В этой теме:
Духовные поученияДуховные поучения К 60-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельностизаслуженного деятеля искусств России, профессора, основателя и художественногоруководителя хора «Доместик» Валерия Копанева
Болящий дух врачует песнопенье,
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Е. Баратынский
В византийскомсоборном храме монастыря Ксиропотам уже много веков по праздникам во время полиелеямонах, выйдя в центр храма, начинает раскачивать по кругу громадное паникадилос пылающими метровыми свечами. Другой шестом раскручивает хорос, изысканной работыгромадный обруч, также несущий зажженные свечи. И вступает хор. Низко, раскатистогудяще…
Русское слово«хор» произошло от греческого слова «хорос», имеющего двойное значение – «круг»и «вместе». Это значит, что певческим смыслом слово наполнилось со временем, а в начале времен его первосмысл исторгла человеческая жажда и необходимость пребыватьв совместности, в сообщности, в соборности. Хор как множество, скрепленное единымчувством, – предоснова всех искусств, не пения только. И прежде всех – зодчества.Камни древних жилищ, гробниц, обсерваторий, храмов – вот хоры, видимые сквозьвека.
Этот сплавпевческого «вместе» со священным единством круга изливался в гимнических песнопенияхдревних веков человечества. Его отражение – русский хоровод, который оставалсяв быту песенной формой до XX века, а сакральностью своею продолжился в христианскихКрестных ходах, смысл которых совместное «Славлю» или «Взыскую».
Если продолжитьрассуждение в глубину понятия «хор», можно вонзиться в такие пласты национальныхфилософий, которые в наш век разобщенности еще предстоит освоить. Одно тольковысвечивается ясно – человек привержен хору, это его богоданность. Его соло возможнотолько на фоне хора – певческого, гражданского, мирозданного… Что даже личнаягордыня, возвышающая себя над «хорос», не может осуществиться вне круга общества.Сакральность «хорос» – гармония может быть нарушаема, искажаема, но она не исчезает,лишь преображается. Ведь театр в единстве сцены и зала – все тот же круг, являемыйи архитектурным пространством. И всегда поющая или взывающая спектаклем, оркестромсцена и внимающий ей зал в лучших своих проявлениях образуют круг духовного единства.Каждый из нас хотя бы раз в жизни находился в таком круге солидарности, пребывалв созвучии с вдохновением сцены, картины, книги, входил в круг единомышленников.Собственно говоря, и эти рассуждения обязаны своим возникновением такому кругудуховного единства, не раз возникавшему на выступлениях хора «Доместик» под управлениемВалерия Копанева.
Я помню самоепервое выступление хора. Это было 26 декабря 1988 года. Оно состоялось в залепедагогического института. Тогда, впервые за многие десятилетия, в Екатеринбургев таком объеме исполнялись русские церковные песнопения. В публике чувствовалосьнекое ожидание поворотного для профессии события, сопереживание пласту музыкальнойкультуры, который был изъят из духовного бытия народа. По-особому признательнозвучали и овации, награждавшие каждый номер концерта. Мне кажется, многие помняттот концерт по единодушному чувству высотного состояния души. Уже тогда по звучаниюхора, исполнившего сложную программу, по реакции зала, переполненного в основномискушенной публикой: студентами и педагогами хоровых кафедр института и консерваторииуже в тот день было очевидно, что в основе этого хора потенциально существуеткапелла.
Я помню другоевыступление хора этих же лет и другую волну признательности, осветившую лица пришедшихна открытие художественной выставки. Тогда в дальнем зале без объявления зазвучаланикогда многими не слышанная проникновенно-взыскующая церковная мелодия. Она вбиралавнимание присутствующих помимо их воли. Каждый замер, где стоял, и гудящий людскойулей оборвался тишиной благоговения. Добровольцы заспешили ко входу: гасить шагиопоздавших. А в тишине свершалась сокровенное приятие душой той части нашего музыкальногобытия, которую вытеснило из жизни идейное помрачение советских лет. В глазах былиудивление, благодарность, растроганность, сиявшая слезами. По созвучию происходящеговспомнился тогда рассказ Вл. Солоухина «Золотое зерно» о том, как гастролирующийИ. Козловский волей случая оказался в запустелом Георгиевском соборе Юрьева монастыряпод Новгородом и стал петь рахманиновский вариант «Ныне отпущаеши раба твоего,Владыко…», а женщина, открывшая ему храм, бросилась ему в ноги. Это были 70-егоды, когда хоровым коллективам страны позволялось исполнять Литургию в концертахтолько на латинском языке. За исполнение её в церковно-православном подлинникеборолся руководитель Русской республиканской капеллы А. Юрлов, скоропостижно 45-тилет умерший в расцвете таланта и мудрости. Светлая ему память! Можно только догадываться,что борьба эта давала глубокие душевные переживания, которые, конечно, приближаюттрагедию.
В Екатеринбургедостойным продолжателем дела А. Юрлова стал его ученик Валерий Копанев. Ему «на заре туманной гласности», набирая камерный хор, пришлось также отстаивать свободурепертуара, основу которого он видел в воскрешении богослужебно-вокального искусства.А этого, по советской инерции, администрация еще побаивалась. Здесь следует отметить,что В.Копанев не просто ученик А.Юрлова. Он еще в бытность студентом заслужилдоверие мастера и работал в его капелле с 1969 по 1971 г. Получить драгоценныйопыт работы с великолепными певцами – этого удостаивались очень немногие ученикируководителя Русской республиканской капеллы. Сам Валерий Анатольевич считает,что именно тогда он смог воспринять необходимые непередаваемые теорией профессиональныеи духовные качества хормейстера. Очевидно, что и ученик для учителя оказался благодатным.Впоследствии, ценя дарование и единомыслие ученика, А.Юрлов называет имя В.Копаневасреди талантливых продолжателей своего дела в «Хоровом словаре» (составитель Н.В.Романовский. М., 1972 г.). Их профессиональное и духовное сотрудничество, несомненно,имело бы продолжение, если бы не трагическая кончина учителя.
Валерия Копаневанедостаточно назвать профессиональным хормейстером. Для него профессия – не работа,а служение делу восстановления русской певческой культуры во всей полноте без изъятия, несмотря порой на преграды и непонимание. Без этого служения, на которыеуходят все силы души, для таких личностей жизнь теряет смысл. В.Копанев, еще будучистудентом, затем преподавателем и главным хормейстером Свердловского оперноготеатра, пренебрегая семейным временем и бюджетом, разыскивал и перепечатывал по частным библиотекам, закрытым фондам монастырских хранилищ неиздававшиеся духовныепроизведения русских композиторов, редкие ноты церковных служб, сам делал переложениядля хора.
Стоит ли удивляться,что хор под его управлением как никакой другой в концертной форме духовных песнопенийумеет сохранить иконичность – молитвенно-возвышенный дух исполнения, что особеннобыло отмечено духовными лицами еще в 1990 году в Тобольске, когда коллектив принялучастие в службе большого церковного праздника возвращения мощей святого ИоаннаТобольского. На этом празднике звучали многие профессиональные хоры страны и присутствовалимитрополит Питирим и иеромонах Амвросий. На таком авторитетном фоне «Доместик»участвовал в шести службах и выглядел настолько достойно, что обратил на себявнимание Московского Патриархата, несомненных знатоков хорового искусства. И последовалопредложение осуществить запись «Литургии святого Иоанна Златоуста» Ст. Давыдова.Затем была запись «Панихиды» П. Чеснокова, которую хор посвятил памяти безвинноубиенных Государя Николая и его Семьи. За эти годы репертуар хора постоянно пополнялсяи произведениями музыкальной классики: сочинениями Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова,Чеснокова, Кастальского, Извекова и других русских композиторов. В родном городеколлектив любят, на его абонементах в филармонии всегда полный зал благодарныхслушателей.
Исполняя репертуарот партесных композиций конца XVII до хоровой классики XVIII веков и объединивлучших музыкантов города, хор приобрел известность и в России: выступал на фестиваляхв Кемерово и Тобольске, на Рождественских встречах в Северной Пальмире, Санкт-Петербурге,на международном фестивале в Екатеринбурге, посвященном 380-летию дома Романовых.
За 18 лет своейдеятельности хор достиг мирового признания, стал участником более чем 20 международныхконкурсов и фестивалей, культурных акций ЮНЕСКО, провел многочисленные гастрольныетурне по Эстонии, Греции, Германии, Бельгии, Франции, Италии, Ирландии и Канадеи стал членом международных хоровых ассоциаций IFCM (Испания), ICCM (Бельгия).Отклики на выступления хора в зарубежной печати, зрительские впечатления и благодарностисоставили целый том.
Совсем недавно,в ноябре 2006 года, прошли гастроли Екатеринбургского муниципального хора «Доместик»по городам Германии.
Одним словом, Валерию Копаневу принадлежит несомненная заслуга создания самобытногопевческого ансамбля, единственного в Екатеринбурге, который высокопрофессионально,преданно и целеустремленно восстанавливает последствия ущерба, нанесенного русскойхоровой культуре советским атеизмом, лишившим его многовекового духовного репертуара.
Хор «Доместик»под управлением В.А. Копанева восстанавливает певческий иконостас России, в которомкаждое земное «Я» и «Ты», мечущиеся между растворением в массе и обособлениемв одиночестве, харизмой «хорос» не тереяются, раскрываются личностно до концаи отливаются в согласное множество «Мы», поднимаясь духом «от дола горе», зовяприкоснуться к вечному и нас…
И звучит хорнизко, раскатисто гудяще… Кажется, сама Вселенная музыкой сфер вступает в унисонс хором. Звучит ТЕРИРЕМ – неизъяснимая песнь пророков. Это отзвук ангельских хоров.Это то, что боговдохновенные молитвенники смогли вместить в себя во время озарения…
«В хороводы,в хороводы,
О, соборуйтесь,народы,
Звезды, звери,горы, воды!!!
(С.Городецкий) Хорос – золотоезерно человечества, им гармонизируется хаос, преодолевается всяческий разлад…
Л. Хлебникова, искусствовед, член Cоюза художников России,член
Международной Ассоциации изобразительных искусств –
АИАП ЮНЕСКО