Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Много разначинал писать Вам, – говорит в письме к своему близкому другу гениальный русскиймыслитель отец Павел Флоренский, – и столько же раз бросал письмо. С Вами особеннохотелось бы быть в общении, – продолжает он, – но я не писал (да и сейчас не напишу того, что хотелось бы), так как жизнью завладело невыразимое до такойстепени, и даже для самого себя не находится слов, чтобы охватить внутреннее.
Одно только ясно: всюду какие-то серые перегородки, и об них хоть лоб расшиби,а все не проломишь бреши.
На науку,философию и все такое я давно уже махнул рукой, не стал их рассматривать как «все». А смысл и цель деятельности тогда стал видеться в общении с личностью,– и не в «деятельности любви», и не в «служении ближним» (и на них я не смотрели не смотрю как на «все»), а в прикосновении голой души к голой душе. Если что можно достигнуть положительного, то только в и через такое состояние, так чтобывсегда хотя бы два человека до конца, до дна понимали друг друга, чтобы каждыйиз двоих представлялся другому бесконечностью. Я увидал, что в таком единстве– основание всего, и оно является постулатом всякой жизни. Но возможно ли оно?– Это для меня роковой вопрос. И если в отдельные моменты оно вполне реально,то в другие – бесследно тает, и являются грани между личностями. Начинает казаться,что все усилия выйти за них, за грани, остаются мучительной потугой… Но нужноне друга, хотя бы и гения, не умных, не утонченных и переутонченных отношений,а просто Друга, просто близких, всецело человеческих, тех отношений, которыедают себя, а не свое, и берут меня, а не мое. Это возможно ли? Если нет, то вся жизнь окрашивается безвыходно-мрачным покровом, потому что без этого представляетсяневозможным и всякая деятельность. «Дела» же сами по себе, не освященные личнымиотношениями, мне кажутся слишком ненужными; всякие «дела» для меня ценны толькосимволически, поскольку они выражают и служат для личного общения, не для периферическихприкасаний, но для внутренних объединений.
Может быть,я по-философскому и по-литературному говорю сейчас слишком наивно и слишкомплоско. Но не до «глубин» , когда жизнь уходит и ничего из нужного не делаешь.Я не хочу «глубин», не хочу литературы, не хочу «дел», хотя бы даже мог сделатьгениальное. Безусловная ценность, знание Бога не наше, не «зерцалом в гадании»– в зыблющихся и крутящихся символах поэзии и философии, не вкрадчивые улыбкиСофии, а все – или ничего! Рукой щупать Бога, – думаю, что если это можно, то не иначе как чрез душу другого, Друга, – все наполнить сознанием незыблемости,рукой схватиться за «мышцею Сильного»…
Остальноевсе благословенно, свято, хорошо, но не есть, а будет только тогда».
В этом отрывкеиз недавно опубликованного письма мученически погибшего отца Павла Флоренскоговыражена исконная человеческая жажда прикосновения к Богу, то есть к истинесуществования, и сознание того, что личность и личная встреча, прикосновение,соединение с Богом – единственная непреходящая истина и ценность жизни. КогдаФлоренский писал это письмо (1905), он уже окончил свое странствие по «Вифлеемскойстороне жизни», то есть христианству. Потому он и прозрел тайну Друга, тайнуличной встречи и прикосновения как смысла всего существующего. Ибо что такоевстреча Бога и человека, малого бога, в день Рождества? Не что иное, как обретениеэтого смысла и утоление неистребимой человеческой жажды прикосновения к Богу«через душу другого». В день Рождества Бог не только дал человеку «прикоснуться»к Себе, но и соединился с ним в нераздельном единстве. Другой, через Которогопроизошло это соединение, – это Иисус Христос, рожденный от Пречистой и ПресвятойДевы наитием Духа Святого. С этого величайшего дня прикосновение к Богу сталовозможным уже не как бы сквозь тусклое стекло беспокойной и бесконечно изменчивойприроды или в немощной человеческой мысли – с этого дня Он становится осязаемойреальностью бытия и человека: Он рождается в яслях, повивается в пелены, становитсянезаменимым Другом Ангелов, человека и всей твари. Печаль человеческая и до Христа, и после Него – это печаль о том, кто может прикоснуться к Богу, и о Боге, Который сходит к человеку, то есть печаль о Богочеловеке. В день Рождествапечаль эта обращается в радость Ангелов и людей, неба и земли… С этого дняМудрость улыбается человеку уже не издали, но входит в само сердце человека,чтобы оттуда умудрять, просветлять и освящать всякого… приходящего в мир.Ибо, по святым отцам, Бог в день Рождества стал человеком, чтобы человек сталбогом.
Если мы изгоняемиз сердца жизни эту Божию Мудрость и Божие Слово, то возможность единения исчезаетбезвозвратно, тонет в бездне неразумия. Оно исчезает и тогда, когда люди не встречают друг друга в Нем, создавая непреодолимую пропасть между собой, когда«деятельность», «добродетели» и творчество не освящаются и не очищаются Им,проходя мимо Него. После Рождества Спасителя Иисуса Христа основным закономжизни становится закон обожения всех, то есть личной встречи и вечного единениякаждого человека с Богом – христоподобным, рождественским образом. Но толькоесли сам человек захочет этого. В воплотившемся Слове вся природа открываетсякак одеяние Его, а каждое твореньице наше – свидетель и выражение личного соприкосновенияи общения Бога и человека, Человека с человеком. Наш Бог, следовательно, не «некто» или «нечто», не некое абстрактное и далекое философское существо, Он– наш Друг и наш ближайший Ближний, благодаря Которому мы встречаемся друг с другом, «предаем друг друга и весь живот наш» Ему – Богу единому. Поэтому все,что не родится и не преобразится со Христом, во Христе, утверждает святительи друг Божий Нектарий Эгинский, будь то любовь, искусство, культура, любое нашедело или добродетель – нечисто, уродливо, ведет к безликости и небытию.
В РождествеХристовом открылась перед людьми, Ангелами и всем творением неизреченная Тайна.Божественная бесконечность стала благодатным человеческим свойством, Божественнаябесконечность открылась как человеческая бесконечность и обнялась с ней.
21 мая Седмица 7-я по Пасхе. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98–117). Прп. Арсения Великого(449–450).
Человекпризван быть носителем и свидетелем вечной жизни. Это его изначальное призваниепосле Воскресения Христа из мертвых стало глубочайшей реальностью и для человека,и для всего мира.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.