, когда, например,содержались в темницах, даже когда подвергались пыткам, укрепляли свой дух священнымипеснями. Так и о воспоминаемых в нынешний день святых персидских мучениках,Акиндине, Пигасии и Анемподисте, говорится, что они славили Господа святою песньюдаже и в то время, когда их мучители возгнетали под ними огонь, повесивши их на мучилищном древе.
Заявление представителей РАН в связи с «письмом десяти» В связи с письмомс жесткой идеологической критикой Русской Православной Церкви, направленнымПрезиденту России десятью академиками Российской академии наук – Е.Александровым, Ж.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.