Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (428) → 22 марта — память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

22 марта — память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

№11 (428) / 15 марта ‘07

Церковный календарь

 Во времягонения Ликиния, в IV веке, в армянском городе Севастии сорок воинов одногополка исповедовали христианскую веру. Их уважали за храбрость и ревность к воинскойслужбе.

Однажды начальник города, повинуясь указу Ликиния, призвал воинов к себе и потребовал, чтобы они поклонились идолам. Воины отказались, не обольщаясьпочестями и не боясь угроз. Заключенные в темницу, они еще более утвердилисьв вере, так как Сам Господь явился им и обещал им помогать. Находясь в темнице,они поощряли друг друга на подвиги страдания. Когда прибыл царский вельможаи позвал воинов на суд, один из них, Кирион, сказал товарищам: «Не устрашимся,братия! Не помогал ли нам Господь, когда мы в битве призывали Его? Мы молилисьБогу и оставались победителями. Помолимся Ему и теперь и не убоимся страданий».С пением псалма Боже, во имя Твое спаси мя они отправились на суд, вынесли здесьтяжкие бичевания, но не уступили просьбам, не устрашились угроз, не убоялисьсмерти за Христа, и наконец поставлены были на холодную ночь в озеро, находящеесяблиз города. На берегу была истоплена баня для того, чтобы желающий избавитьсяот смерти и отречься от Бога нашел здесь убежище. Ночью холод усилился, озеропокрылось льдом, и один из мучеников, не вытерпев, вышел из озера и отправилсяв баню, но на пороге упал мертвым. Остальные твердо перенесли страдания. Срединочи осиял их свет. Страж темничный, увидев над мучениками светлые венцы, уверовалв истинного Бога и, воскликнув: «И я христианин!», бросился в озеро и восполнилчисло, не достававшее до сорока. На другой день мучитель велел отсечь мученикамголовы, тела их сжечь, а кости бросить в реку. Через три дня мученики явилисьсевастийскому епископу Петру, и он, по их указанию, нашел их кости, сиявшие,как звезды, в воде и предал погребению. В 436-м году царица Пульхерия устроиладля останков их драгоценную раку. Прославляя мучеников, Церковь в день их памятиоблегчает строгость поста.
 Что нам проповедуютныне прославляемые мученики? Они проповедуют живым примером своих страданий,закончившихся мучительной смертью, что истинный христианин не должен боятьсясмерти.
 Смерть можетказаться страшной для человека с трех сторон. Она устрашает человека, во-первых,неизвестностью продолжения бытия человеческого за гробом; во-вторых, известностьютого, что если наше бытие продолжается за гробом, то мы должны впасть в рукиправосудия Божия; наконец, смерть может устрашить человека тем, что лишает егонаслаждения благами, свойственными настоящей жизни.
 Смерть устрашаетчеловека неизвестностью продолжения его бытия за гробом. Христианин совер-шенносвободен от этого страха, будучи совершенно уверен, что гроб не есть конец бытияего. И можно ли не быть уверенным в этой истине, будучи христианином? Что значитвся совокупность христианских истин, как не единое и вместе многообразное доказательствобессмертия, доказательство столь же твердое, сколь твердо основание христианства?
 Христианене должны страшиться мучителей, которые повергают их в темницы, предают мучениям,самой смерти; почему? Потому что они убивают токмо тело, и лишнее что не могутсотворити (Лк. 12, 4).
 И какой жекрепкой печатью запечатлена истина учения христианского о бессмертии? Зная,что учение, не соединенное с примером, мало трогает грубые сердца человеческие,начальник веры нашей Сам благоволил войти во гроб, дабы изнести из него уверениев бессмертии. Можно ли не поверить о бессмертии свидетельству воскресшего человека?Сколь же убедительно должно быть свидетельство о бессмертии воскресшего Иисуса!
 Будучи свободенот страха уничтожения, человек, оставленный самому себе, впадает еще в большийстрах правосудия Божия, которому смерть предает его. Страх этот столь естественчеловеку грешнику, и столь силен в нем, что все народы, не зная Бога Израилева,подобно Израилю приносили жертвы о живых и мертвых.
 Но для истинногохристианина, верующего в искупительные заслуги Сына Божия, для христианина,омывшего первородный грех в таинствах Крещения и Покаяния и преискренне приобщившегосяТела и Крови Христовых – залога вечной жизни – страх божественного правосудияне существует; смерть Иисуса Христа, подъятая для умилостивления правды Божией,человеческими грехами раздраженной, уничтожает этот страх.
 Наконец,смерть может казаться страшной для человека потому, что лишает его наслажденияблагами настоящей жизни. В самом деле, сколь ни несовершенны эти блага, весьмаприскорбно разлучаться с ними тому, кто не уверен, что за гробом он будет наслаждатьсяесли не лучшими, то, по крайней мере, подобными благами.
 Но для истинногохристианина и этот страх не существует; он совершенно уверен, что, теряя чрезсмерть блага земные, он получает блага небесные, несравненно высшие. СмертьИисуса Христа, будучи жертвой за грехи, вместе служит печатью того блаженногозавета, коим этот Ходатай Бога и человеков утвердил приобретенное Им сокровищелюбви Божией за верующими во имя Его. Какие же сокровища? Они столь много превышаютвсе блага земные, что самые святые писатели, которые вещали Духом Божиим, не знают слов на языке человеческом, чтоб описать все дивные и разнообразные прелестирайских жилищ на небе. Око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша(1 Кор. 2, 9), сия уготова Бог любящим Его.
 И мы, имеяобетование таких благ в мире грядущем, еще не хотим расстаться с миром настоящим,который весь во зле лежит; и ангел смерти еще должен, так сказать, насильновосхищать нас из среды сует, дабы представить в обитель вечного покоя!
 Но напрасно,слушатели, будем возбуждать дух к презрению смерти, если в нас нет семени животавечного. Смерть не страшна для истинного христианина, а для ложного, каковывсе мнимые христиане, она страшнее, нежели для язычника. Поэтому будем старатьсяо том, чтобы сделаться истинными христианами, т.е. быть христианами не по именитолько, но на самом деле – и жизнью своей, деятельной любовью к Богу и ближнимдоказывать, что мы истинные ученики Христовы. Больше же всего будем любить ИисусаХриста; любовь к Нему соделает в нас все, что нужно для побеждения страха смертного.Теперь мы имеем много утешителей, собеседников, друзей, но в час смерти одинбудет утешитель, собеседник и друг – Иисус.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

21 марта — память преподобного Феофилакта Исповедника, епископа Никомидийского

 СвятительФеофилакт, память коего совершается ныне, был некоторое время иноком в обителиблиз Черного моря в самое время иконоборческой ереси. Когда при императрицеИрине ересь была осуждена Седьмым Вселенским Собором, то святой патриарх Тарасий,знавший добродетельную жизнь Феофилакта, убедил его принять звание епископаНикомидийского.

 
Епархия

Руководитель Информационно-издательского центра Екатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков): «Задача православного телевидения – помочь человеку обрести Христа»

- Отец Димитрий! Мы с Вами говорили о телеканале «Союз» около двух лет назад, когда дело это только еще становилось, когда само появление православного телевидения было огромной новостью, сенсацией. Но вот прошло время, «Союз» занял свое место среди других телеканалов.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс