Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (431) → «Что разрушает семью в современном обществе?». Пресс-конференция в пресс-центре Итар-Тасс – Урал (2 марта 2007 г.)

«Что разрушает семью в современном обществе?». Пресс-конференция в пресс-центре Итар-Тасс – Урал (2 марта 2007 г.)

№14 (431) / 8 апреля ‘07

Церковь и общество

Пресс-конференция в пресс-центре Итар-Тасс – Урал (2 марта2007 г.)

 - Здравствуйте,уважаемые коллеги, гости пресс-центра! Тема нашей пресс-конференции: «Что разрушаетсемью в современном обществе».

Пресс-конференция приурочена к IV Международнойнаучно-практической конференции «Семья и будущее России», и о некоторых аспектахэтой важной проблемы нам расскажут наши гости.
 Я хотел бы, чтобыу нас вступительное слово сказал Александр Николаевич Крутов, заместитель председателяКомитета по информационной политике Государственной Думы Российской Федерации.
 И вопрос у менятакой: насколько такого рода мероприятия, крупные форумы, на которые собираетсямеждународная научная и религиозная общественность, влияют на власть?

 АлександрКрутов:
 - Я думаю,многие со мной согласятся, что сегодня одна из главных проблем, которая несетугрозу национальной безопасности общества, – это духовное состояние общества,определяющее жизнь нашей России. От того, насколько люди, живущие в государстве,отвечают моральным и нравственным критериям, на какие духовные ценности ониопираются, зависит очень многое. Потому что безнравственные люди не могут построитьздоровую экономику, не могут создать здоровое государство, не могут построитьобщество справедливости, продекларированное в Конституции. Конференции, которыепроводятся не только в Екатеринбурге, поднимают вопросы духовного состояния,нравственности, призывая и власть, и просто людей обратить внимание на то, ктомы такие, зачем мы пришли в этот мир и как мы живем в нем. Эти темы поднималисьна Рождественских чтениях в Москве. Они стали ярким, заметным явлением в общественнойи государственной жизни России. После Рождественских чтений такие конференциипроводятся по регионам.
 Конференция,которая проходит в Екатеринбурге, одна из самых заметных. Сюда приехали ученые,специалисты и педагоги из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, другихгородов, потому что здесь всегда ставятся очень острые вопросы, которые на сегодняшнийдень представляют наибольшее значение.
 Как примеррассмотрим работу секции «Семья, государство, личность». Что еще может бытьсегодня более значимым для существования России, чем проблемы такого традиционногоинститута, как семья? Вы прекрасно знаете, что сегодня семья подвергается самыминтенсивным нападкам со всех сторон: и в средствах массовой информации, и в образе жизни, и в той культуре, которая сегодня активно внедряется в нашу жизнь.Если такие цифры – на 10 свадеб приходится 7 разводов. Это говорит о том, что традиционный институт семьи находится под угрозой. Сегодня у нас становятсянормой гражданские браки, а, по большому счету, это просто жизнь в блуде. Этотоже несет огромную угрозу институту семьи. По официальным данным, у нас в Россиипроисходит 1 700 000 абортов, а по неофициальным – от 4 до 6 миллионов детоубийств.Очень много абортов делается именно в семьях, это тоже говорит, что традиционнаясемья находится под угрозой.
 И когда собираютсяученые, специалисты, священнослужители, журналисты, люди, которым небезразличнобудущее России, – на этих конференциях обсуждается то, что сегодня нам необходимо,чем не занимается государственная власть, чем не занимаются государственныеинституты: выработка тех решений, предложений, которые бы позволили в настоящеевремя улучшить именно духовное, нравственное состояние нашего общества, нашихлюдей. От того, каковы будут люди, личности – основы наших семей, будет зависетьбудущее государства.
 Как помочьлюдям обрести себя? Как объяснить им, что они приходят в мир не только поесть,поспать, получить удовольствие, уйти из этой жизни? Как объяснить, что каждыйиз них личность, имеющая свободу выбора: или жить греховной жизнью, или, наоборот,идти к Богу.
 Понимаете,проблемы, от которых зависит будущее России: и демографическая, и экономическаяи политическая, – все они взаимосвязаны. Вот на таких конференциях они и решаются.
 - А сейчас я хотел бы адресовать вопрос нашему гостю из Сербии, митрополиту Черногорско-ПриморскомуАмфилохию.
 Почему православныесвященнослужители так активно пытаются решить эту проблему и изменить отношениемолодежи к браку? Не знаю, как обстоят дела в Сербии, но что заставляет Вастак активно искать пути решения этих вопросов?

 МитрополитАмфилохий:
 - Церковьпо своему вековому опыту знает, что семья – корень общества, человеческой жизни.Это ячейка общества. И что человеческая жизнь, достоинство человека зависятименно от семьи. Какая семья, такое будет и общество. Семья как брак – и семьякак Церковь, потому что Церковь это семья большая. А семья, это, как говоритапостол Павел, домашняя Церковь. И поэтому Церковь всегда настаивала, чтобыэтот корень жизни, общества, был свят. Если корень свят, то и ветви святы.
 Нет здоровогообщества, нет будущего человечества без здоровой семьи. Поэтому Церковь всегдане только интересуется, но участвует через осуществление своей миссии в сохранениисвятости семьи, святости брака. Потому что брак не только какая-то связь биологическо-социологическая,но именно святыня. Каждый брак заключен для вечности. Каждое рождение и зачатиеребенка – это зачатие для вечности. Потому что человеческое достоинство – вечно.
 - Владыка, скажите,пожалуйста, почему молодежь в наше время так подвержена каким-то влияниям, что старается жить не в освященном браке, а в «гражданском»?
 МитрополитАмфилохий:
 - Вы знаете,это показывает ослабление веры в современном обществе. Это следствие, конечно,и всех событий XX века. В наших славянских странах гражданский брак стал официальнымпосле революции. До революции святость брака была основой семьи. После революциигражданский брак стал существовать. Сегодня снова предпринимается попытка возобновитьбрак как святыню. Ведь до чего дошло: покупаешь корову – заключаешь контракт;гражданский брак чем-то похож на такой контракт, временный. Значит, в самомначале брак теряет свою святость. И поэтому многие говорят: «Ну, если брак гражданский,то сегодня можно быть верным, а завтра можно и изменять партнеру, других искать».Другие идут еще дальше, это сторонники свободного брака, без регистрации. В Москве, по опросам, если я хорошо помню, 13 процентов – сторонники церковногобрака, от 12 до 14 – светского брака, но большинство – свободного брака. Этопоказывает именно глубинный кризис главной ячейки человеческого общества. Бракпотерял свой смысл. Недаром и существует самая серьезная проблема современнойевропейско-американской цивилизации. Аборты, уничтожение миллионов людей. По учению Церкви, по опыту церковному человек начинает жить от момента зачатия.На 25-й день по зачатии уже все органы ребенка и сердце его существуют. Этознали еще святые отцы. Никон Иерусалимец описывает, что происходит в третийдень по зачатии, в девятый, а через сорок дней после зачатия ребенок полноценный.И если ты его убьешь после сорока дней или после двух-четырех месяцев, или послетридцати лет, – ты убиваешь человека. Поэтому надо именно возобновление верыв святость жизни человеческой.
 - Спасибо, Владыка.Я хотел бы адресовать наш вопрос Марине Владимировне Захарченко, профессоруСанкт-Петербургской Академии дополнительно педагогического образования.
 Как можно переломитьситуацию, чтобы люди стремились больше жить в браке, а не в гражданских отношениях?Есть же какие-то, наверное, научные методики?
 Марина Захарченко:

— Кроме научных методик нужны еще определенное гражданское мужество и смелостьпризнать что, в общем-то, мы находимся в состоянии информационной войны. То,что говорил Владыка про потерю чувства святости брака, это, в общем-то, результатне каких-то естественных процессов, а результат достаточно целенаправленныхдействий людей, которые не почитают святыню, не любят Бога и не верят в Него.
 Может, многиезнают, есть такой человек, Тимоти Лири, он был духовным наставником Джона Леннона,он совершенно четко произнес такие слова: «Мы должны уничтожить импринтингимонотеистических религий в сознании людей». В переводе на русский язык импринтинг– это впечатление. То есть некоторые исконные образы, которые живут в человеческойдуше. Первое впечатление ребенка – это Рождество. Что такое Рождество? Это матьс ребенком на руках. Это образ, который соединяет в себе несоединимое: великуюсилу, которая движет звездами, и маленького трогательного ребенка на руках у матери. И это импринтинг христианского сознания. С этим импринтингом человекне будет убивать ребенка в утробе. С этим сознанием мужчина знает, что за этуженщину отвечает перед Богом в горе и радости. Женщина знает, что с этим мужчинойона будет вместе в горе и радости и пойдет с ним на каторгу. И, как жена протопопаАввакума, спросит: «Доколе нам, батюшка, мучаться?». Протопоп ответит ей: «До самой смерти, матушка, до самой смерти». Она покорно пойдет с ним и будет на дорогах и в лесах.
 Понимаете,«уничтожить импринтинги монотеистических религий» – уничтожить это сознание.Это совершенно сознательная программа. Что самое важное в этой программе – говоритТимоти Лири, это я цитирую из книги: «Это средства массовой информации, этовиртуальные наши средства, мультимедийные, и это кино, это музыка». НаставникДжона Леннона. Разве мы этого не видим перед собой?
 Я делюсьнашей педагогической болью, потому что недавно в рамках национальных проектовобразования у нас в Петербурге было собрание классных руководителей, лауреатовконкурса. В чем определили самые главные проблемы? Что ценности общества и ценностишколы не совпадают. И потихонечку школа начинает дрейфовать в сторону ценностейобщества. Говорят: «Школа плохо готовит детей. Они не готовы к жизни. Вы имформируете какие-то идеальные образы, какие-то Татьяны Ларины, а общество –вот». И не у всякого педагога хватает мужества предъявить счет обществу, средстваммассовой информации. Некоторые педагоги говорят: «Ну, наверное, надо точно также». И начинают вводить программу «полового просвещения», так называемой антинаркотическойзависимости, где детей приучают к так называемому безопасному употреблению наркотиков.Поэтому мне представляется, что здесь великая ответственность и педагогическогосообщества, и средств массовой информации за сохранность этих образов христианскойкультуры в сознании молодежи, сознании наших детей. Я считаю, только это, и больше ничего.
 - Спасибо. ОтецИгорь, я тоже хотел бы, чтобы Вы присоединились к нашей дискуссии. Скажите,насколько у нас, в Свердловской области, актуальна эта проблема, и что делаетепархия, чтобы как-то повлиять, изменить ситуацию у нас, на Урале?
 Священник ИгорьБачинин:

 - Наша областьв этом отношении не является каким-то исключением. А общая ситуация такова,что к сожалению, в настоящее время 4 из 5 заключенных браков распадаются, и распадаются в первый год после регистрации брака. Мне как священнику нередкоприходится сталкиваться с такой ситуацией. На прошлой неделе состоялся такойразговор, когда пришла молодая супружеская пара. Естественно, в любом строительстве,в совместном созидательном труде возникают какие-то сложности. И, к сожалению,у молодых людей нередко возникает соблазн: когда есть сложности, не потерпеть,в чем-то уступить друг другу, а, наоборот: раз ты не хочешь делать, как я тебяпрошу или как нужно делать, давай мы с тобой разойдемся. Я считаю, что оченьважно до людей донести традицию нашего народа, чтобы люди понимали, что жизньсовместная мужчины и женщины, когда они соединяются узами брака, не ограничиваетсярамками земного бытия, а простирается в вечную жизнь. И очень важно донестидо молодых людей, что они – супруги, раз и навсегда. Церковь говорит: не будету тебя никакой другой жены, и не будет у тебя никакого другого мужа. Тот супруги та супруга, данные тебе Богом, это тот, с кем ты будешь предстоять перед Богоми отвечать за то, что Господь тебе дал.
 Очень важнодонести эту ценность, понимание того, о чем говорит Церковь: брак как мистическийсоюз мужчины и женщины не расторгается и не повторяется. Такое понимание традиционнодля нашего народа. Мы считаем очень важным донести это до современной молодежи,до людей, которые живут в браке. Если мы этого не делаем, ситуация имеет весьмапечальные последствия.
 На позапрошлуюконференцию, которую мы проводили, приезжал отец Савва с Кипра, и он рассказывал,с чем сталкивается как православный священник, там, на Кипре, далеко от нашейобласти. Всевозможными способами заманиваются туда молодые девушки, попадаютв сети сутенеров, становятся там просто-напросто товаром и никак не могут оттудавыбраться. Для них создаются такие условия, что они совершенно не могут выбратьсяоттуда. И он как священник, проявляя сострадание к ним, вынужден так или иначеучаствовать в жизни этих молодых девушек, которые осознают и понимают в душе,что они попали в такую психологическую ловушку, понимают, что они поступилинеправильно, и стараются найти какой-то выход. И он, в меру своих сил, стараетсяим помогать, а также предотвратить серьезные проблемы в жизни семьи.
 Это нашазадача, и не единственная. Мы хотели бы, чтобы возродилось традиционное отношениек браку, которое существовало в нашем Отечестве: семья – это малая церковь,это ячейка общества; брак свят, и не будет никакого другого брака, поэтому нужнотерпеть, нежно созидать то, что в жизни есть; нужно воспитывать детей, нужнотрудиться на благо Отечества.
 Задача нашейконференции – донести и возродить то, что было достоянием нашей национальнойрусской культуры.
 - Спасибо! Коллеги,наверное, есть вопросы. Радиостанция «Свобода», пожалуйста.
 - Радио «Свобода»,Евгения Назарец. Для начала процитирую Александра Николаевича Крутова: «Или жить греховной жизнью, или идти к Богу». Свобода выбора человека, по-вашему,состоит в этом? Третьего не дано? Как быть с обществом, которое не в равнойстепени религиозно? Некоторым людям не близка эта риторика, но с ними тоже можноработать, они тоже здравомыслящие и, может быть, можно принять какие-то другиемеры убеждения, не только через религию? Через что-то еще?
 АлександрКрутов:
 - Я думаю,поэтому такая ситуация с традиционным институтом семьи, что человек ушел от Бога. И Владыка, и все, кто сегодня выступал, говорили о том, что брак как таковойначинает изживать себя. Почему? Потому что в обществе, к сожалению, сегоднякультивируется себялюбие и эгоизм. Это главная черта. И вторая – у человекавоспитывается чувство безответственности. Возьмите гражданский брак – два человекасходятся, живут вместе. Для чего сошлись? Два человека сошлись вместе, вместеживут, раньше таких называли «сожителями». И каждый из них знает, что он в любоймомент может уйти. Вот это чувство безответственности, нежелание нести ответственностьза другого, за ближнего. Она может воспитаться, когда у человека есть болеевысокое чувство. Более высокое чувство может дать только Господь. Другого, я,например, не вижу. Или мы идем к Богу, или мы идем от Него.
 - Александр Николаевич,вот Вы сейчас говорите о Боге, о том, что к Нему надо идти. Но, во-первых, у нас Церковь отделена от государства. Раз. Во-вторых, вы сейчас несколько разсказали о том, что люди живут во грехе. Вы не думаете, что вы оскорбляете огромноеколи- чество людей, которые не первый год живут в гражданском браке, в частности,меня. Я не считаю, что могу уйти. Я уважаю свою жену, я называю ее женой.
 АлександрКрутов:
 - Я не могупонять… Вы говорите о том, что вы живете в гражданском браке. А почему выне хотите заключить официальный брак?
 - Простите, этомое личное дело.
 - Тогда извините,но с нравственной, моральной точки зрения, с точки зрения Церкви, вы живетев блуде. Это первое…
 - Вот, извините,можно перебью? Я хочу вам задать вопрос: какое вы имеете моральное право говорить,что я живу в блуде, не зная меня?
 - Еще разповторяю, если человек живет, официально не зарегистрировавшись, он живет в блуде. Такое есть понятие.
 - Подождите.Дискуссия очень интересная. Я хотел бы ее развить, если позволите. Вот смотрите,в советское время мы пытались создать новую модель советского человека. Теперьвы говорите о противоположных вещах, то есть хотите создать модель другого человека.Как это сочетается с тем, что мы живем в свободном обществе, и к чему это вообщев итоге может привести? Меня в университете учили, что человек произошел от обезьяны. Зная анатомию и физическое строение человека, я никогда не поверю,что он произошел от Бога…
 АлександрКрутов:
 - Каждыйвправе верить, от кого он произошел. Если вы произошли от обезьяны, живите с этим чувством. Вопросов нет. Дай Бог, как говорится, вам дальше прожить до конца.Я считаю, что наоборот, мы произошли от Бога. Господь нас создал по Своему образуи подобию. Поэтому у нас разные точки зрения. Поэтому у нас разные с вами духовныеценности.
 - То есть, я безнравственный, а вы нравственный?
 - С моейточки зрения, да.
 - Отлично…
 - Владыка, хотите ли вы в идеале прийти к тому, чтобы Церковь запрещала разводы, и с помощью тольковашего разрешения можно было добиться развода?
 МитрополитАмфилохий
 - Церковьне запрещает. Церковь обосновывает. Это ее приглашение, приглашение к свободе.«Кто хочет идти за Мной…». Значит, кто хочет исполнить смысл человеческого существованияи кто хочет постичь полное достоинство человека – и как личности, и как семьи– должен жить и действовать согласно природе человеческой и согласно цели, для которой Бог создал человека. А цель не преходящая, она не ограничивается короткойжизнью в этом мире. Цель бесконечная, вечная. Если мы вечны, то каждая встреча,а особенно встреча двух человек – святая. Вот почему Церковь говорит: «КоторыхБог соединил, никто не может разобщить». Потому что каждый мужчина, каждая женщина– это святая святых. Можно изменять одежды, но другого человека отбрасывать?Сегодня ты мне нравишься, завтра ты больной или без ноги, без руки, – я найдудругого, более красивого.
 Я вполнесогласен с тем, что тут сказано: брак – в полном смысле любовь или эгоизм двоих.И пока этот эгоизм идет в согласии, мой и твой, приятно. Но когда мой эгоизмповреждается, – я иду к другому кому-то, найти удовлетворение моего эгоизма.Тут основная проблема. Это не проблема просто традиции: мы хотим эту традициюили другую. Это проблема – каков же смысл человека?
 Каков смыслкаждой встречи? Каков смысл нашего существования? От этого зависит, каков смыслбрака. Брак, конечно, это встреча, это радость, это любовь, но в Церкви мы поем:«Исаие, ликуй, дева». Это радость брака. В то же самое время мы поем: «Святыемученицы иже доброе страдальчество ваше», и «Мученицы Твои, Господи». Значит,брак – радость, участие в радости жизни природной, биологической, духовной,но чтобы эта любовь была полной, истинно самоотверженной, не эгоистической,– она ищет подвига. Это мученичество, это борьба для другого. Я помню одногодьякона нашего, у них детей не было, и его жена парализована 20 лет была. Каждыйнормальный человек сказал бы: «Ну вот, уходи в дом для больных. Мне хочетсямолодого человека». Этот дьякон остался верным своей жене. Он, как о ребенке,20 лет заботился о ней. Я помню этого дьякона. Какой он был преображенный человек.Я этого не знал. Я о его семье узнал после его смерти. Я всегда ощущал, что этот человек чем-то отличается от всех нас. Потом я понял, что это был именночеловек любви, самоотверженной любви.
 - Газета «На смену!», Светлана Лебедева. У меня два вопроса. Во-первых, к Марине Владимировне.Я была на совещании, которое проводили наше правительство, губернатор, по поводусемейной политики и об абортах. «Женщины такие, женщины сякие», – и только АлесейПетрович Воробьев, председатель правительства, сказал: «А где их взять, мужиков-то,на которых можно понадеяться?».
 Есть ли какие-то хотя бы попытки, программы, чтобы воспитать мальчиков такими мужчинами, на которыхможно надеяться? Это раз. И к Александру Николаевичу вопрос: в политике сейчасдаже модно говорить о семье, но извините, мы читаем о политиках – чаще всегоразводы со скандалами. Как-то это влияет на политическую карьеру и начнут лиу нас когда-нибудь такие вещи влиять на карьеру? Спасибо.

 Марина Захарченко:
 - Вопросо мужчинах. Без сомнения, это одна из самых важных проблем. И спасибо Вам за вопрос, мы как раз в Петербурге очень большое внимание в наших школьных программахуделяем не только материнству в семье, но и отцовству. Хотя, вы правы, покався ответственность за семью и детей – на матери. Вот, например, «День матери»утвердили всероссийский, а «Дня отца» нет. Хотя во всех программах, которыемы проводим в связи с воспитанием семьи, мы акцент делаем именно на воспитаниимальчиков как будущих отцов. Но идет это, конечно, очень сложно. В силу, во-первых,феминизации педагогики. У нас одни женщины в школах. И, конечно, нужно вообщевопрос ставить на государственном уровне о привлечении мужчин в школу. Это правильно,потому что в воспитании мальчика где-то лет после 7 или 10, может быть, обязательнодолжны участвовать мужчины. За это спасибо большое Церкви. Церковные программывоспитания мальчиков существуют. Большое спасибо некоторым военным структурам,где у нас сейчас тоже есть интересные программы допризывной подготовки – ребятберут лет с 12. И особенно это хорошо действует на мальчишек, которые растутбез отцов и в 12 лет уходят на улицу. Они с ними занимаются достаточно интересно.Но опять же, повторяю, это действительно очень мало. И на это нужно обратитьвнимание: воспитание не только матери, но и воспитание отца. Спасибо за вопрос.Это очень важно. Это очень государственно-важный вопрос.
 АлександрКрутов:
 - Я простонемножко дополню. Я считаю, что нам необходимо сейчас вводить раздельное обучениев школах. Это первое. Второе: сегодня у нас очень много детских домов, брошенныхдетей при живых родителях, как результат нравственного состояния нашего общества.Так вот, на мой взгляд, необходимо воспитание. Создавать вместо детских домовкадетские корпуса, в которых бы воспитывались именно мужчины. И женские гимназии,в которых бы девушек учили любви, материнству, ведению хозяйства домашнего –уже подготавливали к своему предназначению.
 Что касаетсясегодняшней жизни. Да, сегодня у нас культивируется жизнь, где все нормы, которыееще недавно считались моральными и нравственными, – перевернуты с ног на голову.И что мы сегодня видим? Да, политики, звезды, шоумены говорят не о том, как сохранить семью, как любить человека, ближнего своего. Они говорят о том, сколькораз они вышли замуж, или не выходили замуж, в каком гражданском браке они живут,сколько у них было любовниц, были хорошие любовники или плохие любовники. Сегодняэто становится нормой. А если это становится нормой в обществе, то это становитсянормой у политиков. Поэтому и сегодняшние политики, государственные деятелисчитают, что это в порядке вещей.
 - Получается,и в Госдуме?
 - Значит,и в Госдуме. А вы часто слышите с трибуны Госдумы от власть имущих разговорыо душе, нравственности, морали? У нас даже нет, извините, национального проекта«Культура», который мы предлагаем и никак не можем принять, понимаете? Почему?Да потому что сегодня обществу, которое мы строим (а мы строим капиталистическоеобщество), выгодно иметь людей, которые бы жили без моральных, нравственныхпринципов. Потому что людьми, живущими без моральных и нравственных принципов,легче руководить: они будут настроены только на получение прибыли. Посколькуглавная задача любого акционерного общества – получение прибыли, руководствоне заинтересовано в нравственных, моральных людях. Потому что мораль и нравственностьограничивают получение прибыли. И сегодня, когда у нас в средствах массовойинформации культивируется жизнь без комплексов, то есть без стыда, без совести,то спрашивается, что мы можем получить в результате? Какую семью? Только «сексв большом городе». Все.
 - Но Вы заместительпредседателя Комитета по информационной политике. Можно начать с членов Госдумы,которым запретить такие вещи про себя хотя бы говорить.
 - Понимаете,как сегодня ваш коллега сказал: «Как можно запретить человеку говорить про себя?».Да пусть он говорит, что он хочет. Человек свободен в своих словах. Но еслиу человека нет духовного стержня, если у него совершенно другие представленияо морали и нравственности, то он считает, что это в порядке вещей. Значит, этонадо воспитывать. Я считаю, что сегодня воспитанием не занимаются ни школа,ни семья, ни институты. Человек, как говорится, брошен в стихию страстей, которыевоспеваются, предлагаются сегодня нам в нашей жизни за благо.
 - У меня вопроск Владыке. Когда-то давно я разговаривал с верующим человеком, старообрядцем.Он просто верующий человек, не священник. Я попросил его сформулировать основноеотличие между Православием и католической Церковью, и, тем более, протестантской.Он задумался и сказал: «Православие хочет человека поднять до уровня Бога, а,соответственно, католичество и протестантство хотят Бога опустить до уровнячеловека, чтобы Он им был понятен». Вы согласны с такой формулировкой?
 МитрополитАмфилохий:
 - Знаете,есть у великого ученого и богослова XIX столетия Хомякова такая дефиниция. Правильнаяона или нет, но мне очень нравится. Он говорит: «Римо-католичество это единствобез свободы. Протестантизм – это свобода без единства». Может быть, вся евро-американскаяцивилизация нашего времени в таких рамках развивается. А, по его мнению, Православие– это единство в свободе. Может, это послужит как ответ.
 - Конференцияуже проходит в четвертый раз. Начиналось все с того, что остро встал вопроспо демографическому кризису. Уменьшение населения несколько лет назад составиломиллион человек в год. Где-то 600 тысяч в прошлом году. Мы видим, что на улучшениеили стабилизацию демографической ситуации могут влиять конкретные дела, конкретныерешения правительства, в частности, по материнскому капиталу. Подобные решениягде-то вырабатываются. Эта конференция, нынешняя, проходит второй день. Вы говорилио том, что будут выработаны какие-то предложения. Хотелось бы услышать конкретныепредложения по улучшению демографической ситуации, потому что это касается и семьи, ведь главная цель создания семьи – рождение детей.
 СвященникИгорь Бачинин:
 - Самое главное,наверное, нам хотелось, чтобы прошло такое решение, чтобы было глубокое осознаниевсеми членами общества ответственности за состояние семьи в настоящее время.В первую очередь, самой семьи. Чтобы государственные институты, в первую очередь,– система образования тоже понимала и осознавала ответственность за будущиесемьи. И эта наша всеобщая ответственность за будущее, за Отечество, каким онобудет, – хотелось, чтобы мы все этим прониклись. И это, наверное, самое главное.Потому что когда будет ответственность, будет совершенно другое отношение к супружеству, к воспитанию детей, к рождению детей; и вот, наверное, это самоеглавное.
 - К АлександруНиколаевичу вопрос. Вы как заместитель председателя Комитета по информационнойполитике какие-то предложения можете выработать для Госдумы, о принятии ограничивающихзаконов по производству и показу программ по телевидению и т.д. И, кроме ограничивающих,еще о том, чтобы появились новые каналы для укрепления семьи. Это можно тожепутем законодательным?
 АлександрКрутов:
 - Законодательнымпутем довольно сложно что-то внедрить сегодня: все, что нужно внедрять, и особенноканалы, требует средств, бюджета, а здесь правительство стоит на страже. Но я бы еще хотел добавить, чтобы в резолюции нашей конференции был бы пункт, чтобыв региональном образовательном компоненте была Екатеринбургская область, Свердловскаяобласть (мне бы хотелось Екатеринбургской ее называть, ошибся поэтому) и был бы введен предмет «Основы православной культуры». Я считаю, что это очень важноименно для воспитания наших детей. А что касается Государственной Думы… Вызнаете, законопроекты, о которых Вы сейчас говорили, которые бы ограничивалив той или иной степени эротику, насилие, жестокость на экране, которые бы ограничивалипрограммы, типа «Дом-2» и прочих…
 - Вы их смотрели,что ли?
 - Я оченьмного смотрю по своей должности. Вот, поэтому, Вы знаете, мы предлагали не одинраз такие законопроекты. К сожалению, они думским большинством не принимаются.Один-единственный раз был принят законопроект в первом чтении, который ограничивалименно жестокость, насилие, эротику на экране, в первом чтении, но через неделюон был, по просьбе президента, снят с обсуждения. Что касается сегодняшней программы,как я знаю, сегодня у нас планируется создание спутниковых каналов «Семья».В Думе были собраны представители крупнейших наших телеканалов: первого, второго,четвертого, третьего, канала Рен-ТВ, которые подписали хартию, это было двагода назад, заявив нам, что депутатам думы такие законы не нужны, мы будем заниматьсясаморегулированием, самоцензурой. Поэтому была такая хартия, в которой нашируководители каналов поставили свои подписи, и в ней говорилось, что именноэти явления будут у нас ограничены.
 - Рен-ТВ в этомотношении преуспело. По-прежнему показывает все.
 - К сожалению,прошло два года, но, как вы видите, у нас все на месте. Скажу коротко: позицияу думского большинства сегодня – средства массовой информации должны заниматьсясаморегулированием и самоцензурой.
 Марина Захарченко:
 - Маленькаяреплика в продолжение того, что говорит Александр Николаевич, и того, что я вначале говорила, о нравственной ответственности средств массовой информации.У нас достаточно многие считают, что если мы не смотрим какие-то передачи, значит,их остальные не смотрят. Маленькое исследование по педагогике. Мы проводилиисследование по культурной памяти. На какие образцы ориентируются наши дети.И вдруг начинают появляться Ксюша, Дима, Света – что такое? Потом учитель говорит:«Кто это такие?» Отвечают: «Это герои «Дом-2». Я посмотрела эту передачу. Что это такое? Это такие глупые юношеские разборки. Там, по сути дела, показывается,как люди меняют своих сожителей, и разборки в момент смены сожительства. То есть «Дом-2» это «прекрасная» передача, которая обучает детей, как менять партнеров,какие разборки возможны и как в этих ситуациях себя вести. Эти люди становятсяобразцами. Поэтому мне представляется, что вообще здесь должна быть позицияне только педагогов, но, наверное, и средств массовой информации по поводу того,есть ли эта саморегуляция. Если сейчас принято такое государственное решение,мы на уровне педагогического сообщества сейчас на уровень саморегуляции выходим.Наверное, надо выходить и СМИ.
 - Спасибо. На этом пресс-конференция подошла к концу.

Расшифровка аудиозаписи –
Денис ДЕНИСОВ

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий наградил генерального директора ВГТРК Олега Добродеева орденом святого благоверного князя Даниила Московского

 В рабочейрезиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси АлексийII наградил генерального директора ВГТРК «Россия» Олега Добродеева орденом святогоблаговерного князя Даниила Московского II степени. В ходе встречиСвятейший Патриарх отметил вклад, который вносит всероссийская телерадиокомпания«Россия» в освещение различных событий церковно-общественной жизни.

 
Церковь и общество

В храме Спаса на Песках прошло отпевание великого русского актера Михаила Ульянова

 Прощаниес народным артистом СССР, художественным руководителем театра им. ВахтанговаМихаилом Ульяновым прошло в его родном театре.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс