Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Из выступления заместителя Генерального прокурора РФ А.ГЗвягинцева на открытии XV Рождественских чтений.
Уважаемые участникии гости Рождественских чтений!
История российскойгосударственности свидетельствует о том, что во времена потрясений и перемен,определявших выбор пути нашего Отечества, особую роль в этом процессе игралиименно Русская Православная Церковь и Прокуратура, стоявшие на страже интересовгосударства и человека.
На протяжениинескольких исторических эпох Русская Православная Церковь и Прокуратура плодотворносотрудничали в деле формирования такого мировоззрения, в котором объединялисьправопослушание и следование «золотым правилам нравственности», заложенным в десяти заповедях Господних. Примечательно, что одним из постулатов, направлявшихдеятельность Прокуратуры, было высказывание знаменитого московского митрополитаФиларета: «Низко преступление, а человек достоин сожаления».
Строгостьи гуманность – вот те два краеугольных камня, тот фундамент, на которых строиласьи держалась Российская Прокуратура.
Защита интересовкаждого гражданина и всего государства – два основополагающих принципа, к которымстремились и стремятся поколения российских прокуроров.
Опора на эти основы, следование этим принципам, на мой взгляд, и сегодня должны объединятьслужителей Церкви и работников Прокуратуры в их усилиях.
Мы, как и прежде, равно заинтересованы в создании сильного государства. Мы равно хотимвидеть наших соотечественников, людьми, исповедующими гуманные принципы существованиявсех народов в единой стране, гарантирующей им соблюдение их прав и свобод.
Поэтому мыдолжны быть едины в стремлении взывать к «человеческому в человеке» и объединятьсвои усилия для восстановления и укрепления духовных и нравственных начал жизни.
Для Церквивсе равны перед Богом, для Прокуратуры все граждане равны перед Законом. Объединяетнас в наших помыслах и деяниях и то, что мы не делим соотечественников по национальнойили какой-то иной принадлежности. Одна из главных целей – формирование, воспитаниеи поддержание такого сознания наших граждан, которое предполагает уважение к Закону, – соответственно, и к Божьему, и к светскому.
Но надо признать,что эти задачи очень нелегко решаются. Ибо во все времена законопослушание былоне самой большой добродетелью в России. И может быть, от этого наши беды, а не от дураков и плохих дорог, как некогда утверждал классик, и как бездумно,всуе тиражируют эти слова нынешние витии, при этом почему-то забывая вспомнитьи «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов».
Однако не будем лукавить. Наше большое Отечество и сегодня продолжает во многом оставатьсястраной обычаев. Но обычай обычаю рознь! И не смотря на все старания, пока намочень непросто дается строительство правого государства, воспитание законопослушногогражданина.
Конечно, есть объективные и субъективные факторы, отрицательно влияющие на этотпроцесс. Вспомните, как совсем недавно некоторые «ширмачи» от политики пыталисьприучить нас жить «по понятиям». И чего стоило нынешней власти ратоборство с ними!
И хотя жизньпостепенно входит в правовые берега, русская птица-тройка продолжает свой полетпо наезженной веками колее. И потому во многих принятых сегодня на местах законах,нет-нет да просматриваются вполне отчетливо не принципы современного права,единые для всех и обязательные для каждого, а тени недоброй памяти Крепостногоуложения. Что уж говорить о практике!
Судите сами!Только в прошлом году Прокуратура выявила 1 200 тысяч нарушений в сфере соблюденияправ и свобод человека и гражданина, причем абсолютное большинство, около 800тысяч, было нарушениями трудового законодательства. Людям просто не платили,задерживали зарплату! То есть, по сути, обращались с ними как с крепостными.В Конституции России записано: «Гражданин имеет право…» Новые же «крепостники»читают: «Смерд презренный…» И ничто, никто им не указ. А нормы Основного законасуществуют не для того, чтобы им их соблюдать. Очень уж укрепились за годы безвременьяправовой нигилизм, желание жить по принципу «что хочу, то и ворочу».
Тут невольновспоминается идеология Ницше: «Равное для равных, неравное для неравных!» Или:«Если из источника пьет чужой, источник отравлен». Вполне вероятно, что творцыупомянутых законов местного разлива, равно как и правоприменители, про Ницшеи слышать не слышали. Но, как известно, «незнание законов не освобождает от ответственности». Потому что усилиями таких «незнающих» позорится власть, демократическаяформа устройства государства превращается в полную противоположность – в формуправления по тому же Ницше – с его уверенностью, что есть избранные и «свои»,кому законы не писаны, а есть толпа и чужие, иногда это не титульные граждане.Как видим, совсем маленький шаг, я бы сказал даже шажок, отделяют правовое государство,которое мы строим от государство по Ницше – с его убеждением, что право естьтолько для избранных, для сильных, которые полностью свободны и ничем не связаныв отношении остальных. А закон, как и духовность, лишь отбирает силу у них…
…Возьмемтолько один аспект проблемы, связанный с отношением наших граждан к основе основэкономических отношений – собственности, богатству и способам его приобретения.В советскую эпоху официальная доктрина всячески пропагандировала нелюбовь к накопительству, мещанству. Ведь, по сути, речь шла о попытке построить процветающее,богатое государство из нищих людей. Не удалось. Потому что это были иллюзия,химера, обман.
Что ж ныне?Новые поколения выбирают не только пепси. Ныне у значительной части молодыхлюдей главный жизненный приоритет – заработать как можно больше, как можно быстрее.И – любым способом.
Недавно проводилсясоциологический опрос, в ходе которого людям задавали вопрос: можно ли поступитьсяморалью ради того, чтобы разбогатеть? Среди пенсионеров только 21 процент согласился на то, чтобы их дети поступились моральными принципами ради того, чтобы статьбогатыми. А 59 процентов убежденно ответили: пусть их дети будут бедными, но честными.
И совершенопротивоположная картина среди молодых. Только 28 процентов считают, что моральнымипринципами ради богатства жертвовать нельзя. А 54 процента готовы поступитьсяморалью и соображениями нравственными, если это потребуется для собственногообогащения.
Вдумаемсяв эти цифры! За ними целые поколения, готовые на все ради того, чтобы нечестнымпутем выбиться в люди, войти во власть. Но в России в бездуховные времена деньгии власть в обнимку с узилищем или смертью всегда ходили. Ведь между готовностьюпереступить через мораль и готовностью совершить преступление стоит очень маленькийбарьер. Одно неминуемо тянет за собой другое. Эта истина хорошо известна каждомуправоведу. Право – это всегда минимум морали. Когда нормы нравственности не в состоянии справиться с ситуацией, начинает работать право. И чем ниже в общественравственный порог, тем выше правовой нигилизм, тем больше беззакония, тем сложнеезаконоприменение.
Право и мораль– это сообщающиеся сосуды. Поэтому готовность к бесконечным моральным компромиссам– это та же эмоциональная и умственная ограниченность, некая тупость, которая очень часто становится предпосылкой жестоких насильственных преступлений.
И здесь хотелось бы сказать вот о чем. Не будем преуменьшать сложности нашего нынешнего состояния.Это всегда чревато. Ведь «нет человека, – сказано в Библии, – который не согрешит».Люди не идеальные существа, природа человека такова, что он, человек, без усилийусваивает эгоистические, а порой еще более низкие истины. Если эти представленияберут верх, если им не противопоставлены иные, более высокие идеалы, обществопогружается в насилие, безответственность, обман, серость. В нём воцаряютсяне только жестокость и хамство сильных, но и общая тоска, раздражение, постоянноеожидание худшего. Такое общество обречено на застой и хроническое гниение. Егобудущее – это та самая темная банька с пауками по углам, которой пугал нас одиниз самых страшных героев Федора Михайловича Достоевского, небезызвестный вамСвидригайлов. Это общество – лёгкая добыча соседей и конкурентов. Вот почемуво все века люди искали способы ограничения самых примитивных, только биологическихмотивов поведения человека. Конечно, величайшим подспорьем для них были Божественныеоткровения, заповеди, данные нам свыше, перед которыми Закон на цыпочки встает.В этих истинах выражена мудрость и милость Господня, и нам надлежит следоватьим, пытаясь в меру сил постичь их глубину и величие.
Мораль, искусство,обычаи, традиции – тоже средства ограничения худшего в натуре человека. Ониникогда подобно Афродите не возникают сразу из пены во всей своей красоте и величии. Их надо лелеять, создавать и даже бороться за них. И правильно, что этим вопросам посвящены отдельные пленарные заседания наших чтений. Поэтому развивать эту тему не буду. Лишь скажу: высокие понятия и идеалы выделили и выразили лучшие умы, они облекли их в те законы бытия, без соблюдения которыхрод человеческий обречен на самое ничтожное, низкое и подлое существование.Они фактически подвели черту под рабством!
«Какая пользаот законов в стране, где нет нравственности!» – восклицал Гораций еще две тысячилет назад. А ведь еще недавно воспетые и быстро забытые новоявленные пророки,наши доморощенные и англоязычные казнокрады высокомерно объясняли нам, что нравственностьи мораль – ложь и химеры. Рынок, его законы управятся со всеми человеческимипроблемами куда эффективнее. Как они сами управляются, мы с вами это хорошоувидели.
Нет, не моральи нравственные принципы – ложь и химеры. Как может быть ложью то, что существуетстолько, сколько существует человек? Что живет в людях в самых отчаянных и оскорбительныхусловиях? Что неистребимо в них? Что запечатлено в религиозных учениях, народныхпреданиях, философских текстах, гениальных произведениях искусства?
Русские мыслителивсегда понимали это. Они не верили в силу и успешность внешних реформ без душевногои духовного совершенствования человека. «Если внутри смутно, нечисто, злобно,жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакаяугроза, никакое «избирательное право», – писал известный русский правовед, философИван Александрович Ильин. Выступающий передо мной уважаемый академик Никандровуже ссылался на авторитет Ивана Александровича. В своем выступлении я позволюсебе еще не раз обратиться к наследию и мудрости этого мыслителя, прах которогос чужбины в Россию мне довелось переносить осенью 2005 года вместе с присутствующимздесь Министром культуры Александром Сергеевичем Соколовым.
И не толькопоэтому, а еще и потому, что я продолжаю изучать его огромнейшее наследие и писать о нем, ибо именно Ильин – провозвестник грядущей России, сформулировалтак называемые «аксиомы правосознания», что напрямую относится к теме нашегозаседания. Их три: чувство собственного достоинства; способность к самообязываниюи самоуправлению; взаимное уважение и доверие людей друг к другу.
«Нравственнымначалам должно принадлежать видное и законное влияние в деле отправления правосудия»,– утверждал и знаменитый юрист Анатолий Федорович Кони.
Вот те мысли,которые они завещали нам. Не может в России право существовать само по себе,в холодном отъединении от народной жизни и ее идеалов, представлений о справедливости.Наше право должно и воспитывать и одновременно опираться на то лучшее, что естьв наших людях. Только тогда в обществе человек будет равен человеку!
«Народ изголодалсяпо свободному порядку, по мирному труду, по собственности и национальной культуре.Не хороните его преждевременно! Придет исторический час, он восстанет из мнимогогроба и потребует назад свои права!» – пророчески замечал Ильин. И при этомподчеркивал: «России необходимо поколение прозревших и перевоспитавших себяправоведов, которые сумели бы начертать и осуществить программу верного социальноговоспитания – воспитания в массе нормального субъекта права». К великому сожалению,таких правоведов, разумом и верой исполненных, нашему Отечеству сейчас ох как не хватает!
Как видите,самые авторитетные русские юристы и мыслители придавали воспитанию правосознанияисключительную роль, считая его цементирующей основой российской государственности…
…Если задатьсявопросом: Кто же сегодня формирует у российских граждан правосознание? – придетсядать ответ, который звучит как шутка или острота: «Сами же граждане и формируют.Как могут». А как могут? Кто из нас не знает.
На самомделе от шутки тут немного. Действительно нравственный фундамент, на которомформируются потом основы правосознания, в ребенке закладывают родители и близкие.Государство, учебные заведения, общественные объединения в основном чуть позжеподключаются. Давайте лучше задумаемся: много ли у нас родителей, уделяющихс детства достаточно внимания воспитанию сильной и живой правовой психологии?Способных раскрыть перед детьми две стороны права? С одной стороны – осознаниесобственных прав, которое воспитывает в ребенке личное достоинство. С другой– раскрытие того, что и другие наделены правами, которые надо уважать и нельзяигнорировать.
Думается,ответ тут очевиден. Таких родителей у нас явно недостаточно. А что в результате?У ребенка, воспитанного вне понятий «права», формируется с одной стороны «рабскаядуша», лишенная чувства собственного достоинства, с другой, он не склонен уважатьчужую личность, склонен к самодурству, агрессии.
Запоздалое,и скажем откровенно, дискретное, порой и гипотетическое подключение государстваи общества к воспитанию означает одно: ребенок становится продуктом бытовоговоспитания, основанного чаще всего в неблагополучных семьях, на низких, бытовых,порой эгоистических и примитивных «премудростях».
Но даже тенаши граждане, что живут в нормальных, благополучных семьях, сами, в общем-то,в ладах с законом, часто не способны вложить в сознание ребенка действительното, что необходимо и ему и социуму. И тому есть тоже много причин. Некоторыея назвал уже.
И хотя XXвек уже скрылся за горизонтом, я бы хотел обозначить еще одну причину, и толькодля того, чтобы опять нам очередной раз не поскользнуться на арбузной корке.Это – плоды беспорядочного и хаотичного нормотворчества и правоприменения 90-годов.Люди, которые видели, как обращались с законом в ту пору, вряд ли это уже забудут. У них произошло так называемое «перерождение правосознания». И вернуть их к вере в справедливость закона, как показывают наши исследования, очень трудно…
…Уже на закате Советской власти предпринимались попытки системно заняться повышениемправосознания граждан. Помню, в конце 80-х даже был разработан проект законао юридическом всеобуче. Я принимал в нем участие, и в целом он представлял собойнеплохой документ. Власть чувствовала, что на одной шаманствующей идеологии,без повышения правового сознания граждан страна уже не может существовать. Тогданичего не получилось. Власть была уже дряхлой, бессильной, к тому же она быласкована обветшалыми атеистическими и идеологическими догмами. Она не могла,а вернее, боялась открыто взять в союзники Церковь, без участия которой невозможнопеременить сознание человека. Почему она боялась взять в союзники церковь? Да потому что боялась потерять монополию на души и разум человеческие. В результатемы потеряли большую страну, с которой перестали считаться в мире. Мы вверглив нищету свой народ.
Прошлое и сегодня порой прямой наводкой стреляет в день сегодняшний. Но надо ли нам, живущимсегодня, стрелять в прошлое? Скажу однозначно – нет! Из ошибок прошлого нужноделать только выводы, дабы не превратиться опять в манкуртов, не помнящих именисвоего и родства. Не погрязнуть бы нам в междоусобицах и противостояниях, ибопри согласии и малые дела множатся, а при его отсутствии и большие гибнут. Этонадо всем нам хорошо усвоить. Как и то, что уважаемая и немного хромоногая госпожаистория, хотя всегда и косит в сторону власти, но она в то же время очень охотнопишет роковые письмена тем, кто с ней не считается.
Россия не раз начинала с чистого листа, не раз она видела политиков, которые, ублажаясобственные амбиции, взваливали на свои слабые плечи непосильное бремя власти.
Сегодня ситуацияиная. Господь, может быть, первый раз за долгое время улыбнулся России. У нассильная власть, которую поддерживает народ. Мы можем открыто мыслить, воинствующийатеизм остался в прошлом, мы ясно знаем, что правовое воспитание может бытьтолько воспитанием нравственно-правовым. И мы должны воспользоваться всеми этимиблагоприятными обстоятельствами. Для того, чтобы создать новое правосознание«должно увидеть духовную свободу, как предметную цель права и государства… воспитатьв русском человеке свободную личность с достойным характером и предметною волею».Так писал Ильин.
Думаю, что довольно химер, и коммунистических и рыночных, довольно обманов и самообманов.Мы знаем наши слабости, видим недостатки. И пока перевозчик Харон возит черезЛету тысячи загубленных душ, мы, будучи в ответе перед потомками, обязаны действоватьмудро и ответственно. За нами наши предки, чью веру мы не можем предать.
И как жене вспомнить здесь нашего современника, самобытного писателя и человека ВасилияМакаровича Шукшина, который с удивительной проникновенностью сыграл роль человека,нашедшего в себе силы продраться от тьмы к свету, возродил собственную душу,потянувшуюся из преступного смрада к добру и человечности. Помните, как он сказал?«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважениятакие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие,совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранилив чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй,что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы,наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Помни это. Будь человеком».
Вот так и сказал он. Как просто. Но как верно.
Патриархия. Ру
Уважаемыеучастники XV Международных рождественских образовательных чтений! Поздравляювас с открытием ставшего уже традиционным представительного международного форума.
Выступление мэра Москвы Ю.М.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.