Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Владыка, мывступили в период церковного календаря, который называется Петров пост. Расскажите,пожалуйста, о причинах его установления, ограничениях Петрова поста, его особенностях.
Такой вопрос задает нам, в частности, Виктор из Серова, но, конечно, услышатьоб этом будет интересно и полезно всем.
- Я всехвас, дорогие братья и сестры, поздравляю с началом Петрова поста. Мы еще называемего «апостольский пост» – пост святых первоверховных апостолов Петра и Павла.Этот пост был установлен в честь великих столпов нашей Церкви. Он установленеще со времен апостолов, с древних времен. Угодники Божии, апостолы Христовы,совершили великое, славное дело нашего спасения; они много потрудились и показалинам истинный путь покаяния и исправления.
Мы знаем,что апостолы Петр и Павел тяжко согрешили перед Богом, но потом показали для нас пример истинного покаяния.
Святой апостол Петр предал Христа; он смалодушничал перед искушениями того времени,но потом раскаялся. Господь восстановил его в прежнее апостольское достоинство.
Апостол Павелгнал Христа, многие пострадали от его рук во время гонения на христиан, но потомГосподь чудесным образом призвал его на апостольское служение – и он много потрудился,чтобы привести чад Божиих в лоно Церкви, приобрести их для Царства Божия. Мызнаем: в течение всей своей жизни апостолы Петр и Павел, хотя имели большиедарования от Бога, каялись, глубоко осознавая свой грех, и всегда считали себянедостойными даже называться апостолами, говоря: «Я изверг, я пепел, я недостоинэтого высокого звания».
Для нас,дорогие братья и сестры, этот образ покаяния очень важен и нужен: часто мы совершаемгрехи и не сознаем их, не считаем грехами. Некоторые люди приходят в сознаниесвоей греховности, но впадают в отчаяние, уныние: «Я недостоин вообще ничего,я никогда не буду помилован». На примере святых апостолов Петра и Павла мы видимравновесие между сознанием своей греховности, немощи, слабости перед необходимостьювосстать от греха, и сознанием, что «а может быть, я никогда не был бы прощенБогом за свои тяжкие грехи». Как говорят святые отцы, нужно сознавать глубинусвоего падения, но не впадать в отчаяние, в уныние. Это состояние бодрствованияради спасения Христова и надежды на милосердие Божие мы видим у святых апостоловПетра и Павла. Нам предстоит потрудиться над собой, чтобы действительно углубитьсяв свою душу, увидеть ее, осознать свои падения, греховные наклонности, слабости,немощи, и не приходить в состояние уныния и отчаяния. Апостолы Петр и Павелхотя говорили: «Я недостоин, я изверг», но верили в милосердие Божие: надеялись,что Господь покроет нас Своей любовью и даст спасение, вечное блаженство.
Проходя апостольскийПетров пост, мы должны найти в себе силы дойти до осознания своей греховности,своего недостоинства, и в то же время не опускаться, не впадать в отчаяние,в уныние, но надеяться. Это осознание своей греховности, наоборот, должно насподвигать к добрым поступкам, чтобы наша жизнь была примером для других, приводилак Богу многих людей, как это делали апостолы Петр и Павел. И это будет подвиг,труд, который будет считаться подражанием святым апостолам в деле нашего спасения.
- Владыка, простите,у нас звонок. Давайте ответим, а потом продолжим о Петровом посте. Звонок из Магнитогорска, Челябинской области: «Одиннадцать лет тому назад, будучи в зарегистрированномв ЗАГСе браке с мужем, мы стали восприемниками при Крещении одного ребенка –внука двоюродной сестры моего мужа. Мы в то время не были воцерковлены. Теперьсемья сознательно воцерковилась. Мы с мужем живем уже 30-й год и решили обвенчаться.Будет ли наша совместная жизнь в браке препятствием к таинству Венчания, и еслибудет, то что нам делать? Спасибо Вам за ответ, здоровья Вам и многая лета!»
- Спасибобольшое. Если вы уже 30 лет прожили вместе и крестили детей, дальнейшая жизньможет идти по двум направлениям. Первое: вы с мужем живете дальше как брат и сестра – в покаянии, в сознании своего греха, что совершилось нарушение каноническихправил. Второе: вы венчаетесь и живете, как положено супругам. Но лучше всегоэтот вопрос решить с вашим Владыкой или духовником, со священником, потому что тут есть некоторые нюансы, которые нужно уточнить, чтобы правильно дать ответна вопрос.
- Владыка, выочень подробно и доходчиво рассказали о духовной стороне Петрова поста, но люди,которые только приходят в Церковь, может быть, изначально делают акцент на еговнешней стороне, то есть на том, что можно кушать, что нельзя и т.д. Какие особенностиу телесной стороны Петрова поста? Что именно в Петров пост можно, а что нельзя?
- Сам пост– это воздержание. Воздержание от мясной и от молочной пищи. Этот пост имеетпослабление тем, что в течение всего поста можно вкушать рыбу, кроме среды и пятницы. Если посмотреть строже, по Типикону, то в понедельник, вторник и четвергможно есть рыбу, если в Церкви совершаются славословная, полиелейная и всенощнаяслужбы.
- То есть еслив церковном календаре вспоминаются святые, выделенные жирным шрифтом…
- Да, в тедни можно рыбу.
У нас очень много новомученников, исповедников Российских. Слава Богу, что Господьдал нам возможность к ним обращаться с молитвой. Мы им совершаем славословие.И получается, что у нас почти в каждый понедельник, вторник и четверг разрешаетсярыба. В среду и пятницу рыба разрешается только тогда, когда есть престольныйпраздник данного прихода.
- Прихожанамэтого храма?
- Да, прихожанамэтого храма. А в субботу и воскресенье разрешается всегда.
- То есть постдостаточно легкий, радостный, потому что и рыба, и фрукты, и овощи есть…
- Сейчасфруктов и овощей очень много, слава Богу. К сожалению, зачастую этот самый легкийиз всех постов почему-то не берется во внимание. Мало кто его придерживается.Конечно, мы должны возвращаться к традиции, и Петров пост соблюдать, потомучто он важен. Мы молимся, постимся, подвизаемся, подражая святым апостолам Петруи Павлу; эти святые угодники, имея большое дерзновение к Богу, видя наше старание,усердие, помогут нам в нашей жизни. Помогут усвоить Писание, которое они намдали. Ведь они оставили много Посланий, глубокий смысл которых мы иногда, можетбыть, не понимаем до конца. А если мы постом и молитвой будем подвизаться, онидадут нам разум познавать Божие учение, данное нам через апостолов, узнать лучшепуть исполнения Заповедей Божиих. И, конечно, это будет во благо для нашегодуховного развития.
- Владыка, такойзвонок: «Я тяжело заболела и очень страдаю. Как мне к этому относиться и что делать?»
- Мы сейчасговорили об апостолах. Они наставляли всегда за все благодарить Бога. Если мыс таким настроением будем относиться к болезни – благодарить Бога за страдание,мучение, и осознаем, что это дано нам, может быть, как очищение наших грехов,не будем гневаться, раздражаться, недовольствовать, – тем самым мы освободимсебя от болезни души, останется только телесная, которая будет покрываться благодатьюБожией. Может быть, будет становиться даже безболезненной. А чаще всего бывает– за такое отношение к болезни Господь дает быстрое исцеление. Мы молимся с благодарностью, надеждой, упованием на милость Божию, что Господь даст нам исцелениев этой тяжкой болезни. И Он дает нам исцеление, когда у нас такое настроение.Когда же мы унываем, отчаиваемся, что-то мыслим, недовольствуем, ропщем и т.д.,– мы свою болезнь еще усугубляем, делаем еще тяжелее. И душа болезнует, и тело,страдания еще больше увеличиваются.
Конечно,мы молимся в тяжелые дни болезни Спасителю, Божией Матери, святым угодникамБожиим. Все дано Богом для нас, для нашего исцеления. Если мы к святым Божиимобращаемся за помощью с молитвой, с упованием, с надеждой, то они нам помогут.И даст Бог, Господь даст исцеление.
- Владыка, позвольтевозвратиться к теме Петрова поста. Святые апостолы Петр и Павел – это действительнореально существовавшие исторические личности, или это какие-то мифические герои?Есть ли документальные свидетельства их реального существования? Какие-то историческиедокументы? Неужели они настолько были великими, что даже спустя две тысячи лет,люди их прославляют, совершают им память?
- Их помнят,и будут, наверное, помнить еще несколько тысячелетий, потому что самое большоесвидетельство, письменное свидетельство их реального существования – СвященноеПисание Нового Завета и их творения, которые были признаны учеными как творенияименно апостолов Павла и Петра. Мы знаем те города и селения, где проповедовалиапостолы Петр и Павел, сейчас есть возможность побывать в святых местах, гдеони проповедовали. Там все знают, от мала до велика, что в том или ином городебывал апостол Павел или апостол Петр. Им даже установлены памятники…
- Это и Греция,и Турция…
- Да, гдепроповедовал апостол Павел. Все знают. Туда едут паломники уже две тысячи лет.
- Люди в Турцию,Грецию больше ездят на курорты, на пляжи, а не знают, что в этих действительносвятых местах апостолы ходили, жили, проповедовали…
- Важнымсвидетельством реальной жизни апостолов являются сохранившиеся святые мощи апостоловПетра и Павла. Это самое большое вещественное доказательство, что они были не какими-то выдуманными, мифами, а жили исторически, проповедовали и принеслилюдям огромную пользу, большое богатство духовное, которым мы пользуемся сейчас,читая их Послания.
- Пресса иногда,рассказывая о каких-то церковных праздниках, нередко использует такие слова«по легенде». А легенда – это легенда…
- Да.
- Здесь надопонимать, что это реальные люди, которые жили, трудились, совершали подвиги…
У нас звонок из Московской области: «Как поступать, если священник советуетприхожанкам вставлять спираль, которая является абортивным средством?»
- Надо поступатьтак, как учит наша Церковь. Есть «Основы социальной концепции», которые былиприняты на Архиерейском Соборе, и там написано, что Православная Церковь Христоване приветствует противозачаточные средства. Может быть, этот батюшка простомолодой еще, не знает. Ему нужно глубже познакомиться с Учением и мнением нашейЦеркви, и тогда он эту ошибку исправит, надеемся. Противозачаточные средстване благословляются Церковью. Их использование – грех.
- От Елены пришелтакой вопрос накануне передачи: «Может ли быть крестной для девочки бабушкапо линии матери? И можно ли креститься в Петров пост? Говорят, что в пост нельзя».
- В данномслучае, конечно, может быть восприемницей бабушка. Что касается Крещения в течениепоста… Некоторые прихожане совершают большие празднества, пиршества послеКрещения детей и позволяют себе больше, чем это можно. А если человек не делаетникаких торжеств, которые превышают нормы христианской жизни, нормы человекапостящегося, то, конечно, можно покрестить ребенка, поблагодарить Бога за этумилость. Сделатьпостную трапезу – и все будет нормально.
- То есть можнокреститься, но не надо устраивать пиршества…
- Да.
- Владыка, снователефонный звонок: «Расскажите, пожалуйста, поподробнее о недостойном Причастии.Когда я был в паломнических поездках на Белой горе в Пермской епархии, в Чимееве,то духовники очень большое внимание уделяли этому вопросу во время Исповедии перед Исповедью. Говорят, человек получает, кроме всего прочего, еще и мытарства.То есть подходить к Чаше нужно благоговейно; этого требуют священники потому,что на самом деле человек получит какое-то наказание за неподобающее отношениек Причастию».
- В СвященномПисании написано, что человек должен приступать к Чаше для исцеления душевныхи телесных недугов, чтобы получить Царство Божие. Но кто принимает святое Причастиенедостойно, тот «суд себе ест и пьет». И потому, написано в Евангелии, «многиеиз вас болеют, что приступают к Чаше недостойно».
Конечно,к этому таинству нужно относиться очень серьезно. Почему мы и требуем, чтобычеловек прежде чем приступил к Причастию, готовился к этому, и главным образом,к таинству Исповеди – очищению души от греха, с желанием расстаться с грехом.И это желание подкрепляется благодатью, которую человек получает в таинствахПокаяния и Причастия. С такой целью он должен приступать к Чаше, к Причащению:получить силу искоренить ту или иную страсть, привязанность к греху. Когда человекс такой целью приступает и хочет приобщиться, подкрепить свои силы, тогда, конечно,Господь дает ему благодать во благо, во исцеление. А когда человек идет не с чувством благоговения, страха Божия, своей греховности, недостоинства, можетполучиться Причастие «в суд и в осуждение». И об этом говорят многие святыеотцы нашей Церкви, которые учат нас приступать к таинству Причастия Тела и КровиХристовых с глубокими чувствами покаяния, сознания своих недостоинства, греховности.И тогда Господь, видя наше сокрушение, простит, помилует и сподобит нас, чтобымы получили это таинство именно для спасения душевного, не для погибели.
- Спасибо, Владыка!Звонок из Киева: «Мы хотим оказать помощь каналу, но, к сожалению, никак не можем, потому что в России другая банковская система. Нужен какой-то внешнийсчет, чтобы это сделать. Как с этим быть? Подскажите, пожалуйста».
- Хорошо.Мы подумаем, как с этим быть, и вам сообщим. На нашей бегущей строке мы постараемсяобъяснить, как лучше сделать, чтобы помочь нашему каналу. Спасибо вам большоеза желание помочь.
- Раба БожияРимма спрашивает: «Есть ли в Екатеринбургской епархии прозорливые старцы?»
- О старцахнужно знать, что в нашей обычной жизни мы можем находиться рядом со старцем,но его не заметить. Даже такого великого старца и преподобного отца, как СерафимСаровский, не все почитали при жизни за старца. Почитание наступило позднее,а при жизни и братья монастыря, и другие говорили: «Ну что он… не особенно».Поэтому нужно быть внимательным к себе самому, и Господь откроет.
- Звонок из г. Кирова: «Мы с мужем лишаем родительских прав его бывшую жену. Она 8 лет не воспитываларебенка, и мы подали в суд. При обращении нашем в суд она заявила отказ, и сейчасжелает этим заняться. Но как мы понимаем, она делает это только из-за осуждениялюдей и ее близких. Совершаем ли мы грех? Пожалуйста, объясните нам».
- Конечно,это вопрос очень сложный. Надо решать его, главным образом, мирным путем, чтобыне навлекать на себя всякие скорби, трудности и недовольство со стороны тех,кто может его выразить. Конечно, если вы хотели бы усыновить или воспитать ребенка,который не воспитывается родной матерью, то вы сделаете хорошее дело, но нужноне нагнетать ситуацию, которая бы приносила много неприятностей, трудностейи недовольства с разных сторон. Нужно найти компромисс, который бы устраивалвсех, чтобы мирным образом совершить это благое, доброе дело.
- Владыка, спасибо.Свой вопрос хочет задать телезритель из г. Ульяновска: «Владыка, есть грех,в котором хочется покаяться перед Богом, но стыдно перед священником. Потомпридется с ним встречаться, еще исповедоваться. Как быть в таком случае? Ужемного лет священники все молодые. Как быть в таком случае?»
- Не надосмущаться и стесняться, потому что священники слышали очень много грехов, и они не будут смущаться тем, что вы скажете. Наоборот, будут радоваться, что вы смогли преодолеть, победить себя и сказать о грехе, который вас тяготит и стесняет. Они будут больше вас уважать, если вы будете сердечно каяться. А выосвободитесь от греха, который вас мучает. Поэтому не надо переживать; это называется«ложный стыд». Настоящий священник радуется, когда видит, что человек хорошопокаялся, хорошо поисповедовался, сказал все свои даже самые тяжелые грехи,не стесняясь.
Священник – только свидетель, а каемся мы перед Богом. Если мы, стесняясь перед священником, оставим свой грех на душе, то мы придем к Богу, и Он будет нассудить за этот грех тяжелым наказанием. Мы должны бояться Страшного суда, когдабудет суд перед всем народом, всемирный суд, и все люди будут видеть, слышатьо наших тяжких грехах. Лучше сказать о нем перед одним священником, чем перед всем народом. Если так себя настроить, то мы спокойненько расскажем об этомгрехе, и будем только радоваться. Нам нужно, чтобы душа была спокойна; радость,которую человек получает от чистосердечной Исповеди, – больше страха перед священником.Эта радость покроет все наши страхи и все наши недоумения, и мы будем себя оченьхорошо чувствовать.
- И такой вопрос:«Как относиться к бракам людей разных вероисповеданий?»
- Существуютв нашей жизни браки, когда вступающие в них супруги имеют разное вероисповедание.Священное Писание об этом говорит и не осуждает. Говорит о том, что если человекхочет жить в таком браке, пусть живет. Но если по каким-то причинам этот бракиз-за вероисповедания ослабевает, и есть проблемы, то допускается развод. Но для того, чтобы не было этих проблем, лучше все вопросы, касающиеся веры, решатьзаранее, до заключения брака. Желательно, как это было в России всегда: есливступали в брак люди с разной верой, православный человек находил в себе силыдать веру неправославному будущему супругу, научить его вере и потом креститьсяи венчаться. Это мы можем видеть на примере Святого Царственного СтрастотерпцаЦаря Николая II. У него тоже такая была ситуация – он хотел вступить в бракс Алисой, будущей святой царицей Александрой Феодоровной, которая не была православной;и ей было тяжело расстаться со своей верой. Но потом, постепенно, трудясь и стараясь понять красоту Православия, она полюбила Православие, стала православнойи даже святой Русской Православной Церкви. Поэтому нужно трудиться, молиться,надо молиться Страстотерпцу Николаю и Царице Александре, чтобы они помогли решитьэту проблему.
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ
В середине июняЕго Святейшество планирует посетить Вологодскую епархию. Одним из наиболее распространенныхвопросов, которые звучат накануне патриарших визитов, является вопрос о целяхпосещения того или иного города или области.
Москва —9–17 июня ; Санкт-Петербург— 17–22 июня (Александро-Невская лавра, Свято-Троицкий собор);
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.