Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Из ответовна вопросы газеты «Новости Эльзаса»
– 2 октябрясего года Вы выступите перед Парламентской ассамблеей Совета Европы в Страсбурге.Каков смысл послания, с которым Вы таким образом желаете обратиться к этомуинституту и европейскому континенту?
– Русская ПравославнаяЦерковь активно вовлечена в межкультурный и межрелигиозный диалог как на национальном,так и на международном уровне.
И приглашение выступить перед Парламентской ассамблеейСовета Европы я расцениваю как свидетельство высокой оценки вклада нашей Церквив укрепление единства европейского континента. В основе деятельности СЕ лежитуважение к правам человека и универсальным нравственным ценностям. Я рад тому,что Совет Европы признает важность межрелигиозного и межкультурного диалога,способствующего достижению взаимопонимания между народами.
Православная Церковьуважает мировоззренческий выбор нерелигиозных людей и их право влиять на общественныепроцессы. Однако она не может положительно воспринимать такой уклад общественнойжизни, при котором в центр всего ставятся исключительно свобода и самовыражениеличности. Ведь душа и разум человека, по православному учению, помрачены грехом,и потому мы не можем достичь нравственного идеала только своими силами. С нашейточки зрения, свобода должна быть сопряжена с нравственностью и ответственностью.Стремление к абсолютизации человеческого разума, прав и свобод теряет смысли становится опасным для личности и общества без стремления к абсолютизациинравственности. Именно поэтому, будучи готовой к сотрудничеству с людьми нерелигиозныхубеждений, наша Церковь не приемлет идеи монополии этих убеждений на общественнуюжизнь. Мы стремимся к утверждению нравственных ценностей в процессе принятиявластью и обществом различных решений. Мы добиваемся признания легитимностирелигиозного мировоззрения как основания для общественно значимых деяний, в том числе государственных, и как одного из истоков национального и международногоправа.
– Часто говорят,что сегодня первая религия европейцев – это безразличие к религии. Думаете лиВы, что христианство Востока и Запада теряет скорость на этом континенте?
– Я бы не торопилсяс обобщениями. Думаю, что ситуация не столь проста, как представляется. Крометого, я живу в России и могу оценивать те или иные тенденции, характерные для современной Западной Европы, только опосредованно. Мы знаем на основании статистическихданных, что число верующих-христиан в Европе сокращается. Может быть, и так.Но нас беспокоит другое. Некоторые европейские протестантские церкви отказываютсяот традиционных христианских ценностей. Одобрительно относятся к абортам. Начинают«благословлять» «однополые браки», ординировать открытых гомосексуалистов. Всеэти факты являются неприемлемыми для православных христиан, для которых абортво все времена приравнивался к убийству, а гомосексуальные отношения считалисьгрехом, поскольку они осуждены в Священном Писании.
Так что сегоднябеспокоит не столько сокращение количества христиан в Единой Европе, сколько«качество», если можно так выразиться, их веры. В то же время Русская ПравославнаяЦерковь скорее укрепляет свои позиции в Европе, чем «теряет скорость». С каждымгодом наших приходов здесь становится все больше. В Германии создается монастырь.Заканчивается строительство храма в Риме. Здесь, в Страсбурге, недавно был основанприход во имя Всех святых. Весьма важным фактором для укрепления Православияв Европе явилось воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом,состоявшееся 17 мая этого года. В Европе много приходов Зарубежной Церкви. Большинствоиз них были основаны еще в XIX и в начале XX века. Мы только начали совместныетруды, но они обещают быть очень плодотворными.
– В начале сентябряв Сибиу, Румыния, собиралась III Европейская межхристианская ассамблея. Вашвысокий представитель на этой ассамблее митрополит Смоленский и КалининградскийКирилл осудил моральные уклонения некоторых протестантских церквей, напримерв отношении абортов, гомосексуализма и статуса эмбриона. Не компрометирует лиэто экуменическое действие?
– Проблема действительноесть. Я говорил об этом выше. Для православных аборт — это убийство, а гомосексуализм— тяжелый грех. И верующие люди в России часто задают нам вопрос: как наша Церковьможет участвовать в межхристианских встречах вместе с грешниками? Но самоустранитьсяот проблемы – это самый легкий путь. Необходимо разъяснять нашим партнерам позицииправославных по отношению к этим болезненным вопросам и призывать их одуматься,вернуться к учению Нового Завета и древней апостольской Церкви. Кроме того,далеко не все члены протестантских церквей на Западе разделяют «новшества»,принятые руководством их церквей. Они протестуют, хотя им трудно, посколькучасто первоначальный импульс для принятия греховных решений исходит от руководстваразличных стран, стремящегося, например, к признанию законности гомосексуальных«браков».
Нам кажется, что,выступая с осуждением утраты христианских ценностей частью протестантов, мыпомогаем здоровым силам внутри самих протестантских сообществ в их противостояниигреху. И мы видим некоторые результаты своей деятельности. В недавнем прошломмногократно делались попытки рассмотреть в одобрительном ключе положение гомосексуалистовв церкви в рамках Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей.Наша Церковь жестко выступила против, и поддержка упомянутых групп прекратилась.Теперь данные вопросы на больших экуменических форумах не поднимаются. Такжеположительно мы оцениваем решение Епископальной церкви в США, принятое 21 сентябряэтого года, о прекращении рукоположения в сан пастора и епископа гомосексуалистов. Все эти факты внушают некоторый оптимизм и понуждают представителей нашей Церквипродолжать усердную работу по защите нравственных ценностей в рамках межхристианскихмеждународных механизмов.
– Общественноемнение Франции и Европейского Союза иногда беспокоится о ситуации с правамичеловека в Вашей стране. Правы ли они? Имеет ли Ваша Церковь свободу слова по этой теме?
– Безусловно, институтынародовластия и механизмы защиты прав человека в России находятся в процессеформирования. Вместе с тем, часто вопросы прав человека становятся предметомполитических спекуляций. Политизация проблемы прав человека – не российскаяособенность. К сожалению, эта тенденция носит общемировой характер и обусловленастремлением использовать заботу о правах человека не в интересах личности, а для решения сомнительных задач. В этом случае, на мой взгляд, человек рассматриваетсякак средство, что является явным принижением его богоданного достоинства.
Проблеме соблюденияправ, достоинств и свобод человека Русская Православная Церковь уделяет всебольшее внимание. Теме прав и достоинств человека был посвящен X Всемирный РусскийНародный Собор, проходивший при активном участии Церкви в апреле 2006 в городеМоскве. Собор подчеркнул нерушимую связь свободы человека с нравственной ответственностью.К сожалению, в современной концепции прав человека почти выхолощен нравственныйэлемент, и уже редко кто помнит о том, что права неразрывно связаны с обязанностямии ответственностью человека. В российском обществе вызывает широкую озабоченностьрадикально-либеральное прочтение концепции прав человека, что приводит к ростуэгоизма и крайнего индивидуализма, грозящему разрушением общественного благосостояния.
Наша Церковь многоговорит о проблемах богатства и бедности. Им был посвящен XI Всемирный РусскийНародный Собор, состоявшийся в этом году. Когда вызывающая роскошь единиц соседствуетс крайней бедностью миллионов, Церковь чувствует свой долг возвышать пророческийголос в защиту справедливости.
– Ваше Святейшество,Вы будете молиться с монсеньором Гралле в Страсбурге, с монсеньором Вен-Труаи кардиналом Рикаром в Париже, со многими католиками. Надеетесь ли Вы однаждывступить в евхаристическое общение с католиками?
– В ходе моегопребывания во Франции запланировано участие во многих мероприятиях, где такжебудут присутствовать высокопоставленные представители Католической Церкви Франции.Отсутствие полного общения между нашими Церквами не позволит нам вместе предстоятьперед Святым Престолом. Тем не менее, мы сможем поклониться великим христианскимсвятыням, бережно хранимым Католической Церковью Франции.
Относительно возможностиполного евхаристического общения между православными и католиками хотел бы заметить,что это находится всецело в воле Божией. Для каждого христианина актуальны словаСпасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовьмежду собою» (Ин. 13. 35). Однако в стремлении к богозаповеданному единствумы должны избегать компромиссов, затрагивающих существо вероучения. Нельзя забывать,что единство выражается в полном согласии в исповедании веры и только это, по учению Православной Церкви, может быть основанием для совместного совершенияЕвхаристии.
Патриархия.ру
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея РусиАлексия II на конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви» Ваше Блаженство,Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемые представители государственнойвласти, дамы и господа, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствуювсех вас на открытии научной конференции, посвященной истории и значению Патриаршествав Русской Православной Церкви. Наша конференция приурочена к 90-летнему юбилеюПоместного Собора, на котором было принято историческое решение о возрожденииПатриаршего престола в Русской Церкви.
Святейший ПатриархМосковский и всея Руси Алексий II направил приветственное послание архиепископуПинскому и Лунинецкому Стефану в связи с освящением храма в честь Святых Жен-Мироносицв г. Барановичах.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.