Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ПреподобныйДосифей, воспоминаемый ныне Церковью, еще в молодых годах, несмотря на то, что был знатен и богат, оставил мир и удалился в пустынную обитель, которая отличаласьособенной строгостью жизни своих иноков.
Юношу Досифеявзял под свое руководство преподобный Дорофей и дал ему послушание ходить за больными.
Опытный руководитель постепенно возвел Досифея по пути подвижническойжизни. Прежде всего он старался отсечь в Досифее всякое пристрастие к чувственнымвещам, как бы маловажны они ни были. Так, однажды в больницу принесли хорошийнож, который очень понравился Досифею, и он, показывая его наставнику, говорил:«Право, отче, нож очень хорош». Но тот строго отвечал ему: «Досифей! Хочется ли тебе быть рабом этому ножу, а не Богу, и связать себя пристрастием к этомуножу, чтобы нож обладал тобою, а не Бог? Иди, положи, и не прикасайся к немуникогда». И Досифей послушно исполнил это: все брали этот нож, но он никогдапотом даже не коснулся его. Досифей всегда ходил в ветхой одежде. Наставникчасто давал ему шить новую одежду, и Досифей старательно исполнял работу, но новая одежда всегда отдавалась другому брату, а Досифей оставался в прежней.Послушание Досифея воле своего наставника было удивительно. Он все принималот него, полагая, что так и должно быть, и зная, что все это клонится к его же благу.
Воспитатьв Досифее смирение, отсечь в нем всякое самомнение и тщеславие было также заботойего наставника. Случилось, что Досифей мягко постлал постели больным и, увидяпроходившего мимо наставника, сказал ему: «Отче, ведь я хорошо постилаю». Дорофейотвечал ему: «Дивное дело, из тебя вышел хороший слуга и хороший постельничий,но не вышло из тебя хорошего инока». Тих и кроток был во всяком деле юноша Досифейи усердно служил больным.
Пять летвсего прожил Досифей в обители, и Господь воззвал его к Себе. В предсмертнойболезни Досифей послал сказать великому отшельнику Варсануфию: «Отче, отпустименя, я уже не могу более жить». И старец отвечал ему: «Иди с миром, чадо, и предстань Святой Троице, и молись о нас». Преподобный Досифей скончался. Но братия недоумевали, чем так заслужил усопший эти напутственные слова ему преподобногоВарсануфия. Он был так молод, так недолго подвизался в обители, не отличалсятаким постничеством, как другие, не всегда поспевал к началу церковной службы,а иногда, занятый уходом за больными, и вовсе не приходил. Что же он такое сделал?Не знали они того великого смирения, той великой чистоты душевной, которой достигв столь малое время почивший преподобный Досифей, и потому так судили. Но Господьвскоре открыл о блаженном пребывании юного Досифея. В обитель пришел один великийотшельник; случилось, что он в видении узрел некоторых прежде почивших старцевэтой обители, угодивших Богу. Он видел их веселящимися в Царствии Божием, и между ними был юный Досифей. Тогда братия возблагодарили Господа, что святойюноша в малое время сподобился угодить Ему своей жизнью и подвигами.
Видите, братия,как угодны Господу послушание и смирение и как быстро они ведут человека к духовномусовершенству!
Почему так?Потому, что смирение – это незыблемое основание всех христианских добродетелей,это единый верный и прямой путь к славе вечной, путь, который указал нам СамГосподь наш Иисус Христос, Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева бытиравен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, смирил Себе, послушлив быв дажедо смерти, смерти же крестныя, темже и Бог Его превознесе: потому и в последователяхЕго Ему всего приятнее смирение и всесовершенная преданность воле Божией. «Без дара пророчеств, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – без прозорливости,знамений и чудес многие спаслись, но без смирения никто не войдет в брачныйчертог». И действительно, на кого взирает Господь Бог оком благоволения, любвии милосердия? Токмо на кроткого, и смиренного, и молчаливого, и трепещущагословес Моих, – говорит Сам Господь. Кому подает Он Свою вседействующую и всеосвящающуюблагодать? Смиренным, ибо сказано: Бог гордым противится, смиренным же даетблагодать. Кому обещает Он истинное величие и славу? Смиренным: смиряяй себевознесется, – говорит Господь. Кто больший в Царствии Небесном? Смиренный: ижесмирится, яко отроча, – говорит Господь, – той болий есть в Царствии Небесном;аще не смиритеся и будете яко дети, не внидите в Царствие Божие. Словом, какие бы ни совершили вы дела, какие ни стяжали бы добродетели, без смирения все будеттщетно, весь труд ваш потерян напрасно: Господь отвратит от вас лице Свое, как отвратил Он лице от многих добродетелей гордившегося ими фарисея. Без смиренияникто не войдет в брачный чертог, напротив, если стяжете смирение, то из него,как из благоплодного корня, сами собой произрастут все другие добродетели: кротость,братолюбие, сострадание, скромность, терпеливость, дух покаяния, всегдашнееумиление и слезы, беспечалие о всем житейском и непрестанное трудолюбие.
Со смирениемсоединено полное, совершенное, беспрекословное послушание. «Во смирении, – говоритпреп. Иоанн Лествичник, – нет ни малейшего вида прекословия и упорства». Высочайшийпример и этой добродетели показал нам в Себе Сам Господь наш Иисус Христос,послушлив быв воле Отца Своего даже до смерти крестныя: снидох с небесе, – говоритОн, – не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца. Посмотрите и на примерпречистой Матери Господа. Родители, по данному ими обету, приводят Ее, трехлетнююотроковицу, в храм Божий и оставляют Ее там навсегда, – и Она с полной готовностьюповинуется их воле, с радостью оставляет дом Свой и родных Своих и поселяетсяпри храме между людьми, для Нее чужими, и таким образом обет родительский становитсяобетом собственного Ее сердца. Так и вся жизнь Ее была непрестанным послушаниемволе Промысла Божия, чрез какие бы орудия ни проявлялась эта верховная воля.Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему! Так мыслила и чувствовала Онане только тогда, когда архангел благовестил Ей бессеменное зачатие и рождениеСына Божия, но и тогда, когда праведный Симеон предрекал Ей: Тебе же Самой душупройдет оружие, и тогда, когда стояла Она при кресте Божественного Сына Своего.Такое-то полное, беспрекословное и охотное послушание воле Божией, выражающеесяв послушании воле всякой богопоставленной власти, угодно и приятно пред Богом.Ибо, как без смирения все наши добродетели ничтожны, так без послушания – всеподвиги, как плод своеволия, самочиния и самоугождения – омерзительны пред Богом:яко же грех есть идолослужение, тако непокорение, и якоже грех есть чарование,тако непослушание, – говорит пророк Божий. Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
По кончинесвятого и равноапостольного Константина Великого империя римская, чрез несколькократких преемств, досталась одному из сродников его, Иулиану. Как блаженныйКонстантин был избранным сосудом благодати, так несчастный Иулиан оказался явнымсосудом погибели и отвержения.
1 марта Мчч. Памфилапресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана,Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307–309). Свт. Московского Макария (1926).Сщмч. Павла пресвитера (1938).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.