Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея РусиАлексия II на конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви»
Ваше Блаженство,Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемые представители государственнойвласти, дамы и господа, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствуювсех вас на открытии научной конференции, посвященной истории и значению Патриаршествав Русской Православной Церкви. Наша конференция приурочена к 90-летнему юбилеюПоместного Собора, на котором было принято историческое решение о возрожденииПатриаршего престола в Русской Церкви.
Со времен апостольскихустановилась традиция, в соответствии с которой крупные церковные объединениябыли возглавляемы «первым епископом», и это отображено в 34 каноне Апостольскихправил. В правилах Первого Вселенского собора этот епископ именуется «митрополитом»,а в постановлениях Шестого Вселенского собора мы уже видим каноническую фиксациюпатриаршего сана.
В Русской ПравославнойЦеркви Патриаршество было учреждено в 1589 году, а спустя 3 года акт учрежденияПатриаршества и поставление первого русского Патриарха – святителя Иова – былиподтверждены грамотой Восточных Патриархов. В это время Россия являлась единственнымнезависимым православным государством и осознавалась православными народамикак защитница Вселенского Православия.
Учреждение Патриаршестваимело не только церковное, но и общенациональное значение. Как в XVI, так и в XX веке обретение Россией Патриарха происходило накануне грандиозных социальныхкатастроф, когда единственным объединяющим центром и средоточием народной жизниявлялся Первосвятитель.
Вся русская историяXVII века свидетельствует о высочайшем авторитете Патриархов. Наиболее значимымив этом отношении являются: святитель Гермоген, чья пастырская твердость помогланароду и государству преодолеть соблазны и искушения Смутного времени, а такжеПатриарх Филарет, отец молодого царя Михаила Федоровича, которому он помогалв управлении государством и способствовал осуществлению необходимых реформ,укрепивших Отечество.
Показательно, что само упразднение Патриаршества царем Петром I косвенно явилось признанием значимостипервосвятительского служения и всенародного авторитета Предстоятеля Церкви.Стремившаяся к безграничному господству во всех сферах жизни светская властьжелала быть совершенно самостоятельной и независимой от духовного влияния Патриаршества,требовавшего от «власть предержащих» строгой моральной ответственности за вседеяния.
Государство, возросшееот скромных пределов Московского княжества до бескрайних пределов Российскойимперии, возмужавшее благодаря попечению Церкви о его «благостоянии» и нравственномздоровье, начиная с конца XVII столетия стремится совершенно подчинить себету самую нравственную силу – Церковь, которая предоставляла государству высшую,сакральную легитимность и стояла у его колыбели.
Позднее, когданациональная элита окончательно подпала под влияние западных идей и усвоилаисключительно прагматический взгляд на Церковь как на общественный институт,велением Петра I был учрежден подконтрольный государству Святейший ПравительствующийСинод. Характерно, что вместе с Патриаршеством упразднению подверглось и соборноеначало церковной жизни. За два столетия синодального правления мы можем найтилишь один-два примера проведения локальных совещаний нескольких епископов. Историяясно свидетельствует о неразрывной связи между Патриаршеством и соборным управлениемв Русской Церкви.
Синодальная эпоха,тем не менее, ознаменовалась в истории Русской Церкви многими отрадными явлениями:созданием (впервые в русской истории) системы духовного образования, плодотворнойработой русских миссионеров, расцветом иноческого делания во многих монастырях,особенно в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах, на Валааме, в Сарове и Оптиной пустыни.
Попытки восстановленияПатриаршего служения предпринимались на всем протяжении синодальной эпохи. И,как нам думается, лишь обстоятельства времени не позволили разрешить этот вопросположительно.
Поэтому первый же Поместный собор Русской Церкви, состоявшийся после двухсотлетнего перерыва– в 1917 году – восстановил Патриаршество в России. Как известно, у восстановленияПатриаршества были горячие сторонники и убежденные противники. Однако с самогоначала многодневной дискуссии члены Собора осознавали, что восстановление Патриаршества– это не простое изменение системы церковного управления, но событие, котороекоренным образом изменит строй церковной жизни. «Ныне наша разруха, ужасы нашейжизни, трагические переживания русского народа всей своей совокупностью неотразимо,дружно, повелительно говорят: да будет снова на Руси Патриарх». Эти слова одногоиз участников Собора передают настроение большинства его членов, видевших в Патриархе «живого носителя и выразителя органического единства Церкви», в котором«Поместная Церковь осознает себя органической частью Церкви Вселенской».
Именно в эти судьбоносныедни архимандрит Иларион (Троицкий), впоследствии – архиепископ Верейский и священномученик,– выступая на одном из соборных заседаний, сравнил пустовавшее еще в то времяПатриаршее место в Успенском соборе Московского Кремля с сердцем русского Православия.А епископ Астраханский Митрофан, также впоследствии увенчавший свое житие мученическимвенцом, по поводу необходимости восстановления Патриаршества как насущной потребностидуховной жизни всего нашего православного народа, выразился следующим образом:«Нам нужен Патриарх как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бысердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу, и сам первыйшел бы впереди…». И особо отметил, что «учреждением Патриаршества достигалась бы и полнота церковного устройства».
Промыслительнымобразом Патриаршество было восстановлено в Русской Церкви в канун государственныхкатаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь обрела Отца-Патриарха.
Окончательное решениебыло принято 28 октября. За несколько следующих дней Собор определил процедуруизбрания Патриарха, согласно которой было избрано три кандидата: архиепископХарьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий)и митрополит Московский Тихон (Белавин). А 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителяпо жребию был избран Патриарх – им стал святитель Тихон.
Двести лет Россияжила надеждой на восстановление Патриаршества. И только в 1917 году, как быпредчувствуя времена гонений, Церковь смогла вновь избрать Первосвятителя.
Узнав об избрании,святитель Тихон сказал посланникам Собора: «Ваша весть об избрании меня в Патриархиявляется для меня тем свитком, на котором написано «плач, и стон, и горе». Отнынемне предстоит попечение о всех церквах российских и умирание за них во вся дни».
В первые послереволюционныегоды особенно отчетливо проявилось историческое значение Собора 1917–1918 годов,принявшего решение о восстановлении Патриаршества. Личность святителя Тихона,Патриарха Всероссийского, стала живым укором для тех, кто, раздувая пламя братоубийственнойгражданской войны, попирая заповеди Божии и правила человеческого общежития,сея соблазн, проповедовал вседозволенность и беспощадный кровавый террор как метод государственной политики. Воистину, Патриарх Тихон стал символом возрождениядревней традиции «печалования» Предстоятелей Церкви за нужды народа. АвторитетПатриарха как внутри страны, так и за рубежом признавался всеми, и с ним считалисьдаже большевики. Известно, что вопрос о расстреле святителя Тихона активно обсуждалсявластями в период массовых репрессий в отношении епископов, духовенства и мирян.Однако даже в период разгула революционного террора правительство не решилосьна этот шаг.
Патриарх Тихонпонимал, что Церковь на многие годы оказалась в плену у богоборческого режима.Его «Завещание» предусматривало установление института Местоблюстительства Патриаршегопрестола, что было необходимо для сохранения единого управления Церковью в условияхневозможности проведения Соборов.
Не будет преувеличениемсказать, что представители безбожной власти также прекрасно понимали значениеносителя высшего иерархического сана – Святейшего Патриарха – как символа церковногоединства. После кончины Патриарха Тихона в 1925 году они препятствовали созывуПоместного Собора, призванного избрать Предстоятеля Русской Церкви. Именно поэтомудвенадцатый Патриарх Московский и всея Руси Сергий до 1943 года осуществлялуправление Церковью сначала в звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя,а затем – Местоблюстителя Патриаршего Престола.
Совершая свое служениев чрезвычайно сложных условиях в ту трагическую эпоху, он прилагал все усилияк тому, чтобы единство Церкви сохранялось. Сейчас становится все более очевидным,что эти действия спасли Русскую Церковь, избавив ее от маргинализации. Предпринятыеим шаги предотвратили окончательное превращение народа Божия в «людей из подполья»,живущих по законам «осажденной крепости».
Верим, что путь,предначертанный святителем Тихоном и продолженный его преемниками, при всейсложности политических реалий XX века имел, в отличие от альтернативного «уходав катакомбы», все шансы для того, чтобы Русская Церковь заняла свое место в обществе.
С Православиембезбожная власть оказалась вынужденной считаться, особенно в период ВеликойОтечественной войны и в первые послевоенные годы. В этот период искренняя и глубоко укорененная в нашей исторической традиции патриотическая позиция, представленнаяв посланиях и официальных заявлениях Патриархов Сергия и Алексия I, — нашлаотклик в сердцах архипастырей, клириков и мирян и получила глубокую поддержкув сердцах миллионов наших соотечественников как в стране, так и за ее пределами.
Сохранение институтаПатриаршества помогло Русской Православной Церкви выстоять в период нового гонения,обрушившегося на Церковь на рубеже 50–60-х годов XX века, пережить это гонениеи, сохраняя свой духовно-нравственный потенциал, выйти на рубежи новой эпохи,которую уже современники назвали «Вторым Крещением Руси».
В завершение следуетсказать, что все то многообразное возрождение духовной жизни в нашем Отечестве,свидетелями которого все мы являемся на протяжении последних десятилетий, имелосвоим твердым основанием поистине исповеднический подвиг Патриархов XX века– святителей Тихона, Сергия, Алексия и Пимена.
Верю, что молитваминовомучеников и исповедников Российских, трудами Наших достойных предшественниковГосподь и впредь не оставит Русской земли Своей неоскудевающей милостью и дастНам благодать и духовную силу право править слово Христовой истины и вести церковныйкорабль неизменным курсом — в соответствии с заповедями Евангелия и нормамицерковных канонов.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
В октябре мужскойхор Московского Патриархата под управлением Анатолия Гридненко выступит в Калифорниис концертами духовной музыки. В программе выступлений— лучшие за последние 400 лет исполняемые а-капелла произведения российскойцерковной и светской хоральной музыки.
Из ответовна вопросы газеты «Новости Эльзаса» – 2 октябрясего года Вы выступите перед Парламентской ассамблеей Совета Европы в Страсбурге.Каков смысл послания, с которым Вы таким образом желаете обратиться к этомуинституту и европейскому континенту? – Русская ПравославнаяЦерковь активно вовлечена в межкультурный и межрелигиозный диалог как на национальном,так и на международном уровне.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.