Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Учебныйгод только-только начался, но многие выпускники будущего года уже задумываются,где продолжить образование после окончания общеобразовательной школы. «Мы приобрелисправочник «Учебный Екатеринбург», – пишет в редакцию жительница одного из районныхцентров области, – но в нем даны сведения только о светских учебных учреждениях.
А нам бы хотелось узнать о духовных: как туда можно поступить, какие требованияпредъявляются к ученикам. Особенно нас интересует Верхотурское духовное училище,потому что оно находится недалеко от города, в котором мы живем».
Нет необходимостиговорить о том, что духовные учебные заведения продолжают функции церковно-приходскойшколы. И не просто продолжают, а являются логическим завершением таких школ.Наша задача на сегодняшний день не просто выявить роль этих учебных заведенийв формировании ценностных ориентаций личности, но и роль данных учебных заведенийкак ответа на многие проблемы, которые встают перед православным человеком сегодня.А проблем этих много.
О работеи деятельности одного из таких заведений – Верхотурского православного духовногоучилища – мы беседуем с проректором по учебно-воспитательной работе иереем ВикторомТитовым.
Это учебноезаведение основано по благословению Правящего Архиепископа Екатеринбургскойепархии Владыки Викентия в 2001 году, оно рассчитано на два года учебы. Ребятапоступают сюда после окончания 9 класса, но параллельно они заканчивают и общеобразовательнуюсреднюю школу – они учатся в Верхотурской городской вечерней школе. Таким образом,воспитанники получают полное общее и профессионально-религиозное образование.
- Для читателейзаметим, что в училище было уже несколько выпусков, в нынешнем году был юбилейный– пятый – выпуск.
- И мы надеемся,что наше училище является неплохим подспорьем для приходов в комплектованиикадров. Как правило, все ребята возвращаются после окончания училища на службув приходы, которые их направляли на учебу.
К сожалению,духовное училище нам приходилось начинать, как говорится, «с нуля». Хотя в Екатеринбургскойепархии и было прежде духовное училище – ныне это православная духовная семинария,но функции прежнего и нашего учебного заведения были несколько иные. Екатеринбургскоедуховное училище изначально основывалось как преддверие семинарии, и перед нимставилась задача высшего духовного образования. Перед нами такая задача не стоит.Более того, мы не ставим своей целью готовить наших воспитанников к поступлениюв семинарию. Это одна из задач, но не основная.
- Какую же задачув деятельности вашего учебного заведения Вы считаете основной?
- Основнаянаша задача – дать ребятам возможность остаться православными в этом мире. Пожалуй,это главная цель.
Она продиктованаеще и тем, что в наше училище поступают самые разные ребята. Во-первых, это,конечно, ребята из православных семей, те, кто уже сложился как православнаяличность. Наша задача помочь им раскрыть все имеющиеся у них положительные качестваи попытаться справиться с тем отрицательным, что у них есть. Вторая часть нашихабитуриентов – это ребята невоцерковленные, но ищущие Бога. Они приходят из мира со своими страстями. Как об этом писал апостол Павел: «люди, не почитающиени отца, ни матери, пьяницы, блудники»… То есть наша обыденная сегодняшняя молодежь.И мы их принимаем. Не всех, конечно, а тех, кто проходят испытания и доказывают,что способны учиться у нас. Приходится с ними работать и сочетать два разныхпотока, состоящих из разных людей – воцерковленных и невоцерковленных, тех,кто знает, что такое Церковь, и тех, кто еще ищет ответ на вопрос, что такоеЦерковь.
Поэтому основныесложности заключаются в том, как совместить эти две такие разные группы. Темболее что находятся они в одном классе.
- Самой главнойособенностью Верхотурского училища является то, что оно существует при монастыре…
- А так этои было изначально на Руси, – все духовные училища работали при монастырях. И,пожалуй, это самая лучшая форма существования духовного учебного заведения.Это самый большой плюс.
Самое важное,что еще нужно понимать: в училище учатся не студенты, не учащиеся. В училище– воспитанники. Потому что наша главная цель не дать определенные знания, а воспитать. Об этом говорил в одном из обращений и Святейший Патриарх Московскийи всея Руси Алексий II: «Подлинное образование – это выведение человека из темнотыдуховной к свету разумного сознания. Образование призвано наметить правильныеориентиры, подвести к истинному пути, на котором душа человеческая может безопасноразвиваться, достигать зрелости и совершенства».
Почти так же говорили и святые отцы Церкви, и многие православные философы и богословы.К примеру, известный филолог, составитель «Толкового словаря русского языка»Владимир Даль писал: «Просвещение одной только наукой, одного только ума – одностороннеи не ведет к добру». Поэтому во главу угла в духовном учебном заведении должноставиться прежде всего воспитание.
А лучшеевоспитание – через Церковь. Поэтому во главу угла в воспитательном процессев духовном училище ставятся регулярное причастие и исповедь. Мы знаем, что,по апостольским правилам, христианин должен причащаться не реже одного разав месяц. Эту практику мы и стараемся ввести в училище. Но мы не заставляем причащаться,наши воспитанники по внутреннему установлению и положению должны регулярно исповедываться.А исповедь есть не что иное как повод, предлог для того, чтобы человеку приготовитьсяк причастию.
По благословениюнашего Архипастыря, воспитанники училища должны исповедываться два раза в месяц,то есть каждые две недели. Этот процесс отслеживается, и в случае, если исповедьпропускается, с воспитанниками проводится воспитательная беседа. Впрочем, ужек концу первого курса ребята сами хорошо понимают необходимость исповеди. И на сегодняшний день можно сказать, что первым человеком в училище для ребятявляется духовник. Фигура духовника ключевая во всем воспитательном процессе.
- Думается, что роль духовника является ключевой в любом деле. И не только для воспитанниковдуховного училища, но и для всех благочестивых христиан.
- Вот потомув самом начале своей деятельности мы определили духовника, который должен былработать с ребятами.
Вторая сторонавоспитательного процесса в училище – это воспитание через внешнее к внутреннему.Даже сам внешний вид может много рассказать о человеке. И наши ребята следятза своим внешним видом, понимая, что Господь создал в человеке не только душу,но и тело, которое также должно выглядеть прекрасно.
Всякое образованиене мыслится без самообразования, воспитание – без самовоспитания, научение –без самообучения. А в училище очень важным аспектом является еще и самообеспечение:ребята сами обеспечивают себя в бытовых нуждах. Это очень важно на сегодняшнийдень, когда дети, в основном, «квартирные», городские. Не говорю о том, что они не могут даже гвоздь забить или починить несложный бытовой прибор, они не могут даже элементарно постирать свои вещи. С этим приходится сталкиваться,и учить их.
- И каковы успехи?
- Я считаю,что зря два года в училище не проходят. Наши выпускники вполне готовы к службев армии в плане самообеспечения, общения и просто в психологическом аспекте.Потому что мы учим их жить не только в монастыре, хотя это сложно, но и житьв миру – хотя и под контролем. Ребята принимают активное участие не только в жизни монастыря, они участвуют и в жизни города, но дозировано, под нашим присмотром.В том числе с ними ведется воспитательная работа по патриотическому воспитанию,и выпускники нашего училища, те, кто подходят по возрасту и состоянию здоровья,идут в армию смело, не боясь, не страшась. Не защищать Родину, но служить Отечеству,как это, собственно говоря, и должно быть.
Училище начинаеторганично вписываться в вертикальную интегрированную структуру. При ВерхотурскомСвято-Николаевском мужском монастыре шесть лет существует православная гимназия,и та вертикаль, о которой говорил несколько лет назад наш Владыка, уже начинаетпросматриваться. Мы рассматриваем возможность открытия в городе православногодетского сада, гимназия у нас уже есть, логическим ее завершением является нашеучилище. А дальше ребята вольны сами выбирать: либо православная семинария, либо факультет теологии, либо православный Святотихоновский университет, либо,даст Бог, появится у нас православный университет…
Беседовала Лидия Ежкова
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
В Екатеринбургепрошел уникальный «круглый стол». Уникальный сразу по трем причинам: по составуучастников, по теме, которую они обсуждали и, главное, по атмосфере.
Многим знакомокрылатое выражение – «глас вопиющего в пустыне». Но не все знают, что эти словаиз Священного Писания относятся к пророку Иоанну Предтече (Ис.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.