Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По кончинесвятого и равноапостольного Константина Великого империя римская, чрез несколькократких преемств, досталась одному из сродников его, Иулиану. Как блаженныйКонстантин был избранным сосудом благодати, так несчастный Иулиан оказался явнымсосудом погибели и отвержения.
Одним из первых действий его темного царствованиябыло то, что он отверг Христа и Евангелие и обратился к низверженным идоламязыческим. Явного гонения на христиан он не поднимал, – не по жалости к ним,а по уверенности в его безуспешности; вместо него тотчас началось злохитроегонение тайное. Богоотступник то низводил христиан с честей и достоинств, якобыпротивных их смирению, то лишал их достояния и имущества, якобы несовместимыхс нищетой евангельской, то запрещал учиться наукам, под предлогом, что все нужноедля христиан содержится в их Евангелии, то вызывал из заточения еретиков, дабыкознями их смутить Церковь Христову.
Между этимизлохитрыми средствами Иулиан умыслил и следующее: наступала четыредесятницахристианская. Зная, в какой чистоте и воздержании проводят ее христиане, богоотступникпризывает градоправителя константинопольского и велит ему тайно удалить на следующиедни с торжища все обыкновенные снеди, а предложить одно то, что было уже принесенов жертву идолам и потому христианами считалось за оскверненное. Никто не зналего замысла, потому многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушениемтого, что растворено было (так повелел Иулиан) кровью идоложертвенной. Но Тот,Кто, яко зеницу ока, хранит души простые и смиренные и всегда посрамляет премудрыхв коварстве их, не дал и теперь совершиться умыслу вражию. Среди нощи, но не во сне, является внезапно тогдашнему епископу константинопольскому некий светозарныйвоин и говорит, чтобы он, немедля собрав духовное стадо свое, дал ему знатьоб угрожающей опасности, с повелением не покупать в следующие дни ничего на торжище. «Чем же пропитается в сии дни столько людей, – вопросил святитель,– ибо у многих нет ничего в дому?» – «Коливом или вареной пшеницею, – ответствовалявившийся, – которую ты, нашед у некоторых, должен раздать всем». – «Кто жеты, – вопросил патриарх, – вся ведущий и пекущийся таким образом о братии твоей?»– «Христов мученик Феодор», – ответствовал явившийся, т.е. это был тот святойподвижник Христов, который, будучи воином за много лет до этого времени, в царствованиезлочестивого Макси-милиана, претерпел за имя Христово множество ужасных муки тем после своей мученической смерти заслужил себе в Церкви Христовой имя великомученика.
Святительнемедля исполнил повеленное свыше, и христиане константинопольские сохранилисьот осквернения; а злочестивый Иулиан, видя, что замысел его разрушен, велелпредоставить прежнюю свободу торжищам.
ВозблагодаримГоспода Иисуса, никогда не оставляющего без помощи верных рабов Своих и посрамляющегобезумных противников Евангелия и Святой Церкви. Прославим память святого великомученика,отвратившего чудесным явлением своим искушение и печаль от Церкви константинопольской.А между тем возьмем отсюда урок для себя.
Какой урок?Тот, что соблюдение святого поста есть вещь весьма важная. Ибо, если бы постомможно было пренебрегать, как вещью безразличной или малозначащей, то им не занимались бы так на небе, и великомученик не оставил бы светлых обителей Отца Небесногодля того токмо, чтобы указать земным братиям своим на средство избежать нарушенияпоста. Подобные явления святых в нашем мире происходят не иначе, как по причинамсамым важным. Как же после того некоторые осмеливаются думать и говорить, что все равно: поститься и не поститься? Нет, поститься – значит быть смиренными послушным сыном святой Церкви; а не поститься – значит быть зараженным вольномыслием,самочинием и духом презорства. Поститься – значит обуздывать свою чувственность,владеть своими пожеланиями; а не поститься – значит быть рабом плоти, находитьсяв плену у своего чрева. Поститься – значит радеть о спасении души своей, искатьсвободы своему духу, стремиться вослед ангелов; а не поститься – значит уподоблятьсябессловесным, кои не знают поста, быть холодным к молитве и к очищению своейдуши от похотей.
Малолетний,престарелый, немощный могут еще иметь причины к извинению, когда не постятся,ибо здесь более или менее нужда и необходимость; а мы, как говорит апостол,призваны на свободу, только бы свобода эта не была в вину или потворство плоти(Гал. 5, 13). А кто может воздерживаться от запрещенных постом снедей и не воздерживается,тот грешит и против Церкви, и против себя: ибо пост, учрежденный ею, нужен не для нее, а для нас: так как он есть одно из сильнейших средств к обузданию нашейчувственности, от преобладания коей над нами гибнет в нас все чистое и святое.
Если бы за всем этим лукавая плоть подошла к тебе с предложением сложить с себя, под каким-либопредлогом, святой пост, то вспомни святого Феодора и чудо, им совершенное, и скажи ей: поди и спроси разрешение у великомученика, а без сего я не могу нарушитьсвятого поста. Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
СвященномученикПамфил, память коего совершается ныне, жил в начале IV века, родился в Берите,в Кесарии палестинской, где и был потом священником. Получив прекрасное образованиев Александрии, он занимался изучением Священного Писания: сличал тексты (т.
ПреподобныйДосифей, воспоминаемый ныне Церковью, еще в молодых годах, несмотря на то, что был знатен и богат, оставил мир и удалился в пустынную обитель, которая отличаласьособенной строгостью жизни своих иноков. Юношу Досифеявзял под свое руководство преподобный Дорофей и дал ему послушание ходить за больными.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.