Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (436) → Протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор: «Что в имени тебе моем?»

Протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор: «Что в имени тебе моем?»

№19 (436) / 15 мая ‘07

Духовные поучения

Сколько раз на исповеди или в беседе убеждаешься в том, что человек совершенно не соответствует своему имени. Приходит Вера – без веры и смирения, приходит Надежда – в унынии и отчаянии, приходит Любовь – и жалуется на отсутствие любви к ближним, приходит Георгий, душевно и телесно расслабленный, приходит Николай, который не в состоянии найти правильный путь в жизни. И так постоянно. Как же случилось такое? Получается, что нас лишили не только своих корней, памяти, но и имени. Вспомните, с какой настойчивостью и достойным другого применения усердием в первые и последующие годы советской власти насаждали имена Октябрина, Владлена, Сталина, как пытались вытеснить русские имена иностранными – Эльвира, Жанна, Виолетта, Изольда, Альбина, а одну девочку мать даже назвала Травиатой и очень была удивлена и расстроена, когда ей объяснили, что в переводе это «имя» означает «блудница».

Вообще у всех нас одно имя. «Мужчину и женщину сотворил их… И нарек им имя: человек…» (Быт. 5, 2). Господь и после падения человека заботится о нем, в том числе и о его имени. Здесь показателем пример Авраама: «И сказал Господь Аврааму… И я произведу от тебя великий народ… и возвеличу имя твое» (Быт. 12, 1–3). В то же время, когда человек своевольничал и сам пытался создать себе имя, ничего хорошего у него не получалось. «Построим себе город и башню до небес; и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли» и началось «вавилонское столпотворение», закончившееся смешением языков и хаосом (Быт. 11, 9).

Сущность отца переходит на детей. Это хорошо прослеживается и в Ветхом Завете, где описана традиция передавать имена отцов детям: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих…» (Быт. 48, 16). Именами умерших называли вновь рожденных, «чтобы имя его не изгладилось в Израиле» (Втор. 25, 6). Самое страшное наказание – потерять свое имя перед Господом: «…и изгладит Господь имя его из поднебесной» (Втор. 29, 20). Напротив: «Память праведника пребудет благословенна…» (Притч. 10, 7). «Доброе имя лучше большого богатства» (Притч. 22, 11).

О бережном отношении к своему имени говорил и Господь наш Иисус Христос, предупреждая тех, кто пытается исказить имя человека, дать ему обидные клички. В своей Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: «А я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет «безумный» подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 21–22). Сравните это с «тюремной культурой», где кличка заменяет человеку имя. Современная молодежь восприняла эту культуру уже как свою, и кличка – обычное дело в молодежной среде. Ещё дальше пошли нацисты и тюремщики сталинских времен, когда вместо имени человеку давали номер, да ещё и выжигали его на руке. Не потому ли так велико желание весьма определенных мировых кругов пронумеровать всё население земного шара и тем самым лишить каждого его личного имени?

После того как в советской России регистрацию новорожденных стали вести загсы, родители получили не только свободу называть детей любым именем, но была разорвана связь между именем, человеком и его небесным покровителем. Появилось около 3000 новых имен – таких, как: Береза, Астра, Радий, Ванадий, Гранат, Рубин, Алтай, Медиана, Дрезина, Дизель. Были и совершенно невероятные имена: Пятьвчет (пятилетку в четыре года), Ревдит (революционное дитя), Револла (революционная волна), Икки (исполнительный комитет коммунистического интернационала) и другие. Уверенность в скором наступлении мировой революции, международного братства и солидарности усилили приток новых иностранных имен: Рудольф, Альберт, Тимур, Жозефина, Лейла, Берта; эти имена плохо вписывались в русскую речь и, вместе с русскими фамилиями, давали странные сочетания вроде Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Революция Кузьминична и т.д.

Имя дается человеку не только для того, чтобы отличить его среди миллиардов других людей. Имя выражает сущность человека и прежде всего – каким его хотел видеть Господь, а затем и его родители, которые сделали выбор среди нескольких имен в церковном календаре. (Вот почему неразумно искусственно задерживать или ускорять роды. Мне известны случаи, когда врачи искусственно затягивали беременность, чтобы, по желанию родителей, ребенок родился «под другим знаком зодиака». Это вопиющее кощунство и полная духовная безграмотность врачей и родителей, впавших в неоязычество). Каждый родитель-христианин желает видеть своих детей святыми, и именно поэтому при крещении им даются имена святых, чтобы они имели перед глазами пример для подражания и знали, «с кого делать жизнь». Наречение именем служит знаком известного призвания и назначения, символом прав и обязанностей жить по закону Божиему, подражая преимущественно тому святому, имя которого принято человеком. С детства следует рассказывать ребенку о жизни святого, именем которого он назван; это самое лучшее усвоение и понимание Божественных истин.

Святые жили на Земле праведной жизнью, страдали за веру христианскую, были гонимы и унижаемы, но возросли духовно до таких высот, что теперь у Престола Божия имеют возможность лицезреть Славу Отца нашего небесного и молиться о нас, грешных, в Невечернем Свете Божией Благодати. Происходит незримая связь времён и поколений. Это ещё раз подтверждает, что смерть – не конец, а этап в жизни человека. В этом помогает нам Церковь, которая чтит своих святых и ежедневно поминает их по именам. Чтобы не прерывалась нить памяти святого, родители дают своим детям имя того из них, кто окончил свои дни в день рождения нового чада или вскоре после этого. Так продолжается веками, и мы как бы уже своим рождением, а потом и жизнью пытаемся повторить земные подвиги того, чье имя носим. «Подражать» отнюдь не значит «равняться», от нас не требуется притязать на высокие подвиги соименных нам святых. Мы, наверное, не будем способны повторить их подвиги, но проникнуться их непоколебимой верой, своими добрыми помыслами и делами приобщиться к их земному подвигу, идти за ними, как за путеводной звездой – это мы можем. И этот путь освещает не одна звезда, а тысячи известных и неизвестных нам имен святых, посвятивших свою жизнь Богу, это Млечный путь Святости и, видя его, невозможно заблудиться на пути к Господу.

Господь показал нам идеал христианской жизни, святые показывают нам реальную достижимость этого идеала для простого смертного, если он предаст себя в руки Божии.

Человек с детства привыкает к своему имени, как бы настраивая душевные вибрации своего «Я» на эмоциональные вибрации своего имени. Многие психологи считают, что имя может влиять на характер человека, через имя малыш психологически осознает себя как личность, а это очень важный фактор развития. Однако в этих рассуждениях о «звучании» имени нет настоящей глубины. И это не случайно. Если мы проследим дальнейшие рассуждения некоторых «психологов» и «психоаналитиков», то почувствуем себя где-то в XXI веке, но только до новой эры. Оказывается, чтобы избежать «клейма неудачного имени», нужно его изменить, ни в коем случае нельзя называть детей имена умерших родственников, чтобы их неудачная жизнь не «перешла» на младенца, нельзя называть детей именами родителей, чтобы «энергетически не ослабить» и ребенка, и его папу с мамой, и т.д. Посмотрите, с какой легкость меняют имена и фамилии наши кумиры шоу-бизнеса, увлекая этим дурным примером молодежь. Видно точно, не Божеским делом они занимаются, соблазняя наших детей и внуков своими ужимками, полуголыми телами, убогими текстами и одуряющими ритмами. Лишив имя святости, и они льют воду на мельницу тех, кто хотел бы лишить нас родовой памяти. Помимо нашей воли нас уже лишили национальности, убрав из паспорта эту графу. Никто не узнает, есть ли у меня дети, поскольку и их нет в «основном документе». Дальнейший путь развития событий тоже вполне известен: убрать отчество (как на западе), потом сделать то же с фамилией, поскольку она «не отражает теперь социального или этнического статуса человека», а потом оставшееся нам имя заменить на номер. Тихо и не спеша сделать то, что не удалось нацистам и сталинистам. Лично я категорически против таких перемен, и детям и внукам своим этого не желаю. Я люблю и помню Евгения Николаевича, своего отца, Николая Ивановича – своего деда, я хочу, чтобы помнили семью Архаровых, где родилась моя бабушка со стороны матери. Девять детей из семьи простого фельдшера получили высшее образование и честно служили своей Родине. Двое из них – высшие военачальники, погибли в сталинские времена, как и двоюродный брат отца – священник нашей епархии. Я не хочу расставаться со своей фамилией, потому что в ней есть указание на то, что в нашем роду были вогулы – местные жители, потомки древних венгров, пришедших на Урал, и история нашего рода это подтверждает. Я хочу, чтобы и я, и мой внук честно пронесли через свою жизнь святое имя Сергия Радонежского – нашего небесного покровителя.

Вот почему необходимо знать не только греческий, латинский, арабский, древнееврейский или старославянский перевод и значение своего имени, но и житие того святого, который носил это имя перед тобой и смог, преодолевая соблазн, болезни и страдания, выпавшие ему, подняться по Небесной лествице до самого Престола Божия. Новое содержание вложили святые, прославившие то или иное имя перед Богом. Между словом, обозначающем имя, и самим именем находится светлый образ, который мы вспоминаем, когда произносим имя вслух или про себя. Так Афанасий означает «бессмертный», но мы при произнесении этого имени вспоминаем Афанасия Исповедника, Афанасия Александрийского, Афанасия Афонского, Афанасия Печерского и других святых, носивших и прославивших это имя. Я думаю, что наш современник – Афанасий высоко бы нес свое имя, если бы знал, сколько святых его прославили. Родители просто обязаны рассказать детям о их небесных покровителях. Наверное, будет неплохо, если при крещении родители будут получать краткое житие того святого, именем которого назван ребеночек.

«Желательно имена этих святых не забывать, а давать их детям, чтобы, приобщаясь к религии, они знали, в честь кого названы, и брали пример для подражания со своих небесных заступников» (Иоанн Златоуст).

В дореволюционной России, где регистрация детей проводилась только Церковью, так и происходило. Вместо дней рождения люди отмечали именины – дни памяти соименных святых.

Одни и те же имена звучат по-разному в различных языковых системах. Так, Иоанн Предтеча носил древнееврейское имя Иоханан («Бог милует»), по-русски имя звучит Иван, по-эстонски – Юхан, по-латышски – Янис, по-немецки – Иоханн (Ханс), по-французски – Жан, по-английски – Джон.

Крещение – таинство, во время которого детям даются имена святых; те становятся их небесными покровителями, духовная связь с ними устанавливается на всю жизнь. Празднуя свои именины, человек одновременно отмечает день памяти своего святого.

Святая Русь прославилась людьми, положившими жизнь за Веру и Отечество. До наших дней дошли некоторые имена римского происхождения – Антоний, Арсений, греческого – Александр, Филипп, сирийского и еврейского – Авраам, Даниил, Давид, Гавриил, Иосиф, Анна, Марфа, скандинавского – Игорь, Ольга. Однако далеко не все имена перешли к нам, ведь только в Библии насчитывается более 2000 имен. Много древнерусских языческих имен тоже теперь забыты: Беда, Первой, Починок, Ярец, Гроза, Беляй, Неждан, Неклюд. До сих пор имеют распространение двухосновные имена, которые ранее получали князья: Владимир, Святослав, Ярослав, Всеволод. Тесные связи Киевской Руси с Византией, Болгарией, странами запада и ближнего востока привели к появлению новых имен: Елена, Василий, Роман.

Татаро-монгольское иго возвысило имена тех христиан, которые были убиты за веру: черниговский князь Михаил Всеволодович и боярин Федор, тверской князь Михаил Ярославович. К лику святых были приобщены князь Петр Муромский и супруга его Феврония. Много имен святых дали монастыри: Варлаам Хутынский, Сергий и Герман Валаамские, Сергий Радонежский, Димитрий Прилуцкий.

Имя человека вмещает в себя многовековую историю, судьбы реальных людей, живших в разные годы и прославившихся своими делами. Необходимо мысленно обращаться к помощи «своего» святого, прославлять его, брать у него пример, подражая его делам, поступкам, образу жизни. В результате сохранится связь времен, преемственность поколений, укрепится государство и расширится Церковь.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Значение православия для современной молодежи

Когда известного французского писателя Франсуа Мориака спросили, в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество, писатель ответил: «Единственная светлая точка в будущем человечества – это пробуждение веры у современной русской интеллигенции». Такой неожиданный ответ известного французского академика имеет исключительное значение.

 
Духовные поучения

Хорос – золотое зерно

К 60-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельностизаслуженного деятеля искусств России, профессора, основателя и художественногоруководителя хора «Доместик» Валерия КопаневаБолящий дух врачует песнопенье,Гармонии таинственная власть

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс