Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (448) → Прекрасная Италия

Прекрасная Италия

№31 (448) / 8 августа ‘07

По святым местам

 …Там бьет крылом История сама,
И, догорая, рдеет солнце Славы

Над красотой, сводящею с ума.
(Байрон)

 К поездкев Италию, состоявшейся по благословению архиепископа Екатеринбургского и ВерхотурскогоВикентия, готовились загодя. Сначала утверждался состав группы. Руководителембыл назначен настоятель екатеринбургского храма в честь Вознесения Господняпротоиерей Николай Малета. Затем очень долго делали визы: их удалось получитьтолько за сутки до вылета, когда – с большой долей риска – билеты на авиарейсдо Милана были уже куплены. И вот летним вечером перелет из Екатеринбурга в Москву. Ночь в гостинице международного аэропорта Шереметьево. А на следующееутро нас встречает уже «солнечная Италия». Встречает, кстати, пасмурной погодой– и это после стоящей на Урале 30-градусной жары.
 В миланскомаэропорту Мальпенса нас ждал представитель итальянского оргкомитета поездки,преподаватель юридического факультета Пизанского университета доктор ВиничиоЧеккарини. Сразу же, бурно и темпераментно жестикулируя, начал рассказывать:оказывается, приехал встречать русских гостей уже в третий раз. Сначала емусказали, что мы прилетаем в субботу. Всей семьей, на трех машинах, Чеккариниотправились в аэропорт – за 200 километров, с побережья Средиземного моря. В воскресенье – то же самое. Мы прилетели только в понедельник…. В третий разсемья Чеккарини уже не поехала в аэропорт, и Виничио встретил нас один.
 Из аэропорта,даже не перекусив, отправились в путь за 400 километров – в итальянскую областьЛигурию, к Средиземному морю. Здесь, в основном, и проходили мероприятия и встречи,запланированные для нас хозяевами. К слову сказать, Милан увидеть так и не удалось– аэропорт построен в семидесяти километрах от города.
Автострада к морю проложена среди лесов и полей. Ожидаешь увидеть экзотическиерастения, яркую итальянскую природу. Но ничего этого вдоль дороги нет: холмы,кустарник, тополя и сосны, трава в придорожной пыли… Отец Николай Малета смеется:«Словно бы из Екатеринбурга в Первоуральск едешь».

 ГЕНУЯ. СВЯТОЙЛИК
 К часу днядобрались до Генуи – километров двести от Милана. Здесь, в Генуе, нынешней столицеЛигурии, родился Христофор Колумб, и до сих пор сохранились стены его дома и чудный маленький садик рядом с ними. Теперь это один из городских музеев. А в довольно грязном заливе у городской набережной качается на волнах каравелла«Санта Мария» — копия той самой, на которой Колумб «со товарищи» отправилисьАмерику открывать. Каравелла окружена «барками» – десятки небольших катеркови моторных лодок стоят у причала.
 Впечатлениеот Генуи – город сумрачный. Дома серые, все окна наглухо закрыты ставнями (потомоказалось, что в Италии везде так – спасаются от жары). Кстати, решеток на окнахпервых этажей практически нет нигде. Я видела их только в нескольких административныхзданиях.
 Здания, кажется,все старинные, и тоже словно бы времен Колумба. И повсюду под окнами протянутыверевки, сушится белье – даже на центральной улице, у городской мэрии, тожепод окнами висит бельишко. Совсем как в послевоенных фильмах итальянских режиссеров-неореалистов. На улицах машин не так много, как мотороллеров. На мотороллерах ездят все –парни и девушки. Надев шлем, лихо катит старичок. А навстречу ему – бабуля,не менее лихо: на велосипеде. Это всё по узким улочкам-ущельям. И в потоке машин.Однако водители уважительно к пешеходам относятся. Хотя итальянцы, как и русские,переходят улицу, где заблагорассудится, – в удобном месте, а не только по светофору.Но это никого не раздражает. И, хотя, как выяснилось, итальянцы не менее русскихлюбят быструю езду, но останавливаются и пешеходов пропускают, не раздражаясь.
 Проблематолько в автопарковках. Повсюду они – частные и платные. Поэтому машину приходитсяоставлять порой далеко от того места, куда стремишься. Так и Виничио – поставилавтомобиль где-то на окраине, и мы побежали по городу искать храм, где находитсясвятыня, которую хотели показать нам итальянцы, – Святой Лик.
 Шли довольнодолго, пересекая улицы узкие, и неожиданно оказываясь на площадях – просторных,зеленых и обязательно с памятником в центре. В Италии историю хранят – помняти хорошее, и плохое. И потому ни один памятник не снесли за много веков, дажеесли действия того или иного исторического персонажа получали впоследствии оценкунегативную. Исключение, быть может, только монументы Муссолини — их нет.
 Сначала мыпопали в базилику Санта Мария Иммаколата (во имя иконы Пресвятой Богородицы«Безгрешная»), на виа (улице) Ассаротти. Узнав, что в храме присутствует священникиз России, вышел к нам улыбающийся настоятель. Провел по церкви – полутемной,и внутри и снаружи украшенной многочисленными мраморными изваяниями. Показалдорогу к Кьеза Сан Бартоломео дельи Армени (армянской церкви Святого Варфоломея),где пребывает Святой Лик.
 К армянскомухраму вела каменная лестница, по виду очень древняя, увитая плющом. Здесь гостейиз России встретил настоятель храма дон Пьетро.
«Армянской» церковь Сан Бартоломео называется потому, что была основана в 1308году армянскими монахами, пришедшими сюда из своей родной страны, захваченнойтурками.
 Первоначальнохрам был трехпридельным (в Италии говорят: «центральный неф», «правая и леваякапеллы»). В 1883 году левый придел разрушили, когда строили соседнее здание.Оно и сейчас закрывает церковь с двух сторон.
 А в концеXVI века в левой части центрального нефа воздвигли капеллу Святого Лика.
 Святой ЛикГоспода почти шесть веков хранится в армянской церкви. По преданию, это самоедревнее изображение Спасителя. И в Италии полагают, что именно здесь, в Генуе,находится Его подлинное изображение.
 Преданиегласит, что царь Авгарь из Эдессы (ныне город Урфа в Южной Турции) послал художникаАнанию, чтобы тот запечатлел на полотне образ Христа. Когда художник предпринялнесколько безуспешных попыток запечатлеть Святой Лик, Христос умыл лицо, отерего платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику.Так Нерукотворный образ стал первой в истории иконой Спасителя. В Х веке СвятойОбраз был перевезен из Эдессы в Константинополь. Существует, однако, и другаяверсия легенды: Анании действительно удалось нарисовать портрет Господа:; именноего и почитают в Генуе в церкви Сан Бартоломео.
 В XIV веке,во времена упадка Византийской империи, над которой постоянно висела угрозасо стороны турок, Святой Лик был вывезен из Константинополя генуэзским капитаном(будущим дожем) Леонардо Монтальдо. Это произошло во 1362 году. Монтальдо или получил святой образ в дар, или запросил его как благодарность за военную помощь,оказанную им византийскому императору Иоанну V Палеологу. Привезенный в Геную,Святой образ в 1384 году было подарен семьей Монтальдо армянской церкви, прикоторой эта семья имела свои владения и дома. С тех пор святая икона хранитсяв храме Сан Бартоломео.
 В 1507 году,в результате захвата Генуи королем Франции Людовиком XII, Святой Лик был выкрадени увезен во Францию. Но спустя несколько месяцев, благодаря вмешательству генуэзскихпослов, торговцев и банкиров, драгоценнейшая реликвия вернулась в Геную и вновьстала духовной опорой этого прекрасного итальянского города.
 …Нам удалосьблизко увидеть и сфотографировать Святой Лик. Хорошо различимы отдельные мазкикисти. А в некоторых местах краска осыпалась, и видна чистая поверхность иконнойдоски.
 Генуэзскийобраз Спасителя не раз был объектом исторического исследования итальянских ученых.Установлено, что он написан яичной темперой и не раз подправлялся впоследствии.Под темперой – лён, он хорошо виден по краям. Льняная ткань наклеена на кедровуюдоску, вставленную, в свою очередь, в деревянную раму, покрытую ныне драгоценнымфилигранным окладом. Доска-оригинал носит следы предыдущих украшений: вокругЛика Господа когда-то была цепочка из маленьких жемчужин, от которых сейчасостались лишь отверстия.
 В XVI векегенуэзцы подарили Святому Лику драгоценный серебряный оклад, в котором святыняхранится и ныне. В начале XVIII века серебряный оклад был украшен драгоценнымикамнями, вставленными в оправу из золота и серебра.
 Рядом с иконой– большая карта древнего мира, с указаниями «маршрутов» путешествий СвятогоОбраза. У иконы постоянно горят свечи. Но свечи, что называется, модернизированные:это электрические лампочки в форме свечей, на длинных цилиндрических подставках.Они установлены на ящике для сбора пожертвований: опустил пожертвование («офе-рту»),включил рубильник – и свеча загорается. Через несколько минут гаснет – до следующей«оферты»…
 Архитектурацентра Генуи отличается пышностью: все огромно, масштабно и беломраморно, украшеноколоннами и статуями пап и святых. В центре площади – огромный старинный фонтан.Напротив – конная статуя Джузеппе Гарибальди, народного героя Италии, руководителянационально-освободительного движения в XIX веке.
 десь же –здание парламента Лигурии и музей, в котором во время нашей поездки проходилавыставка картин Луки Камбиазо, лигурийского живописца XVI века. Здание музеятакое же беломраморное, как и все остальное. Выставку не посетили – не быловремени. Зато побывали в соборе Сан Лоренцо (Святого Лаврентия) – готическойвысоченной постройке, вход в которую охраняют задумчивые и добродушные каменныельвы.
 На ступенькахпаперти сидят туристы и местные жители. А внутри собор огромный, узкий и сумрачный.Словно бы внутри корабля находишься. Темный камень окружает и сверху, и с боков.Только светится золотом алтарная апсида (хотя в католических храмах алтаря как такового нет. Нет и иконостаса. На всеобщем обозрении длинный каменный престол,к которому беспрепятственно могут подойти все желающие – и мужчины, и женщины).
 На соборнойплощади – изящный фонтанчик из знаменитого каррарского мрамора (город Карраранаходится неподалеку, и с автострады видны разработки мраморных месторожденийвысоко в горах – словно снег лежит). На древних каменных стенах – признанияв любви, написанные баллончиком с краской: «Vittorio ti amo».
А с набережной, среди пальм, смотрят в море старинные чугунные пушки: как и самой Генуе, им много сотен лет.

 МОНАСТЫРЬ САНТАМАРИЯ ДЕЛЬ МАРЕ
 Нас поселилив монастыре Санта Мария дель Маре (Святой Девы на Море). Небесный покровительэтой женской обители – Сан Бенедетто (святой Бенедикт), то есть сестер можноеще называть бенедиктинками. И, хотя в названии монастыря есть слово «море»,море далеко внизу. А в монастырь нужно из города Ла Специя ехать по горномусерпантину – извилистой дороге – километров восемь. Утром, после завтрака, насвывозили вниз. Вечером опять забрасывали в горы. В поездке от разницы высот,как в самолете, закладывало уши и начинала болеть голова.
 При этомдоблестный наш гид Виничио вел машину как истинный итальянец: руки от руля отрывали на дорогу практически не смотрел. Отец Николай, сам водитель со стажем, во время поездок не уставал читать молитву святителю Николаю Чудотворцу…
 В самом монастыре– тишина, благодать. Тихо и пустынно в коридоре монастырской гостиницы. Телевизоровв номерах нет. Есть один – внизу, в холле. Зато на столе в каждом номере – обязательномолитвенник, на стене – распятие, а у выхода – чаша со святой водой. Кондиционер,удобная мебель, множество светильников и сияющая чистотой и белизной ваннаякомната.
 Благоухаютцветы, в монастырском саду зреют персики и апельсины (каждый день к обеду намподавали свежесобранные фрукты). Здание обители белоснежное – современное, выстроенноев конструктивистском стиле. Белый двухэтажный корпус образовывает каре, с небольшимцветником внутри. Здесь и монастырская гостиница, в которой мы жили. Здесь жеи церковь. Такая же белая и в форме куба, как и остальные строения. Венчаетее не купол, а стеклянный трехгранный шпиль-игла. А у входа в храм – трогательнаятабличка «Chiesa» («Церковь») со стрелочкой-указателем. Чтобы, не дай Бог, не перепутали чего…
 Сестер обителимы почти не видели. Хотя они находятся в этом же корпусе, где и паломники, но вход в келии и часть сада отделены железным забором. Да и в церкви на богослуженияхсестры сидят отдельно – за решеткой, за самим престолом. В отличие от остальныхприхожан, для которых в храме поставлены длинные ряды деревянных скамеек.
 Беседоваливсе паломники только со старенькой сестрой Кларой да послушницей Мириам, которыетрудились на кухне и в прачечной. И Клара непременно хотела каждому налить супили положить второе сама – уж такое у нее было послушание.
 Тишина в монастыре постоянная. Ничто ее не нарушает, только голоса детей, которых родителипривезли сюда, чтобы помолиться, побыть, подумать в тишине. Часть религиозныхитальянцев именно так проводит отпуск – в обители, вдали от мирской суеты.
Хотя в числе гостей были и люди других национальностей: пожилая немка, бабуся-француженкас палочкой, молодой негр – католический священник из Алжира. Он непременно читалмолитву перед обедом в общей трапезной. А когда католический батюшка уехал,то собравшиеся просили нашего отца Николая обязательно прочесть молитву и благословитьпищу. А сестры так и руку ему целовали…
 Интересно,что монастырский обед включает не только молочные продукты, но также мясо и курицу – католики не соблюдают пост в среду, у них и многодневных постов два.Вообще, строго постятся всего два дня в году.
 Каждое утро,пока еще свежо, в монастырском садике включали автоматические «поливалки». И в течение часа – трава свежая, зеленая. Цветы, розовые и красные, покрыты сверкающимикаплями. Но вода быстро высыхает на жарком южном солнце.
 В обителивсе располагает к уединенной молитве: статуя Пресвятой Девы, скамейки из обломковцельного белейшего мрамора. Такие же мраморные плиты образуют дорожки, которыеочень красиво смотрятся на изумрудно-зеленой траве газона. А статуя святогоБенедикта стоит на самом возвышенном месте монастырской горы. У ее подножия– смотровая площадка, откуда открывается захватывающий дух вид на город Ла Специяи порт внизу, на густо-синее Средиземное море вдали.
(Продолжение ледует)

Наталья ЗЫРЯНОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Церковь и общество

«Троянский конь ювенальной юстиции»

Новый проект и старые знакомыеУслышав непривычное название – «ювенальная юстиция», – люди обычно пожимают плечами и спрашивают: «А что это такое?» И если им сказать, как говорят сторонники данного нововведения, что речь идет о создании специальных судов для несовершеннолетних, которые необходимы для полноценной защиты прав детей, то никто и не заподозрит ничего плохого. У нас же много всяких институтов детства: детские сады, школы, спортивные секции, поликлиники, больницы, санатории, лагеря. Почему бы не быть и специальным детским судам?

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс