Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Отец Димитрий! Мы с Вами говорили о телеканале «Союз» около двух лет назад, когда дело это только еще становилось, когда само появление православного телевидения было огромной новостью, сенсацией. Но вот прошло время, «Союз» занял свое место среди других телеканалов.
Как говорят журналисты, прочно «занял свою нишу». И вот в связи с этим вопрос: православное телевидение как духовное явление – состоялось? Телеканал «Союз» стал тем, чем и должен быть – островком чистоты и красоты в бушующем море телеэфира? Смогли Вы создать принципиально новое – духовное, нравственное телевидение?
- Да, православное телевидение состоялось. Сегодня, спустя два года со времени выхода в российский эфир телеканала «Союз», ставшего первым в России православным телеканалом, это можно утверждать совершенно определенно. Телеканал «Союз» четко выстроил свою концепцию, хотя это было крайне нелегко. С одной стороны, все то религиозное телевещание мировое, которое можно принимать с различных спутников, это исключительно религиозное вещание. Практически 100% эфирного времени на них отдано богослужениям и проповедям. Для России такая концепция малоприемлема. Люди просто ничего не поймут. С другой стороны, создавать какой-то аналог телеканала «Культура», пусть даже с акцентом на отечественную, а не мировую культуру, Церкви, наверное, тоже не имело смысла. Ведь наша главная задача все же – не популяризировать пусть и высокое, чистое, светлое искусство, но показывать людям красоту жизни во Христе, со Христом, с Богом. А вот эту задачу, эту миссию мы несем через самые разные программы: и о музыке, и о литературе, и о здоровье, и о питании, и даже о спорте и различных профессиях. Те, кто смотрит нас, или хотя бы видели нашу программу на неделю, знают, что в эфире «Союза» исключительно религиозные программы не составляют большинства. Но при этом все программы делаются, конечно, исходя из православного воззрения на мир. Поэтому православному человеку можно смотреть или слушать программы телеканала «Союз» без опасений чем-либо повредить своей душе. И самому, и детям, и внукам – в нашем эфире целых три ежедневных блока замечательных детских программ: утром, днем и вечером. Именно поэтому можно говорить о том, что удалось создать принципиально новое телевидение: нравственное. Телевидение воспитывающее, наставляющее, назидающее, образовывающее. В противовес тому, которое с утра до вечера призывает: расслабься, оттянись, развлекись… И это в самом безобидном варианте…
- Может ли уже сегодня Ваш телеканал «Союз» и, возможно, какие-то еще православные телеканалы, просветительские, культурные и др. (которые могут со временем появиться) постепенно создать подлинную альтернативу светскому, по большей части развлекательному телевидению?
- Только лишь как альтернативу для какого-то конкретного человека. Ожидать, что такие телеканалы станут определяющими общественное сознание – наивно. Сегодня в каждом областном центре вещает где-то в среднем 15 каналов. Сколько из них можно смотреть без ущерба для своего нравственного здоровья? В лучшем случае – 1–2. В ближайшие годы, когда Россия перейдет на цифровое телевидение, в каждой квартире будет не менее 100 вариантов «расслабления… оттягивания… развлечения»… Какая «подлинная альтернатива»?! – подлинная «толерантность и плюрализм»… Да, наверное, вы получите в этом огромном пакете и «Союз» тоже. Но вместе с ним и пару-тройку «ночных» телеканалов. Впрочем, к тому времени они, думаю, уже станут и дневными… Парочку сектантских, спортивных с десяток, парочку с мыльными операми, несколько с непрерывными ток-шоу. Уверен, что будет канал с гадалками и прорицателями… Этот дивный списочек можно продолжать долго. Это примерно как с перестройкой 90-х, когда вместе с верой разрешили все-все-все…Ну вот примерно также скоро будет с телевидением. Поэтому в общественном контексте я смотрю на эти процессы вот таким … трезвым, скажем так, взглядом. Но! Для человека, ищущего Бога, да, конечно, альтернатива будет. И этот один из многих, «идущий тесным путем», он найдет для себя и путь, и ответы, и поддержку… Смею утверждать, что телеканал «Союз» поможет такому человеку в обретении Христа.
- Вносила ли реальная жизнь, работа какие-то коррективы в творческие планы коллектива телеканала «Союз»? От чего пришлось отказаться и, наоборот, какие новые передачи, формы подачи сюжетов вы стали использовать? Приходится ли учиться у светских коллег-телевизионщиков? Как оценивают в Екатеринбурге светские журналисты ваш телеканал? Не хотят ли и они чему-то у вас поучиться?
- Да ну что Вы, что Вы! Местные светские СМИ нас демонстративно игнорируют, демонстративно не замечают. Как можно: мы тут такие звезды, акулы пера, телемагнаты и вдруг «поповский телеканал»! Когда мы совершили невозможное: в полуторамиллионном мегаполисе нашли частоту для вещания, отстояли ее в Федеральной конкурсной комиссии, запустили круглосуточное вещание, вышли на три спутника – об этом местные «акулы пера» не обмолвились ни словом. Все что обсуждалось – это «драконовские» порядки, мной установленные: «Мужчинам запрещено курить в помещениях телеканала, а женщинам приходить на работу в джинсах» – о, ужас, подорваны все основы демократии! Ну и еще, конечно: «Кто попам столько деньжищ подкинул» – тоже до сих пор актуальная тема для «акул пера». Вы знаете, я не буду говорить за Москву, может быть – Петербург, но вне их журналистика, мне кажется, просто умерла. Вымерла, как явление. Осталось: репортерство, политический заказ и коммерческая писанина. Ну а труженикам этих направлений – чему им у нас можно научиться? Язык «Эллочки-людоедки» со словарным запасом в два десятка слов, односложные рубленные предложения, бесконечные штампы, высосанная из пальца «аналитика», сенсационно-скандальные заголовки… Этому за пять лет учебы на журфаке, в принципе, натаскивают неплохо. Ну и мы, соответственно, учимся у светских СМИ тому, как нам делать не надо. Ну и потом, для них телевидение – это бизнес. С рекламодателями, рейтингами, конкуренцией за зрителя… Нашу программу ни одна местная газета, кроме «Областной» и специализирующихся на телепрограммах, не печатает. Они же входят в те или иные медиахолдинги, там есть свои телеканалы… Зачем им рекламировать «поповский телеканал», когда есть «Дом-2» или что там сейчас по счету идет для успешного завершения дебилизации «народа этой страны»…. Давайте оставим уже иллюзии, в конце концов!
Что касается первой части Вашего вопроса. В самом начале мы пошли по такому пути: сделать хорошее, нормальное телевидение, на котором были бы представлены все стороны жизни человека. Чтобы не испугать людей, не оттолкнуть клерикализмом, а наоборот привлечь разнообразием добрых и светлых программ обо всем. Жизнь доказала полную несостоятельность такого подхода. И где-то в течение года, благодаря нашим телезрителям, мы пришли к тому, что, имея разные по форме программы – вплоть до театральных постановок, по содержанию выжили только православные. Даже если это медицинская программа, то в ней выступает православный врач, который говорит, что любое лечение, не пренебрегая медицинскими средствами, надо начинать все же с исповеди. Вот так вот получилось. Именно такое содержание – православное – оказалось наиболее востребованным.
- Светское коммерческое телевидение сплошь зависит от рейтингов, от рекламы… Как Вам удается сохранить «лицо» Православного телеканала, почти не использовать рекламу? Как Вы оцениваете рейтинг передач телеканала? Что можете сказать, хотя бы в общих чертах, о его аудитории?
- Да, светское телевидение – это бизнес. Но нам «сохранять лицо» в принципе и не особо трудно в том смысле, что мы изначально не ставили коммерческих целей. На федеральный конкурс для получения лицензии на вещание в городах с численностью населения более 200 тысяч человек обязательно предоставляется так называемый «Бизнес-план». И у нас в нем прописана наша коммерческая «убыточность». Да, это затраты: в образование людей, просвещение, воспитание, воцерковление. Спасение, в конце концов! Но ведь это основная задача Церкви. Просто реализуемая в разные эпохи по-разному. Когда-то книги были безумно дороги. Но именно слово Божие печаталось в первую очередь. Потому что нельзя уже было пешком обойти все народы. Сегодня самым «доходчивым» является телевидение… И потому нельзя не использовать его для проповеди о Христе. Впрочем, как и радио, и Интернет…Мы не проводим каких-то специальных замеров рейтингов наших программ. Общепринятые, существующие в медиасреде рейтинги – это тоже коммерческие проекты. За участие в них надо платить. Десятки тысяч долларов. Да, да – просто за участие. Как говорится, «оно нам надо»? Мы люди простые, а в эти игрушки пусть медиамагнаты играются, жонглируя друг перед другом десятыми долями процентов этих покупных рейтингов. У нас очень хорошая «обратная связь» с нашими зрителями. Люди пишут, звонят, даже просто приходят. И благодарят со слезами на глазах, и ругают иногда. Иногда даже и за дело… Вот тут Великим постом рассказывали о том, как блюда из рыбы готовить – завтра будет «разбор полетов» кое с кем… Ну а если серьезно, наиболее объективным показателем является то, что телеканал «Союз» на сегодняшний день включили в свои пакеты более 150 кабельных операторов России и зарубежья. Ежемесячно это количество увеличивается на 5–7, до 10 новых. Если бы православный канал не был востребован, этого бы не было. Ну и, конечно, люди самые разные смотрят. Очень разные. И церковные, и воцерковляющиеся, и нецерковные, и даже атеисты, как это ни странно. Надеюсь, что для последних это будет наиболее полезно. И буквально, следуя евангельскому слову, «последние станут первыми», – то есть церковными людьми.
- Достаточно часто телеканал «Союз» обращается напрямую к телезрителям с просьбой оказывать финансовую помощь. Идет такая помощь? Как удается решать финансовые проблемы? Ведь телевидение – дело очень дорогостоящее. Что бы Вы ответили тем скептикам, которые и год, и два года назад вам говорили, что Церковь якобы «не потянет» содержание целого телеканала?
- Поскольку у нас нет рекламы, поскольку наш канал не поддерживает ни единый бизнесмен, сколько бы легенд особенно у нас в Екатеринбурге об этом ни ходило, то выживаем мы за счет трех источников финансовых средств. Первый – это доходы епархиальной типографии. В структуру Информационно-издательского центра Екатеринбургской епархии помимо телевидения, радио и печатных СМИ входит еще и типография, которая на светских заказах зарабатывает средства на духовное просвещение. Второй источник – это действительно пожертвования наших зрителей – и частных лиц, и организаций. Тех, кому нужен православный телеканал. Ну и третий источник, запасной, так сказать, резервный – это пожертвования прихожан тех нескольких храмов, где я несу послушание настоятеля. При нехватке средств от типографии и телезрителей мы на какое-то время перекрываем дефицит бюджета ими. Расходы телеканала «Союз» составляют около 2 миллионов рублей в месяц. Сумма большая. Это круглосуточное вещание со спутников на территорию всей России и ближнее зарубежье, вещание в открытом эфире Екатеринбурга, производство программ, текущие расходы на приобретение видеокассет, бензина, содержание московского корпункта, зарплата 60 сотрудников… На развитие, конечно, остается очень-очень мало… Но это не те миллионы долларов, которые озвучивали некоторые «эксперты», говоря о суммах, необходимых для создания православного телевидения. Если бы у нас были такие средства, мы бы уже и вещали на весь мир, и разнообразие и качество программ было бы другими… Но слава Богу за все!
- Хотелось бы больше знать о людях, которые делают «Союз». Наверняка, это очень яркие личности. Хотя бы кратко расскажите о популярных ведущих, как идет отбор журналистов, кто эти люди, чем себя проявили. Как готовятся священники к телевыступлениям? Спрошу Вас как уже профессионала на ТВ, почему почти все (а если быть точнее, то все) священники, если так можно выразиться, телегеничны? Что это – свойство профессии, или так проявляет себя благодать священства?
- Ой, как интересно! И благостно! Нет, извините, конечно, но так себя проявляет бдительный взгляд цензора! Батюшки все очень разные на самом деле. Есть очень телегеничные, есть совсем не телегеничные. Есть «златоусты», есть… молчаливые батюшки. Есть «строители», есть «молитвенники»… Просто мы, конечно, отбираем для эфира тех, у кого больше задатков для общения с телевизионной аудиторией. А что касается сотрудников «Союза», то наш штат (на телевидении – 60 человек, а всего в Информационно-издательском центре – около 200 различных специалистов) состоит из очень разных людей. Если брать возрастно-профессиональные качества, то часть наших сотрудников – это «зубры», проработавшие несколько десятилетий на Свердловской государственной телерадиокомпании, а другая часть – молодежь. Либо недавно отучившаяся в различных вузах, либо еще проходящая обучение. Что касается степени воцерковленности, то тут тоже весь спектр: от глубоко воцерковленных, посещающих все воскресные богослужения, до «просто хороших» и даже, надеюсь что только пока, некрещеных людей. Для меня критерием отбора сотрудников является либо профессионализм, либо горячее желание работать – это касается мало что умеющей сегодня, но желающей учиться молодежи. Вопросы веры я не ставлю во главу угла, за исключением единичных случаев, когда человека начинает «корежить» от церковной тематики… Такое редко, но, к сожалению, бывает. Руководители программ, выпускающие редакторы – это люди, конечно, верующие, разбирающиеся в «теме», ведь иначе вместо научения и просвещения слушателей, зрителей, читателей можно ввести их в соблазн и заблуждения. Что, естественно, недопустимо.
- Наверное самая «рейтинговая» передача вашего канала – ответы в прямом эфире архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на вопросы телезрителей. Какова география звонков в студию? Что сейчас наиболее волнует верующих телезрителей? Идет ли «отсев» звонков за кадром? Легко ли даются такие довольно частые прямые эфиры Владыке Викентию, ведь надо быть готовым ответить на каждый вопрос… Успевает ли Правящий Архиерей просматривать хотя бы основные телепередачи до их выхода в эфир? Обсуждаете ли с ним «сетку вещания» на неделю?
- География звонков Владыке Викентию в эту программу, когда она идет в прямом эфире, действительно огромна. От скандинавских стран на западе до Сургута на востоке, от Магадана на севере до Ашгабада на юге. И это говорит о том, что вопросы духовной жизни волнуют людей. И самые разные. Недавно мы издали книгу ответов Владыки на эти вопросы, собранные за несколько лет, получилось более 40 тем! Думаю, что не ошибусь, если скажу, что самым частым вопросом был и остается очень трагический вопрос: «Сын (брат, отец – как-то чаще мужчины) умер некрещеным. Как теперь быть?». Очень много вопросов о воспитании детей. Очень много – о преодолении страсти пьянства. О проблемах глобализации и цифровой идентификации. О строительстве храмов. Об отношениях с государством… В общем, все то, что волнует наше общество сегодня. Мы никак не цензурируем звонки. Отсеваем только нетрезвых и страдающих ярко выраженными психическими расстройствами людей. Вот только два этих критерия. По звонкам Владыка нередко ставит задачи и перед духовенством – на что надо обратить внимание. Я не замечал, чтобы Владыка как-то затруднялся с ответами. За исключением тех вопросов, которые нельзя решить в прямом эфире и они нуждаются в личном обсуждении, в беседе, может быть, даже на исповеди.
А так вся наша деятельность проходит под непосредственным омофором нашего Архипастыря. Конечно, Владыка физически не может отсматривать весь эфир. Но это и не нужно. Так же, как и обсуждение недельной «сетки» вещания – это такие мелкие технические вопросы, за которые у нас есть ответственные сотрудники. Владыка же задает, так скажем, генеральный вектор нашей работы. Исправляет его при «отклонениях влево или вправо». Благословляет, на что надо обратить особое внимание в тот или иной период времени. Разрешает какие-то сложные вопросы, связанные с отношением Церкви к каким-то проблемам современной нашей жизни…. И, самое главное, мы чувствуем, что Владыка молится за нас. Иначе и не было бы никакого «Союза».
- Екатеринбургская земля – место гибели Царской Семьи. Считаете ли вы Царственных Страстотерпцев небесными покровителями телеканала «Союз»? Известны ли Вам случаи их явного или прикровенного вмешательства и помощи создателям «Союза» в работе над телепрограммами? Есть ли у Вас на телеканале свои «внутренние» праздничные даты? Когда отмечаете день рождения «Союза»?
- День рождения телеканала «Союз» – 31 января 2005 года. Никаких «внутренних» праздничных дат у нас нет – просто из-за неимения времени и невозможности одновременно собрать всех сотрудников вместе. Наверное, это плоховато. Но пока суровая реальность нашего бытия вот такая. Что касается небесного покровительства – да, безусловно. Молитвами Владыки, небесным предстательством Святых Царственных Страстотерпцев, святого праведного Симеона Верхотурского, святой великомученицы Екатерины – именно этой духовной мощью и помощью созидался и поддерживается православный телеканал. И тут даже неуместно говорить о «случаях помощи». Абсолютно все: создание, запуск, все эти лицензирования и разрешения, все эти два года круглосуточной работы, преодоление множества непреодолимых трудностей – они абсолютно немыслимы были бы без такой духовной поддержки. И молитв наших зрителей тоже. Теперь, два года спустя, я могу честно сказать: не имея ни средств, ни опыта, ни знаний, создавать практически на пустом месте то, чего никогда не было, – я имею в виду православное телевидение – можно только верой и молитвами.
Беседовал Антон Жоголев,
главный редактор газеты «Благовест» (Самара)
Во времягонения Ликиния, в IV веке, в армянском городе Севастии сорок воинов одногополка исповедовали христианскую веру. Их уважали за храбрость и ревность к воинскойслужбе.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.