Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (453) → Гибель Византии — урок для России

Гибель Византии — урок для России

№36 (453) / 15 сентября ‘07

Социальное служение

В этой теме:

Социальное служение
В честь кого называется область?
Социальное служение
Твори, выдумывай, пробуй!

 «Москва — ТретийРим». Мы воспринимаем эти слова в качестве привычной, хорошо всем знакомой поговоркии редко задумываемся о содержании.

Что ж, данная концепция и впрямь родиласьочень давно. Когда пал «Второй Рим» — Константинополь. Но в это же время сбросилоостатки ордынской зависимости и стало усиливаться другое православное государство— Россия. Иван III, сочетавшись браком с родственницей византийских императоровСофьей Палеолог, перенял герб погибшей державы — двуглавого орла. А в XVI в.ученый инок Филофей сформулировал идею преемственности между Римом, Константинополеми Москвой, которая стала официальной государственной доктриной: дескать, «ПервыйРим» и «Второй Рим» пали, прогневив Господа накопившимися тяжкими грехами, повреждениемнравов и христианской веры, Москва — «Третий Рим», стоит незыблемо, «а четвертомуРиму не бывать». Да, в ту эпоху было легко и лестно проводить подобные параллели.Конечно же, русская идеология отнюдь не сопоставляла свою державу с Римом и Константинополем времен их упадка, а имела в виду периоды их расцвета и могущества,мирового авторитета. Ведь сама-то Московская Русь была относительно молодой,энергичной — росла, развивалась, строилась, украшалась. У нее вершина величияи славы лежала где-то впереди. А о дальнейшем еще можно было не задумываться.Но минула половина тысячелетия, и ситуация изменилась. И во времена нынешниестоило бы приглядеться к другим периодам жизненного пути «предшественников».
 Обычно наши современникипредставляют гибель Византии поверхностно — дескать, пришли завоеватели-османы,разгромили несчастную империю и водрузили полумесяц вместо креста над храмомСвятой Софии. На самом деле все было не так просто. Не так быстро. И далеконе так «героически». Крах великой державы — не единовременное событие, а длительныйи мучительный процесс. И если разобрать реальную историю «Второго Рима», то вдруг оказывается, что она во многом является прототипом истории «Третьего».России. Нет, я вовсе не хочу сказать о некой «роковой повторяемости» судеб или буквальных хронологических совпадениях. Тождества, конечно же, нет и быть не может. История различных государств зависит и от особенностей той или иной эпохи,и от международного окружения, национальных характеров, традиций, природныхфакторов и т.п.
 Но Византия и Россияна путях своего развития проходили ряд сходных этапов. Действовали некие близкиезакономерности. Руководители обеих держав добивались близких по сути достижений,но допускали и одинаковые просчеты. Совершали и аналогичные преступления. Соответственно,получались и похожие результаты. Вот я и предлагаю читателям взглянуть, какимобразом Византия скатывалась к своему закату.
 Впрочем, «Византия»— термин условный. Сами граждане этой страны никогда так ее не называли, а только«Римской империей». И себя именовали «ромеями» — римлянами. Но, кстати, и этоу двух стран оказывается общим. Поскольку Россия и ее народ сохранили названиегосударства и этноним со времен Киевской Руси, надорвавшей силы в междоусобицахи добитой нашествием Батыя. И вокруг Москвы складывалась уже другая держава,формировался практически новый этнос, тем не менее русские считали нужным обозначитьродство и преемственность с древними княжествами.
 Византийцы тоже.Но картина гибели Древнего Рима была куда более неприглядной, чем крушение КиевскойРуси. Он сгнил изнутри. Ведь народ перестает существовать (а если разобраться,то, наверное, утрачивает и право на существование) когда мужчины не желают служить,а женщины рожать. С римлянами произошло именно это. Однодетные и бездетные семьистали у них правилом, а не исключением. Граждане выбирали «безопасный секс»,в том числе гомосексуальный, делали аборты. Приходили к убеждению, что в богатомРиме и без детской «обузы» весело жить. Чернь паразитировала за счет дармовыхраздач, требовала «хлеба и зрелищ» и получала их. Средние слои паразитировали,становясь клиентами вельмож. А вельможи паразитировали по своему положению.
 Проедали накопленныебогатства. Убыль населения компенсировалась притоком людей с окраин, которымтоже хотелось «красиво пожить». Ну а армейская служба стала считаться деломнедостойным, даже позорным. На нее нанимали «варваров» из сопредельных стран.Постепенно они заняли и командные посты. Ни о каком патриотизме у таких военныхречи быть не могло. Думали лишь о собственных выгодах. Полководцы рвались к власти. Легионеры надеялись погреть руки при переворотах. Пошла сплошная чередацареубийств, смут, резни.
 И в начале IV векав очередной серии гражданских войн победил Константин Великий, который догадалсяопереться на христианство. При прежних императорах новая религия была под запретом,подвергалась жесточайшим гонениям, но, несмотря ни на что, укрепляла свое влияние,росло число ее последователей — потому что в омерзительном месиве римского народахристианские общины являлись единственным пристанищем для честных и чистых душойлюдей. Только здесь они могли найти себе подобных, обрести высокие идеалы. Христианене предавали, не строили заговоров, не развратничали, не воровали, стремилиськ праведной трудовой жизни. И с их помощью Константин попытался оздоровить империю.Еще одним шагом к оздоровлению стало перенесение столицы. Константин решил отмежеватьсяот клоаки, в которую превратился Рим, и заложил столицу на Босфоре, на местегородка Византии. В 330 г. произошло торжественное освящение города, получившегоимя Константинополь.
 Однако процессовраспада государства эти меры не остановили. Кризис углублялся, связи между различнымипровинциями слабели, и в конце IV в. империя окончательно раскололась на Восточнуюи Западную. В данный период добавилось и Великое Переселение народов — нашествиегерманцев и гуннов. Западная Римская империя была разгромлена и в 476 г. прекратиласуществование, на ее месте возникли «варварские» королевства. Восточная империябыла недалека от подобной участи, очень сильно пострадала, но все же выстояла— она в меньшей степени была затронута разложением, в ней сильнее были позициихристианства.
 И когда вся Европапогрузилась в хаос раннего Средневековья, как раз Византия осталась единственным«культурным оазисом», сохранившим и донесшим до будущих поколений наследие античнойцивилизации. Она стала мировым оплотом и новой культуры, христианской. В томчисле поддерживая Церковь на раз-громленном нищем Западе, оказывая ей финансовуюпомощь, политическое покровительство, посылая богослужебную литературу, квалифицированныхсвященнослужителей. Под эгидой византийских императоров прошел ряд ВселенскихСоборов, способствовавших выработке единых христианских догматов и преодолевшихцерковные ереси.
 А когда ВосточнаяРимская империя оправилась от потрясений, она стала набирать силу, и в VI в.при Юстине и Юстиниане достигла нового блестящего расцвета. Возобновилось монументальноеградостроительство. В Константинополе по единому плану была возведена целаясистема великолепных церквей, дворцов, общественных зданий. В том числе чудоархитектуры — знаменитый храм Святой Софии. Развивались наука и культура. В Византии жили и творили выдающиеся историки, географы, богословы. Была проведенаполная кодификация римского права и возник «Кодекс Юстиниана», который сталбазой для всей последующей европейской юриспруденции. Полководцы одерживалипобеды, и под власть Константинополя вернулась значительная часть прежних римскихвладений. Возникла огромная держава, включавшая в себя Балканы, Северное Причерноморье,Крым, Западную Грузию, Малую Азию, Ближний Восток, Египет, Италию, СевернуюАфрику, Сицилию, Сардинию, Корсику, юг Испании. Политическое влияние Константинополяраспространилось на Аравию, Закавказье, Северный Кавказ, славянские земли. ФлотВизантии был самым мощным в Европе, господствовал на морях.
 Правда, сказывалисьи «наследственные болезни». У России они тоже были — перенятая от Киевской Русиудельная система, преодолеть которую удалось далеко не сразу. У Византии «недугами»,доставшимися от Рима, являлись избалованность граждан, амбиции аристократов,набор войск из чужеземцев, что оборачивалось периодическими бунтами, мятежами.А эпоха была очень беспокойной. Вражеские нашествия следовали одно за другим.Не успевали отразить одних неприятелей, как появлялись другие. Поэтому некоторыезавоевания оказались непрочными, были утрачены. И даже на Балканский полуостров,прорвав пограничные укрепления, хлынули славяне, расселяясь на местах, опустошенныхготскими, гуннскими, аварскими, да и славянскими набегами. Часть племен постепенно«эллинизировалась», но во многих местностях Греции вплоть до XIX в. люди разговаривалина славянских языках (лишь после освобождения страны из-под турецкого ига англичанеи французы, взявшие ее под «покровительство», повели целенаправленную «эллинизацию»,дабы оторвать народ от России. Орудием в этой кампании стала греческая интеллигенция,получавшая образование на Западе. В школах изучался только греческий язык, ученикамвнушалось происхождение от древних эллинов, а память о славянских корнях быластерта).
 Но Византия проявлялаочень высокую жизнеспособность. С честью выдерживала все удары. А переселениеславян смогла обратить в свою пользу. Они были куда более энергичными и боеспособными,чем прежнее население Балкан, и в VII в. великий реформатор император Ираклийвоспользовался этим для коренной реорга-низации армии. Отказался от системынаемничества и стал создавать «фемы» — они одновременно были административнымиобластями и воинскими соединениями. В каждую фему входила определенная территорияс городами и деревнями, содержавшими и выставлявшими определенное число воинов.Добилась значительных успехов византийская военно-научная мысль, в это времябыл изобретен «греческий огонь». Состав его неизвестен до сих пор; из сосудов-«сифонов»специальной конструкции, установленных на стенах крепостей или кораблях, выбрасывалисьструи горящей жидкости, которую нельзя было погасить водой. Благодаря этим изобретениями реформам Ираклий нанес сокрушительное поражение Аварскому кагану, наголовуразгромил могущественную Персию.
 Византия стала камнемпреткновения и для еще более сильных завоевателей, арабов. Они вообще считалисьнепобедимыми, шутя захватывали государство за государством, и лишь на территорииВосточной Римской империи их удалось остановить. Но в ходе тяжелых войн сталинакапливаться проблемы другого рода — чужеземные влияния.
 В Европе шло формированиеобщности, которую мы называем «западным миром» — государств франков, лангобардов,бургундов, баварцев, англо-саксов. И византийские владения в Италии — Венеция,Равенна, Калабрия, Тарент, Сицилия, все в большей степени косились на Запад.Автократическая власть императора их раздражала. Хотелось таких же феодальных«свобод», как в германских странах. Начал своевольничать и Рим. Папы все ещеоставались подданными Византии, но они были и духовными пастырями в западныхкоролевствах, имели в них церковные владения. Поэтому чувствовали себя независимо,уже пытались предъявлять претензии на исключительность. Указы преемников Ираклия— Константина III, Константа, Константина IV в Риме начали игнорировать или откровенно отвергать.
 А с Востока проникаливеяния другого рода. Персия традиционно была державой весьма веротерпимой. Еешахи давали пристанище всем. Приняли евреев после разгрома римлянами Иудеи.Принимали еретиков всех мастей, эмигрировавших из Византии. В Иране гнездилиськаббалисты и гностики — предшественники масонов, тайные манихейские секты. Кстати,это немало способствовало расшатыванию самой Персии. Однако завоеватели-арабытолерантностью не отличались. Христиан и иудеев терпели, но облагали высокимдополнительным налогом, язычников и зороастрийцев заставляли принять ислам,а сектантов-гностиков беспощадно казнили. И носители всех религий и идей хлынулив Византию.
 Пошло ее разъеданиеизнутри. Население и армия заражались всевозможными лжеучениями. Аристократияи купечество грезили о «свободах» по западному образцу. Император Юстиниан IIвознамерился было восстановить порядок суровыми репрессиями, но в 695 г. былсвергнут. Началась полоса гражданских войн. В них погибли и Юстиниан, и ещецелый ряд претендентов, усаживаемых на трон разными политическими группировками.Арабы не заставили себя ждать, отбирали города, осадили Константинополь. Однакопоражения способствовали консолидации и прекращению междоусобиц, к власти выдвинулсяпопулярный военачальник Лев III Исавр, который сумел разбить и отбросить внешнеговрага. Но новый император оказался еретиком. Одни источники считали его евреем,крещеным только для видимости, другие — тайным приверженцем секты павликиан.И в 726 г. он учинил настоящий идеологический переворот, провозгласив государственнойполитикой иконоборчество. Официально оно объяснялось необходимостью противостоятьмусульманской пропаганде, обвинявшей христиан в «идолопоклонстве». Но фактическиразвернулась атака на христианство. Пошло варварское уничтожение святынь, преследования«иконопочитателей». В ответ полыхнули восстания, круто подавлявшиеся армией.
 Многие православныеэмигрировали. И для Рима иконоборчество стало прекрасным поводом отпасть от Константинополя. Под-черкну — поводом, а не причиной. Трещина уже была глубокой.Теперь же сам император дал предлог папе Григорию отложиться от Византии и приэтом считать себя правым. Отпали и другие, итальянские, владения. Правда, обретя«свободы», они утратили защиту Константинополя, их принялись захватывать соседи-лангобарды.Но Рим нашел выход в альянсе с державой франков. Ее властители из династии Каролинговвзяли пап под покровительство, отвоевали для них персональное папское государство.А Рим за это поддержал свержение прежней франкской династии Меровингов, помогКаролингам стать королями, а затем подарил им и императорскую корону.
 Так произошел расколединого христианского мира на Запад и Восток. Еретическая Византия была поставленакак бы вообще «вне цивилизации». По сути, произошло то же самое, что в XX в.с Россией — тайная борьба против нее велась и раньше, но приход к власти большевиковстал для Запада поводом к открытой конфронтации и провозглашению ее «вне мировогосообщества». Хотя, повторюсь, речь можно вести только о сходстве процессов,а не о буквальных совпадениях. Ведь в России иконоборческая кампания была относительнократковременной. И.В. Сталин уже в 1930-х гг. взял курс на ее прекращение —в 1936 г. запретил разрушение храма Василия Блаженного, в 1939 г. отдал приказо прекращении гонений на священнослужителей, а в 1943 г. восстановил МосковскуюПатриархию, и только за несколько лет войны открылось свыше 10 тыс. новых приходов.Реанимировал иконоборчество лишь бывший троцкист Н.С. Хрущев, когда на всюстрану осталось 7523 церковных прихода (из-за чего, например, верующие на Украинехлынули в ряды баптистов).
 В Византии же эпохаиконоборчества затянулась более чем на столетие. При этом Лев III проводил своюполитику все же в ограниченных масштабах, опасаясь народных возмущений.
 Были уничтоженыиконы в столичных храмах, казнено три десятка священнослужителей, многие сосланы.Куда круче взялся за дело его сын Константин V Копроним («копро» – по-гречески«дерьмо»; предание гласит, что при Крещении, когда его погружали в купель, царевичобделался, тем самым дав себе прозвище. И «оправдал» его). При нем репрессиидостигли уровня языческого Рима. В 761–765 гг. были разгромлены все монастырив окрестностях Константинополя. Монахов убивали, истязали. Один из источниковупоминает 340 монахов в столичной темнице Фиалы — без глаз, носов, ушей, с отрубленнымируками, ногами.
 Кульминацией бесчинствстало представление на ипподроме — монахов соединили попарно с монахинями и вели в позорном шествии, а зрители оплевывали их, били, швыряли камнями. Происходилипубличные казни. Император разослал карателей и по провинциям. И, например,во Фракийской феме его эмиссар, согнав всех монахов и монахинь в Эфес, объявилим: «Кто не хочет быть ослушниками царской воли, пусть снимет темное одеяниеи тотчас возьмет себе жену, в противном случае будет ослеплен и сослан на Кипр».Некоторые покорились, другие были изувечены и погибли. Казнили граждан, пытавшихсяпрятать иконы или святые мощи. Монастыри уничтожались, церковное достояние конфисковывалось,храмы превращали в казармы, склады, конюшни. Между прочим, представляется знаменательным,что современные масонские авторы всячески стараются обелить императоров-иконоборцев,расписывая, какими они были «просветителями», мудрыми законодателями. Но присыне Копронима Льве IV репрессии стали слабеть. А его вдова св. Ирина, оставшисьрегентшей при малолетнем сыне, восстановила православие и в 787 г. провела VIIВселенский Собор, осудивший иконоборчество и утвердивший догматы иконо-почитания.Впрочем, победа оказалась временной. Ересь по-прежнему господствовала средивоенных, многие придворные и церковные иерархи получили свои посты при иконоборцах.В 802 г. святую Ирину свергли, а в 815 г. император Лев V Армянин вновь занялсяискоренением иконопочитания. Но теперь Церковь была вооружена против ереси решениямиВселенского Собора, стойко сопротивлялась. И последовали очередные гонения,затмившие ужасы Копронима. Тем не менее, Православие выстояло, выдержало всеудары. А с другой стороны, внутренний разлад и неурядицы ослабляли империю.Она стала терпеть поражения. С севера ее принялись теснить болгары. Арабы отобралиу нее Сицилию, Крит, Кипр. В результате цари-иконоборцы потеряли авторитет дажев тех слоях населения, которые прежде были их главной опорой — среди военных,городской черни. И после того, как умер император Феофил (январь 842 г.), еговдова святая Феодора, оставшаяся, как и Ирина, регентшей, уже беспрепятственнои окончательно смогла восстановить Православие. После чего Византия предпринялапопытки реставрировать церковное единство, нормализовать отношения с Западом.Ан не тут-то было! Римские папы успели войти в роль единственных лидеров «христианскогомира», активно участвовали в европейской политике, короновали королей — и ставилисвою власть выше светской. Все уступки и компромиссы, предлагавшиеся Константинополем,оказывались недостаточными. Доходило до того, что под формальными предлогамипапы не признали VII Вселенского Собора — чтобы иметь повод по-прежнему считатьвизантийцев еретиками и клеймить за иконоборчество (которого уже не было). А саму Византию Запад соглашался признать разве что «неполноценным» партнером,«заблудшей овцой», вернувшейся в мировое сообщество.
 И Константинопольскийпатриарх Фотий, не только ученый богослов, но и прекрасный политик, хорошо понял,что вопрос этот отнюдь не церковный. Что Запад — заведомый враг Византии, поэтомулюбые попытки сближения обречены на провал. Ну а коли так, Фотий начал битьоппонентов их собственным оружием. Западные специалисты были менее квалифицированными,чем греческие, и при переводе «Символа Веры» на латынь в него попало слово «Шюцие»— в результате получилось, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына. Фотий обвинил латинян в ереси. Блестяще опроверг претензии пап считатьсебя выше монархов. Признал ересью и утверждение Римской церкви, что христианствоможно проповедовать только на трех языках: латыни, греческом и еврейском.
 А в противовес «западномумиру» Фотий начал создавать мировую «византийскую систему» — через распространениегреческого Православия. Стал укреплять связи с церквями Армении, Грузии, Сирии.Состоялась миссия святого Кирилла в Хазарию с крещением части жителей. Был осуществленперевод Священного Писания на славянский язык, святые братья Кирилл и Мефодийбыли направлены в Моравию.

(Продолжение в следующем номере)

Валерий ШАМБАРОВ
Фото игумена Димитрия (Байбакова)

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Социальное служение

В честь кого называется область?

Кем для вас,читатель, является человек, который:  - создал группуединомышленников для получения денежных средств путем грабежа;

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс