Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (440) → Зачем Патриарх посещает епархии?

Зачем Патриарх посещает епархии?

№23 (440) / 15 июня ‘07

Первосвятитель

 В середине июняЕго Святейшество планирует посетить Вологодскую епархию. Одним из наиболее распространенныхвопросов, которые звучат накануне патриарших визитов, является вопрос о целяхпосещения того или иного города или области.

 Как правило,журналистов интересуют какие-то конкретные факты: какие храмы и монастыри собираетсяпосетить Патриарх, с кем из региональных руководителей он встретится и какиевопросы обсудит в ходе этих встреч. На поиски информации об этих аспектах патриаршихпоездок в епархии тратится много времени и сил. А между тем главное содержаниевизитов Предстоятеля Русской Церкви остается как бы за рамками журналистскоговнимания.
 В чем жесостоит это главное? Тут, к сожалению коллег-журналистов, ничего оригинальногосказать не удастся. Основным содержанием любой поездки Святейшего Патриархав епархии Русской Православной Церкви было и остается богослужение — совместнаямолитва с духовенством и паствой. И в этом молитвенном общении для церковногочеловека содержится куда больше смысла, чем в любом другом официальном мероприятии.
 О церковномединстве в последнее время много сказано и написано — как правило, в контекстеисторического подписания Акта о каноническом общении внутри Поместной РусскойПравославной Церкви. Но нельзя забывать и о другом аспекте церковного единства— о том, который был заложен в основание Церкви Самим Христом Спасителем, когдаОн молился: «да будет едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10, 16).
 ЕдинствоЦеркви как единение паствы и пастырей — одно из главнейших ее, Церкви, свойств.Недаром в православном катехизисе это свойство рассматривается первым — в соответствиис текстом Символа веры: «Верую …во едину святую, соборную и апостольскую Церковь».
 Поэтому традиционныйвзгляд на церковное единство подразумевает прежде всего молитвенное, евхаристическое(то есть теснейшее, таинственно-духовное, во Христе) общение архипастырей и пастырей с пасомыми. В древности молитвенное общение поддерживало христиан в условиях страшных гонений, удерживало от соблазна многочисленных расколов.
 Недаром одиниз основоположников экклесиологии (науки о Церкви) священномученик Киприан Карфагенский(III в.) так настойчиво призывал христиан: «Бог один, и один Христос, одна ЦерковьЕго, и вера одна, и один народ, совокупленный в единство тела союзом согласия».А еще раньше священномученик Игнатий Богоносец писал в своем послании к смирнянам:«Где является епископ, там да будет народ, а где Иисус Христос, там кафолическаяЦерковь» (8, 2). Это правило — «где епископ, там и Церковь» — издревле сталочастью живого церковного Предания и неизменно соблюдалось и соблюдается до нынешнеговремени.
 И практическийэффект — да простится такое словоупотребление — от укрепления этого единстватрудно переоценить. Примером из новейшей истории Русской Церкви может служитьлюбая поездка Предстоятеля Русской Церкви, например, прошлогодний визит СвятейшегоПатриарха Алексия в Латвию. Сам по себе визит был довольно насыщенным: в программеприсутствовали и встречи с руководителями Латвийской Республики, и участие в торжественных государственном приеме, но центром и смысловым стержнем всей тойпоездки было совершение богослужения — начиная с первых же часов пребыванияПатриарха на латвийской земле.
 Можно по-разномуоценивать итоги того визита — говорить о политических вопросах, которые поднималисьв ходе встреч с президентом Латвии В. Вике-Фрейбергой и другими руководителямиреспублики, пытаться увязать церковную тематику с проблемой российско-латвийскихотношений в целом, — но нельзя не заметить, что самым непосредственным результатомтого посещения стало бурное развитие церковной жизни в стране.
 Поэтому,когда журналисты светских изданий и агентств иногда спрашивают, зачем Патриархпосещает ту или иную епархию, — ответ почти всегда очевиден, как ни привычноон может выглядеть: Предстоятель Русской Церкви едет в епархии для того, чтобыпомолиться вместе с верующим народом. Помолиться «о мире всего мира, о благостоянииСвятых Божиих Церквей» — о том самом церковном единстве, которое Святые отцыпочитали ценнейшим сокровищем и которое заповедали свято хранить.
 Почти всегдатакой ответ не устраивает представителей светских СМИ. И журналисты затем разочарованнои в привычном насмешливом тоне пишут о том, насколько было, допустим, воскресноебогослужение в кафедральном соборе похоже на какое-нибудь «торжественное собраниетрудового коллектива» времен застоя. Иному корреспонденту и такое масштабноесобытие, как подписание Акта о каноническом общении, покажется недостаточноинтересным. При этом журналисты путают причину и следствие: ведь практическивесь советский церемониал был скопирован с церковного богослужебного обихода— начиная с «икон» — портретов вождей и заканчивая «молитвословиями» — всевозможнымидокладами и выступлениями.
 Удивлятьсяздесь нечему. Слишком мало прошло времени с тех пор, когда стало возможным говоритьи писать о Церкви не только в стилистике советской пропаганды на уровне штамповвроде пресловутого «опиума для народа». Поэтому слишком поверхностно пока судято Церкви. Слишком самоуверенно и безапелляционно оценивают происходящие в нейсобытия. Хватаясь за второстепенные факты и не замечая того, что, несмотря на все сложности, которые переживает Русская Православная Церковь вместе со странойи своей паствой, в ней сохраняется главное — то, что не позволит вратам адовымодолеть ее: в Церкви совершается молитва и приносится Бескровная Жертва за весьмир.
 Мир можетоб этом не догадываться. Но ценность молитвы от этого не умалится.
 А коллегам-журналистам,пишущим на церковные темы, хотелось бы посоветовать не так бездумно открещиватьсяот советской стилистики в работе. Просто потому, что в ней, в той стилистике,как и во всем советском церемониале, самым существенным изъяном было то, что она была пародией — пародией на церковное благочестие. И для того, чтобы отыскатьнужный тон в освещении церковной тематики, не обязательно «разрушать до основанья»все, что составляло достояние отечественной школы журналистики. Да, пиетет перед номенклатурой, властью был жалок; но стоит заменить его на благоговение перед подлинной святыней — и все становится на свои места. Не нужно будет пытатьсянепременно отстраниться от предмета журналистского повествования и тем самымукрепить имидж «независимого СМИ». Не нужно будет делать вид, что богослужение,молитва — для тебя все это малоинтересно, поскольку «слишком примитивно для человека передовых взглядов».
 Наоборот,куда важнее проникнуться содержанием того, о чем говоришь, пишешь или снимаешь.При этом чувство благоговения, которое естественно должно возникать тогда, когдапредметом повествования становятся Церковь, молитва, таинства, вера – вовсене станет помехой для создания качественного информационного сюжета. Наоборот,оно только поможет найти нужные слова и интонации, чтобы передать атмосферуцерковного богослужения.
 И тогда не придется мучительно выискивать непременно ироничные выражения для того, чтобырассказать о содержании очередной поездки Патриарха. Вместо этого будет достаточнонаписать: Патриарх едет в епархию, чтобы помолиться вместе с паствой.
 Это будетсамой точной и адекватной подачей материала.

Михаил Моисеев

Патриархия. Ру

 
Первосвятитель

Послание Святейшего Патриарха Алексия архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию честной главы апостола и евангелиста Луки

 Возлюбленныео Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивыемиряне, дорогие братья и сестры! Господь наш Иисус Христос, непрестанно изливающий Свою Божественную благодатьна Святую Православную Церковь и на весь наш народ, вновь являет нам Свою милость:к нам прибывает великая святыня христианского мира – честная глава святого апостолаи евангелиста Луки.

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 - Владыка, мывступили в период церковного календаря, который называется Петров пост. Расскажите,пожалуйста, о причинах его установления, ограничениях Петрова поста, его особенностях.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс