Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (431) → Азы православия или азбука страхования: выбор за нами

Азы православия или азбука страхования: выбор за нами

№14 (431) / 8 апреля ‘07

Образование и воспитание

 В русской школена Кубе преподают уроки православия!
 Под магнитомна холодильнике появилось расписание уроков дочери-десятиклассницы. Среди обычныхтеперь уже предметов из трех букв МХК, ОБЖ, РиКО с удивлением я обнаружила нечтоновое и необъяснимое – «Азбука страхования». Подумала, что описка и тайно обрадовалась– «Азы православия». Обманулась. Все же страхование?! Начала пролистывать учебники,прислушиваться к ее комментариям, и возмущение по многим поводам опять выливаюна страницы «Православной газеты». В учебнике по обществознанию детям дали определениехаризматической личности. В качестве примера привели Иисуса Христа, Ленина и Гитлера…

 На урокеистории им – детям XXI века – нынче предложили следующую тему: «Глобальные проблемысовременности». Первая из них – терроризм. Учитель сразу предупредила, что этослово пишется с двумя «р». Экологическая проблема представлена «опустыниванием,вытаптыванием, засолением почвы». Третья глобальная проблема современности –в демографии и «расползании» ядерного оружия. По ОБЖ десятиклассники изучаливиды ядерных взрывов, их последствия, длину штыка на автомате. На географии– структуру населения. При делении по возрасту значилось, что дети до 18 летсчитаются нетрудоспособными (их дедушки в этом возрасте продемонстрировали оченьяркую трудоспособность в годы войны). В подпунктах следовало уточнение, когданаселение принято считать «экономически активным, то есть работающим, и экономическине активным». Для разъяснения последнего определения учитель привела такой пример:«вышла удачно замуж – работать не надо»!
 Очень перекликаетсясо слоганом радио «Эхо Москвы»: «бросай работу – живи на ренту». Другие учебники,другие книги, другая «литература» появилась на полках многочисленных киосков.Детские журнальчики с дикими картинками и названиями, азбукой секса. Рядом книгидля взрослых. Они тоже еще учатся: «Мужчиноведение. Если женщина хочет…», «Белыйвальс с продолжением» или «Случайные связи без неприятных последствий и угрызенийсовести»… Какой моральный урод мог написать и издать подобную книженцию? Видимо,тот, кого средняя школа не успела научить главному – морально-этическим нормам.Впрочем, у социума теперь свои нормы… Как пел Тальков, «может, это и нормально,может, так и быть должно: все, что было аморально, стало не аморально»…

 Для нас всегдаоткрыта в школу дверь!?
 Строчка известнойпесни звучит не одно десятилетие для каждого выпускника, когда цветет сирень.Когда мы прощались с миром детства, учителями и одноклассниками, нам именнотак и говорили. Сейчас, когда бывает необходимо зайти к дочери в школу, не сразуполучится – охранник преградит дорогу: паспорт или допрос по полной программе.Причем мы сами, родители, за это деньги платим дядькам в камуфляже. Но, странноедело, беспрепятственно проходят в школу представители сект, фирм, торгующихсредствами контрацепции и озабоченных сексуальным просвещением детей. Почем-то их дурного влияния никто не видит, а дети попросту растлеваются подобными просветителямиот бизнеса. Девочкам дарят после таких лекций упаковки прокладок, рекламнуюпродукцию, разъясняют про современные средства контрацепции. За средствами контрацепциистоят большие деньги, но не забота о здоровье подростков. Это просто цинизм– предлагать сексуальное просвещение еще не сформировавшимся личностям вместотого, чтобы объяснять реальный физический и моральный вред ранних половых отношений.Или, к примеру, школьникам нередко чужие дяди предлагают бесконечные тестирования,вплоть до так называемого Оксфордского теста из 200 вопросов. Там предусмотренывопросы личного характера. С помощью таких тестов легко вычислить человека по телефону, сказать ему о его проблемах и предложить помощь в их разрешении. Таклегко угодить к благодетелям от сайентологии.
 Собирая свойкласс на новогодний огонек в тинейджер-клуб, педагог предупредила, чтобы всенарядно оделись, а в кармане был носовой платок и презерватив. Встречный вопросот подопечных: «А мастер-класс организуете?». Не взрослые ли часто провоцируютдетей на запретную тему?… Православный священник, естественно, стал бы говоритьна уроках православия о целомудрии, благочестии, показывая детям, как надо житьпо закону Божию. А дальше выбор за ними…
 Мы научилидетей не доверять взрослым. Возвращаюсь домой, после нажатия кнопки домофонаили дверного звонка слышу:
 – Кто там?– начинает допрос дочь, у которой «5» по ОБЖ.
 – Это я,– подаю голос из-за двери.
 – Я – этоя, а ты кто? – допытывается она.
 – Мама пришла,что-то вам принесла, – отвечаю сдержанно.
 – А кто у нас мама? – не унимается любимое чадо.
 – НаталияЛеонтьевна! – кричу строго-обиженно.
 – Милостипросим, а мы Вас заждались уже! – пропускают меня.
 В анкете14-летний одноклассник дочери указал, что его привлекают профессии газовика,кондитера и киллера… Очень модной, потому что звучит, стала среди подростковпрофессия менеджера по недвижимости, еще экономиста, бухгалтера. А одноклассницане знала, что такое числитель и знаменатель, как правильно писать слово «счастье»(она думала, «щас»), с одной буквой пишут субботу, на «к» заканчивают четверг.

 Вычитать и умножать…учат в школе!?
 В пединституте,где учат будущих педагогов, есть газета «Народный учитель». В ней огромным «подвалом»была размещена «исследовательская» статья по студенческим приметам. Главнымпредметом там была «халява» и как с ее помощью легко и успешно сдавать зачетыи экзамены… В этой же газете была практически высмеяна ученица Санкт-Петербургскойгимназии за то, что она открыто сказала учителю биологии, что в ее роду не былообезьян, и она не согласна с теорией эволюции, которая оскорбляет ее религиозныечувства. Иск против комитета образования северной столицы, а также Министерстваобразования в суде сочли надуманным.
 Когда-то мой сын то же самое сказал своей учительнице и получил «2».
 Почему в нашей демократической стране не преподносить две «теории» происхождения жизнина земле? По статистике, в России 80 процентов жителей страны считают себя православными.Следовательно, им ближе мысль о том, что Бог создал землю, небесные светила,флору и фауну. Церковь часто обвиняют в навязывании своей точки зрения на этотсчет. Но посредством чего? Ведь у Церкви нет своей трибуны, православных священниковне пускают в школы. Пусть люди выбирают, какой теории им придерживаться.
 Мне тожене нравится гипотеза про первичный «бульон», в котором молекулы склеивалисьв клетки, потом в обезьяну… Что мешает трансформироваться в человека нынешниммартышкам в зоопарке? XXI век на дворе, пусть эволюционируют. Что им мешает?Или дарвинизм уже не актуален? И если официально навязывается только эволюционнаятеория происхождения жизни на земле, то как можно одновременно в светских учебникахупоминать (а, значит, и признавать) Иисуса Христа в ряду харизматических личностей?Я очень обрадовалась этому факту и ожидала, что уроки православия появятся тоже.Причем не история религий, а именно Православие. Вспомним, россияне в большинствесвоем считают себя таковыми! Поэтому надо преподавать базовые знания и народнуюкультуру. Для расширения кругозора, конечно, надо знать, сколько их, в чем принципиальноеразличие, включая секты. Учебники издавать с привлечением не только богословскойлитературы, но и современных наших известных ученых-богословов – Осипова, Дворкина,Кураева…

 Чужого горяне бывает…
 Учитель отчитывалученика за отсутствие тетрадки:
 – Скажи отцу,чтобы купил тебе тетрадь.
 – Его нет,– нахмурился ученик.
 – Ну, значит,скажи матери, чтобы купила тетрадь по ОБЖ, – настаивал педагог.
 – Ее тоженет… – ответил мальчишка.
 – А кто есть?
 – Бабушка.
 – Тогда пустьона купит тебе отдельную тетрадь по моему предмету, – ничуть не смутившись,сказал учитель… Очень часто в подобных ситуациях педагоги хладнокровно отвечаютученику, что это его проблемы. А куда пойти такому ребенку с его проблемами,если у него не осталось близких?
Чему учит такой учитель? В первую очередь, равнодушию. А дальше – в соответствиис планом по своему предмету – не доверять взрослым, не отвечать на вопросы,не открывать двери…Как после этого ребенку внушить христианские ценности доброделания,взаимовыручки, самопожертвования.
 Еще однареальная история из другого класса. У девочки случилось большое горе – она потеряласемью: несколько лет назад повесились один за другим отец и брат, а нынче, под Новый год, умерла после тяжелой болезни мама. Она осталась только с бабушкой.Как жить, учиться? Будет ли у нее подарок, елка… К 8 марта она вовсе осталасьодна.
 История третьяслучилась с близкой подругой дочери. Они с детского сада всегда были вместе.Ее бабушка повесилась, и внучке пришлось ее вынимать из петли. Отец, потерявмать, стал выпивать. Когда ее мама была в положении, то часто лежала в больнице.Врачи запрещали рожать сестру Ксюшу и, чтобы посоветоваться с мужем роженицыи отцом будущего ребенка, звонили к ним домой из стационара. Дочь слышала, что на вопрос: «Кого спасать будем при родах?» последовал равнодушный ответ папы:«Мне все равно». Скоро он утонул, когда загорали на Шарташе. Девочка, закаленнаягибелью близких людей, уже иначе вела себя в классе. К родившейся сестренкеона относилась с тем же равнодушием. Мама признавалась не раз, что побаиваетсяоставлять ее с малышкой. И вообще, странная она стала, не боится боли и риска.Скоро ей наскучила ее подруга – моя «закомплексованная», немодная, непьющая,некурящая – словом, несовременная дочь. Потом ей наскучила вся эта детвора,и она оставила школу…

 «Я мир не трогаю– он не трогает меня»
 «Когда всесерое, я – цветная, когда все цветное, я – серая. Быть не таким, как все – этожизнь». Так подписалась в книге отзывов бывшего музея молодежи Батарейка Энерджайзер.
 Прекрасно,что люди задумываются о высоком: «Возжелай же прекрасное, ибо это есть смыслжизни. Стань им. Ибо ты умрешь, а то прекрасное, что ты создал – останется».
 Другие подростки-максималистысоветовали: «Убей себя! Умри!»
 «Та среда,где я сейчас тусуюсь, мне нравится меньше. Постоянно война идет между рэперами,ниферами, скинами, гопниками». Эта надпись все из той же книги. Я и представитьсебе не могла, что люди так много придумали себе разных статусов – если хотите,уровней, прозвищ, заменителей главного своего определения «человек».
 Вспомните,как еще называют нас. Список получится ни уму ни сердцу, будто мы неодушевленные:«Вновь вошедшие пассажиры и обилеченные, покупатели, сотрудники, коллеги, квартиросъемщики,студенты, абоненты, налогооблагаемые единицы, садоводы, автовладельцы, пациенты,пиплы, киндеры,телки, избиратели…»
 Многочисленныеобъявления на остановках вызывают озноб и мурашки: «Требуются промоутеры, супервайзеры,мерчендайзеры, менеджеры по персоналу и проектам»
 Дети зовутлюдей теперь коротким словом «чел». Будто и не человек это вовсе, а только егополовина. Я впервые это услышала от дочери. Так одноклассник похвалил ее за набросок на листке: «Классный у тебя чел получился». Учителей они зовут препыили преподы. Наверное, они правы, живем мы какие-то ополовиненные, замороженные.
 Вместо вопроса:«Как жизнь?», реклама предлагает свой: «Как дела во рту?» На передовице «Телемира»– «У кого на российской эстраде лучший бюст?». В «Вечернем Екатеринбурге» предлагаютчитателям «эрофантазии – разговоры для взрослых по телефону». В одном номерегазеты предлагают обзор с последнего конкурса на самый лучший бутерброд (этово время поста), обсуждают последнюю конференцию «Семья и будущее России», на которой Екатеринбургской епархией поднята актуальная проблема, и на полном серьезепредлагается к юбилею газеты…родить малышей. Даже точная дата зачатия предлагаетсяпо лунному календарю, чтобы угодить к дате. Причем в конкурсе откликнулись принятьучастие до десятка молодых семей. Что ж, оригинальная форма решения демографическойпроблемы.
 А какие книжкимы читаем!? «Стань богаче», «10 заповедей финансового благополучия». Появилисьжурналы «Для тех, кто ценит деньги». Рубрики в газете: «Новые рога и копыта»,«Как съесть чужой бизнес?», «10 алкогольных заповедей», где среди прочего цинизма– «не возжелай рюмки ближнего своего». Кстати, сейчас модной «фишкой» сталотак называемое освящение большого застолья. Для этого даже ряженого готовятзаранее, а виновнику торжества отпускают грехи и напутствуют: «Можешь грешитьдальше»…

 «Печально я гляжу на наше поколенье…»
 Британцампредложили облегченную версию «Войны и мира». Из романа изъяты «трудные места».И, кроме того, в альтернативной версии остались в живых князь Андрей Болконскийи Петя Ростов.
 Чему же мыможем научить наших детей, когда не помним главного, поднимаем руку на классикуоблегчения ради, растрачиваем время на глупости, мелочи, небрежно говорим с ними или вовсе не делаем этого. Статистика утверждает, что в лучшем случае родителиговорят со своими детьми 20–40 минут в сутки.
 Стоп! А чему бы учили наших детей православные священники? К примеру, в лицее имени Дягилева.Дети, имеющие с пеленок своих нянь, охранников, водителей, психологов, адвокатов,парикмахеров… запросили православного священника! Родители поняли, что самимим не научить детей главным христианским ценностям и элементарным правилам проживанияв социуме. Их дети только от священника узнали, что есть нищие, бездомные люди,которым обязательно нужно подавать милостыню. Что нельзя обижать стариков, несмотряна гувернанток, необходимо помогать в домашней работе, некрасиво хвалиться,гордиться, обсуждать сверстников…
 Сложно нампонять язык молитвы, видите ли, а японский мы добровольно идем учить. Когдасыну в университете хотели поставить «4» за церковно-славянский язык, он попросил«3», чтобы был стимул изучать его дальше и пересдать позже. Ведь какая лаконичнаи глубока молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Человек осознаетсвою греховность и просит милости у Создателя. Что непонятного в языке этом?!Зато фэншуй завоевывает сердца уже не только звезд, а и простых обывателей.В соответствии ли с нормами этой мудреной науки стоит ваш обеденный стол или диван? И по часовой ли стрелке необходимо разбалтывать манную кашу в кастрюльке,чтобы она получилась без комочков, туда ли смотрят окна вашего дома, правильно ли припаркован ваш автомобиль и тапочки у порога?…
 Кучу восточныхединоборств теперь нам предлагают постигать: ли чюань, шоу дао, кунг-фу, унибос,айкидо, джиу-джитсу, таэквон-до. Куда-то же надо девать накопившуюся энергию,размять заплывшие жирком чакры-икры. Давно прижившееся в наших спортклубах дзюдои самбо своих поклонников имеет уже среди женщин и детей 5–7-летнего возраста.А деды наши в масленицу по-своему дрались – стенка на стенку, буза, вольнаяборьба, рукопашный бой. Кому этого мало – пластические единоборства, фехтование– историческое, позднее средневековое, филиппинское, самооборона. Опять же русскиестили: белояр, тверская буза, прикладной рукопашный бой, и т. д. и т. п. Впрочем,все это неплохо, но не в ущерб главному…
 А каким танцамучат девочек и женщин: танец живота, эротические танцы с шестом. Заморочим головусебе и детям своим, а на главное не остается места. Где уж тут десять заповедейзапомнить, а тем более следовать им. Нынче в арсенале молодой особы должен бытьнепременно английский, владение ПК, водительские права, а не знание русскогофольклора, сказок и колыбельных для будущего малыша. Уже и анекдот появилсяактуальный: «Научите, как сразу второго ребенка родить?». Получается, о материнскомкапитале мы думаем в первую очередь. А не о здоровом потомстве.
 Как печально,что мы воспитывались явно не на христианских ценностях. Мне самой недавно страшностало: день нашего с мужем бракосочетания – 22 марта – приходится на Великийпост. Ну, кто бы нас 20 лет назад вразумил, что сочетаться браком в такое времякатегорически нельзя! Но незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Хорошо еще, если только мы сами отвечаем за это, а не наши дети…Нужно православное образование нашим детям, нашей стране, чтобы выбраться из той ямы, в которую мы все угодили!
 Дети еслии слышат в своих семьях что-то о Боге, то как о карателе. Но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо слушатьсяродителей и многое другое. О Боге и о грехе деткам не рассказывают. В школе,в армии, лицее или институте от этого гуманизма остается все меньше и меньше.«Совесть без Бога есть ужас», – писал Ф.М. Достоевский. Душа, неочищенная покаянием,становится плохим советчиком. Верить ей опасно. Воспитание детей в духе подлинногоблагочестия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа. Только от благодатиБожией душа человека очищается, просвещается и вразумляется.
 Вспомним,наконец, заповеданное: «Пустите детей приходить ко Мне»!

Наталия Рукавичникова

 

В других номерах:

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 11 апреля Среда Светлойседмицы. Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок.364). Сщмч. Михаила пресвитера (1933).

 
Церковь и армия

В гарнизоне Железнодорожных войск накануне Пасхи был совершен молебен

 В канунсветлого праздника Пасхи в одном из помещений солдатского клуба, который возглавляетлейтенант А. Савчук, а если быть точнее – в молитвенной комнате, прошло богослужение.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс