Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
СвященномученикиТрофим и Фала, память коих ныне, были родными братьями и оба священниками. Онипроповедовали веру Христову и обличали нечестие язычников, несмотря на то, что в их время было страшное гонение на христиан.
Жили они в III веке в г. Лаодикии,в Карии, правитель которой Асклипиодот приказал убить их камнями. Но бросаемыекамни не касались мучеников, а обратно отлетали и поражали самих мучителей.Наконец, Асклипиодот велел распять их, и святые мученики со креста не переставалиучить народ и с молитвой скончались. Асклипиодот после казни этих мучениковумер в ужасных страданиях.
Страданиясвященномучеников Трофима и Фалы, распятых на кресте и оттуда поучающих народ,изумляют нас, братия, и невольно заставляют нас спросить: чем объясняется их дивное терпение?
Размышляяоб этом, мы находим, что первой опорой их непоколебимой терпеливости в перенесенииужасных мучений за имя Христово была живая, твердая уверенность в Божественностилица Иисуса Христа. При такой уверенности в Божестве Христа распятого как быломученикам не решаться на все ужасы мучений, на всякого рода лишения, когда исповедуемомуими Христу дерзали предпоставлять ложных богов, заставляли их отрекаться от Него? Вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господамоего. Благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, в изгнаниих, в теснотахпо Христе (Фил. 3, 8; 2 Кор. 12, 10), – свидетельствует о себе апостол Павел.
С уверенностьюв Божестве Иисуса Христа, в сердцах мучеников возгоралась и любовь к Нему, любовьпламенная, ревностная. А для такой любви что могли значить все обольщения и угрозы гонителей христианства? Бесконечные совершенства Иисуса Христа, открываемыехристианской верой, до того пленяли сердца исповедников веры, что Христос становилсяединственным, всегдашним предметом их желаний и стремлений, их помышлений и чувствований, их разговоров и действий, — столь крепко привязывали их к Нему,что никакая сила ни земная, ни небесная, ни добрая, ни злая не в состоянии былаотвлечь их от Него, разделить с Ним. Кто ны разлучит от любве Божия: скорбьли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Известихся,яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая,ни высота, ни глубина, ни ина тварь коя возможет нас разлучити от любве Божия,яже о Христе Иисусе Господе нашем, — вещает апостол Павел (Рим. 8, 35, 38, 39).
Сверх живойверы в Богочеловека Иисуса и пламенной любви к Нему, крепкая надежда на воздаяниеот Него за временные страдания и скорби вечными радостями и утехами делала для исповедников веры не страшными, сносными, даже вожделенными все истязания, изобретаемыепротив них христоненавистниками. Святая великомученица Екатерина, например,императору Максимилиану, грозившему предать ее на поругание и покрыть ранамиее тело, бестрепетно отвечала: «Делай что угодно, но знай, что временным бесчестиемисходатайствуешь мне вечную славу; тело мое пострадает только временно здесь,но там, на небе, будет покоиться вечно. Христос призывает меня в неизреченноерайское блаженство. С Ним я буду царствовать и возвеселяться во веки веков».А апостол Павел рассуждал: понеже со Христом страждем, да и с Ним прославимся.При таком взгляде на страдания, что мученикам было страшиться их, когда дажеони желали их?
Наконец,сильным укреплением на подвиг мученичества – к бестрепетной, радостной встречелютых страданий, для исповедников Христовых были: сила Божия, видимо им благодеющая,утешение благо-датное, Божественное, свыше проливаемое в их сердца либо таинственно, либо чрез видимое явление небесного ангела и Самого Иисуса Христа. Зане якожеизбыточествуют страдания Христовы в нас, тако Христом избыточествует и утешениенаше (2 Кор. 1, 5), свидетельствует апостол Павел, т.е. по мере увеличения страданийнаших за Христа увеличивается в нас и благодатное утешение чрез Христа.
Итак, братия,вот что воодушевляло мучеников и исповедников Христовых к небоязненному, охотномутерпению истязаний от гонителей веры Христовой!
Братия христиане!Ныне нет явных гонений на христианство: но зато сколько тайных восстаний противвысоты догматов веры Христовой, против строгости правил благочестия, противблаготворности и важности уставов и постановлений Церкви Христовой. Ныне прямоне принуждают нас отречься от Христа, но зато не склоняют ли нас изменять Христуи Его Евангелию ради денег, дружбы, родства, мирских почестей, приличий света,из страха сильных земли? Ныне за исповедание имени Христова, за последованиеЕго учению не подвергают тела нашего побоям, терзанию, раздроблению на части:но вместо того не язвят ли нашего сердца едкими насмешками, злословием, клеветой,презрением, колкими остротами? А потому нынешнее наше положение среди мира грешногои прелюбодейного не похоже ли на положение древних мучеников и исповедниковверы Христовой?
По суждениюсвятителя Димитрия Ростовского, как в те времена, когда нечестивые, не ведавшиеБога люди поклонялись бездушным идолам, было бесчисленное множество святых мучеников,проливавших кровь свою за Христа и умиравших многоразличными видами смерти:так и в наше время, когда в наших нравах повсюду господствует идолопоклонство,т.е. служение греху, истинные христиане должны из любви ко Христу быть мучениками,хотя и без пролития крови, должны постоянно умерщвлять в себе страсти свои,должны умирать для греха, так, чтобы уже быть неспособными к совершению грехаи не порабощать себя похотям греховным. И как привычный грех есть наш любимыйидол, так и сопротивление греху есть мученический подвиг. Мучитель тут — или наше грехолюбивое естество, или греховная привычка, или сам искуситель-диавол.Слуги мучителя — это нечистые помыслы, влекущие ко греху, а также те люди, которыесклоняют или соблазняют нас на грех. Разные виды мучений — это борьба с нечистымипомыслами, борьба со страстями и похотями. Вот как каждый христианин может соделатьсядуховным мучеником Христовым, – хотя и не будет проливать он своей крови, но сподобится венца мученического.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Святой Никандр,память коего совершается ныне, пострадал в царствование Диоклитиана, с именемкоторого соединяется воспоминание о самом страшном гонении, которое когда-либоиспытывали христиане. Святой Никандр был врач; он посещал мучеников в темницахи служил им.
Вам, без сомнения, читатели, известно, как жил и спасался преподобный Алексий, человекБожий. Сын богатых и знатных родителей, в цветущей юности отказавшись от всехмирских радостей и удовольствий самых невинных и безгрешных, он добровольносделался нищим, пил, ел, одевался как нищий, жил и обращался с нищими, и такпрожил 30 лет с лишком, перенося от всех всякие обиды и оскорбления, поруганияи насмешки и находя только утешение в чтении святого Евангелия.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.