Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Человекпризван быть носителем и свидетелем вечной жизни. Это его изначальное призваниепосле Воскресения Христа из мертвых стало глубочайшей реальностью и для человека,и для всего мира.
Ибо с момента Воскресения Христова в человеческую природуи во все человеческое существо однажды и навсегда была вложена закваска вечнойжизни. И человеческий ум озарился сознанием, что отныне ему предстоит выбормежду временным и вечным, между вечным исчезновением и вечной жизнью. С техпор стало ясным то, что прежде было затемнено в человеческом сознании, – существуютдва пути: возможность и реальность временной жизни и в то же время возможностьи реальность вечной непреходящей жизни. Существует множество людей, находящихсяна низшей ступени знания и просвещенности, которые понимают временную жизнькак единственную реальность. Их мудрование – плотское мудрование, в равной степенисвойственное как ученым, так и малограмотным людям. Их сознание не намного превосходитсознание животных, они плотски живут, плотски мыслят и плотски чувствуют. Ониспособны к служению и деятельности соответственно степени своей образованности,они живут и работают, но они далеки от постижения смысла жизни и глубинногозначения творческого человеческого труда. Несмотря на все свои знания, они остаютсядуховными слепцами с окаменевшим сердцем и умом, спящими сном смертным.
Такие что видят и переживают, то и носят в себе и только о том свидетельствуют. Они восхищаютсявременной жизнью и наслаждаются временными удовольствиями, довольствуются своимиблизорукими истинами, утешаются и питаются тленным познанием, насыщаются тленнымбогатством и сиюминутными радостями. Только оказавшись перед неизбежностью последнегомгновения своей жизни, они с ужасом сталкиваются с истиной, что все их радостибыли тленными и временными, богатство – тленным, знания – тленными, истины –тленными, деятельность была подобна плетению паутины – тленной была вся жизнь,подчиненная смерти и небытию как последней реальности.
Это последнеемгновение, имя которому – смерть, открывается и становится главным критериеми мерой всему, чем человек был, и того, что он сделал, о чем думал, чему радовался,к чему стремился. А всякая высшая ценность, будь то жизнь, истина, любая ценностьземной человеческой деятельности: ценность любви, справедливости, добра, страданияза ближнего – все это и многое другое, если оно не в состоянии победить смертьи временность, становится вместе со своим носителем ничтожной бессмысленностью.Истина становится равнозначной лжи, жизнь – смерти, добро – злу, знание – незнанию,любовь – ненависти, вся вселенная превращается в видимость и обман, а человекв прах и пепел.
Те, кто поклоняютсявременной жизни, кто все ее ценности сводит к временным ценностям, неизбежностановятся поклонниками смерти. Ибо конечная сумма их знаний и ума, дел и ценностей,всей их жизни – смерть и исчезновение и обожествление этого исчезновения. Дажекогда они борются за жизнь человека, ее ценности и достоинство, то борются,уже заранее отрекшись как от смысла своих усилий и борьбы, так и от самой ценностижизни и ее истинного достоинства. Ибо истинно достойно и ценно лишь то, что причастно к вечности и может стать общником и носителем бессмертия.
Великое счастье,что поклонники смерти и проповедники временности не делают окончательного выводаиз своего смертолюбия и не живут в полном согласии со своим языческим суевериеми мертвоверием. Их сердца глубже их обмелевшего и непробужденного разума. ЭтоГосподь, как когда-то у Иова, не допускает сатане коснуться их души, то естьсатанизировать глубину их существа, разума и совести. Поэтому часто, когда ониборются за «бессмысленный» смысл временной жизни, уже в самой этой борьбе, проявляетсяпечаль и жажда вечного смысла. Видимо, человек шире и глубже мелководного океанасвоего сознания и логики, так называемого здравого ума, – и не только в планевечности, но и в рамках своего исторического бытия и повседневности.
Поклонятьсявременной жизни – значит поклоняться и служить видимости и видимость превращатьв идола, а человека – в безумного идолопоклонника. Поэтому лишь тогда, когдаоткроются духовные очи сердца, когда человек разглядит ими тайну вечной непреходящейжизни, сокрытую и затаенную в жизни временной, он становится настоящим человеком,а его поклонение – поклонением истинной, бессмертной жизни. Чтобы раскрыть в себе такую жизнь и прикоснуться к ней, необходимо более глубокое и совершенноесознание, нежели плотское мудрование и тленное умствование, – необходимы духовнаямудрость, знание и просветление. Поклонники вечной жизни – те, кто поклоняетсяБогу в Духе и Истине. Откуда вечная жизнь в смертной твари? Она вложена в неепри сотворении, а в Воплощении и Воскресении Христовом дана как закваска. ВечнаяЖизнь воссияла в пасхальную ночь от гроба Господня. Гроб Христов стал живоноснымисточ-ником вечной жизни для всякой твари и всякого существа. Благодаря емуземля из вечной гробницы для всей твари превратилась в святую мастерскую бессмертияи вечной жизни. Первым воскреснув из мертвых, Христос Бог становится Воскресителемвсех умерших, первым среди тех, кто Им и в Нем воскреснет в тот незаходящийДень Последний, в котором соберутся все дни и времена.
Вот почемув пасхальном приветствии «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!» и ответном «ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!»содержится вся сущность нашей веры и жизни во времени и вечности. То, во что мы, христиане, веруем, на что надеемся, что любим и на чем основываем свою жизнь.Это основание – смысл нашего рождения и нашего существования. Чудесное событиеВоскресения Иисуса Христа сияет вечным и неугасимым светом. Оно пронизываети наше рождение, и нашу жизнь, нашу смерть и наше вечное упование. Твердая верав то, что Христос воскрес, явился Первенцем среди воскресших и тех, кто воскреснет,став Основопо-ложником нового человечества, – человечества не для смерти и погибели,но рожденного жить вечно, – такая вера становится осью, вокруг которой вращаетсявсе наше бытие, существование всего мира – его прошлое, настоящее и будущее.
Почему мыхристиане? Потому что веруем в Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного,от Пречистой Девы рожденного, страдавшего и погребенного, но силой Божественнойвоскресшего из мертвых в третий день. Веруя в Воскресшего, мы веруем и во всеобщеевоскресение мертвых. Ибо как Он воскрес, так и все люди воскреснут в ПоследнийДень; будет новое небо и новая земля, обновленное и преображенное человеческоесущество.
О присутствииэтой силы Воскресения и возможности преображения человеческого тела и бытиясвидетельствуют святые чудотворные мощи. Много мощей святых, являющих силу ВоскресшегоГоспода, хранит Православная Церковь. Упомянем тех, кто наиболее близок нам:святого Стефана Дечанского и великомученика Косовского Лазаря, святого ВасилияОстрожского, святого Петра Цетиньского и преподобного Петра Коришского и РафаилаБанатского, целителя, и преподобную Параскеву Пятницу. Сами по себе это обычныечеловеческие кости, но кости, которых коснулась сила Воскресшего Христа. И потомувот уже столетиями они являют чудеса, исцеляют телесные болезни, просвещаютдуши. Великое и дивное чудо: мертвые останки становятся сильнее живых людей,становятся большими просветителями и учителями, чем многие живые мудрецы. Тысячии тысячи людей, веками притекая к ним, получают от них новое благоухание жизни,они воскрешают омертвевшие души силой Божией, таящейся в них, – той же силой,какой Господь воскресил Свое тело после трехдневного пребывания во гробе. Этимявлено, что святые уже сейчас и здесь стали тем, чем призваны стать все людиво времени и вечности, – носителями и свидетелями вечной жизни.
«Много разначинал писать Вам, – говорит в письме к своему близкому другу гениальный русскиймыслитель отец Павел Флоренский, – и столько же раз бросал письмо. С Вами особеннохотелось бы быть в общении, – продолжает он, – но я не писал (да и сейчас не напишу того, что хотелось бы), так как жизнью завладело невыразимое до такойстепени, и даже для самого себя не находится слов, чтобы охватить внутреннее.
Когда известного французского писателя Франсуа Мориака спросили, в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество, писатель ответил: «Единственная светлая точка в будущем человечества – это пробуждение веры у современной русской интеллигенции». Такой неожиданный ответ известного французского академика имеет исключительное значение.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.