Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (434) → «Мировоззрение современной молодежи: хаос или надежда»

«Мировоззрение современной молодежи: хаос или надежда»

№17 (434) / 1 мая ‘07

Образование и воспитание

 Такую тему диспутапредложило православное молодежное движение Екатеринбургской епархии для обсужденияс преподавателями и студентами высших учебных заведений Екатеринбурга

 Диспут состоялсяв актовом зале УрГУ 15 февраля, во Всемирный день православной молодежи. Ведущимидискуссии стали Александр Васильевич Медведев – доктор философских наук, профессор,заведующий кафедрой культурологии УрГУ, Надежда Ивановна Сивкова – руководительсоциологической лаборатории университета, священник Екатеринбургской епархииАлександр Сандырев.


 Совместима ли жизньсветская и духовная? Может ли Православие стать мировоззренческой основой современногообщества? Помогает ли вера в Бога жизненному успеху? Эти и некоторые другиевопросы были предложены для рассмотрения и обсуждения. Состоялся живой и предметныйразговор, в котором свою точку зрения на проблему высказали преподаватели и студенты.

 А.В. Медведев:
 - Мы живемв достаточно сложное, порой драматичное время; в последние 15–20 лет в нашемОтечестве происходит немало интересных процессов. Одна из тенденций, котораяпроявляется, о которой говорят, которая сама о себе заставляет говорить достаточноэнергично, – тенденция, которая получила выражение в таком словосочетании, как возрождение религии.
 Надо сказать,что наше общество возлагает на религию определенные надежды: что мы преодолеемопределенные трудности, разрешив очень многие проблемы нравственного характера,которые сегодня очевидны в нашем обществе. Эти надежды, которые мы возлагаемна религию, и позволяют нам говорить, что мы наблюдаем процесс ее возрождения.
 Сам этоттермин при первом приближении, конечно, не очень очевиден и внятен, но здесьможно выделить, по крайней мере, два момента. Это – внешний и внутренний аспекты.
 Если рассматриватьпроблему возрождения религии с точки зрения внутреннего самочувствия религиии Церкви, то здесь чрезвычайно много факторов, фактов, событий, которые говорято реальном процессе возрождения религии. Увеличивается количество людей, которыесебя осознают членами Православной Церкви, открываются новые храмы, очевиднаактивная деятельность представителей Русской Православной Церкви во многих сферахобщественной жизни страны.
 Но если посмотретьна эту проблему с точки зрения того, насколько оправданными оказались надеждыобщества на религию, насколько изменился образ жизни людей, поменялась их психология,насколько больше люди стали ориентироваться на те духовные и нравственные ценности,которые исповедует Русская Православная Церковь, видно, что здесь мы уже не можем однозначно говорить: идет процесс возрождения религии. Здесь возникаетмножество проблем, еще требующих дальнейшего обсуждения. И вот мы здесь, чтобыобменяться мнениями по поводу того, как сегодня сосуществуют светское государство(а мы живем в рамках светского государства, что зафиксировано в нашей Конституции,нашими правовыми актами) и определенные традиции нашего Отечества дореволюционного,послереволюционного, советского и постсоветского периода.
 Сегодня мывидим, что в нашем обществе есть две культуры: светская и религиозная, светскоегосударство и Церковь. И, естественно, они живут в рамках единого государственногопространства.
 И вот здесьвозникает очень много точек соприкосновения. Желательно поговорить по поводуграниц светскости в светском государстве, о возможностях религии решать сегодняпроблемы, которые стоят перед нашим обществом… Попытаться ответить на вопрос:сумеет ли религия «подарить» нам результаты, которые мы ожидаем получить, инвестируясвои надежды в русское Православие, в современную Церковь.

 Надежда ИвановнаСивкова:
 - Когда мыпроводили социологическое обследование, на вопрос: «Может ли Православие статьмировоззренческой основой?», более 60 процентов респондентов ответили положительно.Когда мы задали второй вопрос: «Готово ли современное российское общество к тому, чтобы Православие стало государственной основой?», мы получили только15 процентов положительных ответов.
 Мы видим,как меняется наш мир, что появляется в нем нового, как часто люди обращаютсяк духовной теме, как много работ писателей и кинематографистов, которые посвященытеме человеческого одиночества. По моему глубокому убеждению, обращение к верепоможет найти те базовые ценности, которые помогут человеку обрести подлинныесвободу, смысл жизни, познать истину. Этой основой может выступать Православие.
 Я считаюсебя верующим человеком, но мне очень сложно ответить на вопрос, считаю ли я себя православным верующим… Меня побуждает к вере поиск каких-то истин, можетбыть, даже в моем собственном духовном развитии…

 Иннокентий НиколаевичГригорьев, руководитель Отдела по работе с молодежью Екатеринбургской епархии:
— Что такое Православие для светского общества? Православие – это мировоззрение,которое помогает жить в нравственном обществе и определять духовные ориентиры.В современном молодежном обществе те основы и смыслы, которые заложены в православнойкультуре, вере, не берутся в расчет как фундаментальные и подвергаются критике.Молодежь более тяготеет к поиску или созданию нового. Новое не осмысливаетсядуховно – или берется из чуждой для России духовности.
 Когда у группымолодых людей спросили, стали ли мы сегодня жить лучше, 80 процентов ответилиположительно. И даже когда мы обратили их внимание на низкий уровень зарплатыи пенсии, на повышение смертности и снижение рождаемости, на то, что многиеживут в аварийных домах и не имеют возможности получить нормальное жилье, образование,медицинскую помощь, большая часть молодых людей осталась при своем мнении. Нашамолодежь живет сейчас сиюминутными интересами, желаниями и потребностями.
 Светскоеобщество намеренно не обращается к фундаментальным основам духовности исконногодля России Православия, потому что это потребует каких-то изменений, пересмотраустоявшихся стереотипов, перераспределения собственности.
 На первыхмолодежных Рождественских чтениях, которые состоялись в нынешнем году, известныйакадемик Львов сказал, что все богатства России, ее недра – принадлежат Богу,и они должны быть справедливо распределены между всеми членами общества. Онотмечал, что главная проблема XXI века – это справедливость и нравственность.Проблема справедливости, ее поиск в общественной жизни, понимание, относительночего мы определяем эту справедливость в нашем обществе, – мне кажется, можетстать связующим звеном поколений.

 Н.И. Сивкова:
 - Мое участиев этом диспуте заключается в том, чтобы посмотреть так называемые грани светскогообщества. Я исхожу из того, что, живя в этом обществе, взаимодействуя с этимобществом, религия и Православие, в частности, должны исходить из реальногосостояния общества: хорошее ли оно, плохое, нравственное ли или безнравственное.Мы можем до бесконечности его оценивать, но от этого ничего не изменится. Но мы можем его понять, и мы можем начать действовать в этом обществе, помогаяему, поддерживая его.
 Мы понимаем,что у нас светское государство, но все же задаемся вопросом: возможно ли какое-то взаимодействие между нашим светским обществом и Православием в решении хотя бы проблем воспитания духовно-нравственной культуры современной молодежи. Я думаю, нам пора ответить на один конкретный вопрос: что могут реально сегодняшнемунашему светскому государству дать сегодняшняя Русская Православная Церковь и русское Православие как вера?

 Даниил ВалентиновичПивоваров, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религоведенияУрГУ:
 - А развенадо возрождать Православие? Оно ведь не умирало, оно было и остается в России.А было ли у нас светское государство? Отвечаю, что не было. До революции 1917годы была правящая Православная Церковь, после революции власть пришла к языческойрелигии, которая называется «религия советизма». Я в данном случае исхожу из точки зрения на религию не атеистической, как она понималась у нас в советскоевремя  атеистами.Атеисты не относили себя к религиозному сознанию, а говорили, что религия –это вера в Бога, в некий Абсолют.
Вспомните, вся духовная базисная часть в системе образования была научным атеизмом,который входил в обязательную программу обучения, и не только в вузах. Затемпроизошла реформация, и в борьбе религий традиционные религии стали усиливаться,а когда была отменена шестая статья Конституции, атеизм потерял свою законодательнуюсилу.
 Лишь тольковременно в нашей стране сейчас воцарилось то, что можно назвать светским обществом.Ни религия в традиционном смысле слова не берет вверх, ни атеизм. Но противостояние-то остается. Общество не может быть свободным от религии. Религия – это форма общественногосознания; атеизм, особенно тот воинствующий, который у нас был – это тоже формарелигиозного создания. Таким образом, речь идет не об отмене какой-то религии,а о борьбе религий и о смещении акцентов. Сегодня у нас происходит настоящаяборьба: временно отступив, атеизм собирает силы и вновь пытается наступать.
 Я переведувопрос о взаимоотношении религии и государства на наш университет. Если у насне будут ни то, ни другое преподавать – у нас будет светский университет, еслибудут преподавать и то, и другое – у нас будет борьба различных религий. Еслиони будут находиться в равновесии, если ни той, ни другой стороне не даватьволи – тогда будет все в порядке. Скажем, как в семье. Есть ведь такие семьи,где есть верующий муж и неверующая жена, или муж – мусульманин, а жена – православная.И живут люди спокойно. У меня на кафедре религоведения то же самое: есть верующие,есть атеисты, но мы спокойно сосуществуем до тех пор, пока не вмешается политика.
 Когда начинаетсяборьба между религиями? Когда религия используется как политическая сила. Я хотел бы сказать, что постановку вопроса надо формулировать иначе. Религия не может быть вне государства, религия и государство – это две противоположности,которые сосуществовали на протяжении всей истории. Религия отражает духовнуюсторону нашей жизни, а государство – материальную. Взаимодействие религии и государства очень динамично и сложно, но ставить вопрос абстрактно: «Есть лиу нас чисто светское государство, в котором нет и не может быть места религии?»– нельзя. Это – утопия. Речь должна идти только о расстановке акцентов и о соблюдениизакона о свободе совести. И то, и другое должно быть.
 У нас людей,верующих в научный атеизм, не меньше, чем людей, верующих в Бога. Вообще неверующихлюдей быть не может. Вера – это атрибут человека. И ученые начинают свою работус веры, что есть такой-то закон природы, а заканчивают проверкой. Вера естьвезде – и в религии, и в науке. Я бы хотел, чтобы эту постановку вопроса имелив виду при обсуждении темы.

 Священник АлександрСандЫрев:
 - Светскоеобщество в нашей стране только начинает складываться. Если мы будем говоритьо фашизме, о коммунизме, то при этих идеологиях светского общества не можетбыть как такового. А при Православии может быть светское общество, которое былов России до революции. И сегодня мы можем говорить о точках соприкосновенияПравославия и светского общества, потому что Православие является одной из самыхтерпеливых религий в мире.
 Некоторыепытаются обвинить Русскую Православную Церковь в том, что она пытается войтиво властные структуры и управлять государством. На мой взгляд, государство самов настоящее время просит у Православия этого управления. Потому что в сердцахнарода – вакуум, и ничто не может его заполнить. Государство и власть видят– этот вакуум на данный момент и в нашей исторической перспективе может заполнитьтолько Православие.
Другое дело, как будут действовать православные люди. Вот это – очень важныймомент. К сожалению, можно быть неосторожным, и, как слон в посудной лавке,«наворотить». А если светское общество в нашей стране только начинает формироваться,то и православные как часть этого общества, – со своими проблемами и немощами.Мы все выросли из «совка», так или иначе мы до сих пор чувствуем на себе влияниетой идеологии. И поэтому в наше время надо говорить о том, как развивать интеллектуальную,духовную, нравственную культуру. Как православный священник я вижу задачу Церквив том, чтобы обращаться к сердцам людей. С этой мыслью я и пришел. Я хочу засвидетельствовать,что главная точка соприкосновения Церкви и государства – сердца людей, их отношениедруг к другу. От того, какое – плохое или хорошее впечатление я произвожу на людей, и зависят точки соприкосновения с ними. Это – наша задача. А если мыс нею не всегда хорошо справляемся, – это наша проблема. Будем работать над этим.
Церковь старается работать с людьми, правда, такие простые и добрые вещи не очень видны. В Екатеринбурге, например, есть больница, в которой лежат дети-отказники.И мало кто видит и знает, что туда ежедневно ходят наши простые православныебратья и сестры, ухаживают за детьми, помогают санитаркам и нянечкам… Потомучто действительно добро должно совершаться тайно, и не надо его афишировать.
 Может быть,именно это и приводит к тому, что современное общество еще не чувствует Православиякак силы. Не как силы общественной, организационной, а как силы личностной.Общение православных священников с людьми чаще всего проходит на личностномуровне. Это очень принципиальный вопрос и лично для меня как для священника,и для всех православных людей.

 Владимир ВалентиновичОсетров, кафедра культурологии Уральского государственного педагогического университета:
 - Мне быхотелось ответить на выступление молодого человека, который с таким пафосомговорил о каком-то давлении православия на общество. Мне иногда кажется, что происходит обратное, мы наблюдаем сегодня то, что происходило на протяжениипочти двух тысячелетий.
 БлаженныйАвгустин когда-то сказал, что «государство – это великий разбойник», и в XIXвеке Иван Аксаков, обращаясь к Императору, повторил его, говоря о том, что государство– разбойник. Так вот этот разбойник, это государство, мне кажется, сегодня пытаетсявоздействовать на Церковь как институт. Именно оно пытается обратиться к Церкви,а не наоборот.
 Здесь правильнопрозвучало, что у нас есть Церковь, государство и гражданское общество. Именногражданское общество, которое формирует общественное мнение, сегодня так болезненноотносится к Церкви. Мне кажется, что государство сегодня, чтобы сохранить себя,использует определенные ценности, определенные традиции, принципы построенияотношений, которые складывались на протяжении двух тысяч лет.
 Государствоочень часто пытается привлечь к себе Церковь, чтобы прикрыться ею. Может быть,Церкви и не следует так доверчиво относиться к этому «разбойнику» и бросатьсяв его объятия? Отвечая на выступления молодых людей, хочу отметить важную вещь:Церковь как институт не может вам дать самого главного, она не может с вамиподелиться верой. Давайте вспомним Ивана Александровича Ильина, который говорил,что вера есть фактически еще один орган чувств. Как способность видеть, слышать,осязать… И если кто-то не слышит — это не значит, что нет в мире звуков, есликто-то не видит – не значит, что нет в мире образов. Если кто-то не верит –то не надо говорить, что все остальные ошибаются.

 Лидия ЯковлевнаБаранова, факультет международных отношений УрГУ:
 - Я отношусебя к людям прагматичным, я – преподаватель, историк, и поэтому исхожу из своеголичного опыта и хотела бы сказать по этому поводу несколько слов.
 На мой взгляд,попытки разделить светское общество и Православие или православных людей как отдельную какую-то общность – это искусственная ситуация, это толкает людейк какому-то противоестественному противостоянию. Я полностью согласна с профессоромПивоваровым в том, что неверующих людей нет. Человек просто не может быть человеком,если он во что-то не верит: в Бога, науку, в других людей… Просто есть люди,которые ближе к Церкви и церковной структуре, а есть люди, которые сами несути осуществляют свою веру.
насесть – общечеловеческие, нравственные ценности, воспитывать в которых мы должныпрежде всего подрастающее поколение. Я считаю, что сейчас пора заняться и взрослымилюдьми, потому что если нет воспитанных взрослых – мы получаем то поколение,которое приходит к нам.
 Нам нужнонайти такие точки соприкосновения, чтобы Церковь помогала учебным заведениям,а мы помогали Церкви как структуре в проведении очень многих мероприятий. Я не вижу здесь никакого противоречия. Я могу привести очень много примеров, когдамы видим обращение Церкви или телевидения о проведении благотворительных акций,и студенты откликаются, собирают те же вещи, книги. И мне, собственно говоря,как человеку, безразлично, куда попадут эти вещи. Или мы отнесем их на «41 канал»,и они передадут их в детский дом, или мы отнесем их в монастырь в Зеленую рощу,и они тоже доставят их по назначению. Тут мы решаем одну общую задачу.
Наверное, важно совместными усилиями пытаться объяснять людям главные нравственныекритерии, и, исходя из этого, учитывать духовно-нравственные моменты и при обучениистудентов. Например, понятие греха может быть и церковным, и светским: что это– неприлично, непорядочно. Я, например, на своих занятиях говорю: если вы –человек верующий, девушка должна понимать, что это грех, рожать ребенка и бросатьего на произвол судьбы. Точно также это безнравственно человеку светскому, невоцерковленному:рожать ребенка и точно также оставлять его. В чем здесь разница? Я не вижу.
 Я бы хотеласказать, что в последнее время у нас в университете и философы, и историки,и гуманитарии очень осторожно и, на мой взгляд, очень правильно подходят к освещениюроли Церкви и веры, и эти позиции, я думаю, делают большое общее дело.
 Я занимаюсьисторий России; считаю, что в своем курсе мы довольно четко показываем рольЦеркви в истории государства и отдаем ей должное за то, что на грани исчезновениягосударства, на грани распада гражданского общества Церковь всегда поднималасвой голос и спасала Отечество. Это и период смуты, и военные годы – как историкя могу приводить очень много примеров тому.
 Студентывсех факультетов университета в обязательном порядке участвуют в семинарах «РольРусской Православной Церкви в образовании единого Российского государства в XII-XIV веках» – то есть почти с самого момента принятия христианства. Студентызнают: чтобы получить зачет, им надо изучить либо житие святого, либо историюмонастыря и написать работу по этой теме. Для написания рефератов студентампредлагается много разнообразных тем, таких, как: «Судьба Церкви в советскийпериод», «Церковь и власть», «Церковь в годы Великой Отечественной войны».
 Я хочу поддержатьНадежду Ивановну Сивкову в ее оценке современной молодежи: я никогда не позволяюсебе и своим старшим коллегам «нападать» на молодежь и студенчество. Не забывайте,что они выросли на развалинах, в условиях, когда рушились пусть плохие, но какиени были, советские традиции. Когда не было никаких нравственных ориентиров.И то, что сейчас государство обращается к религии, понимая и зная, какую рольиграли и играют в истории страны Православная Церковь, ее традиции и нравственныеустои – это замечательно. Значит, нашлись там грамотные и умные люди, значит,хороших специалистов мы с вами подготовили.

 Выступившиемолодые люди очень четко высказали свою позицию и поставили вопросы, волнующиеих более всего. Будет ли Православие способствовать или препятствовать жизненномууспеху? Для молодых ведь это очень важно – состояться в жизни, добиться успеха.И результаты социологических исследований показывают, что ценность успеха растетс каждым годом. Вот небольшие выдержки из выступлений студентов.
 «Батюшкаговорил о том, что Православие может стать нравственной основой современногообщества, и что человек приходит в Церковь заполнить определенный духовный вакуум.Но дело в том, что религия наша основана на притчах и заповедях, которые слишкомдалеки от современного времени, они слишком догматичны. Поэтому, наверное, молодежьи не обращается к ней.
 Однажды я побывала на исповеди… После исповеди человеку должно быть хорошо, мне же сталострашно и обидно, потому что батюшка мне сказал, что я – великая грешница, и что проще верблюду пройти в игольное ушко, нежели грешнику попасть в рай. Хотяя никого не убивала, проституцией не занималась, ничего ни у кого не украла.У меня – обычная студенческая жизнь, иногда я могу соврать, иногда повеселиться…
 Получаетсятак, что человек, приходящий в Церковь, не может заполнить свой духовный вакуум,потому что он не может найти ответы на те вопросы, которые его волнуют. Этоотносится и к слову об успехе. Насколько я могу судить, в православной религииуспех и духовность не связаны друг с другом, что успех – это, чаще всего, «ходьбапо головам», и Православие это не приветствует. У меня в душе часто происходиточень сильная борьба между тем, что правильно по православным канонам, и тем,что правильно по меркам светского общества.
 Церкви не надо ждать, когда общество придет в храмы, может быть, ей надо сделать свойшаг к обществу, как-то переосмыслить некоторые заповеди, адаптировать их к современнойжизни молодежи, к изменившейся экономической ситуации… И тогда молодежь потянетсяк Церкви, и Православие действительно сможет занять какую-то определенную нравственнуюплатформу.
 Конечно,это не относится к Заповедям «не убий» и «не укради», это – общечеловеческие,общенравственные постулаты. А вот «не прелюбодействуй»… Если ты с вожделениемпосмотрел на жену своего друга, то уже согрешил. А если друг уже разошелся с ней? Суть в том, что, когда я прочитала эти сточки, я подумала: «Ну, с другом– понятно, с тобой – тоже, а бедная-то жена тут при чем? Если она полюбила другогочеловека и ушла к нему – что, она уже проклята и попадет в ад? В ад попадети тот человек, который принял к себе любящую женщину?»
 Тут многотаких противоречий, которые отталкивают молодежь от Церкви».
 «Я хочу ответитьвыступающей девушке. Во-первых, я не согласна, что притчи очень далеки от современнойжизни, на мой взгляд, они, наоборот, и сегодня поражают своей актуальностью.Просто нужно их очень внимательно читать и правильно понимать. Во-вторых, нужноподумать о том, какие могут быть страшные последствия, если мы будем изменятьдогматы Церкви.
 Как уже отмечалотец Александр Сандырев, Православие – сама терпеливая религия. Почему у молодыхлюдей складывается негативный образ Церкви? Большинство из них считают, что там – «все в платочках, и все какие-то странненькие». Это очень обидно. Вопроск социологам: когда вы проводили социсследование среди молодежи, вы задавалиим вопрос, почему о Церкви и верующих людях складывается такое впечатление?»

 Надежда ИвановнаСивкова:
 - Как социологя скажу: вполне естественно, что такой образ Церкви очень активно живет в массовомобщественном сознании, и нам трудно отказываться от прошлого. Я очень благодарнавыступившим девушкам, они много и правильно говорили.
 У меня у самой была точно такая же ситуация: я пришла в храм и случайно оказалась на исповеди. А я в тот момент очень жутко позавидовала другому человеку, меня прямочерная зависть съедала изнутри. А для меня это чувство – в принципе чуждо. Потомсвященник задал мне вопрос о моем семейном положении – и пошли все мои грехи…Вышла и подумала: «А зачем я действительно пришла в Церковь?»
 Мой вопроск вам, батюшка. Может быть, начав взаимодействовать с нашим обществом, вы начнетепросто с подготовки тех людей, которые будут с ним общаться. Почему я провожувсе время одну и ту же мысль о том, что наше общество быстро не изменится, ожидатькаких-то изменений через пять, десять лет в лучшую, позитивную сторону – этосложно. Единственное, что можно сделать сегодня, – это начать менять самих себя.И тогда это общество к нам потянется. В какой-то степени я разделяю точку зрениявыступающих по поводу актуальности и неактуальности каких-то церковных догматов,в то же время я поддерживаюсь позиции, что их нельзя пересматривать. В нашейжизни должно быть нечто устойчивое, то, что не поддается пересмотру.
 Следовательно,исходя из состояния современного общества, может быть, какие-то духовные ценностиПравославия в XXI веке будут наиболее значимыми, а вот через сто лет, можетбыть, будут актуальнее какие-то другие… То есть, мы говорим о доминированииили уменьшении значимости тех или иных ценностей в плане взаимодействия в современномобществе. Я всегда выступала за принцип постепенности, за принцип соответствиятому обществу, которое есть.

 Олег Яковлев,прихожанин Свято-Троицкого собора:
 - Я бы хотелзаострить внимание на двух вопросах: надо или не надо пересматривать церковныедогматы и о том, что человек чувствует во время исповеди. Надо обратиться к тексту Писания и посмотреть, что означает само слово догмат. Во втором посланииапостола Петра сказано: догматон – это закон бытия Церкви, закон бытия Бога.Свои законы есть и в науке, если, например, существует закон всемирного тяготения,никто не собирается его оспаривать или пересматривать.
 Если вы попробуетепрыгнуть с пятого этажа, вы можете переломать руки и ноги… И то же самое существуетв духовной жизни, образно говоря, если вы будете заниматься пересмотром догматов,вы можете сломать себе шею. Что касается исповеди. Многие православные думают,что во время исповеди они должны ощущать какую-то благодать. Это не совсем верно,потому что на самом деле признаком благодати, по церковному учению, являетсяналичие у человека смирения. Если нет смирения, нет и благодати.
Молодые люди сегодня предъявляют некоторые претензии к Церкви, в том смысле,что жизнь – меняется, и Церковь должна учитывать эти изменения и интересы молодыхлюдей…

 Священник АлександрСандырев:
 - Я оченьблагодарен девушке за это выступление, такая искренность, такая честность, этопрекрасно, они – словно елей на сердце.
 Это – обращениеко всем. Может быть, действительно, на территории храмов нужно писать обращениепримерно такого содержания: братья и сестры, если вы в первый раз пришли в храм,и с вами произошло какое-то недоразумение, не останавливайтесь на этом, постарайтесьразобраться в происшедшем при помощи священника.
 Действительно,с ней произошло недоразумение, даже цитата, которую привел девушке священник,– неправильная. В Евангелии написано: «Легче верблюду войти в игольное ушко,чем богатому войти в Царствие Небесное». Не грешнику, а богатому. Вопрос в том,была ли это исповедь или просто беседа со священником? И это обоюдный вопроскак со стороны священника, так и с вашей стороны. Исповедь – это таинство, к которому нужно должным образом и готовиться.
 А по поводупересмотра притчей и Заповедей, я хотел напомнить всем присутствующим, кто такиесвятые. Одно определение святых в Православии, святых учителей, богословов,тех, которые выразили церковное учение – это люди, которые смогли на современномязыке передать Богооткровенные Заповеди, откровения Божии. Именно это и естьсвятость, только святость богословская, или можно сказать, святость философская,святость познания мира, Бога и человека.
 И поэтомусейчас, конечно, ощущается дефицит таких людей, которые бы смогли на современномуровне современному человеку открыть то же откровение Божие, которое записанов Библии, близким и понятным языком. Открыть ярко, полно, целостно… Но у насв России сейчас активно развиваются и богословие, и философия, и недалеко то время, когда Церковь будет молодежной.

 Людмила АркадьевнаШумихина, кафедра культурологии УрГУ:
 - Православиетем и ценно в христианстве, что оно очень дорожит своими истинами. Я когда-то читала рассказ американского фантаста. Суть его в том, что космический корабльлетит в очень далекую галактику, на борту сменилось уже несколько поколений.Но преемственность поколений свято сохраняется, та форма культуры, с которойони стартовали и которую должны привнести в новую галактику, передается именнорелигиозным способом.
 То же можносказать и о произведениях Павла Александровича Флоренского – священника, мыслителя,философа, ученого: физика и математика. Именно христианская религия несет особуюинформацию, и она хочет донести ее до грядущих поколений в неизменности, в целостности.Как Церкви решать проблему встречного движения к молодежи – для меня это вопросномер один, хотя я сама занимаюсь проблемами русской культуры, проблемами нравственностии духовности. Но я думаю, что вопрос этот разрешимый.
 У одногоиспанского мыслителя есть такая мысль: человек обращается к Богу обычно толькотогда, когда у него под ногами разверзается пропасть, когда случается какая-то беда, уходят определенные ценности, меняются смыслы. В горе человек идет к Богу– больше некуда. Нет больше ни в чем успокоения.
 Религия и Церковь как институт, это – единственный институт в обществе, который по-настоящемулечит душу. Психологи, психотерапевты, психоаналитики, особенно прозападнойориентации, в нашей русской ментальности мало чем могут помочь. А русское Православиеспособно помочь, когда разверзается пропасть, помочь человеку на что-то оперетьсяв жизни. Вечные православные ценности существуют в христианстве в единстве:истина, добро и красота. Бог есть Путь, Истина и Жизнь, Бог есть добро.
 Как писалЕвгений Николаевич Трубецкой, «та красота Божиего смысла мира, которую мы воспринимаем– красота от Бога». Красота духовности, которая созидается в Православии на нашей земле, никогда не умирала, даже в эпоху воинствующего атеизма. Православноехристианское учение позволяет человеку держать в целостности свое сознание,свою душу. Само понятие духовности пришло из христианства – не просто от духа,а от Духа Святого, – и с этим не соглашаться нельзя.
 Я думаю,что над всем сказанным и услышанным молодым людям надо задуматься сейчас, а не ждать, когда у них разверзнется пропасть под ногами.

 Владимир Мусатов,руководитель Уральского отделения Всероссийского православного молодежного движения:
 - В Екатеринбургепри восьми храмах работают православные молодежные организации, которые объединяютоколо 400 молодых человек. Те недоразумения, о которых говорили выступающие,происходят с молодыми людьми потому, что, едва придя в Церковь, они сразу попадаютв глубину церковной жизни, в то, что называется таинствами.
 Мне кажется,что то взаимодействие, которое может быть между обществом и Церковью, между молодежью и Церковью, можно и нужно обеспечивать через православные молодежныеклубы и организации. Именно там молодые люди постепенно будут узнавать о церковнойжизни, о том, зачем они идут в церковь, утверждаться в своих мыслях и делах.
 В этих клубахмолодому человеку можно пообщаться со священниками, с воцерковленными сверстниками,познакомиться с жизнью церкви и решить для себя: нужно ли ему идти в храм или нет, готов он принять Бога в свое сердце или нет?

 Н.В. Сивкова:
 - Современныемолодые люди ищут понимания, а не оценки. Светский мир только то и делает, что оценивает нас. Может быть, то, что могут сделать сейчас священнослужители, –они могут нас понять. А поняв нас, будут знать, как с нами разговаривать, как с нами общаться, знать, что действительно надо нашей душе, жизни нашей надо.
 Только в этом случае мы можем говорить о каком-то взаимодействии Церкви и общества. В своей жизни я очень благодарна отцу Александру, который был первым человеком,который попытался меня понять и который не осуждал.
 И если такихсвященников в наших храмах будет больше, больше и людей придут к церковной духовнойжизни.

 Священник АлександрСандырев:
 - Все выступленияподводят нас к основному тезису, что Церковь указывает людям прямой путь к нравственности,ко Христу, к Богу, прямой путь к смыслу жизни. Существует множество путей к Богу, существуют разные люди. И, я думаю, это как раз-таки задача общества –показать эти пути, в том числе явить их и Церкви.
 Действительно,сейчас, наверное, и в Церкви, и в обществе есть такие силы, такие возможности,есть такое понимание, чтобы корректно, осторожно, может быть, слегка поправляядруг друга, искать эти формы взаимодействия. Искать эти пути человека к Богу,и не пугаться, что путь обходной, долгий и кружной.

 

В других номерах:

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 11 маяАпп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших(I). Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (286). Мц. Анны (1939).

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс