Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (442) → Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: «Человеческое творчество – это всегда или соработничество с Богом, или совместный труд с лукавым»

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: «Человеческое творчество – это всегда или соработничество с Богом, или совместный труд с лукавым»

№25 (442) / 1 июля ‘07

Церковь и общество

 Выступлениена конференции «Христианство, культура, нравственные ценности» (Москва, 19–21июня 2007 года)

 В эти дниздесь, в Москве, мы продолжаем диалог, который был совместно начат Русской ПравославнойЦерковью и Римско-Католической Церковью в прошлом году в Вене. В центре диалоганаходится современная общественная жизнь в наиболее актуальных ее проявлениях.

Разговор, который мы сейчас ведем, затрагивает темы практического характера,которые, безусловно, имеют свое богословское обоснование. В течение трех днейконференции ее участники выскажут свою точку зрения по всему спектру заявленныхпроблем. Я хотел бы поделиться своим видением этой темы.
 По моемумнению, разговор о культуре – это прежде всего разговор о творчестве и его местев человеческой жизни. Каждый человек обладает способностью творить, посколькуона является чертой человеческого духа. Благодаря этой способности в человеческомсообществе, несмотря на единство людской природы, наблюдается чрезвычайное многообразиеобычаев, общественных укладов, политических систем. Для христиан очевидно происхождениетворческой способности. Она дарована людям Богом. Бог является Творцом, а потомучеловек, созданный по Его образу и подобию, также имеет творческую способность.Творческой способности лишено все остальное в природе, кроме человека. Творчествочеловека является продолжением творчества Бога, создавшего этот мир. Следовательно,творчество должно развиваться и занимать в жизни человека и человеческого обществаполагающееся ему место.
 В чем состоиттворческая способность человека? Ею обладает каждый человек, но в различнойстепени и в различных сферах жизни. Так, можно говорить как о творчестве художника,так и о творчестве простого работника или домохозяйки. Творчество – это одиниз наивысших способов самореализации человека. Творческая лаборатория отдельногочеловека с трудом поддается описанию и определению. Это происходит потому, что творчество не технологично, его нельзя описать на языке технологий. Творчествопроявляется как создание идей и воплощение их в жизнь в материальной или духовнойобласти. Изобретение идеи является подобием творческого акта Бога, который творитиз ничего. Знаком того, что творчество является Божественным даром, есть то,что автор испытывает радость и высокий подъем духа, когда находится в творческомпроцессе.
 Творчествоневозможно без свободы человеческого духа. Свобода является необходимым условиемпоявления творческих идей. Добровольный интерес к какому-либо проявлению человеческойжизни рождает в человеке предрасположенность к творчеству в этой области. Творческаяспособность не может в полной мере раскрыться, если на человека оказываетсядавление или принуждение. Однако свобода неминуемо ставит вопрос о смысле творчества.Поискам соотношения между свободой и смыслом творчества посвящены размышлениямногих русских и западноевропейских выдающихся умов. Что творчество дает самомуавтору и как оно влияет на его душу? Что приносит людям то или иное произведениечеловека и как оно влияет на них? Вопрос о содержании творчества не являетсяпраздным. Оно может обогатить жизнь автора, а может причинить ему страданиеи даже привести к гибели.
 Говоря, что свобода является непременным фактором, определяющим творчество человека, я имеюв виду свободу духа. Внешне человек может быть несвободным — хорошо известныпримеры, когда люди творили в тюрьме. В Советском Союзе не было полной свободы,однако литературное творчество развивалось так, как не развивается ныне в свободнойдемократической России. Совершенно ясно, что творчество связано с внутреннейчеловеческой свободой. Сохраняя свободу духа, человек способен творить дажев условиях несвободы внешней.
 Кроме того,есть еще один важнейший аспект личного творчества – это влияние, оказываемоепроизведением на других людей. Всегда есть некий зазор между замыслом, которыйвкладывает автор в произведение, и последующим прочтением этого произведенияв обществе. Для христианства эта сторона творчества заострена до высшей точки.Господь говорит о высокой ответственности человека за то, что он делает в отношениидругих: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше былобы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк.9. 42). С христианской точки зрения, человеческое творчество – это всегда или соработничество с Богом, или совместный труд с лукавым.
 Не бываеттворчества, абсолютно нейтрального по отношению к системе нравственных и сотериологическихкоординат — все, что делает человек, касается его спасения. Поэтому всякое творчествоимеет прямое или косвенное отношение к делу спасения человека.
 Человек можетнаправлять свою творческую способность на пользу зла. Также его творчество можетнаправляться другими людьми для достижения недобрых целей. Злодей так же можетбыть творческим человеком в своем деле и весьма преуспеть в осуществлении своихидей.
 Существованиеразличных проявлений творчества ставит вопрос об их присутствии и влиянии на общество. Современное общество стремится к обеспечению максимальной свободыличности, в том числе в сфере самовыражения и творчества. Такой подход породилогромное количество идей, произведений, изобретений, которые приносят не толькодобро и пользу, но вред человеческой жизни, а также разрушают общежитие. Сегодняпоявляется мощное направление в культуре, которое осмеивает и издевается над религиозными убеждениями. Эта индустрия приносит деньги. Взять хотя бы недавнийфильм «Код да Винчи» и рекламную кампанию вокруг него, направленную исключительнона получение прибыли. Для авторов этой кампании было совершенно неважно, какоевлияние этот фильм окажет на души людей. Другим мощным разрушительным пластомкультуры стала проповедь легкого образа жизни, наркомании, половой распущенности,эгоизма, половых извращений. Такую позицию стремятся отстоять и защитить с помощьюссылки на свободу творчества и самовыражения. К сожалению, современная культура,особенно популярная культура, часто забывает учить человека работать над собойдля улучшения себя и окружающего мира. Человек переключается только на потребление,а его творческие силы ослабевают. Это отражается на состоянии общества, в которомуже нет активности, инноваций, изобретений. Преобладающими становятся апатияи депрессия. Поэтому современные люди нуждаются в такой культуре, которая быпомогала им лучше понять себя и справляться со своими темными сторонами. Культуракак «возделывание» a priori предполагает совершенствование человеческой личности.Если культура или то, что называет себя культурой, не культивирует личность,не способствует ее возрастанию, то это антикультура. Единственным критерием,по которому культура отличается от антикультуры, является ее связь с нравственностью.
 Нам могутсказать, что вновь Церковь пытается поставить вопрос о добром и злом творчестве,зарезервировав для себя роль арбитра. Для верующих людей соборный голос Церкви,конечно же, имеет главное значение в разграничении этих видов творчества и пониманиитого, что есть культура, а что культурой не является. Однако мы сегодня имеемтакое устройство современного общества, при котором люди придерживаются различныхмировоззренческих позиций, в том числе таких, которые не принимают христианство.Для таких людей доводы христианства могут казаться неубедительными, а потомуони настаивают на свободе собственного понимания творчества, культуры и самовыражения.Поэтому мы должны ставить сегодня вопрос не о запрете того или иного проявлениячеловеческого творчества как такового, а о том, в каких формах и в какой сфере:публичной или частной – может проявляться то или иное творчество.
 Конечно,общество должно максимально поддерживать свободу личности, в том числе в сфересамовыражения и творчества, но оно также вправе решать, какое творчество должноиметь общественную поддержку, а какое должно оставаться уделом частной жизничеловека. О какой поддержке идет речь? Это – бюджетное финансирование, предоставлениенаучных, образовательных, медийных и других площадок для проявления того или иного творчества. Возникает вопрос: должно ли общество поддерживать инициативы,направленные на разрушение человеческой нравственности? Является ли такая политкасамоубийственной для общества?
 Критериемтворчества, достойного общественной поддержки, является его способность созидатьмир и единство в обществе, вдохновлять человека на труд и активную жизнь, совершенствоватьи развивать духовную и материальную культуру. Одним словом – творчество должнопомогать людям работать над собой, совершенствовать свою личную жизнь, семейныесвязи, общественные отношения. Необходимо замечать недостатки, стремиться их исправлять. Те проявления творчества, которые направлены против этих ценностей,не должны быть пропагандируемы публично и тем более не должны иметь поддержкиобщественной или государственной.
 Я вижу совместнуюзадачу для христиан Европы в том, чтобы дать современному человеку больше, чемему может предложить современная поп-культура. Мы должны поддерживать ту культуру,которая направлена на созидание и совершенствование личности и общества. Здесьочень большое поле для нашего взаимодействия и здесь наши позиции весьма близки.
 В заключениехотел бы сказать: мы живем в эпоху, которую назвали эпохой постмодерна. Ее характернойособенностью является релятивизм. Недавно я имел возможность публично высказатьнекоторые опасения по поводу этого релятивизма, который касается нравственности,веры, искусства, культуры, духовной жизни человека. В то же время не допускаетсяникакого релятивизма в таких сферах, как государственное устройство или экономика.Нам говорят, что всякая альтернатива тому государственному устройству, котороесегодня предлагается наиболее сильными странами, является бесперспективной.Кто сегодня может серьезно сказать, что есть альтернатива демократии или свободномурынку? Следовательно, в современных условиях в области государственного устройства,в экономике релятивизма нет, а в духовной жизни он допускается. Полагаю, что необходимо осмыслить то, что мы называем эпохой постмодерна, в том числе и точкизрения сотериологической перспективы. Самым страшным является релятивизм в нравственнойобласти, потому что именно к этой области относятся различия между добром и злом. Если человечество перестает различать добро и зло, то очень скоро оносамо себя разрушит, потому что зло – культура зла, культура смерти – нежизнеспособна.Поэтому глубочайшая связь между культурой и нравственностью, которая существовалавсегда, не может и не должна разрушаться модными идеями постмодерна.
 Я вижу однуиз задач, которые стоят сегодня перед Церковью, перед научной общественностью,в том, чтобы путем совместных размышлений помочь современному обществу понять:потерять способность отличать добро от зла означает приоткрыть врата апокалипсиса.

Патриархия.Ру

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий поздравил выпускников Военной академии Генерального штаба ВС России

 СвятейшийПатриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил выпускников Военной академииГенерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. «На протяжении всей истории государства Российского тесный союз между служителямиЦеркви и Отечества был видимым знаком духовной и нравственной силы России, символомвоинской доблести и чести», — говорится в поздравлении.

 
Церковь и общество

Верховный суд признал законным прошлогодний запрет на проведение шествия содомитов в Москве

 «Верховныйсуд Российской Федерации полностью согласился с аргументацией Тверского районногосуда Москвы о законности запрета гей-шествия», – сообщил организатор гей-парадав российской столице Николай Алексеев.  В определенииВерховного суда, по словам Н.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс