Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (453) → Жития святых и современное чтение

Жития святых и современное чтение

№36 (453) / 15 сентября ‘07

Социальное служение

В этой теме:

Социальное служение
В честь кого называется область?
Социальное служение
Гибель Византии — урок для России

 «Каждаяновая страница в духовной книге, прочитанная вашим ребенком – это доброе семя,брошенное в его душу».
 «…Занимайся чтением».

(1 Тим. 4.13)

 Учительрусского языка и литературы школы № 72 Нижнего Тагила Галина Александровна Рыбакова– внештатный корреспондент газеты «Горный край», ее материалы регулярно появляютсяв постоянной рубрике «Соборная площадь». И это неудивительно: она пишет о духовно-нравственномвоспитании школьников на основе идеалов Святой Руси, о паломнических поездках,которые совершает вместе со своими учениками, об истории православных храмовгорода и современной жизни их приходов.
 Недавно Галина Александровназаинтересовалась в своих исследованиях новой темой – местом житийной литературыв семейном чтении.
 «Хорошо читать житиясвятых в «Четьях-Минеях»; хоть мы так жить не можем, но обязаны подражать имв возможном, и даже через силу… Не читайте затем, чтобы только прочитать, а чтобы освежить и пропитать душу. Питается же она тем, что через внимание пройдетв сердце и его займет…», – писал в свое время святитель Феофан Затворник.
 Важнейшим воспитательнымисточником для души ребенка является традиция семейного чтения. И, в частности,чтение житийной литературы. Русское благочестие веками питалось идеалами, воплощеннымирусскими святыми, от горения их духа возгоралось духовное пламя в сердцах русскихлюдей.

 -Галина Александровна, давайте обратимся к истории нашей страны, которая сталаи темой Вашего нового исследования.
 - С XI по XVIIIвек жития пользовались огромной популярностью. Монастырский устав повелевалчитать их на трапезе, а Лавсаик – даже во время церковных служб. Благочестиваясемья во время совместного посещения церкви, где звучало повествование о жизнисвятого, становилась участником семейного чтения. Святой же, будучи идеаломчеловека, служил примером для поведения всех людей. И перед великим народомоткрывались разные пути к разным идеалам.
 - «Чем многообразнееу народа идеалы, тем он духовно богаче», – отмечал в свое время академик ДмитрийЛихачев. Если мы с этой точки зрения взглянем на весь собор русских святых,то поразимся не только разнообразию и разноликости святых, но и связью русскойдействительности – различной в разное время и в разных географических условияхРоссии…
 - С этим трудноне согласиться. Давайте же остановимся только на той части России, которая намближе всего. На Урале на протяжении ряда веков, чуть ли не с XIV века нравственнымиориентирами были такие святые, как Стефан Великопермский – первый святой Урала;святой епископ Иона, крестивший Пермь Великую; преподобный Трифон Вятский, по молитвам которого были основаны три монастыря, а также святитель Иоанн, митрополитТобольский и всей Сибири; пустынножитель Василиск, святой мученик Василий Мангазейский,святой блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый.
 - И это лишьмалая частица, явленная нам! А сколько неявленных святых, возможно, до порыдо времени сокрыто в земле уральской…
 - Среди небесныхпокровителей, участвовавших в формировании духовного пространства Урала, святойправедный Симеон Верхотурский занимает особое место. Он, будучи выходцем из средней полосы России, был воспитан на исконно русских православных традицияхи на образцах жизни русских святых. Праведный Симеон являл собой пример истиннорусской православной жизни для жителей далекой окраины России: язычников, старообрядцев,неокрепших в вере православных людей.
 - Не удивительно,что праведный Симеон, живший среди уральцев, хорошо знавший заботы суровогокрая, до сих пор так почитаем в народе…
 - Да, и сегодня,как и много лет назад, многочисленные паломники приходят к мощам праведногоСимеона, которые находятся в Свято-Симеоновском монастыре города Верхотурья,с просьбой, молитвой, надеждой, упованием. Сам народ создал житие своего святого.И, следовательно, воспринял эту жизнь как образцовую. Само «Житие праведногоСимеона Верхотурского» можно вписать в парадигму русской житийной литературы.
 - Но, с учетомособенностей его создания, места и времени, оно выбивается из традиционногоканона…
 - И этим оно интересно.В «Житии праведного Симеона» нет краткого предисловия составителя, в основнойбиографической части сведения о происхождении святого предположительны, нетрассказа о благочестивом детстве. Сведения об аскетических подвигах и о кончинеправедника весьма скупы. Нет и занимательного сюжета, бытоописания.
 О праведном СимеонеВерхотурском мы узнаем, что жил праведный в XVII веке, происходил из великорусскихдворян. Для спасения души он принял такой подвиг: в бедной одежде, переходяиз одного селения в другое, бесплатно работал для поселян по домам, шил шубы.
 Удалившись к Сибири,он пребывал в селе Меркушинском, в 50 верстах от города Верхотурья Пермскойгубернии, почему и назван Верхотурским. Жители сей страны, вогулы и другие инородцы,только что были обращены ко Христу, и святитель Симеон вел с ними беседы о вереи подавал им пример христианской жизни. При скудости своей он делился с нуждающимися.Ходил в храм Архистратига Михаила и любил молиться на берегу реки Туры.
 - Что собой представляет«Житие праведного Симеона Верхотурского»?
 - Оно состоит из небольших рассказов. И в каждом из них происходят чудесные события. Чаще всегоэто общение с праведником в видениях. Это истина, к которой все тянутся, зерно,которое прорастает в описываемых душах, исцеляет, просветляет их. В повествованииописываемые люди активны. Они обращаются к святому праведному Симеону с просьбами,дают обеты. Через пространство и время, связанное с Симеоном Верхотурским, происходитвовлечение человека со своей судьбой в духовное пространство «Жития».
 - Уральский святойСимеон Верхотурский – нравственный идеал для людей Урала. Что же нам хотел показатьГосподь, являя такого святого, как праведный Симеон Верхотурский? Не воин,не мученик, не страстотерпец, не монах…
 - Господь хотелпоказать, что любой человек может повторить духовный путь, который прошел батюшкаСимеон.
 Патриарх Московскийи всея Руси Алексий II, размышляя о важности прочтений житийной литературы,говорит: «Сегодня все мы без исключения нуждаемся не только в интеллектуальнойпище, но более всего – в душевной и духовной. Исстари наши предки поучалисьи находили немалое утешение в чтении житий христианских святых и подвижников.Вчитываясь в эти повествования, они находили образец для подражания, более того– небесных заступников, к которым они обращались с молитвою о помощи и укреплении.Поэтому так важно, что сегодня к нам вновь возвращаются наши путеводные звезды– наши русские святые».
 - Наверное, никтоне будет отрицать: желание читать, стойкий интерес и привычка к чтению формируетсяв семье. И традицию семейного чтения в современном обществе надо возрождать.Что Вы, как педагог с большим стажем работы, можете посоветовать нашим читателямв этом плане?
 - Н.А. Барская в книге «Наши дети и художественная литература» дает практические советы родителямпо вопросам детского чтения: «Родители во всех смыслах должны помочь ребенкунаходить время для чтения. И просто помочь выработать такой распорядок, гдечтению в любом случае, при любой загруженности должно быть отведено время».Важны и родительская забота о том, что читает ребенок, и руководство его чтением.Нужно ввести чтение в обиход семьи. И тогда объяснение непонятного в прочитанномпроисходит в совершенно естественной, доступной форме.
 Чтение вслух помогает«забегать вперед», читать то, что ребенку самому еще трудно. Но, может быть,самое главное заключается в том, что чтение вслух, этот стойкий обычай русскихинтеллигентных семей, создает удивительно естественное поле между читающим и слушающим. Оно помогает, тем самым, сложению драгоценного единения взглядовродителей и детей, во многом лишая почвы то подростковое противостояние родительскиммнениям и вкусам, которое признается обязательным и естественным.
 - Галина Александровна,давайте поговорим не просто о воспитании через чтение, а именно о православномвоспитании детей и подростков.
 - Практические советы«О духовном чтении» дает Н.Е. Пестов в брошюре «Православное воспитание». Вечерниечтения и беседы следует устраивать так, чтобы дети не тяготились ими. Для этогонадо разрешить им во время чтения заниматься какой-либо ручной интересной для них работой, как, например, рисованием, вырезанием и склеиванием игрушек, для девочек – вышиванием, вязанием или бисероплетением.
 - А это не будетпомехой для восприятия читаемого текста?
 - Нет, если этизанятия не будут суетливы, без разговоров, и не помешают слушать. Обстановкатаких вечеров должна быть непринужденной, приятной и уютной. Чтобы чтение быловыразительным, читать следует самим родителям или кому-либо из старших.
Если читаются жития святых, то следует читать их не подряд, а выбирать из нихнаиболее занимательные и богатые эпизодами, выпуская неподходящие для детейместа. Чтобы оживить чтение, следует во время его задавать детям вопросы: «Как вы думаете, как поступил в этом случая святой?», или «Что вы помните про святого,имя которого упоминается?», или «Что ответил на это святой?».
 - А завершитьнаш разговор мне хотелось бы фразой апостола Петра. «Кто сеет скупо, тот скупои пожнет», – говорил он. «Каждая новая страница в духовной книге, прочитаннаявами для вашим ребенком, – это доброе семя, брошенное в его душу», — так пишетв книге «Православное воспитание детей» Н.Е. Пестов. И в этом с автором трудноне согласиться.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Социальное служение

Икона сопутствует нам от рождения и до смерти

 В прежние временане было на Руси дома, в котором бы не была установлена икона. В годы богоборчестваблагочестивые старушки прятали семейные реликвии от посторонних глаз и молилисьвозле них тайно, по ночам.

 
Социальное служение

Твори, выдумывай, пробуй!

 По благословениюЕго Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургскогои Верхотурского, при Отделе культурного наследия Екатеринбургской епархии созданоТоварищество «Передвижные выставки». Оно является неформальной общественнойблаготворительной организацией.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс