Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Слово Святейшего Патриарха Алексия на открытии XV Рождественскихобразовательных чтений
Ваше Блаженство,
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Многоуважаемые Представители
Государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечноприветствуем участников XV Рождественских образовательных чтений и поздравляемс минувшими Великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящегофорума — Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.
В этом годупроходят пятнадцатые Рождественские образовательные чтения, которые стали традиционнымобщественно-церковным форумом, собирающим для обсуждения важнейших тем духовно-нравственногоразвития общества и проблем современного образования широкий круг лиц из разныхуголков нашего Отечества, ближнего и дальнего зарубежья.
Рождественскиечтения зародились в начале нового исторического периода бытия Русской Церкви,периода приобретения свободы, в том числе свободы проповеди веры. Именно благодаряЧтениям началось широкое обсуждение с представителями науки, педагогическимиколлективами, общественными организациями, силовыми структурами актуальных проблемдуховно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Минувшиегоды продемонстрировали общественную значимость данного форума, показателемчего является постоянное увеличение числа людей, участвующих в его работе. Еслина Первых Чтениях, прошедших в 1992 году, присутствовало всего несколько сотенчеловек, то в прошлом году число участников превысило 12 тысяч, было прочитаноболее тысячи докладов. Таким образом, Рождественские чтения можно назвать крупнейшимежегодным образовательным форумом, проводимым в России.
Последнеедесятилетие прошедшего века и первые годы нынешнего ХХI столетия ознаменовалисьвсесторонним возрождением Русской Православной Церкви, ожили сокрытые до временивнутренние силы верующего народа, по всей Руси вновь открылись тысячи храмови сотни монастырей.
В настоящеевремя гораздо больше людей, особенно молодых и среднего возраста стало приходитьв храмы. По данным исследований, за последние два десятилетия верующий человекв России помолодел почти на 20 лет. Если в середине 80-х годов средний возрастверующих был равен 62–63 годам, то сейчас 44–45. Вера стала действительно немаловажнойсоставляющей жизни десятков миллионов россиян.
Но церковноевозрождение отнюдь не является лёгким делом. Большинство нынешних россиян по-прежнемуне имеет глубоких познаний об истинах отеческой веры, далеко отстоит от активного,всецелого участия в церковной жизни. Немногие из нас помышляют, прежде всего,«не о пище тленной», но о том, что приводит человека «в жизнь вечную» (Ин. 6:27).
Для сохранениястойкости в вере перед лицом любых испытаний жизненно необходимо, чтобы Православиестало не просто неким обрамлением мирской жизни, но центром, мерилом и силойвсех наших поступков, мыслей и слов.
Вот почемуи священнослужителям, и мирянам надо расширять просветительскую деятельность.Мы видим главную цель Рождественских чтений в том, чтобы голос Церкви, проповедующейИстину Христову, мог быть услышан и понят всеми людьми, жаждущими духовногопреображения — многомиллионной аудиторией средств массовой информации, учащимисяшкол и вузов, воинами и рабочими, интеллигенцией и хлебопашцами. Словом, всеми,кто жаждет слова Истины.
В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколениякак никогда оказываются востребованными.
Образованиево все времена было важной частью церковной и общественной жизни, посколькуот его состояния напрямую зависит будущее любой страны и её народа. Христианамсвойственно полагать своей неотъемлемой задачей осуществление просветительскоймиссии, в соответствии со словами Спасителя: «Идите, научите все народы» (Мф.28:19).
В связи с этим, забота о содержании, формах и методах образования, а равно и о его влияниина общество не может оставаться вне внимания Церкви. Даже в эпоху, когда религиознаяжизнь была жестко ограничена в своих проявлениях атеистической идеологией, христианеясно осознавали важность духовного воспитания подрастающего поколения, стараясь,насколько возможно, в семейном кругу привить своим чадам то, чего стремиласьих лишить пропитанная материалистическим духом система образования.
Встаёт вопрос,а для чего нужно учить? Отвечая на него, святитель Василий Великий свидетельствует:«Учить не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтобы и жили сообразнос учением». Отсюда главная задача образования — научить каждого человека следоватьуказаниям совести. Это даёт возможность укрепить в обществе духовно-нравственныенормы. Вот почему Церковь стремится к тому, чтобы и образовательный, и воспитательныйпроцессы основывались на тех вечных идеалах и ценностях, которые давали бы импульск созидательной, творческой деятельности.
К сожалению,современное образование приобрело практический, а в некоторых случаях можнодаже сказать — меркантильный характер. Более того, оно порой становится товаромс соответствующей ценой и перспективой дальнейшего умножения инвестиций, а воспитание,нравственное формирование человеческой личности часто считается делом, весьмаотдаленно относящимся к школе. При этом молчаливо предполагается, что воспитаниепринадлежит исключительно сфере семейной.
Но может ли современная семья в полной мере справиться с этой задачей? Думаем, что нет.Ибо современная семья практически утратила своё главное христианское предназначение— малой церкви, в которой муж и жена неразрывно связаны друг с другом, подобносоюзу Христа и Церкви, взаимной любовью. Дети, исполняя одно из предназначенийбрака, в своей простоте и чистоте способствуют созданию малой церкви по заветуСпасителя: «Где двое или трое собраны во имя моё, там я посреди их» (Мф. 18:20).Таков идеальный образ православной семьи, количество которых, мы надеемся, будетрасти.
Еще однойважнейшей задачей для всего нашего общества является решение проблемы детей,воспитывающихся в приютах и детских домах. Их число превышает семьсот тысяччеловек. Нынешний 2007 год объявлен Годом ребенка. И мы обязаны обратить своивзоры на эту категорию детей, большинство из которых являются сиротами при живыхродителях.
Многие православныесвященнослужители и просто верующие люди откликнулись на наш призыв брать на воспитание сирот в свои семьи. Однако мы столкнулись с очень сложными правиламиоформления опекунства и усыновления. Здесь без доброй воли и помощи государственныхвластей не обойтись.
Одним из шагов, направленных на решение этого вопроса, могло бы стать учреждение должностиУполномоченного по правам детей при Президенте Российской Федерации с широкимиполномочиями, подобно тому, как это существует в Европейском содружестве. Порасовместными усилиями раз и навсегда решить проблему сиротства и беспризорностив нашей стране. Хотелось бы, чтобы все мы осознали — будущее наших детей, а значит и всего государства, в наших руках.
Важнейшимфактором, оказывающим влияние на нравственное состояние общества, является деятельностьсредств информации. Невозможно ожидать морального преображения наших сограждан,если с экранов телевизоров, по радио, с газетных полос и Интернета на них постояннообрушивается поток негативной информации.
Одновременно,современное искусство демонстрирует и положительные примеры. Ярким образцомпопытки христианского подхода к культуре стал фильм «Остров». Однако, к сожалению,это единичное явление, между тем мы имеем богатый исторический материал, изобилующийпримерами высоконравственного отношения к людям и способный стать основаниемдля создания хороших фильмов.
Именно поэтомунаблюдаемое иногда желание вытеснить веру и религиозное сознание на перифериюобщественной жизни, сделать религию исключительно «частным делом» каждого отдельногочеловека, оставив ей исключительно область «убеждений» и тем самым изъять еёиз процессов общественной, культурной и исторической жизни народа, несомненно,должно быть признано деструктивным явлением.
Применительнок теме современной школы следует также сказать, что боязнь увидеть священникав школе, вероятно, является пережитком советского прошлого. Касательно преподаванияОснов духовно-нравственной культуры отмечу, мы выступаем за то, чтобы дети,крещеные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90%, могли знатьосновы своей религии, и преподавать это могут воцерковленные школьные учителя.Для подготовки таких кадров у нас есть учебные заведения такие, как Свято-ТихоновскийГуманитарный университет. Ведение этого предмета в школьную программу не можетбыть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, более того,это явится самым действенным средством против ослепляющих ум националистическихи экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежествеобщества и особенно его молодого поколения.
Многополярностьмировоззрений ставит сегодня задачу приобщить учащихся к широкому кругу взглядовна принципиальные вопросы. К таковым традиционно относятся проблемы возникновенияжизни, происхождение Вселенной, появление человека. И никого вреда не будетшкольнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. Осознаниечеловеком, что он является венцом творения Божия, — только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны — пусть так считают, но не навязывают этих взглядов другим.
Говоря о духовно-нравственном воспитании, нельзя обойти тему Армии. Для Церкви военнослужащиево все времена являлись важной сферой пастырского попечения, ибо они, служаотечеству, проявляют готовность отдать жизнь «за други своя». Конституцией каждомугарантировано право «совместно исповедовать религию», почему же те, кто служатсвоему народу, не всегда имеют эту возможность? Духовное состояние солдата не является чем-то второстепенным, но от него напрямую зависит внутренняя атмосферав коллективе и, в конечном счете, — боеспособность всей армии и безопасностьгосударства. Поэтому Церковь и выступает за то, чтобы те молодые православныелюди, которые служат в армии, могли бы иметь духовную пастырскую поддержку.
Уважительноеотношение к свободе человеческой личности является неотъемлемой частью цивилизованногообщества. В связи с этим хотелось бы отметить, что демократические основы устроенияжизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не толькотех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства,к каковым по данным социологических исследований относятся в России православные.
СвидетельствоЦеркви осуществляется через её присутствие во всех сферах жизни общества. Церковьимеет попечение обо всём, что затрагивает душу человека, и именно поэтому онаактивно противостоит вражде и разделениям, осуждает преступность и безнравственность,поднимает свой голос в поддержку обездоленных и страждущих, заботливо опекаетмолодое поколение.
И я всемсердцем верю, что Церковь, которая с честью преодолела трудности и трагедииушедшего века, будет во все времена стоять непоколебимой твердыней.
Патриархия. Ру
Под почетнымпредседательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 29января в Москве открылись юбилейные ХV Международные Рождественские образовательныечтения «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке». Чтения проводилаМосковская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российскойакадемии наук, Российской академии образова- ния, Московского государственногоуниверситета им.
Приветствуюучастников XV Международных рождественских образовательных чтений, проходящихпод девизом «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке». За прошедшиегоды ваш форум приобрел весомый авторитет не только в России, но и за ее пределами,стал значимым событием в церковно-общественной жизни.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.