Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (436) → Хорос – золотое зерно

Хорос – золотое зерно

№19 (436) / 15 мая ‘07

Духовные поучения

К 60-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельностизаслуженного деятеля искусств России, профессора, основателя и художественногоруководителя хора «Доместик» Валерия Копанева

Болящий дух врачует песнопенье,
Гармонии таинственная власть

Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.

Е. Баратынский

 В византийскомсоборном храме монастыря Ксиропотам уже много веков по праздникам во время полиелеямонах, выйдя в центр храма, начинает раскачивать по кругу громадное паникадилос пылающими метровыми свечами. Другой шестом раскручивает хорос, изысканной работыгромадный обруч, также несущий зажженные свечи. И вступает хор. Низко, раскатистогудяще…
 Русское слово«хор» произошло от греческого слова «хорос», имеющего двойное значение – «круг»и «вместе». Это значит, что певческим смыслом слово наполнилось со временем, а в начале времен его первосмысл исторгла человеческая жажда и необходимость пребыватьв совместности, в сообщности, в соборности. Хор как множество, скрепленное единымчувством, – предоснова всех искусств, не пения только. И прежде всех – зодчества.Камни древних жилищ, гробниц, обсерваторий, храмов – вот хоры, видимые сквозьвека.
 Этот сплавпевческого «вместе» со священным единством круга изливался в гимнических песнопенияхдревних веков человечества. Его отражение – русский хоровод, который оставалсяв быту песенной формой до XX века, а сакральностью своею продолжился в христианскихКрестных ходах, смысл которых совместное «Славлю» или «Взыскую».
 Если продолжитьрассуждение в глубину понятия «хор», можно вонзиться в такие пласты национальныхфилософий, которые в наш век разобщенности еще предстоит освоить. Одно тольковысвечивается ясно – человек привержен хору, это его богоданность. Его соло возможнотолько на фоне хора – певческого, гражданского, мирозданного… Что даже личнаягордыня, возвышающая себя над «хорос», не может осуществиться вне круга общества.Сакральность «хорос» – гармония может быть нарушаема, искажаема, но она не исчезает,лишь преображается. Ведь театр в единстве сцены и зала – все тот же круг, являемыйи архитектурным пространством. И всегда поющая или взывающая спектаклем, оркестромсцена и внимающий ей зал в лучших своих проявлениях образуют круг духовного единства.Каждый из нас хотя бы раз в жизни находился в таком круге солидарности, пребывалв созвучии с вдохновением сцены, картины, книги, входил в круг единомышленников.Собственно говоря, и эти рассуждения обязаны своим возникновением такому кругудуховного единства, не раз возникавшему на выступлениях хора «Доместик» под управлениемВалерия Копанева.
 Я помню самоепервое выступление хора. Это было 26 декабря 1988 года. Оно состоялось в залепедагогического института. Тогда, впервые за многие десятилетия, в Екатеринбургев таком объеме исполнялись русские церковные песнопения. В публике чувствовалосьнекое ожидание поворотного для профессии события, сопереживание пласту музыкальнойкультуры, который был изъят из духовного бытия народа. По-особому признательнозвучали и овации, награждавшие каждый номер концерта. Мне кажется, многие помняттот концерт по единодушному чувству высотного состояния души. Уже тогда по звучаниюхора, исполнившего сложную программу, по реакции зала, переполненного в основномискушенной публикой: студентами и педагогами хоровых кафедр института и консерваторииуже в тот день было очевидно, что в основе этого хора потенциально существуеткапелла.
 Я помню другоевыступление хора этих же лет и другую волну признательности, осветившую лица пришедшихна открытие художественной выставки. Тогда в дальнем зале без объявления зазвучаланикогда многими не слышанная проникновенно-взыскующая церковная мелодия. Она вбиралавнимание присутствующих помимо их воли. Каждый замер, где стоял, и гудящий людскойулей оборвался тишиной благоговения. Добровольцы заспешили ко входу: гасить шагиопоздавших. А в тишине свершалась сокровенное приятие душой той части нашего музыкальногобытия, которую вытеснило из жизни идейное помрачение советских лет. В глазах былиудивление, благодарность, растроганность, сиявшая слезами. По созвучию происходящеговспомнился тогда рассказ Вл. Солоухина «Золотое зерно» о том, как гастролирующийИ. Козловский волей случая оказался в запустелом Георгиевском соборе Юрьева монастыряпод Новгородом и стал петь рахманиновский вариант «Ныне отпущаеши раба твоего,Владыко…», а женщина, открывшая ему храм, бросилась ему в ноги. Это были 70-егоды, когда хоровым коллективам страны позволялось исполнять Литургию в концертахтолько на латинском языке. За исполнение её в церковно-православном подлинникеборолся руководитель Русской республиканской капеллы А. Юрлов, скоропостижно 45-тилет умерший в расцвете таланта и мудрости. Светлая ему память! Можно только догадываться,что борьба эта давала глубокие душевные переживания, которые, конечно, приближаюттрагедию.
 В Екатеринбургедостойным продолжателем дела А. Юрлова стал его ученик Валерий Копанев. Ему «на заре туманной гласности», набирая камерный хор, пришлось также отстаивать свободурепертуара, основу которого он видел в воскрешении богослужебно-вокального искусства.А этого, по советской инерции, администрация еще побаивалась. Здесь следует отметить,что В.Копанев не просто ученик А.Юрлова. Он еще в бытность студентом заслужилдоверие мастера и работал в его капелле с 1969 по 1971 г. Получить драгоценныйопыт работы с великолепными певцами – этого удостаивались очень немногие ученикируководителя Русской республиканской капеллы. Сам Валерий Анатольевич считает,что именно тогда он смог воспринять необходимые непередаваемые теорией профессиональныеи духовные качества хормейстера. Очевидно, что и ученик для учителя оказался благодатным.Впоследствии, ценя дарование и единомыслие ученика, А.Юрлов называет имя В.Копаневасреди талантливых продолжателей своего дела в «Хоровом словаре» (составитель Н.В.Романовский. М., 1972 г.). Их профессиональное и духовное сотрудничество, несомненно,имело бы продолжение, если бы не трагическая кончина учителя.
 Валерия Копаневанедостаточно назвать профессиональным хормейстером. Для него профессия – не работа,а служение делу восстановления русской певческой культуры во всей полноте без изъятия, несмотря порой на преграды и непонимание. Без этого служения, на которыеуходят все силы души, для таких личностей жизнь теряет смысл. В.Копанев, еще будучистудентом, затем преподавателем и главным хормейстером Свердловского оперноготеатра, пренебрегая семейным временем и бюджетом, разыскивал и перепечатывал по частным библиотекам, закрытым фондам монастырских хранилищ неиздававшиеся духовныепроизведения русских композиторов, редкие ноты церковных служб, сам делал переложениядля хора.
 Стоит ли удивляться,что хор под его управлением как никакой другой в концертной форме духовных песнопенийумеет сохранить иконичность – молитвенно-возвышенный дух исполнения, что особеннобыло отмечено духовными лицами еще в 1990 году в Тобольске, когда коллектив принялучастие в службе большого церковного праздника возвращения мощей святого ИоаннаТобольского. На этом празднике звучали многие профессиональные хоры страны и присутствовалимитрополит Питирим и иеромонах Амвросий. На таком авторитетном фоне «Доместик»участвовал в шести службах и выглядел настолько достойно, что обратил на себявнимание Московского Патриархата, несомненных знатоков хорового искусства. И последовалопредложение осуществить запись «Литургии святого Иоанна Златоуста» Ст. Давыдова.Затем была запись «Панихиды» П. Чеснокова, которую хор посвятил памяти безвинноубиенных Государя Николая и его Семьи. За эти годы репертуар хора постоянно пополнялсяи произведениями музыкальной классики: сочинениями Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова,Чеснокова, Кастальского, Извекова и других русских композиторов. В родном городеколлектив любят, на его абонементах в филармонии всегда полный зал благодарныхслушателей.
 Исполняя репертуарот партесных композиций конца XVII до хоровой классики XVIII веков и объединивлучших музыкантов города, хор приобрел известность и в России: выступал на фестиваляхв Кемерово и Тобольске, на Рождественских встречах в Северной Пальмире, Санкт-Петербурге,на международном фестивале в Екатеринбурге, посвященном 380-летию дома Романовых.
 За 18 лет своейдеятельности хор достиг мирового признания, стал участником более чем 20 международныхконкурсов и фестивалей, культурных акций ЮНЕСКО, провел многочисленные гастрольныетурне по Эстонии, Греции, Германии, Бельгии, Франции, Италии, Ирландии и Канадеи стал членом международных хоровых ассоциаций IFCM (Испания), ICCM (Бельгия).Отклики на выступления хора в зарубежной печати, зрительские впечатления и благодарностисоставили целый том.
 Совсем недавно,в ноябре 2006 года, прошли гастроли Екатеринбургского муниципального хора «Доместик»по городам Германии.
Одним словом, Валерию Копаневу принадлежит несомненная заслуга создания самобытногопевческого ансамбля, единственного в Екатеринбурге, который высокопрофессионально,преданно и целеустремленно восстанавливает последствия ущерба, нанесенного русскойхоровой культуре советским атеизмом, лишившим его многовекового духовного репертуара.
 Хор «Доместик»под управлением В.А. Копанева восстанавливает певческий иконостас России, в которомкаждое земное «Я» и «Ты», мечущиеся между растворением в массе и обособлениемв одиночестве, харизмой «хорос» не тереяются, раскрываются личностно до концаи отливаются в согласное множество «Мы», поднимаясь духом «от дола горе», зовяприкоснуться к вечному и нас…
 И звучит хорнизко, раскатисто гудяще… Кажется, сама Вселенная музыкой сфер вступает в унисонс хором. Звучит ТЕРИРЕМ – неизъяснимая песнь пророков. Это отзвук ангельских хоров.Это то, что боговдохновенные молитвенники смогли вместить в себя во время озарения…
 «В хороводы,в хороводы,
 О, соборуйтесь,народы,
 Звезды, звери,горы, воды!!!
 (С.Городецкий)

 Хорос – золотоезерно человечества, им гармонизируется хаос, преодолевается всяческий разлад…

Л. Хлебникова, искусствовед, член Cоюза художников России,член
Международной Ассоциации изобразительных искусств –
АИАП ЮНЕСКО

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор: «Что в имени тебе моем?»

Сколько раз на исповеди или в беседе убеждаешься в том, что человек совершенно не соответствует своему имени. Приходит Вера – без веры и смирения, приходит Надежда – в унынии и отчаянии, приходит Любовь – и жалуется на отсутствие любви к ближним, приходит Георгий, душевно и телесно расслабленный, приходит Николай, который не в состоянии найти правильный путь в жизни. И так постоянно.

 
Социальное служение

Поможем крестовоздвиженскому монастырю!

 Дорогиебратья и сёстры!  Так сложилось,что у нашего Крестовоздвиженского мужского монастыря не имеется больших благодетелей,которые бы позаботились о восстановлении храма. Такова, значит, воля Божия,призывающая нас ко смирению. Поэтому практически все работы, которые удаётсяпроизвести для восстановления храма, ведутся на народные деньги. На деньги,пожертвованные вами, вашими соседями, ближними и дальними. Процесс идёт медленнои вяло, делается то, что можно сделать в каждый конкретный момент.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс