Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (452) → Россия – бедная и богатая

Россия – бедная и богатая

№35 (452) / 8 сентября ‘07

Социальное служение

В этой теме:

Социальное служение
«Русская семья без детей снимет квартиру…»
Социальное служение
«Глас вопиющего в пустыне»

 В Екатеринбургепрошел уникальный «круглый стол». Уникальный сразу по трем причинам: по составуучастников, по теме, которую они обсуждали и, главное, по атмосфере.

Впервыеесли не в России, то по крайней мере в Свердловской области, встретились представителиРусской Православной Церкви и профсоюзов. «Круглый стол» назывался «Экономическоеи духовно-нравственное возрождение России – путь борьбы с бедностью». Прощеговоря: как сделать Россию процветающей страной всеобщего благополучия.

 Тема глобальная,но и Церковь, и профсоюзники с ней на удивление легко справились, хотя былозаметно, что они и сами этого не ожидали. В принципе, по отдельности и те, и другие не раз говорили о путях возрождения России, но собрать эти мнения воедино,да еще и прийти к некому общему знаменателю – задача поистине сложная. И делодаже не в том, что профсоюзники – сплошь и рядом бывшие партийцы, да еще и в возрасте, как подметил один из участников «круглого стола», когда «людей ужене исправишь».
 Дело в том,что сфера интересов у них одна, ведь в XX веке именно профсоюзам достались праваи обязанности, которые веками принадлежали в России церкви – формирование нравственногоотношения к труду, и поэтому можно понять некоторое чувство ревности профсоюзныхработников к церкви, вдруг обратившей внимание на эту сферу. И неслучайно на круглом столе прозвучали слова руководителя одного из свердловских предприятий:по старой советской привычке до сих пор идут люди в профком решать проблемыс пьющими мужьями и детьми-наркоманами. Объяснять не нужно: раньше с этим людишли в Церковь.
 Еще немногооб атмосфере. Как заявил в начале собрания председатель федерации профсоюзовСвердловской области Андрей Ветлужских, идея встречи с церковью была воспринятав профсоюзах неоднозначно. Да это и не удивительно – скептицизм при виде людейв рясах был заметен и в начале «круглого стола».
 Но вот парадокс– чем старше были выступавшие, чем больше они с теплотой вспоминали советскуювласть, тем больше уважения к присутствовавшим в малом зале Дома профсоюзовпредставителям церкви во главе с архиепископом Екатеринбургским и ВерхотурскимВикентием они высказывали. Вот она, та самая толерантность, в отсутствии которойнынешняя либеральная молодежь обвиняет поколение отцов и дедов. Вот то самоенравственное воспитание, которое некоторое ищут, сбиваясь с ног, – совсем рядом.Когда профсоюзный лидер, явно не бывающий в церкви, возмущается тем, что, мол,молодежь вроде как верующая, а крестятся все кто во что горазд – и слева направо,и справа налево, и наискосок. И говорил он не для того, чтобы попенять лишнийраз представителям церкви, нет. Возмущение было искреннее, смешанное с сожалениемоб отсутствии воспитания и духовного развития, о котором каждый любит рассуждать.Возможно, представитель совета ветеранов не увидит в священнике авторитета идейного,но если человек говорит мудрые вещи, то чем это не причина его уважать?
 Да и представителиЦеркви удивляли. Такое количество посылов к советским временам, цитат Марксаи даже некоторой ностальгии по прошлому из уст православных священников вряд ли еще где-нибудь услышишь. Но и у этого есть объяснение. При обсуждении будущеговсем необходимо апеллировать к каким-то понятиям и реалиям прошлого. А прошлоеи у профсоюзов, и у церковных деятелей одно – СССР.
 Председательпрофкома Березовского завода строительных конструкций Виктор Стасив рассказывал,что на заводе, после того, как построили часовню, атмосфера стала лучше, а ВладыкаВикентий заявил, что известная мудрость «Кто не работает, тот не ест» взятаиз Библии. В общем, все это было интересно, потому как не было благостным и напускным.
 Про духовно-нравственнуюэкономику
 Чтобы разобратьсяв столь сложных вопросах, российскую бедность решили разделить на моральнуюи материальную. Понятно, что они тесно связаны друг с другом, точнее, последняя,по мнению собравшихся, является следствием первой. Но с материальной бедностьюразобраться гораздо проще. Оказывается, у церкви есть свое видение экономическиблагополучного государства – государства с духовно-нравственной экономикой.Под абстрактным понятием скрывается вполне реальная, хотя и сложная в нынешнихусловиях для осуществления программа. По сути, она подразумевает построениепостиндустриального общества. Есть в ней и реальные пункты, которые практическидублируют последнее послание Президента РФ Федеральному Собранию. Сравните:по словам ректора Уральского института бизнеса, профессора и священника АлександраМиняйло, акцент следует сделать, например, на развитии малых городов, уйти от мегаполисов. В послании такое развитие подразумевается в пункте о научных центрах,городах, в которых бы развивались инновации. Схожи позиции по освоению территориистраны – священники вспоминают строительство Транссиба, вокруг которого вырасталигорода. В настоящем времени строительство магистрали заменят строительство трубопроводови разработка новых месторождений. Естественно, церковь не могла обойти обеспечениенаселения жильем (нацпроект «Доступное жилье») и, в частности, строительствоиндивидуального жилья. Вполне соответствует и современным представлениям, и многовековым традициям.
 Собственно,если не брать в расчет духовную составляющую, в нынешнем государстве взят курсна вполне духовно-нравственную экономику. Другое дело, как она реализуется;но, принципы, как видно, схожие.
 Однако моральнаясоставляющая является все-таки доминирующей. И вот тут развернулись споры. Тутвсплыли и воспоминания о советском прошлом, и о воспитании молодежи, и о том,«кому на Руси жить хорошо», о школе, семье и воспитании. И вот парадокс – вродевсе видят проблемы одинаково, а к единому мнению никак не придут. Как сказалпредседатель совета по молодежной политике Федерации профсоюзов Свердловскойобласти Илья Вяткин, «мы с вами сейчас говорим об одном и том же, но мы не вместе».
 Суть дискуссииможно свести к следующему: да, у нас общество потребления, да, духовная отсталость,и в советские времена труд был куда нравственнее (кстати, первыми с этим согласилисьсвященники), но взглянем реальности в лицо – мы от этого не уйдем.
 Как уйтиот общества потребления? Профсоюзники, как люди практического склада ума, поройозадачивали священников.
 «Мы сегоднячасто забываем о духовном отношении к труду, о том, что мастер должен душу вкладыватьв свое дело, – соглашается с церковью председатель областного комитета работниковкультуры Валентина Высоцкая, но тут же добавляет – единственное противоречие,которое возникает, это цена труда. Как труд должен оплачиваться? Если думать,что человек трудиться только за деньги, то в этом случае такой человек изначальнопревращается в раба, служит золотому тельцу. А если трудится бесплатно, то человекутяжело жить, потому что он в нашем мире будет терпеть множество лишений. И воткакова должна быть цена труда? Что такое «достойная оплата»? Какая она? Церковьговорит, что мы воспитываем общество потребления. А на какой границе мы должныостановиться, чтобы не перейти в это общество потребления, но чтобы зарплатабыла достойная?», – задалась вопросом председатель областного комитета профсоюзаработников культуры Валентина Высоцкая.
 На вопроспопытался ответить вполне известными истинами владыка Викентий: мол, человекхороший, не склонный к стяжательству, и малым будет довольствоваться, а жадномусколько не дай – все мало будет. Но такой ответ профсоюзников не вполне удовлетворил.
«У меня сложилось впечатление, что наша церковь немного схоластически действует.Мы можем говорить, прав или не прав Запад, но мы сегодня живем на Западе. Мысегодня можем говорить, что экономика безнравственна, но она все равно такойбудет. Мораль – штука хорошая, но в основном богатеет тот, кто хорошо умеету соседа тиснуть», – сказал председатель профкома одного из уральских предприятий.«И я не смогу своим людям на производстве сказать: ты вот молодец, будь и дальшебессребреником. У нас за последние 20 лет сложилось такое мышление, что ктобессребреник, тот дурак», – с сожалением констатировал председатель профсоюзаодного из предприятий области. Да что говорить – вопрос «Если ты такой умный,то почему такой бедный?» давно стал риторическим в современной России. Кстати,про эту несправедливость весьма эмоционально сказал и Александр Миняйло: «Это же невиданно: наши отцы и деды строили, а какой-то олигарх все себе забрал!».
 Как уже говорилосьвыше, положительное предлагалось брать в прошлом. «У нас такое предприятие –без нравственного труда ракеты нельзя делать. Я считаю, что труд в советскоевремя был более нравственным и справедливее оплачивался, чем сейчас. За 15 летмы, к сожалению, потеряли то положительное, что было. Сейчас государство от советской идеологии перешло к воинствующей пропаганде протестантских ценностей»,– с горькой улыбкой сказал председатель профкома НПО «Автоматики» Николай Кузнецов.
 Кстати, удивительно,что о протестантстве и в целом о западном варианте отношения церкви к трудутак мало говорилось. Ведь взгляды протестантской христианской церкви и РПЦ на сколачивание состояния всегда отличались. Теперь же православной церкви фактическиприходится иметь дело с нацией, которая давно живет по западным принципам, правда,ментальность все равно осталась прежней. Как говорил герой одного фильма о современныхроссийских реалиях: «Не мы такие, жизнь такая!»
 Один из священников,присутствовавших на «круглом столе», привел такой пример из жизни: «У нас былслучай. Бизнесмен решил организовать бесплатные обеды для людей, которым нечегокушать. И стали приходить люди, они вырыли рядом землянки. И бизнесмен одномуговорит: пойдем ко мне на работу, я тебе дам достойную зарплату, ты будешь работать,сможешь питаться нормально, одеваться, жилье у тебя будет. И человек не идетработать», – печалился священник. Профсоюзники его хорошо поняли, но к решению,что делать с такими людьми, так и не пришли.

 Кому флаг в руки, барабан – на шею?
 И все-такив самом главном профсоюзники и священники согласились и даже обещали помогатьдруг другу. Будущее страны – за новым поколением.
 «Мы частозабываем свои истоки и свое прошлое. И нельзя выкинуть из истории советскоепрошлое. Например, школа. В советской школе было очень много положительного.Да это была лучшая школа мира! Почему мы должны отказываться от этого? Надовернуться к истокам советским и дореволюционным в школе», – слова принадлежатне профсоюзнику, как можно было бы подумать, а священнику Александру Миняйло.
 Естественно,много говорили о введении ОПК в школах, спорили по этому поводу. Лучше всехпо поводу воспитания и будущего высказался Илья Вяткин: «Сегодня самое важноеопределить не куда дальше идти, а кто дальше пойдет. Вот от того, кто будетидти в будущее, это самое будущее и будет зависеть. И воспитание поколения должнобыть не только в детских садах и школах, но и в семье. Все-таки институт семьимы никуда не вырежем. Из сиротских приютов, из интернатов редко человек выходитполноценным. Очень тяжело воспитать человека полноценным в такой ограниченнойсреде. Нужно о будущем ребенка, о его воспитании думать не только тогда, когдавыбираешь ему хорошую школу, хороший институт и хорошую работу, а в тот момент,когда он родился. Вот у такого ребенка будет светлое будущее. И тогда можнобудет говорить о будущем, ведь оно даже не из настоящего, оно из прошлого идет.И ведь такие ребята есть, и их достаточно много. Вопрос в другом: у нас до сихпор нет общности этих людей», – сказал Вяткин. И к Церкви обращались пожилыеуже профсоюзные лидеры, мол, нас уже не переделать, но с молодыми-то надо работать.Слова далеко не новые, но от того не менее верные.
 А вот что было действительно новым, так это завуалированное предложение Андрея Ветлужскихо формах сотрудничества. По словам главного профсоюзного лидера области, за границей, в частности в Германии, на первое мая профсоюзные лидеры приходятв церковь и устраивают там что-то вроде ликбеза в области прав трудящихся. Но идея перенять опыт была воспринята в штыки, причем самим же профсоюзниками.«Я, например, не согласен с тем, чтобы за церковную кафедру первого мая ставитьлидеров профсоюза. Все-таки есть у нас вещи, которые нашей же культурой воспитаны,что можно и чего нельзя. Я думаю, священник встанет на нашу трибуну – это воспримется.А председатель профкома в церкви – если не смешно, то нелепо по крайней мере»,– сказал один из представителей профессиональных союзов. Было и другое предложение– продвигать священников в депутаты разных уровней, а также привлекать не толькоправославную церковь, но и другие конфессии к участию в соглашениях, которыеобычно подписываются между работодателями и профсоюзами. Спорная позиция, но не рискует только тот, кто ничего не делает. Всеобщее одобрение вызвало предложениене просто подписать резолюцию «круглого стола», но и направить ее во властныеструктуры, а также собираться регулярно, возможно, с привлечением других конфессий.
 Если честно,то участники «круглого стола», похоже, сами были поражены, что разговариватьдруг с другом так просто. Удивительного в том ничего нет – как сказал один из участников, – в нас все равно это заложено, на генном уровне. Если никто мешатьне будет, даже неверующий со священником договориться смогут. Вопрос в том,как «подтянуть» в этот диалог власть так, чтобы язык общения был единым. Ведьдаже если духовно-нравственную экономику назовут, к примеру, инновационной,но сути своей она от этого не поменяет, то вряд ли кто будет возражать. Ведьв советское время никто часовенки на заводах не строил, а отношение к трудубыло куда более нравственным.

Анастасия Мотовилова,
«НАКАНУНЕ.RU»

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Социальное служение

«Русская семья без детей снимет квартиру…»

 Мыперестали любить друг друга. Или просто не умеем, – или не хотим… А любитьдетей и вовсе не прикажешь.

 
Социальное служение

Священник Виктор Титов: «Основная задача духовного училища — дать ребятам возможность остаться православными в этом мире»

 Учебныйгод только-только начался, но многие выпускники будущего года уже задумываются,где продолжить образование после окончания общеобразовательной школы. «Мы приобрелисправочник «Учебный Екатеринбург», – пишет в редакцию жительница одного из районныхцентров области, – но в нем даны сведения только о светских учебных учреждениях.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс