Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В прежние временане было на Руси дома, в котором бы не была установлена икона. В годы богоборчестваблагочестивые старушки прятали семейные реликвии от посторонних глаз и молилисьвозле них тайно, по ночам.
Сейчас, слава Богу, все возвращается на круги своя,и святые образы приносят в свои дома и квартиры молодые люди. Вот только не все из них знают, как и где правильно установить православную святыню, какойиконе в каких случаях молиться, чем может помочь им святой лик.
Приближается осень,праздник Покрова Пресвятой Богородицы. На Руси это время всегда считалось временемсвадеб. А после свадеб на свет появлялись дети. Демографическое состояние нашегообщества на сегодняшний день таково, что появлению нового человека радуютсяне только его родители, дедушки и бабушки, но и совсем посторонние люди. И чембольше рождается детей, тем больше крепнет наша уверенность в том, что Россиябудет жить и укрепляться, что придет на смену новое поколение, которое в состояниибудет взять на себя ответственность за судьбу страны, за спокойную старостьбабушек и дедушек. Тех самых, кто когда-то радовался их появлению на свет, и дома, и в храме молился за то, чтобы выросли они крепкими, здоровыми и умными.
Икона в родильноми крестильном православном обряде всегда занимала и занимает важное место. Об этом мы сегодня поговорим с методистом Екатеринбургской духовной семинарии НинойСергеевной Каримовой.
- Нина Сергеевна,где и как надо устанавливать иконы?
- Естественная средаиконы – ее главное вместилище – православный храм. Храмовая икона имеет литургическийхарактер и создается для молитвы. Поэтому участие иконы в богослужении – еепервостепенное назначение. Более тысячи лет назад наши предки, выбирая веру,выбрали ту, которая явилась им в благолепии, то есть «в красоте церковной» литургическогосвященнодействия. Литургия начинается торжественным возгласом: «БлагословенноЦарство Отца Сына и Святого Духа». Мистический образ этого Царства и есть храмБожий. Поэтому человек, приходя в храм из мира земного – временного, приобщаетсяк видению мира вечного, Царства будущего века, где будет «новая земля и новоенебо» (2 Пет. 3, 13). Иконы помогают увидеть тот образ обновленного мира, восстановленногоединства с Богом и собой, который сосредоточен в храме, как в Царствии Божием.
- Какие же иконыустанавливаются обычно в православных храмах?
- Самая большаяи содержательная икона храма – иконостас. Он стал плодом развития русской богословскоймысли и литургического творчества. Ряды, или чины иконостаса располагаются по правилам духовной иерархии от неба к человеку, который соработничает Господунашему Иисусу Христу в деле Спасения и духовно совершенствует себя, во исполнениеЕго заповеди: «Будьте совершенны как совершенен Отец наш Небесный» (Мф. 5, 48).
- Какие иконыобычно устанавливаются на иконостасе?
- Иконостас показываетобразы тех, кто уже достиг этого совершенства, иными словами, святости. Поэтомуиконы, как «окна в духовный мир», открывают нам видение этого мира, позволяютмолитвенно обращаться к святым небожителям – членам Церкви Торжествующей, имеющимпредстояние пред престолом Божиим и молитвенно ходатайствующим за нас.
- Наверное, здесьособо следует сказать о почитании Божией Матери на Руси, которое во все временаее истории носило сугубый характер…
- Действительно,чистота веры, народная стихия истинной любви явилась в высоком и поэтическомвоспевании Божией Матери. Именно на Руси образ Приснодевы Марии, Матери Господанашего Иисуса Христа обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.Отсюда проистекала любовь к чтению «Жития Пресвятой Богородицы». Стремлениясохранить сведения о чудесах исцелений привело к обилию «Сказаний о чудотворныхиконах Божией Матери». Любовь к Заступнице Усердной христианского рода проявиласьи в распространении апокрифических сказаний со многими трогательными деталямиземной жизни Богородицы. Упование на Ее заступничество основано на том, что Она «во Успении мира не оставила еси» (тропарь на Успение Божией Матери).
- Из рассказови воспоминаний старых людей мы знаем, что перед образами молились не тольков храме: иконы размещались и дома, в «красном углу». Иногда их было настолькомного – «на всякую потребу», что выделалась специальная комната, «молельная»или «домашняя церковь».
- Православномухристианину икона сопутствовала от рождения до смерти. Рождение младенца и многочадиевсегда считались явлением Милости Божией. А неплодство глубоко оплакивалосьи рождало сугубое обращение к помощи Божией, к заступничеству Божией Материчерез молитву перед Ее чудотворными образами и к угодникам Божиим, по молитвамперед их образами.
О разрешении неплодствамолились Господу Иисусу Христу, святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне –родителям Пресвятой Богородицы, святому пророку Захарии и Елисавете – праведнымсупругам, страдавшим неплодием, но по молитвам Богу ставшими родителями ИоаннаПредтечи, преподобному Роману Чудотворцу, – всем им, слезно прося дар чадородияих ходатайством перед Господом.
Образ «ПраведныеБогоотец Иоаким и Анна» являет нам праведную семейную жизнь, до старости прожитуюв любви и благочестии, но так и не возымевшую детей. Тогда праведники наложилина себя пост и усилили молитвы, которые оказались услышаны, о чем и возвестилим Ангел. Рождение Дочери, Пречистой Девы Марии в глубокой старости Ее родителейявило, кроме главного значения, еще Всемогущество Божие и надежду на подобноечудо на все грядущие времена.
Иногда случалисьмногодетные семьи, в которых не рождался мальчик – наследник. В таком случаесупруги, желая иметь сына, молились перед образом преподобного Александра Свирского.
Житие преподобногоприводит достаточно оснований к этому. У его благочестивых родителей были ужесыновья и дочери. Но со временем деторождение пресеклось так, что прошло многолет. Сокрушаясь об утрате этого дара, родители преподобного стали просить Богадаровать им на склоне лет сына «на утешение души и на поддержку в старости их лет». Плодом их молитвы и стал сын Александр Свирский. Житие рассказывает и о его собственной услышанной Богом молитве за просящих рождения чада мужескогопола.
- Надежда Степановна,сейчас беременным женщинам предоставляется право на легкий труд, увеличилсясрок дородового отпуска, чтобы они могли выносить и родить здорового ребенка.Но в старые времена женщины и понятия не имели о декретных отпусках, работалипо хозяйству едва ли не до самого рождения ребенка. И все же дети рождалиськрепкими и здоровыми. Что способствовало этому?
- Рождение младенцаи сами роды – это важный и напряженный момент в жизни каждой семьи. К родамженщина готовила себя заранее. С первого дня шевеления ребенка в утробе каждыйвечер будущая мать, совершая перед иконами три поклона и вечернее молитвенноеправило, добавляла особые молитвы Господу Иисусу Христу и Божией Матери, а такжесвоими словами слагала собственные прошения, обращенные к Богородице. При первыхпризнаках начала родов о благополучном их разрешении молились Божией Матери,Ее чудотворной иконе «Помощница в родах» (память 20 сентября). Молитвенное прошениесодержало надежду на помощь в родах, во образ чудесного Рождества Господня.
С началом родовроженица молилась перед иконами Господу Иисусу Христу, святителю Николаю Чудотворцу,святой мученице Параскеве Пятнице. В дом приглашали повитуху, которая первымделом возжигала лампады у икон красного угла, и только потом осматривала роженицу.
- Но, как теперьназывают, «трудные роды» случались и в прежние времена, бывало, что умиралии сами роженицы, и новорожденные младенцы.
- При трудных родахдомочадцы молитвенно обращались к Божией Матери: Ее чудотворным образам « Феодоровская»,«Скоропослушница», «Троеручица», «Помогательница женам чада рождати». В некоторыхгуберниях просили принести в дом роженицы запрестольную икону местного храма.В народной традиции, вторящей церковным Крестным ходам, обходили дом роженицыс венчальными иконами, которыми родители благословляли ее на брак.
Равно с заботойо здоровье роженицы, молитвенно надеялись и просили здоровья рождающемуся чаду.Обращались к Богородице, Ее чудотворному образу «Целительница» (память 1 октября),просили здравия и милости к новорожденным. О здоровье младенца до Крещения молилисьдома образам Пресвятой Богородицы «Тихвинская» и праведному Симеону Богоприимцу,принявшему на свои руки Богомладенца, принесенного на сороковой день в Иерусалимскийхрам по закону Моисееву для посвящения Богу, в событиях Сретения Господня.
- Какие еще народныеправославные традиции связаны с появлением в доме малыша?
- Народная православнаятрадиция всегда стремилась к благочестию и в быту, поэтому сразу после появленияна свет младенца его клали в красный угол и окропляли святой крещенской водой– во ограждение от бед, так как ребенок еще не был крещен.
По православномуобычаю, в первый день по рождении младенца приглашали священника, который, обратяськ иконам красного угла читал молитвы о прощении грехов, о укреплении сил материсо чадом, о послании им светлых ангелов. На восьмой день нарекалось имя. Наречениеимени означало оглашение младенца. В народном православном сознании с наречениемимени чадо обретало небесного покровителя, подобно ангелу-хранителю, даваемомуво cвятом Крещении. Недаром День ангела называется именинами.
- Так когда женужно все-таки крестить детей?
- Крестили младенцане позднее сорокового дня с момента рождения или раньше. В таинстве Крещениямладенец становится членом Христовой Церкви, то есть соединяется с Живым Богом,очищается от первородного греха и рождается в новую духовную жизнь. После троекратногопогружения в освященную воду мальчика священник вносил в алтарь и прикладывалк иконе Спасителя. Девочку прикладывали к иконе Божией Матери слева от ЦарскихВрат на амвоне. В крестинах восприемниками были крестные мать и отец. Дома послекрещения они были самыми почетными гостями. Батюшка брал новокрещеного младенцана руки и держал перед иконой «Избавление от бед страждущих», пел тропарь. Для крещения готовили праздничную крещальную рубашку, чепчик, пеленку обязательнобелого цвета, что символизировало чистоту рождения и вечную жизнь. Крещениеребенка было праздником для всей родни.
- Праздники быстротечны,после них начинаются будни, которые нередко преподносят заботы и хлопоты, темболее, когда в доме появился малыш. Чем могут помочь молодым матерям их молитвы?
- Заботы материнства– приятные, но иногда и трудные. В старину к этим заботам относили недостатокмолока у молодой матери и заботу о страждущем, неспящем младенце. При маломколичестве молока молодой матери за помощью обращались к Богоматери и возносилимолитвы перед ее образом «Млекопитательница». Пресвятую Богородицу просили милостивопощадить и сострадально заступить, как ведающую материнские скорби. Если младенецстрадал отсутствием сна, молились Господу и всем Его святым. Молитва содержалане менее 30 имен угодников Божиих о даровании «сна телесного здравия… сна питательного».
Особою иконой по молитвам об укреплении здоровья ребенка считалась икона Божией Матери мучеников14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.
- Надежда Сергеевна,наши предки были людьми благочестивыми, наверное, у них было и немало благочестивыхобычаев и традиций, связанных с рождением в семье младенца. Можно рассказатьоб этом поподробнее?
- После рожденияребенка, особенно в состоятельных домах, заказывали «родимые» или «мерные»,или «охранные» иконы, которые писали в меру роста младенца в честь святого,чье имя носил младенец.
Крестик или образокБожией Матери обязательно вешали в изголовье колыбели. Для этого на спинке кроваткиукреплялась прочная петля, на которую и вешался крестик или образок.
В конце XIX векавошел обычай дарить «именные» иконы, то есть с изображением святого, чье имяносит ребенок. Причем внизу иконы обязательно был тропарь святому, а на обратнойстороне – житие святого.
Если младенец во сне улыбался, его не беспокоили – считалось, что в этот момент сам ангел-хранитель«гулит» ребенка, или «ангельская душенька с ним беседует, на все доброе наставляет»,или младенец, будучи чист, «зрит ангелов».
- Большое спасибо,Надежда Сергеевна, за интересную беседу. Из вашего рассказа мы узнали, что в сознании православного народа икона была сосредоточением не только церковноголитургического богослужения, но активно входила в быт, при этом воспитывая благочестивоеустроение христианской православной жизни. Надеемся, что Ваши рекомендации,в каких случаях какой иконе нужно молиться, помогут молодым женщинам, готовящимсястать матерями или недавно родившим младенцев, определиться с тем, какой святойлик должен появиться в их доме.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивыемиряне, дорогие братья и сестры! Податель всех благГосподь наш Иисус Христос вновь являет Свою милость первопрестольному градунашему, ибо из Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры города Санкт-Петербургав пределы города Москвы для поклонения верующих приносится величайшая святыняземли Русской — ковчег с частью мощей святого благоверного князя АлександраНевского.
«Каждаяновая страница в духовной книге, прочитанная вашим ребенком – это доброе семя,брошенное в его душу». «…Занимайся чтением».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.