Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (448) → Протоиерей Петр Мангилев, проректор Екатеринбургской духовной семинарии: «Инвестиции в духовное образование как бы невидимы, но только они способны поднять духовную культуру общества»

Протоиерей Петр Мангилев, проректор Екатеринбургской духовной семинарии: «Инвестиции в духовное образование как бы невидимы, но только они способны поднять духовную культуру общества»

№31 (448) / 8 августа ‘07

Церковь и общество

В этой теме:

Церковь и общество
«Троянский конь ювенальной юстиции»

 - Отец Петр,сколько семинаристов выпущено в нынешнем учебном году?
 - По дневномуотделению окончило семинарию 18 человек, по заочному – 15 человек, общее количество,соответственно, 33 человека. Часть выпускников семинарии с заочного отделениясоставляет духовенство, они уже служат на приходах нашей и ряда других епархий:у нас были учащиеся из Пермской, Челябинской, Курганской епархий и даже из Белоруссии.Они уехали к месту служения на свои приходы. Выпускники дневного отделения распределеныпо разным приходам нашей епархии для несения послушания. По распоряжению Синода,выпускники духовных школ в течение двух лет трудятся на месте, которое им определяетПравящий Архиерей, и только после этого окончательно получают диплом и могутвыбирать себе место дальнейшего служения по собственному желанию.

 - Скорее всего,они распределяются в глубинку, в отдаленные от центра приходы?
 - Нет, этоне обязательно, некоторые распределившиеся остались работать в екатеринбургскиххрамах. Особенно это относится к выпускникам регентского отделения: они получилипослушание служить певчими в городских храмах. Очень много ребят распределилосьпо городским храмам для преподавания в воскресных школах, чтения и пения на клиросе, для ведения миссионерской и просветительской работы. Один из выпускников,Иван Никулин, рекомендован к поступлению в Московскую духовную академию, сейчасон собирает все документы, скоро поедет поступать.
 Здесь мнехотелось бы поблагодарить президента Благотворительного фонда во имя Всех СвятыхСергея Романовича Галустяна – он лично и фонд, возглавляемый им, оказывают духовнойсеминарии большую помощь в поддержке духовного образования.
 - В чем заключаетсяэта помощь?
 - Ежегодноу нас два раза в год бывает награждение лучших учащихся по итогам семестра премиями,средства на которые выделяются из Всесвятского фонда. В нынешнем году вручениеэтих премий проходило особенно торжественно, 24 мая, на престольный праздникнашего храма в честь Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.Премиями были награждены учащиеся пастырского и регентского отделений.
 Конечно,учащиеся у нас находятся на полном обеспечении, мы даже платим им небольшуюстипендию, но материальная поддержка для студентов никогда не бывает лишней.Как показывает практика, ребята используют премиальные Фонда, в основном, на приобретение книг – на то, что им будет служить всю жизнь. То, что уже со студенческоговремени у них начинают формироваться библиотеки, очень важно: они пригодятсяребятам в последующей практической деятельности. Так что эта помощь, которуюоказывает семинаристам Фонд, очень важна.
 Кроме того,Сергей Романович, который присутствовал у нас на выпуске, от имени Фонда наградиллучших учащихся, выпускников, которые с отличием окончили семинарию.
 - Кто же этиотличники?
 - Иван Никулин,который рекомендован для поступления в академию, две воспитанницы регентскогоотделения, Екатерина Апоненова и Светлана Шуклина, и выпускник заочного отделенияотец Евгений Пампура. Это тоже существенная поддержка выпускникам и стимул в плане обучения для других наших учеников.
 Ведь такскладывается ситуация, что какая-то финансовая помощь, вовлечение тех или иныхматериальных ресурсов в церковную жизнь в большей степени идет в строительство,в благоукрашение храмов. Потому что здесь, когда человек вкладывает свои средства,он видит реальный результат. Результаты же духовного образования, учебного процессаи учебной деятельности не так очевидны на первый взгляд, и поэтому вложенийсюда бывает намного меньше.
 - Такова, видимо,психология многих людей, которые хотят иметь результаты своей деятельности «сразуи сейчас»…
 - На самомделе все обстоит несколько иначе. Нам все-таки приходится наблюдать развитиежизни, духовной школы на протяжении уже тринадцати лет существования нашей семинарии,и наблюдать состояние жизни в Екатеринбурге и епархии за более длительный период,что позволяет делать определенные выводы. Сравнивать то, что было, когда начиналось,например, мое служение, когда начиналась образовательная деятельность духовнойсеминарии…
 - Отец Петр,Вы предупредили мой вопрос. Чем отличаются те ребята, которые поступали в семинариюв первые годы ее работы и сейчас, спустя 14 лет с начала работы семинарии? Насколькообоснованны, насколько серьезны их решения в выборе учебного заведения и готовностьслужения Церкви и Богу?
 - За полторадесятилетия изменилась вся наша жизнь. Пусть и невидимо, но именно образованиевносит в нее определенные изменения. Появляются церковно-приходские школы в приходах, они начинают активно работать, открываются воскресные школы для взрослых,в которых ведется более серьезное воцерковление людей, миряне изучают основанияхристианской Православной веры… И уже степень духовной подготовленности прихожан,их включенности в богослужебную жизнь, знание и понимание всего происходящегов храме стали совершенно иными, на порядок выше, чем было раньше.
 Здесь, конечно,с одной стороны сказывается результат образовательной деятельности, котораяпроводится с детьми, а с другой стороны, налицо результаты работы и со взрослымнаселением.
 Вложениев человека, в данном случае – в подготовку и качественное обучение одного специалиста,вроде бы невидимо. Но потом этот человек начинает работать и привлекать к жизниЦеркви других людей – вот и результат прежних материальных затрат на его обучение.
 Сейчас мыостро нуждаемся в кадрах, в образованных специалистах. Поле деятельности Церквиочень велико, и людей, способных качественно выполнять ту работу, которая предлагается,к сожалению, не так много. В самом деле, у нас страшный дефицит кадров.
 Что касаетсявопроса о серьезности намерений абитуриентов и об изменении качественного составапоступающих… Надо сказать, что изменение происходит; сегодня мы, как и многиедругие учебные заведения, испытываем серьезные трудности в силу того, что странанаходится в демографической «яме», и количество выпускников школ становитсяменьше.
 У нас нетроста конкурса, но нет и его снижения. В силу демографической «ямы» мы можемговорить, что если и падает количество поступающих, то очень незначительно.Несмотря на то, что в Екатеринбурге и других городах области имеется еще несколькобогословских учебных заведений, мы набирали необходимое количество студентов. Хотя новый набор ждем с некоторым опасением, в новостных программах уже проходитинформация от некоторых вузов о том, что в нынешнем году у них очень мало желающихпоступать на учебу. Тем не менее, у нас уже есть первые абитуриенты, которыесобираются поступать. Они приходят на консультации по всем интересующим их вопросам,готовят документы, необходимые для поступления.
 Качествоподготовки выпускников общеобразовательных средних школ оставляет желать лучшего.Это печальный момент. Тринадцать проведенных у нас наборов показывают, что подготовкаребят в «старой» школе была лучшей. Когда мы делали первые наборы и видели тройкупо русскому языку, то мы видели, что это – твердая тройка. К сожалению, сейчасприходится говорить о том, что даже четверка по русскому языку не равняетсятройке, выставленнной выпускнику, окончившему школу в начале девяностых годов.
 - Умышленно завышаяоценки своим ученикам, учителя, таким образом, наверное, стараются защитить«честь своего мундира»…
 - Да, да,но, на самом деле «мундир»-то оказывается с дырами. В данном случае как-то такне совсем все хорошо. Но есть другой, очень важный момент. Мы в последнее времяввели экзамен по Закону Божию и по истории Церкви для поступающих. В первыегоды работы семинарии этого не было в силу того, что мы просто не могли приниматьтакой экзамен: наши абитуриенты не были к нему готовы.
 Сейчас даетсебя знать подготовка молодежи в воскресных и церковно-приходских школах. В Екатеринбургской епархии очень серьезная система церковно-приходских школ, четконалажена их деятельность, и, конечно, связь «церковно-приходская школа – семинария»начинает выстраиваться. Понятно, что далеко не всегда поступают в семинариютолько выпускники церковно-приходских школ, бывает, что поступает и «неохваченное»,мирское население. С другой стороны, не все юноши, выпускники церковно-приходскихшкол, изъявляют желание продолжить обучение в духовной семинарии.
 - Но так ведьи не должно быть. Не все же выпускники музыкальных школ становятся студентамимузыкальных училищ и консерватории…
 - Конечно.Но, тем не менее, результаты работы церковно-приходских школ здесь очевидны,они налицо, и это мы тоже можем отметить как положительный факт.
 Что касаетсяснижения общего уровня подготовки в средней школе, так это – общая беда всехвысших учебных заведений. Но все равно мы с оптимизмом готовимся к новому учебномугоду. Русский язык и стилистику, кстати, преподаем в семинарии, потому что какую-то коррекцию знаний бывших школьников приходится проводить. Есть в учебной программеи другие общеобразовательные дисциплины, чтобы на первых курсах подготовитьобразованных, культурных людей.
 Еще одиннедостаток школы – это неумение многих учеников самостоятельно работать, конспектировать,работать с книгой. Это стало особенно заметным на протяжении работы с поступающиминескольких последних наборов. И опять же говорю, что это – не какая-то исключительнаясеминарская выборка, потому что подобное мне приходится видеть и в государственномуниверситете, где я тоже веду преподавательскую деятельность. Конечно, уровеньзнаний абитуриентов, поступающих в УрГУ, высок, все же это – главный вуз города,но, тем не менее, все равно на протяжении многих лет можно наблюдать, что ситуацияс общеобразовательной подготовкой не в лучшую сторону меняется.
 - Наверное, негативносказывается и то, что современные школьники книгам и учебникам предпочитаютИнтернет, откуда они скачивают уже готовые сочинения, рефераты…
 - Это вообщеужасно, это – жуткая вещь. Конечно, Интернет это, с одной стороны, – огромноеудобство, облегчение труда, но с другой – путь к «отуплению», к катастрофическомуснижению качества образования.
 - А среди воспитанниковсеминарии такие попытки бывают?
 - Бывают.Но, может быть оттого, что богословская тематика представлена в Интернете не в столь большом объеме, и преподавателям проще проконтролировать, особенно то,что касается учебных текстов, наши ребята стараются не прибегать к этому. Этоодна сторона вопроса.
 - Да и студентыу вас особенные – духовнее, порядочнее, они просто не хотят брать грех на душу…
 - Порядочностьв них, безусловно есть, но есть и такая своеобразная «жуликоватость». Дело в том, что студент часто не расценивает списывание как некоторый непорядочныйпоступок, в системе образования это повелось испокон веков… Но есть и какая-то «корпоративная мораль», которая не предполагает такие действия, как списывание.Поэтому здесь, пожалуй, и нельзя по данному признаку судить человека: он становитсястарше, и в этом смысле становится более ответственным. Сейчас некоторые поддерживаютсятакого мнения: если многие списывают, то почему бы и мне не облегчить свою жизнь?Это – плохо, но, тем не менее, так бывает.
 - Отец Петр,в завершение беседы давайте обратимся к возможным вашим будущим студентам. Как и чем живет семинария, какие традиции существуют…
 - Вот пустьприходят учиться, и все узнают сами. Что касается жизни семинарии… С понедельникапо субботу – учебный процесс, в воскресные дни – участие в богослужении. Студентыпроживают здесь постоянно, обеспечиваются четырехразовым питанием, есть определенныйраспорядок дня. Если говорить для обыденного сознания, то в семинарии в чем-то есть сходство с военным училищем, когда студент всецело должен быть подчинен,включен в общую жизнь. Наши воспитанники должны участвовать в богослужениях,нести послушания по самообслуживанию, по поддержанию порядка в здании и на еготерритории.
 А так учебныйпроцесс налажен, преподается более сорока учебных дисциплин, как специальныхбогословских, так и общегуманитарных. Занятия проходят с 8–30 утра до 14–30,после обеда идут спецкурсы. Вечернее время отводится для самоподготовки, и какое-то время для свободного досуга.
 - На досуге,наверное, нужно остановиться поподробнее, потому что многие искренне считают,что семинарист ни на минуту не может быть предоставлен самому себе.
 - Это не так. Досуг бывает и организованный, и неорганизованный, то есть воспитанникможет сам решать, чем ему заняться, согласно своим духовным запросам и личныминтересам. Бывают у нас спортивные программы и мероприятия, коллективный просмотри обсуждение фильмов… Конечно, для специального просмотра фильмы отбираютсяособенные, философские, которые заставляют думать. Далее. Имеется у нас богословскийкружок – всецелая инициатива самих студентов. Раз в месяц собираются его заседания,на которых ребята делятся своими мнениями по самым разнообразным вопросам.
 По инициативевоспитанников регентского отделения создан хор, регулярно проводятся спевки,причем участие в хоре принимают и ребята с пастырского отделения. Регулярнопроводятся паломнические поездки, походы по музеям города Екатеринбурга, мыстараемся находиться в курсе культурных событий: если видим, что открываетсяинтересная выставка, готовится интересный концерт – обязательно стараемся побыватьна таких значимых мероприятиях. Пусть это бывает не часто, но, тем не менее,в учебном году несколько раз бывают такие организованные «выходы в свет». Ну,а в индивидуальном порядке, в свободное время ребята ходят чаще. Особенно онилюбят ходить в оперный театр, на концерты классической музыки, в филармонию.
 Так что могупригласить нынешних выпускников к нам на учебу, жить и учиться в семинарии оченьинтересно. Обещаю: скучно никому не будет.

Беседовала Лидия Ежкова.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковный календарь

26 августа — перенесение мощей преподобного Максима исповедника

Воспоминаемый ныне святой Церковью преподобный Максим Исповедник жил в VIII веке. Получив высокое образование, он служил у императора Ираклия советником. В его время появилась так называемая монофелитская ересь.

 
Церковь и общество

«Троянский конь ювенальной юстиции»

Новый проект и старые знакомыеУслышав непривычное название – «ювенальная юстиция», – люди обычно пожимают плечами и спрашивают: «А что это такое?» И если им сказать, как говорят сторонники данного нововведения, что речь идет о создании специальных судов для несовершеннолетних, которые необходимы для полноценной защиты прав детей, то никто и не заподозрит ничего плохого. У нас же много всяких институтов детства: детские сады, школы, спортивные секции, поликлиники, больницы, санатории, лагеря. Почему бы не быть и специальным детским судам?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс