Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Звонок из Краснодара: «Батюшка не благословляет взять приемных детей. У нас есть своидети.
Мы можем еще взять ребенка. Священник объясняет это так, что приемныйребенок может иметь плохую наследственность. Например, наркоманом станет, еслиего родители наркоманы и т.д. То есть, мы можем взять приемного ребенка и темсамым подвергнуть риску свою семью. Что бы Вы сказали нам по этому поводу? СпасиГосподи».
- Все можетбыть в нашей жизни. Но если мы так будем рассуждать, дети, которые осталисьбез родительского попечения (а их целая армия), повзрослев без всякого воспитаниястанут еще хуже. И эта масса людей, которые не воспитаны в православной культуре,может причинить обществу еще больше зла и неприятностей. Нам необходимо этопонимать, и из чувства милосердия к ближнему (а проявляем мы такое милосердие,чтобы Господь нас миловал) надо проявлять родительский подвиг, труд по воспитаниюприемных детей. Это немалый труд – воспитать в ребенке добрые качества души.Чем больше мы будем иметь о приемном ребенке такое попечение, влияние, молитьсяза него, тем больше, я думаю, надежды, что те глубокие корни зла, которые, можетбыть, у него есть в душе, будут очищены благодатью Божией. Если мы будем думатьо плохой наследственности, то, получается, Господь наш Иисус Христос пришелна землю не для всех и не может всех искупить, только некоторых искупает. Еслимы имеем глубокую веру в Бога, во Христа Спасителя нашего, то любой тяжкий грех,который имеет человек, может быть очищен нашими молитвами, нашими подвигами.
Если ребеноквырастет большим в такой благодатной, благочестивой семье, увидит только доброеи хорошее и будет воспитан в добродетельной жизни, в знании о том, как боротьсясо своими грехами, – он, будучи уже взрослым, начнет трудиться над собой, чтобыискоренять из своей души страсти греховные, которые заложены, может быть, ещеродителями. Таким образом ваш родительский подвиг принесет плод, и ребенок достигнетспасения и очищения своей души. Поэтому помогайте этому ребенку, чтобы он приобрелистину, приобрел Христа, который имеет возможность спасти всех Своей благодатью.
Я считаю,надо брать на воспитание детей в православные семьи. И чем больше мы их воспитаем,тем больше принесем пользы для себя, для ближнего и для нашего Отечества. Потомучто, если мы оставим большое количество детей, брошенных родителями по неразумиюсвоему, по непониманию, что они творят, и оставим их на произвол судьбы, уподобляясьэтим же неразумным родителям, мы пожнем в будущем очень тяжкие плоды для всегонашего общества. Тем более, что у детей есть задатки зла, и эти задатки в тойатмосфере, где они будут жить без Бога, еще больше укоренятся, еще больше разовьются.И что мы получим? Греховное окружение нашего общества, где сами себе мы сделаемплохо, для самих себя будем иметь много неприятностей. Потому что мы не потрудилисьсоздать общество, в котором бы нас окружали люди добрые и хорошие, честные и добросовестные. Трудиться надо сейчас, а не думать о том, «что может случиться».Все может случиться, но если мы будем трудиться, то случится только доброе и хорошее.
- «Насчет антидоравопрос. Можно ли его из храма выносить? Я посещаю один монастырь, и там не благословляютвыносить из храма – сразу в церкви вкушают».
- Антидорможно взять домой. Вы же не каждый день можете прийти в церковь. Вот в течениетого времени (в течение недели, может быть), когда вы находитесь дома и работаете,утром натощак вы должны вкусить кусочек антидора и святой крещенской воды, такимобразом подкрепляя свою душу благодатью Божией, которая подается через эти святынив храме во время богослужения. Поэтому выносить, конечно, надо.
В данномслучае, возможно, у братии монастыря есть опасение, что к этой святыне кто-то будет относиться без благоговения. Поэтому говорят: «Вот здесь и кушайте, дальшене выносите». Потому что иные могут бросить или неосторожно отнестись к антидору,и это будет поношением церковной святыни. Но если с благоговением, со страхомБожиим будем иметь эту святыню в своих домах и употреблять для нашего укреплениядушевного, то это будет только на благо.
- Звонок из Первоуральска:«Каково ваше отношение к Григорию Распутину? Можно ли ему молиться?»
- ГригорийРаспутин не причислен к лику святых нашей Церкви. Поэтому ему нельзя молиться.И плохо делают те люди, которые уже пишут икону ему или акафисты читают. Этонарушение канонических правил Русской Православной Церкви. Поэтому мы должныприслушаться к голосу Матери-Церкви, к голосу нашего Святейшего Патриарха как главы Русской Православной Церкви и не принимать преждевременных решений.
Какое отношениек Григорию Распутину? Мы не можем сказать, святой он или не святой. Это Господьодин знает, но поскольку Церковь еще не приняла никакого решения по отношениюк этому человеку, то мы не имеем права ни писать иконы, ни молиться перед этимииконами, ни читать акафисты.
Подобноебыло в свое время, когда стоял вопрос о канонизации Царской Семьи. Тоже такаябыла дерзость: давайте читать акафисты, давайте будем молиться… Слава Богу,совершилось это важное дело – канонизация Царской Семьи. Но я бы не сказал,что сейчас такое ревностное и благоговейное отношение к Святым Царственным Страстотерпцам.Этот пыл уже спал. Пыл, который был до канонизации, уже сходит на «нет». Я помню,когда приехал в Екатеринбургскую епархию, люди так жаждали, чтобы каждый деньсовершались молебны, читались акафисты Царской Семье. Я говорил, что акафисты,молебны пока не было канонизации Царской Семьи читать нельзя. Мы получили такое же благословение от Святейшего Патриарха. Нет, люди все равно требовали: «Давайтеакафисты!».
А сейчас,пожалуйста, есть храм даже, есть место, где совершилось это злодеяние, убийство.Приходите! Каждый день приходите и молитесь. Читайте акафисты, читайте молебны.– Никого нет. Никого нет в Храме-на-Крови, чтобы читать. Неужели и в делах веры«запретный плод сладок»?
У нас естьтакое правило – каждую неделю читаем акафист около Расстрельной комнаты, читаемв нижнем храме Храма-на-Крови акафист и совершаем молебен Царской Семье. Но на службе народу совсем не так много, как этого хотелось бы.
Я думал,после канонизации в храм нескончаемый поток будет. Такую видел ревность: «Давайте!Давайте!» А когда совершилось – все, успокоились. Так же по отношению к Распутинуили другим, которых, говорят, нужно канонизировать. Сейчас требуют, рвутся,а когда, Господь даст, будет, – все, кончится этот пыл.
Что, у наснекому молиться? В нашей Церкви очень много угодников Божиих. Слава Богу, мыне обделены благодатью Божией. Святынями не обделены. У нас очень много святынь:и святых мощей угодников Божиих, и святых икон чудотворных. Есть кому молиться,и нужно быть послушными воле Божией, воле нашей Церкви. Когда Господь определити благословит через чиноначалие нашей Церкви, благословит на ту или иную канонизацию,тогда мы будем молиться и новым святым, которые будут канонизированы. Чего таксильно, напористо требовать именно вот этого? Что, ты думаешь, все перевернетсяв жизни нашей? Перевернется только тогда, когда мы сами ее перевернем. Когдамы изменим жизнь и перестанем грешить, нарушать закон Божий.
А стремлениек канонизации того или иного человека – нельзя сказать, что это будет в оправдание«активным» людям или они получат какое-то особое Божие благословение или очищение.С какими грехами они есть, с такими и останутся. Но могут избавиться от греховтолько тем, чтобы молиться святым, молиться истинному Богу. Господь дает избавление,очищение, исцеление от недугов и от пристрастий по молитвам святых угодниковБожиих, причисленных к лику святых на основе канонических правил. Поэтому, я считаю, не нужно делать такие беспорядки в нашей церкви, а нужно быть послушнымиволе Божией. И все Господь устроит в свое время. Все будет, если это будет угодноБогу.
Хочу сновавернуться к почитанию Царской Семьи. Давайте сейчас, когда она причислена к лику святых, приходите в Храм-на-Крови. Прекрасный храм. Молитесь, читайте акафисты,будьте на богослужениях.
Да, на праздникЦарских дней приезжает много гостей из разных концов нашей страны, из-за рубежа,в храме очень большое количество народа. Но я бы хотел, чтобы те, казалось,ревностные люди здесь, в Екатеринбурге, остались ревностными до конца. Святыедостойны большего уважения и почитания, большей ревности, чем «ожидающие канонизации».
- И причем там знамения даются по сей день. Там не так давно икона царская замироточила. И когда она была в Москве на выставке, там, говорят, очередь выстраивалась москвичей,чтобы поклониться. Со всей Московской области приезжали. Сейчас икона пребываетв Храме-на-Крови.
- Недавноя был в Савва-Сторожевском монастыре. Там есть икона Царской Семьи, на которуюбыли положены просто веточки цветов. Эти цветы сначала завяли, а через некотороевремя – расцвели. Это очень знаменательно, что такое чудо совершилось у иконыЦарственных Страстотерпцев в Савва-Сторожевском монастыре в Звенигороде. Это,может быть, царский монастырь, потому что и Алексей Михайлович, и другие российскиегосудари покровительствовали этому монастырю. Можно сказать, это монастырь царскогорода, рода Романовых. Многие члены царской фамилии приходили к преподобномуСавве на благословение и получали помощь Божию по молитве преподобного СаввыСторожевского. Мы надеемся, что игумен монастыря по благословению СвятейшегоПатриарха привезет в Екатеринбург на Царские дни икону с мощами преподобногоСаввы Сторожевского, чтобы единство между этим монастырем и Царской Семьей сохранилосьдо настоящего времени, восстановилась духовная связь.
- Посетительинтернет-форума из Перми задает такой вопрос: «Может ли священник отказать в причастии женщине, которая живет в невенчаном и незарегистрированном браке 5лет и имеет ребенка от человека, с которым живет?»
- Конечно,такой образ жизни – греховный. И надо упорядочить эту жизнь. Может быть, священник,чтобы небольшую встряску дать этой женщине, и говорит, чтобы временно не причащалась,пока не найдет возможность упорядочить свою жизнь. Потому что не должно житьбез венчания, без регистрации. Это не по-христиански, и не по-православному,не по-русски. Что-то это новое, чуждое для русского народа, такой образ жизни.Это какой-то страх перед законным браком. Все равно живут. Но ведь ребенок,который родился в таком браке, в любое время может оказаться без отца или без матери. Там что-то у них случится – и все.
Какое отношениедолжно быть к ребенку? Ребенок должен быть связующим звеном между супругами.А у них есть еще какие-то мысли о разводе. Может быть, еще будут жить, можетбыть, не будут. Раз живут вместе, надо узаконить брак и просить у Бога помощи,чтобы никогда не думать о разводе. Жить законной жизнью. Я думаю, священникименно этого хочет от прихожанки. Чтобы эта небольшая встряска побудила бы мужаи жену узаконить свой брак.
- Вопрос из НижнегоТагила: «Здравствуйте, Владыка! Мой вопрос, я уверен, интересует многих. Могут ли муж и жена быть крестными у ребенка? Знаю несколько примеров, когда такиеслучаи имели место лет 10–15 назад. Какие сейчас правила? Если это исключение,и семейная пара может быть крестными, то что для этого необходимо? Достаточно ли настойчивой просьбы родителей ребенка?»
- В годысоветской власти была очень сложная ситуация и крестили тайком, конечно, крестилитак, какая была возможность. И порой не было возможности иметь крестных отцовили матерей, поэтому родители сами становились крестными отцами и крестнымиматерями. Это, конечно, не совсем правильно. Лучше, чтобы ребенок имел крестногоотца или крестную мать из родственников своих, из близких, родных людей, которыемогли бы исполнить очень активно свою миссию как духовного отца или духовнойматери.
Крестныеродители должны воспитывать ребенка религиозно. Прививать ему веру в Бога и помогать родителям ребенка в его воспитании. Чтобы он мог ходить в церковь,причащаться, исповедоваться, получать знания о Боге с самого детского возраста,получать навыки христианской жизни, получать какие-то добродетели, учиться им.
Ребенка надоучить с самого раннего возраста добродетелям смирения, послушания, терпения,кротости и т.д. Много добродетелей можно воспитывать в ребенке с самого раннеговозраста. И, конечно, когда это делается с детства, процесс воспитания и воцерковленияидет гораздо легче. Позже навыки христианской жизни укореняются. Человек становитсявзрослым, и добродетельная жизнь становится уже нормой, и ему не трудно боротьсяс теми негативными сторонами жизни, которые встречаются. Задача крестного отцаи крестной матери именно в этом – подготовить и защитить крестного сына или дочь от сложностей взрослой жизни. Но когда сами родители являются крестными,только они одни занимаются этим делом, без духовных помощников. Важно и нужновоспитывать своих детей, и хорошо, что родители это делают. Но когда есть подмогаот крестного отца или крестной матери – это еще лучше.
- Звонок из Пензы:«Мне бы хотелось задать три вопроса. Первый: у нас окна квартиры выходят на запад, и так как икона в переднем углу, то, получается, мы молимся на запад.Допустимо ли это? Второй вопрос по поводу поста в среду и пятницу: пост начинаетсяс полуночи или с вечера предыдущего дня? И еще вопрос: можно ли читать Толстого?»
- Что касаетсяиконы, в какую сторону ее нужно установить в своей квартире, конечно, лучшевсего ее установить на восток. Так принято у нас. Но если в квартире нет возможности,потому что на восток дверь или окно, то следует иконы размещать ближе к восточнойчасти.
Что касается поста среды и пятницы. Пост начинается с двенадцати часов ночипостного дня. К примеру, сегодня четверг. Мы можем кушать мясную или молочнуюпищу до двенадцати часов ночи. После двенадцати все, мы не должны кушать ничего.Потому что начинается новый день, постный. До двенадцати часов следующего днямы тоже должны воздерживаться от мясной или молочной пищи, потому что идет средаили пятница.
- И Толстой?
- У нас естьогромное количество книг. И воздействуют они на разных людей по-разному. Есличеловек утвердился в правильном понимании жизни, в правильном толковании вопросовПравославной веры, он может читать любую литературу – для сравнения, для критическогоанализа. Когда мы ничего не знаем и приступаем к чтению, мы окунемся в словаТолстого и можем почерпнуть из них что-то, способное повредить нашей душе, ввестиее в искушение. Поэтому когда мы тверды в Православии, в Православной вере,знаем хорошо святых отцов, как они понимают те или иные вопросы нашей жизни,когда мы все это знаем, тогда можно читать эту литературу. Когда мы слабы, ищемдуховную опору, то там можем не ее найти, а такое, что может нам повредить.
- Владыка, почемувообще такие мысли возникают? Они откуда? Вот я еще мечусь, грубо сказать, из стороны в сторону, но мне так хочется почитать Толстого, вот прямо не могу –охота почитать. Откуда они возникают, от кого?
- Конечно,наша природа грехолюбива или очень легко уклончива ко греху. Она ищет что-то более легкое, легкомысленное. Но человек должен быть господином над собою и управлять своими желаниями, не давать воли той или иной мысли, чтобы она осуществилась.
Надо испытывать свои мысли: они к добру или ко злу, к правде Божией или в какие-то заблуждения нас вводят. И мы должны это оценивать, должны направлять себя, чтобыне заблуждаться. Человек должен бояться себя самого. В Священном Писании такиеслова: чтобы идти за Христом, нужно отречься от себя. Вот первое условие. В данном случае, если мы хотим за Христом идти, – зная, что у Толстого есть некоторыезаблуждения, – надо отречься от этого желания. Надо идти за Христом. Взять свойкрест и следовать за Господом. По такому принципу надо всегда себя испытыватьи направлять.
- Посетительинтернет-форума Православной газеты спрашивает: «Владыка, ни для кого не являетсясекретом уровень культуры, нравственности и духовности в современной России.Я мусульманин. Почему-то на моей родине нет такого разгула пьянства, наркомании,неуважения к старшим и свободной любви. Почему это происходит в православнойРоссии? Кто в этом виноват?»
- Конечно,виноваты мы сами, что так относимся к своей вере. И, конечно, честь и хвалатем, кто живет в другой стране, в другой религии и сохраняет ценности, которыеесть, конечно, и в нашей Вере Православной. Порой христианские ценности большесохраняются в других вероисповеданиях.
Рассуждаяо причинах такого уровня культуры и нравственности в России, по-человеческиможно себя оправдать – ведь на Православие больше было гонений и было мощноеатеистическое влияние на людей, их всячески отрывали от своих корней. И люди,оторванные от отеческих корней, от своих ценностей, мечутся по этому миру, захватываяв своей жизни много негативного, плохого, которое чуждо русской душе, духу русскому,чуждо вере наших отцов.
С архиепископомВикентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ
СвященномученикПамфил, память коего совершается ныне, жил в начале IV века, родился в Берите,в Кесарии палестинской, где и был потом священником. Получив прекрасное образованиев Александрии, он занимался изучением Священного Писания: сличал тексты (т.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.